12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Беляева Елена Анатольевна35
Высшее образование – специалитет Белгородский Государственный Университет Специальность педагогика и методика начального образования Квалификация учитель начальных классов
Россия, Белгородская обл., Борисовка
1

Конспект урока на тему «Разнообразие растений и животных»

Конспект урока

Класс: 1

Предмет: окружающий мир

Тема: Разнообразие растений и животных

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель урока: Формировать представления о разнообразии растений и животных, готовности к природоохранной деятельности.


 

Задачи урока: Предметные задачи урока: обобщить знания учащихся о живой природе, о её разнообразии и изменчивости; уточнить зависимость живой природы от условий окружающей среды; способствовать расширению кругозора детей; дифференцировать понятие «живая природа» от понятия «растения» и «животные»; способствовать развитию наблюдательности, умению делать выводы.

Метапредметные задачи урока:

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ: ориентироваться на страницах учебника, понимать приведенные в нем знаки, в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

РЕГУЛЯТИВНАЯ: формировать у учащихся умения: принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

КОММУНИКАТИВНАЯ: понимать, что у людей могут быть зазличные точки зрения, в том числе и несовпадающие с его собственной, строить понятные для партнера высказывания;

ЛИЧНОСТНАЯ: создать условия для формирования интересак учебной деятельности и к учебному материалу; воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитательные:

Воспитание познавательного интереса.

Воспитание умения общаться:

  1. учитель – ученик

    ученик - ученик


 

План урока


 

этапы урока / задача этапа

деятельность учителя

деятельность обучающихся

формируемые УУД

Организационный

момент (мотивация к учебной деятельности)

Задача этапа:

Проверка готовности учащихся к дальнейшему изучению материала

- Ребята, урок – это мгновение, мне очень хочется, чтобы за это мгновение вы успели сделать как можно больше разных открытий, получить множество знаний.

- А чтобы мы лучше слышали, лучше видели и запоминали:

1) помассируйте правой рукой левый мизинец и наоборот

2) надавите подушечками пальцев на затылок (3 раза)

3) помассируйте мочки ушей

- Сегодня у нас на уроке гости, давайте поприветствуем гостей.

- Тихонько садитесь.

Делают разминку

Повернулись к гостям

сели

 

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Задача этапа:

Повторение ранее изученного материала, подведение к теме урока

- Ребята, рассмотрите выставку ваших рисунков. Какие они все красивые!

- Скажите, а чему посвящены рисунки, какова их тема? (природа)

- А что такое природа?

- Красивые пейзажи природы наполняют душу человека восторгом. Интерес к природе безграничен; сколько тайн и загадок несут в себе царства природы. Очень многое мы еще не знаем о природе, но, несмотря на это, у каждого человека это слово вызывает только приятные ассоциации и воспоминания: луга с полевыми цветами, белоствольные берёзки, чистые ручейки и озёра, леса с перезвоном птичьих голосов. Общаясь с природой, человек отдыхает душой.

Но кроме нас, людей, на планете есть ещё множество обитателей и наш общий дом – природа.

- Вспомните, на какие 2 группы мы можем поделить всю природу?

- Назовите царства живой природы.

- По каким признакам вы определили живую природу?

На доске прикреплен пейзаж, по классу развешаны картинки с объектами живой природы, возле пейзажа картинки неживой природы.

Классификация растений и животных

Работа в группах
- А теперь поработаем в группах. Я вас прошу не забывать правила работы в группах.

Первая группа будет ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ, а остальные две – ЗООЛОГАМИ и БОТАНИКАМИ.

- Скажите, а что изучают зоологи? А ботаники?

Зоологи и ботаники получают ребусы. Разгадав ребусы, вы определите, какая из групп зоологи, какая ботаники.

- Исследователи получают бортжурнал, в который должны занести отличительные признаки растений от животных. Приступайте к работе.

- Так, группы, готовы? Кто ботаники? А зоологи?

- Молоды. Теперь я хочу вам предложить дорисовать картину природы, тем самым обозначим тему урока. Но рисовать будете не красками, а уже готовыми объектами природы, которые видите в классе.

