Конспект урока «Тема памяти в рассказе Е.И. Носова "Живое пламя"» (7 класс)

4
3
Материал опубликован 11 February

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ

Подготовила учитель русского языка и литературы Науменко Ю.А.

Тема урока: «Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя»

Цель урока

 

раскрытие темы, которую поднимает Е. И. Носов на страницах рассказа «Живое пламя», создание условий для принятия обучающимися ориентиров для будущей жизни

Задачи урока

Образовательные:

1) Обучать навыкам анализа рассказа Е. И. Носова «Живое пламя».

Воспитательные:

1) Воспитывать у школьников уважительное отношение и чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

2) Формировать творческую личность, способную к эмоционально- эстетическому и нравственному осмыслению жизни.

Развивающие:

1) Развивать критическое мышление, речь учащихся, интуицию;

2)Развивать речемыслительную деятельность учащегося.

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные: уметь оценивать себя и окружающих, оказывать помощь; осознавать потребность и готовность к самообразованию;

Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Регулятивные: уметь ставить цели; анализировать пути достижения цели; оценивать правильность выполнения действий; уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно, работать самостоятельно в группе.

Познавательные: уметь производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность; уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Планируемые результаты

Предметные: уметь определять идейно-тематическое своеобразие рассказа Е.И. Носова.

Личностные: уметь отстаивать свою точку зрения.

Метапредметные: уметь работать с текстом, схемой, исследовательским материалом; уметь сравнивать и анализировать.

Основные понятия, используемые на уроке

Композиция рассказа, эпитеты, сравнения, метафора, олицетворение, градация, хэштег.

Межпредметные связи

Музыка, история, МХК, информатика

Ресурсы

Основные (учебник) Литература 7 класс, ч.2. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.

Дополнительные (мультимедиа ресурсы) Презентация, видеоролики.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Коллективная, фронтальная, индивидуальная

Методы обучения

По источнику передачи и восприятия информации: словесные, наглядные, практические;

По степени самостоятельности мышления обучающихся: проблемно-поисковые;

По стимулированию интереса к учению: опережающие индивидуальное и групповые задания, создание ситуации занимательности через использование мультимедийной презентации;

Методы контроля: взаимоконтроль, самоконтроль

Технологии работы с информацией

Чтение текста, сопоставление, анализ, просмотр презентации, видеоматериала, работа с таблицей, исследовательским материалом

Приемы: проблемный диалог, создание ситуаций занимательности, работа с компьютерной презентацией.


 

Этап 1. Подготовка школьников к восприятию литературного произведения.

Организация обучающихся на урок (Слайд 1).

- Добрый день, ребята! К уроку готовы? Возникли ли трудности при выполнении домашнего задания, а именно: при прочтении рассказа Е.И. Носова «Живое пламя», индивидуального задания?

- Начнем урок.

 

2) Постановка целей и задач урока, формулировка темы урока.

(Слайд 2, 3).

- И сначала поставим главные цели урока.

- На уроке мы узнаем, какую тему поднимает писатель Е.И. Носов на страницах своего произведения «Живое пламя», что волнует его, о чем хочет сказать нам автор…, будем говорить о рассказе и постараемся в прочитанном найти жизненные ориентиры для себя и принять их для будущей жизни.

Слайд 3.

- Какие же необходимо решить задачи для достижения целей урока?

- сформулировать тему урока;
- познакомиться с краткой биографией писателя;
- проанализировать прочитанное произведение;
- осуществить поиск нравственных ориентиров;
- установить ориентиры для будущей жизни.

- А тему сегодняшнего урока предлагаю определить нам вместе.

 

(Формулировка темы урока) Слайд 4, 5, 6, 7.

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд? Что вы видите?

- Я подобрала хэштег к нашему уроку # «Помнить, чтобы жить».

- Как вы понимаете эту фразу?

- А кто знает, что означает слово «хэштег»? (это ключевое слово и ключевая фраза с символом «#», что означает, в общем, «принадлежность к какой-либо теме»).

- Посмотрите на слайд, прочитайте высказываниями известных людей и пословицу, подумайте, какое слово пропущено во всех этих высказываниях.

1. … - это сокровищница всего в мире. (Цицерон)

2. Прошлое, хранящееся в … , есть часть настоящего.

(Т. Котарбиньский)

3. Потерял … - потерял себя. (Пословица)

4. Единственной мерой времени является … . (В. Гжегорчик)

- Догадались?

- Конечно же, в этих высказываниях пропущено слово ПАМЯТЬ, и сегодня мы будем говорить о памяти.

