Конспект урока труда (технологии) в 1 классе по теме «Общее представление о тканях и нитках»

20
11
Материал опубликован 17 July в группе

Цель: формирование умений определять свойства тканей, закрепление знаний о происхождении тканей, показ зависимости видов тканей и видов одежды.

Целевые установки урока

Предметные

-ввести понятия «ткани и нитки — материалы», выявить характерные особенности материалов;

-познакомиться с видами тканей, их использованием;

- исследовать свойства нескольких видов тканей, провести их сравнение между собой и с бумагой;

-научить завязывать узелок;

-познакомить с профессиями мастеров, использующих ткани и нитки в своих работах;

-освоить умение организовывать рабочее место для работы с текстилем.

Метапредметные

Через вопросы, обсуждение и практическую исследовательскую деятельность учить первоклассников умениям:

-наблюдать и называть свойства ткани;

-сравнивать свойства разных видов ткани и бумаги;

-соотносить материалы, изделия из них, мастериц, изготавливающих эти изделия;

-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

-открывать новое знание и практическое умение через практическое исследование и пробные упражнения (несколько видов тканей, строение и свойства ткани, крепление нитки на ткани с помощью узелка);

-делать выводы о наблюдаемых явлениях;

-отбирать необходимые материалы для работы;

-обобщать (называть то новое, что освоено).

Личностные

-осознавать необходимость уважительного отношения к труду людей.



ПРЕЗЕНТАЦИЯPPTX / 6.74 Мб

Ход урока:

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

– Так возьмемся, ребята, скорей за работу!

Но сначала проверим готовность к уроку.

2. Актуализация знаний и выход на тему урока.

-Начнем урок с повторения пройденного. Вспомните, с какими материалами вы уже работали на уроке труда?

-Назовите свойства пластилина?

-В чем особенность бумаги? Чем они схожи с картоном и чем отличаются?

-Какие материалы вы встречали в окружающей жизни?

Нас окружает много изделий, изготовленных из разных материалов. У каждого материала свои свойства.

Сегодня вы узнаете особенности еще одного интересного материала, без которого обойтись невозможно. Этот материал спрятан у меня в сундучке.

-Хотите узнать, что в нем? Тогда отгадайте загадку:

Тут и там,

Везде есть я, и такая разная…

Из меня одежку шьют,

На диван обивку вьют,

Угадали кто такая? (Ткань)

В сундучке есть еще какой-то материал. Он имеет непосредственное отношение к ткани. Отгадайте еще одну загадку:

У иголочки подружка

К ней привязана за ушко.

След в след за нею ходит,

Узорчики выводит. (Нитки)

-Какая связь между тканью и нитками? (Ткань состоит из ниток).

-Сформулируйте тему урока. Какие задачи вы должны будете решить на уроке?

Тема урока труда «Общее представление о тканях и нитках». В ходе урока вам предстоит исследовать свойства ткани, познакомиться с видами ткани и узнать, как изготавливают ткани.

3. Изучение нового материала.

Ткани и нитки - материалы, изготавливаемые человеком. Ткани и нитки бывают разные. Для каждого изделия подбирают разные ткани и нитки.

Нитки получают из шерсти животных или из волокон растений - хлопка, льна. Из того, что дает нам природа. Бывают искусственные ткани, то есть не из природных волокон.

Давайте посмотрим небольшое видео, в котором кратко рассказывают о создании тканей.

https://rutube.ru/video/e1ed26a6ee024957b81756b7bfeb9332/

-На слайде вы видите схему процесса производства тканей. Какой вывод можете сделать?

СЛАЙД 1.


c1752719181.JPG

Производство тканей — это длительный и трудоёмкий процесс. Он включает в себя несколько этапов:

-Подготовка сырья. Первичная обработка волокон, очистка и сортировка.

-Прядение. Формирование нитей из волокон.

-Ткачество/вязание. Создание полотна.

-Отделка. Финишная обработка материала.

Каждый этап требует специального оборудования и соблюдения технологических норм. Особое внимание уделяется контролю качества на всех стадиях производства.

-Люди каких профессий работают с тканью?

Вот некоторые профессии, связанные с работой с тканью:

-Швея. Специалист швейного дела занимается пошивом изделий и отвечает за качество кроя.

СЛАЙД 2.


z1752719196.JPG

-Модельер-дизайнер. Разрабатывает дизайн одежды, обуви, головных уборов и аксессуаров.

СЛАЙД 3.


b1752719212.JPG

-Закройщик. Отвечает за создание выкроек и раскрой тканей.

СЛАЙД 4.


m1752719226.JPG

-Ткач. Работает на ткацких станках, изготавливает полотна, ковры, гобелены и другие изделия, а также следит за исправностью оборудования.

СЛАЙД 5.


t1752719246.JPG

-Вышивальщица. Занимается декоративной отделкой тканей с помощью вышивки.

СЛАЙД 6.


x1752719264.JPG

-Технолог швейного производства. Контролирует процесс изготовления одежды, следит за качеством продукции и оптимизирует производственные процессы.

Все эти профессии связаны между собой, но каждая требует специальных знаний и умений.

4. Практическая деятельность.

Ребята, ткань- это тоже материал для творчества. Но чтобы с ним работать, надо знать его свойства.

-С чего мы начинаем изучение какого-то нового материала?

Давайте сравним разные виды тканей, узнаем их свойства. Работать сегодня вам предстоит в группах. Каждая группа получает небольшой набор кусочков тканей.

Исследование группы будут проводить по плану.

СЛАЙД 7.

​​​​​​​

t1752719282.JPG

1-е задание. Сравнение образцов по строению.

Вывод: бумага однородная, в ней можно разглядеть мелкие ворсинки, а ткани состоят из переплетённых между собой ниток.