- Ваша задача:

совещаетесь, рассматриваете объекты природы,

находите своего представителя и «дорисовываете» картину (один представитель от группы должен распределить картинки на доске).

-Итак, работа готова. Группа исследователей, оцените работу зоологов и биологов. Молодцы.

(насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие – животные; дерево, куст, травянистое растение – растения)

Рассматривают рисунки

Дают определение природе

(живая и неживая)

( Это всё дышит, питается, размножается, растёт)

Объединяются в группы

Разгадывают ребусы

Работают с бортжурналом

Выступление групп

«дорисовывают» картину природы объектами

 

Выявление причин

затруднения и постановка цели урока (целеполагание)

Задача этапа:

Подвести учащихся к теме урока, выведению цели урока и задач.

- Так как вы думаете, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

(дети высказываются)

- Откройте учебник на страницах 28-29

- Уточните тему. Как вы думаете, какие слова главные - разнообразие или растения и животные?

- А как вы понимаете слово разнообразие? (разный образ)

- Животный и растительный мир богат и разнообразен. Мы встречаем наших любимых зверей, птиц, цветы, деревья везде, все они абсолютно разные, совершенно не похожие друг на друга.

- Ребята, исходя из темы урока, что планируете узнать? Какова цель? К своему ответу добавьте действие Узнать Познакомиться

- Ребята, а чтобы добиться цели, что будем делать?

Показ опорных схем:

Работают по учебнику

Дают ответы

(познакомиться с разнообразием растений и животных).

работать в парах, в группах, добывать информацию из учебника, работать с тетрадью, задавать вопросы, отвечать, делать вывод.

 

Основной этап

Задача этапа:

Познакомить детей с разнообразием растений и животных

Работа в группах.

- Мы с вами знаем огромное количество растений и животных, но, на планете есть такие виды, которых трудно определить к какому-либо из этих царств. Сегодня вам всем предстоит побыть исследователями. Исследовать некоторые виды растений и животных. Для этого мы разделимся на группы по 4 человека. Каждой группе я выдаю карточку с представителем живой природы, вы должны:

- Задача:

рассмотреть картинку

прочитать,

определить, к царству животных или растений относится этот объект,

в чем уникальность этого представителя.

- Затем представитель выскажет мнение группы всему классу.

Учащимся раздаются иллюстрация с характеристикой животных и растениях: актинии, кораллы, колибри, лиана, секвойя, карликовая береза.

- Ребята, закончили работу. Посмотрите на меня. На какой вопрос вы искали ответ?

- Прежде, чем ответить на данные вопросы, я попрошу выступить группе ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ. Итак, на какой вопрос вы искали ответы? (определить, чем животные отличаются от растений)

- Пожалуйста, один представить от группы, выскажите, что же вы выяснили.


 

- Итак, представитель первой группы, выходите, рассказывайте, о вашем объекте природы.

Актиния

О ком нам рассказала первая группа?

- Это животное или растение?

- Итак, к какой группе мы отнесем это животное?

- Группу животных, к которым относится актиния, вы будете изучать в 6 классе.

Лиана

- Подумайте, лиана, это дерево, кустарник, трава?

Кораллы

- О ком нам рассказала вторая группа?

- Подумайте, к какому виду животных относятся кораллы?

- Верно, мы не знаем еще такую группу.

Секвойя

- Возникает ли вопрос, к какой группе растений отнести этот вид? (нет)

- А в чем уникальность этого вида растений?

Колибри

- О ком рассказала третья группа?

- К какому виду животных относится колибри? (птица)

Карликовая береза

-Да, здесь посложней, карликовая береза – все-таки дерево или кустарник?

- Итак, как

Физминутка

Обобщение и систематизация знаний.

Работа с учебником. (с.28- 29)

- Рассмотрите картинки в учебнике, каких животных вы видите?

- А какое разнообразие растений можно увидеть?

- Рассмотрите растения. Сравните, обсудите различия.