- Запишите, пожалуйста, в тетрадях число … и тему урока.

- Какая же тема?

- Верно. Тема урока – тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя».

- Выберите и запишите в качестве эпиграфа к уроку, высказывание о памяти, которое вам понятно и понравилось.

 

Этап 2. Анализ литературного произведения

(знакомство с автором, работа с текстом).

 

1) Ориентирование обучающихся на событийную основу урока. Слайд 8.

- Начать работу над произведением хочу со слов Евгения Ивановича, который устами своего героя сказал о том, что мучило его так сильно и неотступно: «Дело… в нашей памяти. В нашем понимании того, какой ценой заплачено за победу над самым лютым из врагов, когда-либо нападавших на русскую землю». О чем мы должны помнить, о каком событии идет речь? (о ВОВ)

 

2) Биография Е.И. Носова (сообщение ученика). Слайд 9-16.

- Итак, Евгений Иванович Носов. Узнаем о его жизни и творчестве из краткого сообщения _________________.

 

Евгений Иванович Носов (годы жизни: 1925-2002 годы) русский писатель, прозаик, автор повестей и рассказов, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, почётный гражданин города Курска.

Евгений Иванович Носов родился в с. Толмачово Курской области, в семье потомственного мастерового, кузнеца.

Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать их и заработать на хлеб.

Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля — 23 августа 1943 года) ушёл на фронт.

9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал в рассказе «Красное вино Победы».

Евгений Иванович – автор многих произведений таких как: «Костер на ветру», «Яблочный спас», «Журавлиный клин» и др.

Рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, полны возмущения бездуховным, бездумным и жестоким обращением с окружающим миром. О войне Евгений Иванович писал мало, но писал так, что его рассказы вошли в литературу навсегда. Война мучила Носова болью памяти, болью за тех, кто остался в родной и чужой земле, за тех, кто осиротел.

Скончался на 78 году жизни от тяжелой болезни. Похоронен в городе Курске на мемориале павших в годы Великой Отечественной войны. В Курске установлен памятник Евгению Ивановичу.

- Спасибо, ____________, ______ оцени, пожалуйста, выступление ______.

3) Тест на усвоение содержания произведения (см. Приложение)

4) Характеристика героев рассказа (Слайды 17-20).

- Итак, рассказ «Живое пламя».

- Кто герои этого рассказ? Назовите их.

- Составим кратко характеристику, запишем в тетрадь.

(Составление таблицы «Характеристика героев)

- Итак, ребята, мы ни о ком, ни о чем не забыли? Есть ли еще герои в этом рассказе?

Слайд 21.

(Да. Мак.)

Слайд 22, 23.

- Давайте поразмышляем. Согласны ли вы с тем, что некоторые цветы могут олицетворять определённые чувства человека? Приведите примеры, если согласны. Белая лилия – символ чистоты, мы знаем, что в Благовещение Архангел Гавриил, по преданию, принес Деве Марии белую лилию, роза – любовь, хризантема – печаль, ромашка – семью и верность, гвоздики и маки – скорбь и память)

5) Работа с текстом произведения.

- Обратимся к произведению, чтобы ответить на некоторые вопросы:

- Чем занималась Ольга Петровна?

- Как вы думаете, почему человек начинает заниматься разведением цветов?

Слайд 24-37.

Почему тётя Оля не любила сеять маки? (Слайд 24) Найдите в тексте ее слова.

Как же все-таки маки появились на клумбе? Найдите в тексте.

Что сними сделала тётя Оля? Прочитаем.

Рассказчик уезжает по делам, а когда возвращается, идет смотреть на клумбу. Как выглядела клумба? (Слайд 25-32) Прочитаем.

На другой день маки распустились. Какими словами автор описывает маки? Прочитаем.

Как называется изобразительно-выразительные средства, которое здесь использовал автор? (эпитеты, сравнение).

(Слайд 33).

Давайте посмотрим на маки, на что они похожи? Какие у вас возникают ассоциации?

 

Какие цветы, какое пламя? (ЖИВОЕ). Автор назвал произведение «Живое пламя». Как называется прием, который использовал автор в названии произведения? (метафора)

Цветущий мак напоминает вечный огонь, а вечный огонь – знак вечной памяти

 

Что произошло с маками? Найдите в тексте, что говорит об этом автор. (Пламенели, осыпались и погасли.) (Слайд 34)

- Внимание! Знакомство с новым стилистическим приемом – градация (Слайд 35) (запись в тетрадь: стилистический прием, при котором слова или выражения расположены по возрастающей или убывающей значимости каких-либо чувств, мыслей или действий).

