Конспект урока «Тема памяти в рассказе Е.И. Носова "Живое пламя"» (7 класс)
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ
Подготовила учитель русского языка и литературы Науменко Ю.А.
Тема урока: «Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя»
Цель урока
|
раскрытие темы, которую поднимает Е. И. Носов на страницах рассказа «Живое пламя», создание условий для принятия обучающимися ориентиров для будущей жизни |
Задачи урока |
Образовательные: 1) Обучать навыкам анализа рассказа Е. И. Носова «Живое пламя». Воспитательные: 1) Воспитывать у школьников уважительное отношение и чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны. 2) Формировать творческую личность, способную к эмоционально- эстетическому и нравственному осмыслению жизни. Развивающие: 1) Развивать критическое мышление, речь учащихся, интуицию; 2)Развивать речемыслительную деятельность учащегося. |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Личностные: уметь оценивать себя и окружающих, оказывать помощь; осознавать потребность и готовность к самообразованию; Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. Регулятивные: уметь ставить цели; анализировать пути достижения цели; оценивать правильность выполнения действий; уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно, работать самостоятельно в группе. Познавательные: уметь производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность; уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. |
Планируемые результаты |
Предметные: уметь определять идейно-тематическое своеобразие рассказа Е.И. Носова. Личностные: уметь отстаивать свою точку зрения. Метапредметные: уметь работать с текстом, схемой, исследовательским материалом; уметь сравнивать и анализировать. |
Основные понятия, используемые на уроке |
Композиция рассказа, эпитеты, сравнения, метафора, олицетворение, градация, хэштег. |
Межпредметные связи |
Музыка, история, МХК, информатика |
Ресурсы |
Основные (учебник) Литература 7 класс, ч.2. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Дополнительные (мультимедиа ресурсы) Презентация, видеоролики. |
Формы организации познавательной деятельности обучающихся |
Коллективная, фронтальная, индивидуальная |
Методы обучения |
По источнику передачи и восприятия информации: словесные, наглядные, практические; По степени самостоятельности мышления обучающихся: проблемно-поисковые; По стимулированию интереса к учению: опережающие индивидуальное и групповые задания, создание ситуации занимательности через использование мультимедийной презентации; Методы контроля: взаимоконтроль, самоконтроль |
Технологии работы с информацией |
Чтение текста, сопоставление, анализ, просмотр презентации, видеоматериала, работа с таблицей, исследовательским материалом Приемы: проблемный диалог, создание ситуаций занимательности, работа с компьютерной презентацией. |
Этап 1. Подготовка школьников к восприятию литературного произведения.
Организация обучающихся на урок (Слайд 1).
- Добрый день, ребята! К уроку готовы? Возникли ли трудности при выполнении домашнего задания, а именно: при прочтении рассказа Е.И. Носова «Живое пламя», индивидуального задания?
- Начнем урок.
2) Постановка целей и задач урока, формулировка темы урока.
(Слайд 2, 3).
- И сначала поставим главные цели урока.
- На уроке мы узнаем, какую тему поднимает писатель Е.И. Носов на страницах своего произведения «Живое пламя», что волнует его, о чем хочет сказать нам автор…, будем говорить о рассказе и постараемся в прочитанном найти жизненные ориентиры для себя и принять их для будущей жизни.
Слайд 3.
- Какие же необходимо решить задачи для достижения целей урока?
- сформулировать тему урока;
- познакомиться с краткой биографией писателя;
- проанализировать прочитанное произведение;
- осуществить поиск нравственных ориентиров;
- установить ориентиры для будущей жизни.
- А тему сегодняшнего урока предлагаю определить нам вместе.
(Формулировка темы урока) Слайд 4, 5, 6, 7.
- Посмотрите, пожалуйста, на слайд? Что вы видите?
- Я подобрала хэштег к нашему уроку # «Помнить, чтобы жить».
- Как вы понимаете эту фразу?
- А кто знает, что означает слово «хэштег»? (это ключевое слово и ключевая фраза с символом «#», что означает, в общем, «принадлежность к какой-либо теме»).
- Посмотрите на слайд, прочитайте высказываниями известных людей и пословицу, подумайте, какое слово пропущено во всех этих высказываниях.