-Прочитайте вопрос глобуса: Есть ли среди этих растений деревья?

- Найдите стебель у секвойи и вьюнка.

Работа в парах

- У каждой пары  набор картинок представителей двух царств. Пара должна каждое животное приклеить в свой бортжурнал, дополнив схему.

- Ребята на нашей планете очень много различных видов, о которых мы еще не знаем. Мы с вами познакомились лишь с маленькой частью растений и животных, на самом деле мир этих царств очень разнообразен, каждый представитель по-своему интересен.

Делятся на малые группы

Объединяются в группы и дают характеристику объектам природы

Ответы исследователей

- Они разные. У них разный внешний вид. Растения не двигаются, только раскачиваются, а животные ходят.

Выступление групп

Работают с учебником

Работают в парах

 

Подведение итогов урока

Задача этапа:

Подвести итоги работы класса на уроке

- Что узнали новое?

- Чему вы удивились на уроке?

- Оправдались ли ваши ожидания, с которыми вы шли на урок?

Вывод: Мы являемся хозяевами нашей природы, и она кладовая солнца для нас с великими сокровищами жизни. Мало того, что сокровища надо охранять, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна вода, следовательно, будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях ценные животные, значит, будем охранять их место обитания. А человеку нужна Родина, а охранять природу, значит, любит Родину.

И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец.

ответы

 

Рефлексия

Задача этапа:

Определить, какой вид деятельности был для учащихся наиболее интересен

Ребята, сегодня на уроке мы с вами очень хорошо поработали. Скажите, что мы делали?

- Ребята, а кто догадается, почему сегодня у нас вместе с листиками появились и снежинки, да сколько их много!

- А теперь, пожалуйста, приклейте осенний листик или снежинку на тот вид деятельности, который вам больше всего понравился.

Ответы детей

Выходят сначала девочки ботаники, затем мальчики, ….

 

Домашнее задание

Задача этапа:

     


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Разнообразие растений и животных

Учитель: Беляева Елена Анатольевна

УМК  система развивающего обучения Л.В. Занкова

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: Окружающий мир ( авторы: Дмитриева Н.Я., Казакова А. Н.) 1 класс

ТИП УРОКА: Урок «открытия» нового знания

Форма урока: урок – исследование (практикум)

Методы обучения на уроке: методы  исследования - целенаправленное наблюдение за объектом  для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.

методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

информационные методы - использование мультимедийной презентации.

Цель:

Формировать представления о разнообразии растений и животных, готовности к природоохранной деятельности.

Предметные задачи урока: обобщить знания учащихся о живой природе, о её разнообразии и изменчивости; уточнить зависимость живой природы от условий окружающей среды; способствовать расширению кругозора детей; дифференцировать понятие «живая природа» от понятия «растения» и «животные»; способствовать развитию наблюдательности, умению делать выводы.

Метапредметные задачи урока:

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ: ориентироваться на страницах учебника, понимать приведенные в нем знаки, в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

РЕГУЛЯТИВНАЯ: формировать у учащихся умения: принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

КОММУНИКАТИВНАЯ: понимать, что у людей могут быть зазличные точки зрения, в том числе и несовпадающие с его собственной, строить понятные для партнера высказывания;

ЛИЧНОСТНАЯ: создать условия для формирования интересак учебной деятельности и к учебному материалу; воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитательные:

Воспитание познавательного интереса.

Воспитание умения общаться:

  1. учитель – ученик

    ученик - ученик

Используемое программное обеспечение:

Дмитриева Н.Я., Казакова А. Н. Учебник “Мы и окружающий мир”;

коллекция насекомых и пауков;

коллекция растительного мира;

аудио-энциклопедия, видеофильм;

фотографии, рисунки с изображением различных растений и животных.

Подготовительная работа:

доклады для учащихся о животных и растениях:

  1. Страус Эму;

    Удав;

    Электрический скат;

    Синий кит;

    Верблюд;

    Колибри;

    Секвойя;

    Бамбук.

    Карликовая береза;

 

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Определение и формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация опорных знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.