Конспект урока с мультимедийным сопровождением на тему «Моховидные» (7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока (технологическая карта урока)
Ф. И. О. педагога: .Пискунович Анна Петровна................................
Предмет: .Биология.............................................
Класс: ....7.........................................
Автор курса:…В.В. Пасечник …………………….
Тема урока: Отдел Моховидные ………………………..
Цели для ученика: образовательная – изучить особенности строения некоторых представителей моховидные, их распространение и роль в природе и в жизни человека; развивающая – продолжить отработку УУД; воспитательная – формирование экологического мировоззрения, бережного отношения к природе. Планируемые результаты: Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, узнают, что такое методы изучения природы. Описывать внешнее и внутреннее строение мхов, выделять их существенные особенности, узнать о моховидных как представителях высших споровых растений, их разнообразии, размножении и значении в природе и жизни человека, устанавливать взаимосвязь полового и бесполого поколений в жизненном цикле мхов, делать выводы о связи особенностей строения и размножения мхов со средой обитания. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. |
Цели для учителя: Сформировать умение формулировать цель и задачи урока. Формировать представление о моховидных, умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развивать интерес к предмету «Биология» Оборудование: гербарные экземпляры мха (кукушкин лен, сфагнум), инструктивные карточки.
|
||||
Тип урока: Комбинированный |
Формы и методы урока: объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная, тестовая. |
||||
Опорные понятия, термины: Ризоиды, споры, спорангии, царство, листья. |
Новые понятия: Спорофит, гаметофит, антеридии, архегонии |
||||
Формы контроля: Устный опрос, тест, проверка письменных заданий
|
Домашнее задание: изучить пар.11 заполнить таблицу. Сообщения |
||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы |
Формируемые УУД (Познавательные; коммуникативные; регулятивные)
|
|
Организационный момент |
Эмоциональная, психологическая
|
Познавательная:слушают учителя. Коммуникативная: принимают участие в диалоге с учителем. Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку |
Постановка проблемы объяснительно-иллюстративная беседа |
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают значимость предмета «Биология». Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме о новых понятиях; умеют извлечь существенную информацию из разных источников Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. |
|
Проверка домашнего задания |
Слайд 2. Отгадайте загадку: НЕ МОРЕ, НЕ ЗЕМЛЯ - КОРАБЛИ НЕ ПЛАВАЮТ,И ХОДИТЬ НЕЛЬЗЯ (болото) Как вы думаете почему сегодняшний урок мы начали с разговора о болотах? Какие ассоциации возникают у вас со словом «болото» Свяжите болото с царством растения. Опред.темы урока: МХИ(моховидные) Проверка Д/З Но кроме мхов есть в болотах и изученные ранее нами растения, которые тоже очень любят воду –ВОДОРОСЛИ. Почему водоросли относятся к низшим растениям? Какие бывают водоросли? На какие две группы делятся водоросли в зависимости от числа клеток, входящих в их состав? Какие способы размножения характерны для них? : Слайд 3Диктант «» Водоросли» Вставьте пропущенные слова в предложения. Водоросли относятся к группе ____________ растений, т.к их тело – это ____________. Если тело водоросли состоит из одной клетки, то это _________________ водоросли, а если из множества клеток – это ________________ водоросли. У водорослей есть ________________, в котором происходит фотосинтез. Хламидомонада обитает в _____________ среде. Водоросли размножаются при благоприятных условиях _______________ способом, а с наступлением неблагоприятных условий ________________ способом.
