Конспект урока труда (технологии) в 1 классе по теме «Изготовление деталей по шаблону из тонкого картона»

Цель: Создание условий для формирования умения изготавливать детали аппликации по шаблону из тонкого картона.
Целевые установки урока
Предметные
-совершенствовать умение размечать детали по шаблонам, составлять композицию из бумажных деталей разных геометрических форм, наклеивать детали на всю поверхность;
-совершенствовать приёмы вырезания ножницами по прямым и кривым линиям;
-совершенствовать умение определять конструктивные особенности изделия и технологию его изготовления;
-закреплять умение организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном.
Метапредметные
Через вопросы, обсуждение и практическую исследовательскую деятельность учить первоклассников умениям:
-переносить известные знания и умения (разметка по шаблону, резание ножницами, наклеивание бумажных деталей, законы композиции) на схожие виды работ;
-сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления;
-сравнивать приёмы составления композиций из бумажных деталей;
-выбирать оптимальный технологический способ из числа известных (наклеивание деталей точечно, на всю поверхность);
-анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;
-отбирать необходимые материалы для композиций;
-изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;
-осуществлять контроль по шаблонам;
-оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность изготовления деталей, аккуратность их наклеивания, общая эстетичность);
-обобщать (называть то новое, что освоено).
Личностные
-понимать необходимость уважительного и бережного отношения к природе;
-видеть красоту природы в разных её проявлениях;
-чувствовать удовлетворённость от сделанного ребёнком самостоятельно на уроке для родных, друзей, других людей, себя.
ПРЕЗЕНТАЦИЯPPTX / 3.58 Мб
Ход урока:
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
Чтоб работа закипела,
Приготовьте все для дела,
Будем клеить, мастерить –
Все должно в порядке быть.
Ножницы, бумагу, клей
Клади на место поскорей.
Не забудь про карандаш -
Он в труде помощник наш.
Линейку, ластик положи,
В порядке вещи содержи.
Любим мы урок труда.
Без труда мы никуда.
Режем, клеим, мастерим,
В жизни всё уметь хотим!
Настроились все на работу, нам предстоит сегодня сделать очень много.
2. Актуализация знаний и выход на тему урока.
Ребята, на уроках труда мы используем различные материалы, инструменты и приспособления.
-Какие инструменты вы знаете?
-Какими материалами вы пользовались на уроках труда?
-Какое приспособление вы применяли на нескольких уроках?
Тема сегодняшнего урока: «Изготовление деталей по шаблону из тонкого картона». Вам предстоит выполнить аппликацию.
3. Повторение пройденного материала.
-Вспомните свойства картона. Чем он отличается от бумаги?
-Какие сложности могут возникнуть при работе с картоном или бумагой?
Чтобы определить, какую композицию вы сегодня будете выполнять, предлагаю вам разгадать загадку:
Дарят радость, аромат,
В лепестках их весь наряд,
С весны до осени цветут,
Пыльцу всем пчелкам раздают.(Цветы)
СЛАЙД 1.
-Какие цветы вы знаете?
-Для чего люди разводят цветы?
В современном мире люди часто дарят друг другу цветы. Но как появилась эта традиция? Согласно легенде, в знак признания и почитания древние люди выстилали для Богини-Матери своеобразные дорожки из трав и цветочных растений.
-Как вы думаете, почему дорожки выстилали именно из цветов? (Показать уважение)
- Со временем этот ритуал преподношения цветов стал переходить во многие страны.
- А дарите ли вы своим близким людям цветы?
- А почему мы их дарим? (Потому что любим, ценим).
-Вы ведь уже знаете, из чего состоят растения? Давайте повторим строение цветкового растения.
СЛАЙД 2.
У него есть корень, лист, стебель, цветок и плод с семенами. Мы будем изготавливать только стебель, листья и сам цветок.
Сегодня вам предстоит на выбор выполнить аппликацию одного из цветов. Послушайте и разгадайте загадку про первый цветок:
Появился из-под снега.
Увидал кусочек неба.
Самый первый, самый нежный,
чистый, маленький. (Подснежник)
СЛАЙД 3.
Подснежник появляется ранней весной, не боится ни холода, ни морозов, ни сильного ветра. Вот такой он закаленный!
Разгадайте следующую загадку:
Из луковки вырос,
но в пищу негож.
На яркий стаканчик
цветок тот похож. (Тюльпан)
СЛАЙД 4.
Это раннецветущее растение. Листья у тюльпана вытянутые и гладкие, стебель ровный и длинный. Тюльпан вырастает из луковицы, которая питает его под землёй и позволяет цветку жить несколько лет, расцветать несколько сезонов подряд. Цветы могут быть белых, жёлтых, розовых или красных оттенков.
-Посмотрите на следующий слайд. Что общего у аппликаций и чем они различаются? (По материалам, сюжету, форме деталей, композиции, способам изготовления).
СЛАЙД 5.
-Какими способами можно изготовить детали подснежника и тюльпана? (Разметить по шаблонам, нарисовать и вырезать.)
-Какой способ будет самый точный? (Разметка по шаблонам.)
- Вспомните и назовите правила (или особенности) разметки по шаблонам. (Разметка выполняется на изнаночной стороне бумажного листа или картона, шаблон кладут ближе к краю, прижимают одной рукой и обводят по краю-контуру, не сдвигая его с места.)
-Вспомните: как лепесткам можно придать изогнутую форму?
-Как детали композиции соединены с основой закладки? (Наклеены.)
-Какие способы наклеивания деталей вы знаете и умеете выполнять? (Точечное наклеивание и наклеивание на всю поверхность детали.)
-Каким способом лучше наклеить детали, чтобы цветы были похожи на живые? (Точечно.)
Давайте немного отдохнем перед выполнением творческой работы. Мы отправимся на луг, где много цветов.
Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)
Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка — клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два - цветок,
А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)
Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)
А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)
Отдохнуть пора дружок
Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места).
4. Практическая деятельность.
Составим план работы.
-С чего начнём?
-Что будем делать дальше?
1) Вырезать детали и шаблоны из вкладыша.
2) Изготовить детали (разметить по шаблонам и вырезать).
3) Составить композицию.
4) Наклеить детали.
- Сравните наш план с планом на слайде.
СЛАЙД 6.
Выполните работу на выбор с опорой на план и рисунки последовательности изготовления аппликации.
Музыкальное сопровождение:
https://zvukipro.com/pesni/3383-detskie-pesni-pro-cvety.html
5. Подведение итогов урока.
Давайте проведем выставку работ. Посмотрите, какой пестрый луг из первоцветов у нас получился!
-Какая работа вам понравилась больше всего? Что особенно удалось автору работы?
Ребята, вы все - большие молоды. В свои работы вы вложили мастерство и «душу». А работы, сделанные с душой, аккуратно, думаю, порадуют не только вас, но и других людей, помогут им улучшить настроение.
Источники:
Лутцева Е. А. Л. Технология. Методическое пособие с поуроч ными разработками. 1 класс : пособие для учите лей общеобразоват. организаций / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 204 с. — ISBN 978-5-09-034287-2.
https://dou26.kirov.spb.ru/images/СООО/Педагогам/biblioteka_cveti_fizminytki.pdf
https://multiurok.ru/index.php/files/urok-tekhnologii-v-1m-klasse-vesennie-tsvety.html
Картинки:
Ивлиева Наталия Алексеевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Сорокина Светлана Валерьевна
Марьяна Олеговна
Сорокина Светлана Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Сорокина Светлана Валерьевна
Галина Владимировна
Сорокина Светлана Валерьевна
Вовк Людмила Ивановна
Сорокина Светлана Валерьевна