Конспект урока "Селекция растений и животных"

0
0
Материал опубликован 26 May

Тема урока: Селекция растений и животных.

Урок биологии в 10 классе.

Цель урока:формировать представления о селекции как науке, ее методах, целях и результатах; показать, что теоретической основой селекции является генетика.

Задачи урока:

Образовательные:

сформировать знания о методах селекции;

показать значение селекции в жизни человека;

сформировать представления об особенностях селекции живых организмов;

сформировать умение понимать смысл терминов: селекция, сорт, порода, штамм, искусственный отбор, бессознательный отбор, индивидуальный отбор, массовый отбор.

Развивающие:

продолжать развитие умений работать с информацией: анализировать полученную в ходе урока информацию, выделять главное в изучаемом материале, обобщать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; развивать использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции; развивать умение слушать и понимать речь других людей, умение самостоятельно организовывать учебное занятие.

Воспитательные:

формировать экологическую культуру: осознание бережного отношения к биологическим объектам.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Методы обучения: информационного-рецептивный, частично-поисковый.Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устные, письменная проверка и самопроверка и взаимопроверка результативности овладения знаниями, умениями и навыками. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

Технологии: элементы технологии проблемного диалога, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Результаты:

Личностные:Понимать значение селекционной работы для развития экономики и хозяйства страны, способствовать выбору будущей специальности (селекционер, агроном).

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Метапредметные:

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать методы селекции;

находить по заданным критериям информацию для объяснения механизма передачи признаков и свойств из поколения в поколение и возникновения отличий у потомков;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выявлять причинно-следственные связи.

Базовые исследовательские действия:

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам своей работы.

Работа с информацией:

преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему, рисунок в схему);

находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами;

запоминать и систематизировать биологическую информацию.

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

выражать себя (свою точку зрения) в устных текстах;

вести переговоры;

проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи;

публично представлять результаты выполненного биологического опыта.

Совместная деятельность:

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в малой группе, принятие решений группой);

делать выбор и брать ответственность за решение;

определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии;

работать по плану, сверять свои действия с целью.

Самоконтроль (рефлексия):

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии.

Эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций.

Принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Предметные:

Различать по изображениям, схемам и описаниям методы селекции.

Выделять существенные признаки методов селекции, характеризовать их.

Выявлять практическую значимость селекции в хозяйственной деятельности человека.

Понимать смысл биологических терминов: селекция, гибридизация, сорт, порода, штамм, отбор.

Описывать формывлияния человека на природу.

Оборудование: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку; листы с заданиями; дополнительная литература. Оценочные листы.


План урока:


1.Оргмомент. – 2 минуты

Здравствуйте! Все готовы к уроку, присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Природа не для всех очей

Покров свой тайный подымает:

Мы все равно читаем в ней,

Но кто, читая, понимает? (Дмитрий Веневитинов)

Как Вы понимаете это высказывание? Сегодня мы постараемся приоткрыть еще одну тайну живой природы, которую человек научился использовать в своих целях.

Учитель использует различные приемы мотивации обучающихся детей: эмоциональные методы мотивирования - поощрение (одобрение, похвала, подбадривание); познавательные методы (опора на жизненный опыт).


Обучающиеся приветствуют учителя, слушают его, отвечают на вопросы, понимают значение знаний для человека и принимают его.

ЛУУД: формирование познавательной мотивации, желания выполнять учебные действия.

МУУД: Волевая саморегуляция.Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

2. Актуализация знаний. 2 мин

Какие свойства живой природы мы рассматривали на предыдущих уроках?

Какая наука изучает данные свойства?

Для чего мы их изучаем?

Как вы знаете, одной из главных физиологических потребностей человека является - потребность в еде. Эта потребность была присуща первобытному человеку и человеку современному. В современном мире много стран, население которых, голодает и многие семьи не знают, что будет, есть их семья на обед. Это страны Африки и Латинской Америки. Продовольственная проблема - глобальная проблема человечества. Решить эту проблему помогает такая наука, как селекция, с которой мы сегодня и познакомимся.

На экране представлены изображения продовольственной проблемы.

В ходе подводящего диалога с опорой на иллюстрации дети формулируют тему урока.

Обучающие составляют произвольное речевое высказывание в устной форме, извлекают информацию из собственного жизненного опыта.

Принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

ПУУД:обобщать полученные ранее знания, анализировать информацию, представленную в виде иллюстрации.

МУУД: доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи, понимать возможность различных точек зрения на вопрос, уметь обосновывать собственное мнение.Исправлять и оценивать свои знания и знания одноклассников. Анализировать и дифференцировать полученные ранее знания.

ЛУУД: Осмысливать тему урока.Самоопределение

3. Проблематизация (постановка проблемы) выявление места и причины затруднения. (Фронтальная работа).2 мин

- Посмотрите на слайд.Ребята, что тут изображено? (Демонстрация пород животных и сортов растений).

- Как называется наука изучающая выведение новых пород животных и сортов растений?