Сколько же дней пламенели маки? (два) На клумбе стало пусто.

Рассказчик, поднимая с земли ещё совсем свежий лепесток, говорит громко: «Вот и всё». Найдите и прочитайте, что сказала тётя Оля после этих слов. Как вы понимаете её слова? (слайд 36)

Что случилось с её сыном?

Да, сын геройски погибает! И таких ребят было очень много. Строки рассказа Е. Носова слишком скупы и не описывают подробно подвиг Алексея. Но о событиях ВОВ написано много произведений, снято много фильмов. О подвиге лётчиков повествует уникальный фильм Леонида Быкова «В бой идут одни «старики»». Послушайте, пожалуйста, песню Владимира Высоцкого, знаменитого поэта-песенника, и подумайте, о чем говорится в «Песне летчика»? (Слайд 37) (о таких же героях, как и сын Ольги Петровны)

Итак, чем заканчивается рассказ? Почему т. Оля отдала предпочтение все-таки макам? (Слайд 38)

 

- Давайте подведем небольшой итог: Какая тема раскрывается в рассказе? Какая главная мысль рассказа? Что хотел сказать нам Евгений Иванович?

(Слайд 39)

(«Живое пламя» – цветение мака - в рассказе ассоциируется с жизнью человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других. Маки как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни горят, “пламенеют”. И если в центре рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже “большой Костер” огненных цветов, который напоминает вечный огонь)


 

Этап 3. Заключительный этап

(Подведение итогов, рефлексия, задание на дом).

- Итак, кто помнит, какие цели были поставлены в начале урока?

- Достигли ли мы их?

- Одну из поставленных целей, я согласна с вами, мы достигли, а именно: сформулировали тему, проанализировали произведение, мы попытались понять, что хотел сказать нам автор.

- Какая еще была поставлена цель? (Поиск и принятие жизненных ориентиров для себя).

- Всё меньше остается ветеранов – очевидцев тех ужасных событий. Значит, настала наша очередь хранить и передавать память о павших в ту страшную войну, чтобы мы жили!

Какими будут ваши дальнейшие жизненные ориентиры, решать, конечно же, вам.

 

- Я попрошу вас сейчас просмотреть короткий видео ролик, а после просмотра записать в тетрадь жизненные ориентиры для себя в виде каких-то установок или правил, а, может быть, даже обещание самому себе.

ВИДЕО РОЛИК (Слайд 40)

 

- Какие же жизненные ориентиры вы для себя обозначили?

(Дети зачитывают свои записи).

 

- Я очень надеюсь, что эти ориентиры будут вашей нравственной установкой на всю вашу жизнь.

- Домашнее задание (на выбор):

Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.

Подготовить рассказ о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны.

Подготовьте развернутый ответ на проблемный вопрос:

Зачем я должен(на) помнить о войне?

 

- И урок я хочу закончить стихотворными строками:

Боль войны – неподъемная кладь.

И большая людская беда!

Эту память у нас не отнять:

Никому! Ни за что! Никогда!

- Спасибо за урок!

 

 

 

Приложение

ТЕСТ по произведению Е. И. Носов.  "Живое пламя".

Начало формы

Жанр  произведения

очерк;

воспоминания;

рассказ

 

Название произведения:

Определяет его тематику;

Метафорически воссоздает образ сына;

Указывает на источник авторского вдохновения;

 

В этом произведении звучат голоса:

одного персонажа;

нескольких;

двух

 

В основе сюжета произведения:

обычные бытовые сцены;

жизнь тети Оли;

короткая жизнь цветов.

Главная мысль, которой подчинено содержание произведения:

взаимоотношения людей;

вечная память павшим в Великой Отечественной войне;

забота об окружающих людях.

 

В фразе: "Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью"- используется:

сравнение;

олицетворение;

метафора.

 

В произведении есть персонажи:

только положительные;

только отрицательные;

и положительные, и отрицательные

Сказав: " Да, сгорел...короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...", - тетя Оля имела в виду:

короткую жизнь мака;

красоту цветка;

судьбу сына.

Конец формы

 

Ответы: 1.с, 2.в, 3.с, 4.с, 5.в, 6.в, 7. а, 8. с (Возможна взаимопроверка).


 

10

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Юлия Александровна, хотелось бы увидеть заявленные слайды.

12 February

Да, урок хороший, но он построен на показе слайдов из презентации...

12 February

Здравствуйте, презентация к уроку по ссылке https://урок.рф/library/prezentatciya_k_uroku_po_literature_v_7_klasse_tema_211904.html

17 February

Похожие публикации