12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Владимировна Шаранова365
Россия, Москва, Москва

Конспект урока русского языка в 3 классе с раздаточным материалом.

Тема: «Суффикс как значимая часть слова»

Цель урока: познакомить с суффиксом как значимой частью слова, начать работу над умением выделять суффикс в словах, образовывать с помощью суффикса новые слова.

Планируемые результаты

Познавательные: понимать и преобразовывать информацию, аргументировать ответ, подводить итог своей деятельности, применять алгоритм при решении практических задач, анализировать изучаемый объект.

Регулятивные: принимать учебную задачу, планировать свою деятельность.

Коммуникативные: излагать и доказывать свою точку зрения.

Личностные: формировать положительное отношение к учебной деятельности, воспитывать интерес к русскому языку.

Описание урока

Тип уро­ка - откры­тие но­вых зна­ний.

Для проведения данного урока нужна презентация и рабочие листы. Все задания ученики выполняют в рабочих листах. В конспекте урока на каждом этапе указаны соответствующие номера заданий в рабочем листе и номера слайдов презентации.

Ход урока

1. Работа со словарными словами. ЗАДАНИЕ 1. СЛАЙДЫ 2, 3.


Рабочий лист к урокуDOCX / 242.41 Кб
Презентация к урокуPPTX / 1.5 Мб

- Запишите, кто изображён на картинках. Выделите орфограммы.

Заяц, обезьяна, собака, медведь.

- К какой группе относятся эти животные? Назовите главные отличительные особенности этой группы.

Звери (млекопитающие): наличие шерсти, самки вскармливают детёнышей молоком.

- Какое животное можно исключить из списка? Почему?

Собака – домашнее животное, остальные – дикие.

2. Актуализация знаний. ЗАДАНИЕ 2. СЛАЙДЫ 4, 5.

- Прочитать текст (рабочий лист). Какой образ жизни ведёт летучая мышь?

Летучая мышь ведёт ночной образ жизни.

- Определить тип текста.

Рассуждение.

- Озаглавить текст.

«Летучая мышь»

- Найти нераспространённое предложение. Выделить подлежащее и сказуемое.

Наступает ночь.

- Что надо сделать для того, чтобы выделить приставку в слове?

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

- Выписать слова с приставками, выделить приставки. СЛАЙД 5.

Поедает, заворачивается, наступает, вылетает.

- Какое значение придают приставки этим словам?

ПО – совершение действия в течение некоторого времени, ЗА – начало действия, НА – направленность действия, ВЫ – движение изнутри.

3. Изучение новой темы ЗАДАНИЕ 3. СЛАЙДЫ 6, 7, 8, 9, 10.

- Как можно назвать маленькую мышь?

Мышка.

- Как называют детеныша мыши?

Мышонок.

- Запишите слова: мышь, мышка, мышонок. Что можно сказать об этих словах? СЛАЙД 6.

Это однокоренные слова.

- Выделите корень и окончания в словах.

- Какую часть не выделили в словах "мышка", "мышонок"?

"к", "онок"

- Часть слова, которая стоит после корня, называется суффиксом. Выделите суффиксы в словах "мышка", "мышонок". (Учитель показывает, как выделяется суффикс.)

- Суффиксов, как и приставок, в русском языке много. Каждый суффикс вносит свое значение в слова. Ученики читают правило. СЛАЙД 7.

- Для чего служат суффиксы?

Суффиксы служат для образования новых слов.

- Какая часть слова тоже служит для образования новых слов?

Приставка.

- Что такое суффикс?

Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня.

- Какую роль выполняет суффикс?

Суффикс служит для образования новых слов.

- Образуйте с помощью суффиксов новые слова (устно). СЛАЙДЫ 8, 9.

Малина – малинник, трактор – тракторист, стакан – стаканчик, шахта – шахтёр, куст – кустик.

- Что надо сделать, чтобы найти суффикс в слове? Ученики читают правило. СЛАЙД 10.

Изменить форму слова и отбросить окончание. Найти корень слова. Найти часть слова после корня - суффикс.

4. Применение новых знаний. ЗАДАНИЕ 4. СЛАЙД 11.

- Прочитайте слова. По какому признаку они разделены на 2 группы?

1 группа - имена существительные, 2 группа - имена прилагательные.

- Спишите. Выделите в словах суффиксы.

Рыбак, ягодка, слониха, ленточка, машинист.

Дождливая, кокосовое, добрейшие, утиный.

Примечание: в ходе фронтальной работы можно выделить и другие части слова (окончание, корень).

5. Систематизация знаний. ЗАДАНИЕ 5. СЛАЙД 12.

- Разделите слова на две группы.

Слова, образованные с помощью приставки.

Слова, образованные с помощью суффикса.

ОТЛЁТ

ПЕРЕХОД

ПРИГОРОД

ДОМИК

БЕРЁЗКА

РЫБАК


6. Работа с текстом. Закрепление. ЗАДАНИЕ 6.

Данное задание дети могут выполнить самостоятельно.

Ответы к заданию 6.

1) Вкусные, шубки, маленьких, холодных, зверёк.

2) Развесили, подосиновики, спрятали.

3) Белка (какая?) проворная, веселая, хлопотливая, шустрая.

4) Белки хлопочут.

5) "Хлопотливый зверек", "Белка"...

6) На еловом сучке белки развесили сушить красноголовые подосиновики, тонконогие маленькие опёнки.

7. Итог урока. СЛАЙДЫ 13, 14, 15.

а) Укажите слово с суффиксом К.

мак

лапка

язык

картина

б) Назовите слово с суффиксом ОК.

листок

урок

молоко

уголок

окно

в) Продолжите предложения.

Суффикс - это значимая часть слова.

Суффикс стоит после корня.

Суффикс служит для образования новых слов.

Чтобы найти суффикс в слове, надо найти окончание и корень. Часть слова после корня перед окончанием, и будет суффиксом.




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.