Объявление темы урока. (слайд) (запись в тетради)

Итак, давайте определим, что же такое селекция? Селекция – от лат. «selectio» - отбор. Что же это за наука? Формулируем определение понятия «селекция». Запись определения:

Высказывают свои предположения: …

Анализируют информацию, используя субъектный опыт, высказывают свое мнение, формулируют ответ.

Отвечают на вопрос, но допускают ошибки.

Объясняют возникшее затруднение, как учебную проблему

Формулируют проблему: «Не знают как называется этанаука»

Уточняют формулировку проблемы: «Не смогли ответить на вопрос, т.к. у нас недостаточно знаний для этого».

МУУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.Корректировать свои знания. Построение речевого высказывания.

ПУУД: анализировать информацию и обобщать факты.Логическое формулирование проблемы

ЛУУД: ответственное отношение к выполнению учебных задач; готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма; уважительное отношение к другому человеку, его мнению.Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивов.


4. Постановка целей (целеполагание) и планирование учебной деятельности (фронтальная работа)2 мин

-Любую проблему нужно решать и для этого надо поставить цель.

-Конкретизируйте цель, что именно вы должны узнать сегодня?

- Задачи?

-Для решения проблемы и достижения цели необходимо продумать план нашей работы. Я вам помогу.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение по учебной проблеме.

-Цель: Познакомиться с особенностями селекции растений и животных

-Задачи: Познакомиться сметодами, используемыми при селекции растений и животных.

Узнать о значении селекции для человека.

Совместно с учителем структурируют поисковую информацию, составляют кластер

Учащиеся воспринимают информацию о критериях и формах оценивания собственной учебной деятельности.

Учащиеся при дозированной помощи учителя осуществляют планирование.

Осуществляют самооценку по умениям формулировать проблему, цель, планировать учебную деятельность.


МУУД: определять и формулировать цель учебной деятельности; составлять план достижения цели, осознавать конечный результат; уметь обосновывать собственное мнение.Планировать учебное сотрудничество со сверстниками.

ПУУД: самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения. Перерабатывать информацию для получения нового результата.Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

5.Открытие новых знаний - 20

(фронтальная работа)

Итак, давайте определим, что же такое селекция?

Что же это за наука? Формулируем определение понятия «селекция». Давайте посмотрим какова основная задача селекции в учебнике (с. 111 в учебнике).

ПУУД: пользоваться дополнительными источниками информации, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

МУУД: выдвигать версии решения проблемы, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Работа в группах. Учащиеся работают с карточками.

Сейчас на несколько минут представим, что мы селекционеры.У вас на столах есть карточки. Внимательно прочитайте текст, обсудите его в группе и сформулируйте ответ, запишите ответ в тетради.

Время-3 минуты. (задания группам выдаются заранее)

Первое задание: Представьте, что вы селекционеры, вам необходимо создать новый сорт томатов, которые будут выращиваться для приготовления томатного сока? Какую цель вы перед собой поставили? Какими признаками бы вы наделили свой сорт? Почему?

Второе задание: Представьте, что вы селекционеры,вам необходимо вывести новый сорт томата, пригодного для механизированной уборки плодов. Какими признаками вы наделили бы свой сорт? Почему?

Третье задание:В Алтайском крае (в Солонешенском районе) можно встретить страусиные фермы. Как вы думаете, какие цели ставят перед собой фермеры, занимаясь страусоводством? Какой прок от них? В каком направлении может идти селекционная работа страусов?

Четвертое задание: Представьте, что вы селекционеры, вам попали в руки разработки британских ученых. Британские ученые планируют генетически модифицировать ель, объединив их генотип с генами медуз и светлячков. Какую цель преследуют ученые? Какими признаками будет обладать модифицированное растение? Почему?

Пятое задание:Рассмотрите набор муляжей «Дикая форма груши и культурные сорта». Определите, какой плод принадлежит дикой форме? Чем отличаются культурные сорта от дикой формы? В каком направлении идет селекционная работа по выведению новых культурных сортов?

Шестое задание: Рассмотрите набор муляжей «Сорта яблок». Чем отличаются плоды разныхсортов друг от друга? Какие цели преследовали селекционеры при выведении этих сортов?

Какие методы, по вашему мнению, используют селекционеры при выведении новых пород животных и сортов растений.

Прочитайте текст в паре. Заполните пропуски в кластере.

Отбор и гибридизация являются основными и традиционными методами селекции растений.Первоначально в основе селекции лежал искусственный отбор, когда человек отбирает растения или животных с интересующими его признаками. До XVI— XVII веков отбор происходил бессознательно: то есть человек, например, отбирал для посева лучшие, самые крупные семена пшеницы, не задумываясь о том, что он изменяет растения в нужном ему направлении. Только в последнее столетие человек, еще не зная законов генетики, стал использовать отбор сознательно или методично, скрещивая те растения, которые удовлетворяли его в наибольшей степени.