1. … - это сокровищница всего в мире. (Цицерон)
2. Прошлое, хранящееся в … , есть часть настоящего.
(Т. Котарбиньский)
3. Потерял … - потерял себя. (Пословица)
4. Единственной мерой времени является … . (В. Гжегорчик)
- Догадались?
- Конечно же, в этих высказываниях пропущено слово ПАМЯТЬ, и сегодня мы будем говорить о памяти.
- Запишите, пожалуйста, в тетрадях число … и тему урока.
- Какая же тема?
- Верно. Тема урока – тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя».
- Выберите и запишите в качестве эпиграфа к уроку, высказывание о памяти, которое вам понятно и понравилось.
Этап 2. Анализ литературного произведения
(знакомство с автором, работа с текстом).
1) Ориентирование обучающихся на событийную основу урока. Слайд 8.
- Начать работу над произведением хочу со слов Евгения Ивановича, который устами своего героя сказал о том, что мучило его так сильно и неотступно: «Дело… в нашей памяти. В нашем понимании того, какой ценой заплачено за победу над самым лютым из врагов, когда-либо нападавших на русскую землю». О чем мы должны помнить, о каком событии идет речь? (о ВОВ)
2) Биография Е.И. Носова (сообщение ученика). Слайд 9-16.
- Итак, Евгений Иванович Носов. Узнаем о его жизни и творчестве из краткого сообщения _________________.
Евгений Иванович Носов (годы жизни: 1925-2002 годы) русский писатель, прозаик, автор повестей и рассказов, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, почётный гражданин города Курска.
Евгений Иванович Носов родился в с. Толмачово Курской области, в семье потомственного мастерового, кузнеца.
Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать их и заработать на хлеб.
Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля — 23 августа 1943 года) ушёл на фронт.
9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал в рассказе «Красное вино Победы».
Евгений Иванович – автор многих произведений таких как: «Костер на ветру», «Яблочный спас», «Журавлиный клин» и др.
Рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, полны возмущения бездуховным, бездумным и жестоким обращением с окружающим миром. О войне Евгений Иванович писал мало, но писал так, что его рассказы вошли в литературу навсегда. Война мучила Носова болью памяти, болью за тех, кто остался в родной и чужой земле, за тех, кто осиротел.
Скончался на 78 году жизни от тяжелой болезни. Похоронен в городе Курске на мемориале павших в годы Великой Отечественной войны. В Курске установлен памятник Евгению Ивановичу.
- Спасибо, ____________, ______ оцени, пожалуйста, выступление ______.
3) Тест на усвоение содержания произведения (см. Приложение)
4) Характеристика героев рассказа (Слайды 17-20).
- Итак, рассказ «Живое пламя».
- Кто герои этого рассказ? Назовите их.
- Составим кратко характеристику, запишем в тетрадь.
(Составление таблицы «Характеристика героев)
- Итак, ребята, мы ни о ком, ни о чем не забыли? Есть ли еще герои в этом рассказе?
Слайд 21.
(Да. Мак.)
Слайд 22, 23.
- Давайте поразмышляем. Согласны ли вы с тем, что некоторые цветы могут олицетворять определённые чувства человека? Приведите примеры, если согласны. Белая лилия – символ чистоты, мы знаем, что в Благовещение Архангел Гавриил, по преданию, принес Деве Марии белую лилию, роза – любовь, хризантема – печаль, ромашка – семью и верность, гвоздики и маки – скорбь и память)
5) Работа с текстом произведения.
- Обратимся к произведению, чтобы ответить на некоторые вопросы:
- Чем занималась Ольга Петровна?
- Как вы думаете, почему человек начинает заниматься разведением цветов?
Слайд 24-37.
Почему тётя Оля не любила сеять маки? (Слайд 24) Найдите в тексте ее слова.
Как же все-таки маки появились на клумбе? Найдите в тексте.
Что сними сделала тётя Оля? Прочитаем.
Рассказчик уезжает по делам, а когда возвращается, идет смотреть на клумбу. Как выглядела клумба? (Слайд 25-32) Прочитаем.
На другой день маки распустились. Какими словами автор описывает маки? Прочитаем.
Как называется изобразительно-выразительные средства, которое здесь использовал автор? (эпитеты, сравнение).