Слова для справок : Одноклеточные, Многоклеточные, Низшие, Слоевище, Хроматофор, Половое, Бесполое, Водная. |
Познавательная:слушают учителя. Коммуникативная: принимают участие в диалоге с учителем. Регулятивная: : высказывают свои мнения, выполняют задания |
Поисковая беседа |
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности
|
|
Изучение нового материала |
Слайд4 Растения про которые мы будем говорить – одни из самых древних на нашей планете. Это растения в отличие от водорослей – маленькие наземные, травянистые, у них нет одноклеточных форм. Произошли они от древних наземных растений псилофитов – потомков прибрежных водорослей. Выделяют в отделе 2 класса. Найдите в учебнике, какие именно классы выделяются в данном отделе. ( Дети отвечают.) Печеночники и Листостебельные. (слайд5) Строение листостебельных мхов на примере кукушкина льна. Класс Печеночники Численность 6 тыс. видов; Представители: маршанция, риччия; Примитивные, очень древние растения, тело представлено слоевищем; Размножаются половым путем, а также вегетативно. Слайд6 Класс Листостебельные Выполнить лаб работу по изучению строения. (работа в минигруппах) С помощью лупы рассмотреть гербарный экземпляр кукушкина льна. Найти органы из которых складывается целостный организм. Сделать рисунок в тетрадь с надписями. ( У льна такие же тонкие вытянутые стебли и листья, а коробочка мха похожа на сидящую на ветке кукушку). Слайд7 Сфагнум может заменить йод и вату при ранениях – дезинфицирует и впитывает кровь Слайд8 Меж клюквы и морошки Жилец лесных болот, На кочке мох без ножки Куда ни глянь, растёт, Он снизу седоватый, Повыше – зеленей. Коль нужно будет ваты, Нарви его скорей! На кустиках поляны Подсушен в летний зной, Он партизанам раны Лечил в глуши лесной. Вс. Рождественский Слайд9. Сфагнум содержит вещество сфагнол, препятствующее развитию гнилостных бактерий. Известны случаи, когда при торфяных разработках находили неразложившиеся трупы людей и животных. Так в Англии был найден провалившийся в болото несколько веков назад закованный в латы рыцарь вместе с лошадью. Слайд10.Физменутка. Представте что вы попали в болото встаньте и попытайтесь вылезти Слайд11.Разбераем жизненный цикл мха Слайд12 Значение мохообразных: Положительное Формируют грунт Заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии. Являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий. Корм, материал для строительства гнезд. Образуют залежи торфа. Это топливо, удобрение, стройматериал, подстилка скоту; сорбент для очистки редких металлов; сырье химической промышленности (производство этилового и метилового спирта, парафина, воска, дегтя, фенола). В медицине: перевязочный, бактерицидный материал В экологии: очистка сточных вод, горнодобывающих шахт. Ухудшают продуктивность пахотных земель, вызывая их заболачивание. Отрицательные: Вытесняют на лугах ценные кормовые травы.
|
Слушают, работают по заданиям в рабочей тетради. Познавательная: отвечают на вопросы. Коммуникативная: строят понятные для партнера высказывания. Заполнение таблицы сравнительная характеристика сосны и ели Регулятивная: высказывают свои мнения на основе работы с учебником, высказываниями одноклассников, учителя. Коммуникативная: принимают участие в диалоге с учителем |
Объяснение нового материала Работа в группах |
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнениедругих участников образовательного процесса. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи |
|
Закрепление нового материала |
- С какими чудесами природы вы сегодня впервые познакомились? Что вам показалось самым интересным? Полезным для природы и человека? Жизненно необходимым для природы и человека? |
Познавательная: отвечают на вопросы. Коммуникативная: строят понятные для партнера высказывания. принимают участие в диалоге с учителем Регулятивная: высказывают свои мнения на основе работы с учебником, высказываниями одноклассников, учителя
|
Поисковая беседа |
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнениедругих участников образовательного процесса. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи |
|
Контроль |
Проверка знаний Выставление оценок(также осуществляется по ходу урока) |
Познавательная: узнают систему оценивания. Регулятивная: высказывают свои мнения Коммуникативная: принимают участие в диалоге с учителем |
беседа |
Познавательные: систематизируют собственные знания. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, Регулятивные: замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи |
|
Рефлексия |
Достигнуты ли нами цели урока? (слайд 18) -Как вы оцените сегодняшний урок? А свою работу на уроке? (Можно обсудить). Не забудьте сдать листочки с оценкой урока и самооценкой. |
Познавательная: отвечают на вопросы. Коммуникативная: строят понятные для партнера высказывания. Заполнение таблицы сравнительная характеристика сосны и ели Регулятивная: высказывают свои мнения на основе работы с учебником, высказываниями одноклассников, учителя. Коммуникативная: принимают участие в диалоге с учителем |
Отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение |
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке |
|