Методический отбор селекционеры подразделяют на массовый и индивидуальный.Применяя массовый или индивидуальный отбор, селекционер не создает ничего нового, а выделяет растения с полезными качествами, уже имеющиеся в популяции. При индивидуальном отборе человек выбирает одну особь с интересующими его признаками и получает от нее потомство. При массовом отборе берут группу организмов с общим признаком и получают в их потомстве чистые линии. Этим методом выведены многие сорта, в том числе так называемые сорта народной селекции, например, знаменитый по своим качествам сорт яблони Антоновка.

Однако методом отбора человек не может получить принципиально новых свойств у разводимых организмов, так как при отборе можно выделить только те генотипы, которые уже существуют в популяции. Поэтому для получения новых пород и сортов животных и растений применяют гибридизацию (скрещивание), скрещивая растения с желательными признаками и, в дальнейшем, отбирая из потомства те особи, у которых полезные свойства выражены наиболее сильно.

В селекции применяют 2 вида гибридизации.

Инбридинг – родственная гибридизация. Скрещивание между братьями и сестрами или между родителями и потомством ведет к гомозиготности и часто сопровождается ослаблением животных, уменьшению их устойчивости к неблагоприятным условиям, снижению плодовитости. У растений ослабление не проявляется. Тем не менее инбридинг применяют с целью закрепления характерных хозяйственно ценных признаков.

Аутбридинг – неродственная гибридизация. Это скрещивание сопровождается строгим отбором, что позволяет усиливать и поддерживать ценные качества породы.

В первом поколении гибридов повышается жизнеспособность и наблюдается мощное развитие (более крупные размеры), более высокая урожайность, более активный синтез органических веществ. Данное свойство называется гетерозис.Объясняется гетерозис переходом многих генов в гетерозиготное состояние и взаимодействием благоприятных доминантных генов. С каждым поколением гетерозис ослабевает.


Теперь мы можем назвать методы селекции?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Читают текст, обсуждают его в паре. Осуществляют самоконтроль

Формулируют предположения.

При изучении нового материала обучающиеся в группах самостоятельно работают с рисунками и ищут сходства и различия периодов влияния человека на природу под контролем учителя. Учитель делит детей на группы –которые работают с текстом и дополнительными источниками информации, выполняя свои задания.

Каждая группа создает продукт обработки информации.

Обучающиеся анализируют, воспринимают, интерпретируют и обобщают информацию.

Продолжают формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии; продолжают формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; продолжают формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

МУУД: уметь обосновывать собственное мнение, доносить свою позицию до других, понимать прочитанное, организовывать учебное взаимодействие в малой группе.Информационный поиск; анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение; Знаково-символические действия (кодирование/ декодирование); Построение речевого высказывания.

ПУУД:Учатся выделять существенные признаки объектов.

ЛУУД: Ответственное отношение к выполнению учебных задач; готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма; уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

6. Физкультминутка. 1-2 мин.

Выберите правильные суждения. Если суждение верное встаньте. Если нет – поднимите обе руки.

В основе селекции лежит наука генетика.

Самым первым, как метод селекции, появился искусственный отбор.

Селекцию используют только для решения продовольственной проблемы.

Инбридинг – это близкородственное скрещивание.

Выполняют задания.

ПУУД: анализировать и оценивать достоверность информации, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

МУУД: Учатся переключаться на другой вид деятельности.

ЛУУД: Формируют представление о значении физкультминутки.

7. Закрепление и применение знаний – 6 мин.

Решите задачу.

Предлагаю вам вспомнить учебную проблему, с которой вы столкнулись в начале урока. Фронтальный опрос.

-Как вам удалось ее решить?

-Вспомните, основную проблемную задачу урока. Сможете ли вы теперь объяснить, почему взаимодействие человека с природой делят на эпохи?

-Вернемся к слайду. Назовите какие эпохи изображены.

-Возьмите «Оценочные листы», оцените свою работу и обменяйтесь, проведите взаимоконтроль.

Обучающиеся отвечают на проблемный вопрос: изучив новый материал.

Обобщают полученные знания, отрабатывают основные понятия.

Слушают учителя и друг друга.

МУУД: Оценивают результаты своей работы. Осуществляют взаимооценку.

ПУУД: анализируют и оценивают достоверность информации, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.Обобщают и структурируют полученные знания.

ЛУУД: оценивают ситуации и поступки. Самоопределение.Осознают

важность данной темы.

8. Рефлексия "Рюкзак достижений"(5 мин)

«Сегодня на уроке я положил в свой учебный рюкзак…

Сегодня на уроке я повторил …

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

Я готов помочь… »

Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход».

МУУД: Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

ЛУУД: Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом. Самооценка.

9. Домашнее задание. 3 мин.

- п.24, пересказ, составить план ответа по изученному материалу;

- подготовить доклад по теме «Биотехнология»;

- подготовить буклет «Вклад отечественных ученых (Н.И.Вавилова, Г.Д. Карпеченко, И.В. Мичурин и др.) в развитие селекции».

Учитель комментирует дифференцированное домашнее задание.

Обучающиеся осмысливают объем задания.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.