(Слайд 33).
Давайте посмотрим на маки, на что они похожи? Какие у вас возникают ассоциации?
Какие цветы, какое пламя? (ЖИВОЕ). Автор назвал произведение «Живое пламя». Как называется прием, который использовал автор в названии произведения? (метафора)
Цветущий мак напоминает вечный огонь, а вечный огонь – знак вечной памяти
Что произошло с маками? Найдите в тексте, что говорит об этом автор. (Пламенели, осыпались и погасли.) (Слайд 34)
- Внимание! Знакомство с новым стилистическим приемом – градация (Слайд 35) (запись в тетрадь: стилистический прием, при котором слова или выражения расположены по возрастающей или убывающей значимости каких-либо чувств, мыслей или действий).
Сколько же дней пламенели маки? (два) На клумбе стало пусто.
Рассказчик, поднимая с земли ещё совсем свежий лепесток, говорит громко: «Вот и всё». Найдите и прочитайте, что сказала тётя Оля после этих слов. Как вы понимаете её слова? (слайд 36)
Что случилось с её сыном?
Да, сын геройски погибает! И таких ребят было очень много. Строки рассказа Е. Носова слишком скупы и не описывают подробно подвиг Алексея. Но о событиях ВОВ написано много произведений, снято много фильмов. О подвиге лётчиков повествует уникальный фильм Леонида Быкова «В бой идут одни «старики»». Послушайте, пожалуйста, песню Владимира Высоцкого, знаменитого поэта-песенника, и подумайте, о чем говорится в «Песне летчика»? (Слайд 37) (о таких же героях, как и сын Ольги Петровны)
Итак, чем заканчивается рассказ? Почему т. Оля отдала предпочтение все-таки макам? (Слайд 38)
- Давайте подведем небольшой итог: Какая тема раскрывается в рассказе? Какая главная мысль рассказа? Что хотел сказать нам Евгений Иванович?
(Слайд 39)
(«Живое пламя» – цветение мака - в рассказе ассоциируется с жизнью человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других. Маки как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни горят, “пламенеют”. И если в центре рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже “большой Костер” огненных цветов, который напоминает вечный огонь)
Этап 3. Заключительный этап
(Подведение итогов, рефлексия, задание на дом).
- Итак, кто помнит, какие цели были поставлены в начале урока?
- Достигли ли мы их?
- Одну из поставленных целей, я согласна с вами, мы достигли, а именно: сформулировали тему, проанализировали произведение, мы попытались понять, что хотел сказать нам автор.
- Какая еще была поставлена цель? (Поиск и принятие жизненных ориентиров для себя).
- Всё меньше остается ветеранов – очевидцев тех ужасных событий. Значит, настала наша очередь хранить и передавать память о павших в ту страшную войну, чтобы мы жили!
Какими будут ваши дальнейшие жизненные ориентиры, решать, конечно же, вам.
- Я попрошу вас сейчас просмотреть короткий видео ролик, а после просмотра записать в тетрадь жизненные ориентиры для себя в виде каких-то установок или правил, а, может быть, даже обещание самому себе.
ВИДЕО РОЛИК (Слайд 40)
- Какие же жизненные ориентиры вы для себя обозначили?
(Дети зачитывают свои записи).
- Я очень надеюсь, что эти ориентиры будут вашей нравственной установкой на всю вашу жизнь.
- Домашнее задание (на выбор):
Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.
Подготовить рассказ о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны.
Подготовьте развернутый ответ на проблемный вопрос:
Зачем я должен(на) помнить о войне?
- И урок я хочу закончить стихотворными строками:
Боль войны – неподъемная кладь.
И большая людская беда!
Эту память у нас не отнять:
Никому! Ни за что! Никогда!
- Спасибо за урок!
Приложение
ТЕСТ по произведению Е. И. Носов. "Живое пламя".
Начало формы
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
В произведении есть персонажи: только положительные; только отрицательные; и положительные, и отрицательные |
||
Конец формы
|
Ответы: 1.с, 2.в, 3.с, 4.с, 5.в, 6.в, 7. а, 8. с (Возможна взаимопроверка).
10
Сорокина Светлана Валерьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Науменко Юлия Александровна