Конспект урока окружающего мира на тему «Разнообразие растений и животных» (1 класс)
Конспект урока
Класс: 1
Предмет: окружающий мир
Тема: Разнообразие растений и животных
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель урока: Формировать представления о разнообразии растений и животных, готовности к природоохранной деятельности.
Задачи урока: Предметные задачи урока: обобщить знания учащихся о живой природе, о её разнообразии и изменчивости; уточнить зависимость живой природы от условий окружающей среды; способствовать расширению кругозора детей; дифференцировать понятие «живая природа» от понятия «растения» и «животные»; способствовать развитию наблюдательности, умению делать выводы.
Метапредметные задачи урока:
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ: ориентироваться на страницах учебника, понимать приведенные в нем знаки, в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
РЕГУЛЯТИВНАЯ: формировать у учащихся умения: принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
КОММУНИКАТИВНАЯ: понимать, что у людей могут быть зазличные точки зрения, в том числе и несовпадающие с его собственной, строить понятные для партнера высказывания;
ЛИЧНОСТНАЯ: создать условия для формирования интересак учебной деятельности и к учебному материалу; воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитательные:
Воспитание познавательного интереса.
Воспитание умения общаться:
-
учитель – ученик
ученик - ученик
План урока
этапы урока / задача этапа |
деятельность учителя |
деятельность обучающихся |
формируемые УУД |
Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Задача этапа: Проверка готовности учащихся к дальнейшему изучению материала |
- Ребята, урок – это мгновение, мне очень хочется, чтобы за это мгновение вы успели сделать как можно больше разных открытий, получить множество знаний. - А чтобы мы лучше слышали, лучше видели и запоминали: 1) помассируйте правой рукой левый мизинец и наоборот 2) надавите подушечками пальцев на затылок (3 раза) 3) помассируйте мочки ушей - Сегодня у нас на уроке гости, давайте поприветствуем гостей. - Тихонько садитесь. |
Делают разминку Повернулись к гостям сели |
|
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Задача этапа: Повторение ранее изученного материала, подведение к теме урока |
- Ребята, рассмотрите выставку ваших рисунков. Какие они все красивые! - Скажите, а чему посвящены рисунки, какова их тема? (природа) - А что такое природа? - Красивые пейзажи природы наполняют душу человека восторгом. Интерес к природе безграничен; сколько тайн и загадок несут в себе царства природы. Очень многое мы еще не знаем о природе, но, несмотря на это, у каждого человека это слово вызывает только приятные ассоциации и воспоминания: луга с полевыми цветами, белоствольные берёзки, чистые ручейки и озёра, леса с перезвоном птичьих голосов. Общаясь с природой, человек отдыхает душой. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё множество обитателей и наш общий дом – природа. - Вспомните, на какие 2 группы мы можем поделить всю природу? - Назовите царства живой природы. - По каким признакам вы определили живую природу? На доске прикреплен пейзаж, по классу развешаны картинки с объектами живой природы, возле пейзажа картинки неживой природы. Классификация растений и животных Работа в группах Первая группа будет ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ, а остальные две – ЗООЛОГАМИ и БОТАНИКАМИ. - Скажите, а что изучают зоологи? А ботаники? Зоологи и ботаники получают ребусы. Разгадав ребусы, вы определите, какая из групп зоологи, какая ботаники. - Исследователи получают бортжурнал, в который должны занести отличительные признаки растений от животных. Приступайте к работе. - Так, группы, готовы? Кто ботаники? А зоологи? - Молоды. Теперь я хочу вам предложить дорисовать картину природы, тем самым обозначим тему урока. Но рисовать будете не красками, а уже готовыми объектами природы, которые видите в классе. - Ваша задача: совещаетесь, рассматриваете объекты природы, находите своего представителя и «дорисовываете» картину (один представитель от группы должен распределить картинки на доске). -Итак, работа готова. Группа исследователей, оцените работу зоологов и биологов. Молодцы. (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие – животные; дерево, куст, травянистое растение – растения) |
Рассматривают рисунки Дают определение природе (живая и неживая) ( Это всё дышит, питается, размножается, растёт) Объединяются в группы Разгадывают ребусы Работают с бортжурналом Выступление групп «дорисовывают» картину природы объектами |
|
Выявление причин затруднения и постановка цели урока (целеполагание) Задача этапа: Подвести учащихся к теме урока, выведению цели урока и задач. |
- Так как вы думаете, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (дети высказываются) - Откройте учебник на страницах 28-29 - Уточните тему. Как вы думаете, какие слова главные - разнообразие или растения и животные? - А как вы понимаете слово разнообразие? (разный образ) - Животный и растительный мир богат и разнообразен. Мы встречаем наших любимых зверей, птиц, цветы, деревья везде, все они абсолютно разные, совершенно не похожие друг на друга. - Ребята, исходя из темы урока, что планируете узнать? Какова цель? К своему ответу добавьте действие Узнать Познакомиться - Ребята, а чтобы добиться цели, что будем делать? Показ опорных схем: |
Работают по учебнику Дают ответы (познакомиться с разнообразием растений и животных). работать в парах, в группах, добывать информацию из учебника, работать с тетрадью, задавать вопросы, отвечать, делать вывод. |
|
Основной этап Задача этапа: Познакомить детей с разнообразием растений и животных |
Работа в группах. - Мы с вами знаем огромное количество растений и животных, но, на планете есть такие виды, которых трудно определить к какому-либо из этих царств. Сегодня вам всем предстоит побыть исследователями. Исследовать некоторые виды растений и животных. Для этого мы разделимся на группы по 4 человека. Каждой группе я выдаю карточку с представителем живой природы, вы должны: - Задача: рассмотреть картинку прочитать, определить, к царству животных или растений относится этот объект, в чем уникальность этого представителя. - Затем представитель выскажет мнение группы всему классу. Учащимся раздаются иллюстрация с характеристикой животных и растениях: актинии, кораллы, колибри, лиана, секвойя, карликовая береза. - Ребята, закончили работу. Посмотрите на меня. На какой вопрос вы искали ответ? - Прежде, чем ответить на данные вопросы, я попрошу выступить группе ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ. Итак, на какой вопрос вы искали ответы? (определить, чем животные отличаются от растений) - Пожалуйста, один представить от группы, выскажите, что же вы выяснили.