2-е задание. Сравнение материалов по цвету.

Вывод: ткани бывают разных цветов, как и бумага. У ткани, так же как и у бумаги, может быть лицевая и изнаночная сторона.

3-е задание. Сравнение поверхностей образцов тканей.

Вывод: поверхности тканей чаще шероховатые, т. е. ворсистые, но могут быть и гладкими (шёлк, сатин).

4-е задание. Сравнение образцов тканей по толщине.

Вывод: ткани бывают тонкие, как бумага, и бывают толще бумаги.

5-е задание. Исследование свойства сминаемости тканей.

Вывод: ткань мнётся, бумага тоже.

6-е задание. Исследование возможности восстановления первоначального вида материалов после сминания их образцов.

 Вывод: ткань можно разгладить горячим утюгом. Бумаге после её сминания прежний вид вернуть нельзя.

7-е задание. Исследование приёма резания ткани ножницами.

Вывод: ткань, как и бумага, режется ножницами.

8-е задание. Исследование способов соединения ткани с тканью и ткани с картоном и бумагой. (Пробуют разные способы соединения материалов. Учатся завязывать узелок с опорой на памятку).

Вывод: ткани лучше сшивать нитками, ткань с бумагой и картоном склеивается, со единение материалов скрепкой из степлера неэстетично и непрактично.

-Ребята, сделайте общий вывод о сходстве и различиях разных образцов материалов.

5. Подведение итогов урока.

-Что нового для себя вы сегодня узнали?

-Чем отличаются друг от друга ткани и что у них общее?

Разные виды ткани имеют различный внешний вид, но все они имеют общее строение — переплетённые нити. Главное использование ткани — для изготовления одежды.

Источники:

Лутцева Е. А. Л. Технология. Методическое пособие с поуроч ными разработками. 1 класс : пособие для учите лей общеобразоват. организаций / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 204 с. — ISBN 978-5-09-034287-2.

https://znanio.ru/media/konspekt-uroka-po-temeobschee-predstavlenie-o-tkanyah-i-nitkah-2925026

https://www.hobobo.ru/zagadki/zagadki-pro-tkan/?ysclid=mcy9jvcjdn220321932

Картинки:

https://ya.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fi.ytimg.com%2Fvi%2FJQYXf8mwwcw%2Fhq720.jpg%3Fsqp%5Cu003d-oaymwEhCK4FEIIDSFryq4qpAxMIARUAAAAAGAElAADIQj0AgKJD%5Cu0026rs%5Cu003dAOn4CLDgfaqAUc4IEEC5UJoShYUWhV7Zhw&lr=20647&pos=0&rpt=simage&source=serp&text=как%20изготавливают%20ткани%20короткое%20видео%20для%201%20класса

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fcdn.creazilla.com%2Femojis%2F57481%2Fthread-emoji-clipart-lg.png&lr=20647&pos=0&rpt=simage&text=картинка%20нитки%20в%20катушках%20для%20детей%20на%20прозрачном%20фоне

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fimages.emojiterra.com%2Fgoogle%2Fnoto-emoji%2Funicode-15.1%2Fcolor%2F1024px%2F1f9f5.png&lr=20647&pos=8&rpt=simage&text=картинка%20нитки%20в%20катушках%20для%20детей%20на%20прозрачном%20фоне

https://ya.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F1026686%2F200418627.220%2F0_1bbfb5_7c76a0ec_orig.png&lr=20647&pos=6&rpt=simage&source=serp&stype=image&text=картинка%20ткани%20для%20детей%20на%20прозрачном%20фоне

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fpolinka.top%2Fpics1%2Fuploads%2Fposts%2F2023-11%2F1700688120_polinka-top-p-kartinka-shveya-2.png&lr=20647&pos=4&rpt=simage&text=швея%20картинка%20для%20детей%20на%20прозрачном%20фоне

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fpngicon.ru%2Ffile%2Fuploads%2Fmodeler.png&lr=20647&pos=3&rpt=simage&text=модельер%20дизайнер%20картинка%20для%20детей%20на%20прозрачном%20фоне

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fst4.styapokupayu.ru%2Fimages%2Fnews%2F000%2F108%2F197_original.jpg&lr=20647&pos=7&rpt=simage&text=закройщик%20картинка%20для%20детей%20на%20прозрачном%20фоне

https://ya.ru/images/search?url=https%3A%2F%2Favatars.mds.yandex.net%2Fget-images-cbir%2F1791093%2FXuxntscBo2BxWfHPhy5f0w6016%2Forig&cbird=178&lr=20647&rpt=imageview&cbir_id=1791093%2FXuxntscBo2BxWfHPhy5f0w6016&cbir_page=similar

Комментарии

Светлана Валерьевна, спасибо большое за Вашу кропотливую, качественную работу!

5
17 July

Благодарю за качественный ресурс, за помощь коллегам!

5
17 July

Спасибо большое, коллеги, за Ваши комментарии.

5
17 July

Понравилась Ваша идея, красивое оформление, содержание. Полная гармония. После такого урока уже общие представления о тканях и нитках не забудутся!

6
17 July

Спасибо, Марьяна Олеговна. Рада, что публикация Вам понравилась.

3
17 July

Познавательный и содержательный ресурс! Благодарю, Светлана Валерьевна, за очередной полезный материал!

6
17 July

Наталья Федоровна, спастибо Вам за внимание к моим работам.

4
17 July

Спасибо за полезный ресурс! ::smile64::

4
17 July

Спасибо, Галина Владимировна!

3
17 July

Очень интересно! В доступной форме изложено и красиво оформлено! Спасибо!!!

3
17 July

Спасибо, Наталия Алексеевна!

3
18 July