- Итак, представитель первой группы, выходите, рассказывайте, о вашем объекте природы. Актиния О ком нам рассказала первая группа? - Это животное или растение? - Итак, к какой группе мы отнесем это животное? - Группу животных, к которым относится актиния, вы будете изучать в 6 классе. Лиана - Подумайте, лиана, это дерево, кустарник, трава? Кораллы - О ком нам рассказала вторая группа? - Подумайте, к какому виду животных относятся кораллы? - Верно, мы не знаем еще такую группу. Секвойя - Возникает ли вопрос, к какой группе растений отнести этот вид? (нет) - А в чем уникальность этого вида растений? Колибри - О ком рассказала третья группа? - К какому виду животных относится колибри? (птица) Карликовая береза -Да, здесь посложней, карликовая береза – все-таки дерево или кустарник? - Итак, как Физминутка Обобщение и систематизация знаний. Работа с учебником. (с.28- 29) - Рассмотрите картинки в учебнике, каких животных вы видите? - А какое разнообразие растений можно увидеть? - Рассмотрите растения. Сравните, обсудите различия. -Прочитайте вопрос глобуса: Есть ли среди этих растений деревья? - Найдите стебель у секвойи и вьюнка. Работа в парах - У каждой пары набор картинок представителей двух царств. Пара должна каждое животное приклеить в свой бортжурнал, дополнив схему. - Ребята на нашей планете очень много различных видов, о которых мы еще не знаем. Мы с вами познакомились лишь с маленькой частью растений и животных, на самом деле мир этих царств очень разнообразен, каждый представитель по-своему интересен. |
Делятся на малые группы Объединяются в группы и дают характеристику объектам природы Ответы исследователей - Они разные. У них разный внешний вид. Растения не двигаются, только раскачиваются, а животные ходят. Выступление групп Работают с учебником Работают в парах |
|
Подведение итогов урока Задача этапа: Подвести итоги работы класса на уроке |
- Что узнали новое? - Чему вы удивились на уроке? - Оправдались ли ваши ожидания, с которыми вы шли на урок? Вывод: Мы являемся хозяевами нашей природы, и она кладовая солнца для нас с великими сокровищами жизни. Мало того, что сокровища надо охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна вода, следовательно, будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях ценные животные, значит, будем охранять их место обитания. А человеку нужна Родина, а охранять природу, значит, любит Родину. И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. |
ответы |
|
Рефлексия Задача этапа: Определить, какой вид деятельности был для учащихся наиболее интересен |
Ребята, сегодня на уроке мы с вами очень хорошо поработали. Скажите, что мы делали? - Ребята, а кто догадается, почему сегодня у нас вместе с листиками появились и снежинки, да сколько их много! - А теперь, пожалуйста, приклейте осенний листик или снежинку на тот вид деятельности, который вам больше всего понравился. |
Ответы детей Выходят сначала девочки ботаники, затем мальчики, …. |
|
Домашнее задание Задача этапа: |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Разнообразие растений и животных
Учитель: Беляева Елена Анатольевна
УМК система развивающего обучения Л.В. Занкова
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: Окружающий мир ( авторы: Дмитриева Н.Я., Казакова А. Н.) 1 класс
ТИП УРОКА: Урок «открытия» нового знания
Форма урока: урок – исследование (практикум)
Методы обучения на уроке: методы исследования - целенаправленное наблюдение за объектом для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
информационные методы - использование мультимедийной презентации.
Цель:
Формировать представления о разнообразии растений и животных, готовности к природоохранной деятельности.
Предметные задачи урока: обобщить знания учащихся о живой природе, о её разнообразии и изменчивости; уточнить зависимость живой природы от условий окружающей среды; способствовать расширению кругозора детей; дифференцировать понятие «живая природа» от понятия «растения» и «животные»; способствовать развитию наблюдательности, умению делать выводы.
Метапредметные задачи урока:
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ: ориентироваться на страницах учебника, понимать приведенные в нем знаки, в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
РЕГУЛЯТИВНАЯ: формировать у учащихся умения: принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
КОММУНИКАТИВНАЯ: понимать, что у людей могут быть зазличные точки зрения, в том числе и несовпадающие с его собственной, строить понятные для партнера высказывания;
ЛИЧНОСТНАЯ: создать условия для формирования интересак учебной деятельности и к учебному материалу; воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитательные:
Воспитание познавательного интереса.
Воспитание умения общаться:
-
учитель – ученик
ученик - ученик
Используемое программное обеспечение:
Дмитриева Н.Я., Казакова А. Н. Учебник “Мы и окружающий мир”;
коллекция насекомых и пауков;
коллекция растительного мира;
аудио-энциклопедия, видеофильм;
фотографии, рисунки с изображением различных растений и животных.
Подготовительная работа:
доклады для учащихся о животных и растениях:
-
Страус Эму;
Удав;
Электрический скат;
Синий кит;
Верблюд;
Колибри;
Секвойя;
Бамбук.
Карликовая береза;
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Определение и формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация опорных знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)