Конспект урока труда (технологии) в 1 классе по теме «Режущий инструмент ножницы. Их назначение, конструкция. Правила пользования»

16
14
Материал опубликован 9 July в группе

Цель: освоение приёмов работы с ножницами, знакомство с правилами безопасной работы с ними, условиями хранения.

Задачи:

-освоить приёмы работы с ножницами, правила безопасной работы с ними, условия хранения; 

-изучить конструктивные особенности ножниц (кольца, винт, лезвия); 

-освоить рациональные приёмы держания ножниц и резания ими; 

-закрепить полученные знания и умения в практической работе, например, выполнить аппликацию в технике мозаики. 

Целевые установки урока

Предметные

-познакомить с разновидностями ножниц и их назначением, ввести понятие «ножницы — режущий инструмент»;

- познакомить с профессиями мастеров, использующих разные виды ножниц в своей работе, ввести понятие «конструкция», определить конструкцию ножниц;

- вывести правила безопасной работы ножницами, правила их хранения;

- освоить основной приём резания ножницами бумаги (средней частью лезвий);

- ввести понятие «мозаика»;

- перенести на новый вид художественной техники (мозаику) и закрепить приём наклеивания мелких кусочков бумаги с помощью ватной палочки;

- закреплять умение поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место в конце работы.

Метапредметные

Через вопросы, обсуждение и практическую исследователь скую деятельность учить первоклассников умениям:

-соотносить профессии людей и инструменты, с которыми они работают;

- исследовать конструктивные особенности ножниц;

- открывать новые знания и умения — правила безопасного пользования и хранения ножниц, приём резания ножницами (через практическое исследование, обсуждение, выводы);

- анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

- отбирать необходимые материалы для композиций;

- изготавливать изделие с опорой на рисунки и подписи к ним;

- делать выводы о наблюдаемых явлениях;

- оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность складывания, аккуратность наклеивания, общая эстетичность);

- обобщать (называть то новое, что освоено).

Личностные

-учить уважительно относиться к людям труда, работникам разных профессий.



ПРЕЗЕНТАЦИЯPPTX / 8.44 Мб


Ход урока:

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

(Проверка готовности к уроку).

Есть у меня работники,

во всём помочь охотники.

Живут не за стеной-

день и ночь со мной:

целый десяток верных ребяток!    

 - Твои помощники – взгляни-

десяток дружных братцев,

Как славно жить, когда они

работы не боятся.

 - Посмотрите на свои руки. Они всё могут, всё умеют, со всем справляются. Надо только приучить их к труду. Надеюсь, что ваши пальчики сегодня будут вас слушаться, так как от их работы будет зависеть результат труда.

2. Актуализация знаний и выход на тему урока.

- На предыдущих уроках мы с вами познакомились с материалами, которые используются на уроках технологии. Назовите известные вам материалы.

-Почему вы их называете материалами, что такое материалы?

- С какими инструментами вы знакомы? Назовите их.

-Как различаются инструменты и материалы? (Материалы — то, из чего изготавливают изделие, инструмент — то, чем  работают при изготовлении изделий.)

Сегодня вы познакомитесь подробно с одним из инструментов. Вы его узнаете, если разгадаете мою загадку:

Смотрите, мы раскрыли пасть, 

В неё бумагу можно класть:

Бумага в этой пасти

Разделится на части. Ножницы

СЛАЙД 1.


u1752038411.JPG

-Определите тему сегодняшнего урока.

Тема: «Режущий инструмент ножницы. Их назначение, конструкция. Правила пользования»

3. Изучение нового материала.

- Все вы не раз работали с ножницами. И, наверное, каждый из вас считает, что это простой инструмент, который был всегда. На самом деле у ножниц долгая история. История возникновения ножниц уходит корнями в глубокую древность. Самые первые ножницы появились у человека для стрижки овец. Случилось это три с половиной тысячи лет назад, ножницы тогда представляли собой два лезвия, соединённых наподобие пинцета. А позже Леонардо да Винче усовершенствовал ножницы и они стали  намного удобнее и мы пользуемся ими и сейчас.

Познакомимся с устройством данного инструмента.

СЛАЙД 2.


o1752038424.JPG

- Из каких частей состоят ножницы? (кольца, винт, ручки, лезвия)

- Существует огромное количество разных видов ножниц. Как вы думаете, зачем необходимо такое разнообразие?

-Мастера каких профессий используют в своей работе ножницы? Посмотрите на слайд. Какой вид ножниц требуется тому или иному мастеру?

СЛАЙД 3.


s1752038438.JPG

Для детского творчества подходят специальные модели — небольшие, с закруглёнными кончиками, созданные под детские руки. Для левшей существуют специальные ножницы (лезвия в них перевёрнуты и не закрывают линию реза).

- Как вы думаете, ножницы являются нашими помощниками? А могут ли они нас обидеть? Быть опасными? Как?

-Ножницы - это режущий инструмент. Какие правила использования ножниц вы знаете?

При работе с данным инструментом нужно соблюдать определенные правила:

1. Ножницы можно использовать только для резки бумаги (нельзя резать одежду, скатерть, пальцы, волосы).

2.С ножницами нельзя ходить, бегать и прыгать.

3.Нельзя играть с ножницами, подносить их близко к лицу и бросать.

4.Передавать ножницы нужно только закрытыми (с сомкнутыми лезвиями), кольцами вперёд.

5.Работать с ножницами нужно сидя за столом. Ноги должны упираться в пол, локти — лежать на столе, колени — согнуты под прямым углом.

6.Каждый раз после работы ножницы нужно класть на место.

СЛАЙД 4.


e1752038451.JPG

Давайте будем знакомиться с приёмами удержания ножниц и резания ими. Возьмите в руки ножницы, но не поднимайте их концов.

При резании бумаги по прямой линии ножницы держат тремя пальцами одной руки, постоянно открывают и закрывают их, второй рукой держат бумагу и двигают её вперёд к ножницам. При резании по кривой линии смотрят на место разреза, плавно поворачивая левой рукой материал. Большие части вырезают широко раскрытыми ножницами, а маленькие детали — мелкими, осторожными движениями.

Давайте проведем тренировочные упражнения.

Возьмите в руки рабочий лист. Сделайте разрезы по пунктирным линиям.

​​​​​​​


КАРТОЧКАDOCX / 86.17 Кб

У  вас на партах лежат полоски бумаги необходимого размера. Отрежьте примерно такую же полоску от листа цветной бумаги. Отрежьте еще одну полоску от листа цветной бумаги другого цвета.

А сейчас разрежьте полоски на маленькие фигурки: квадраты, треугольники, прямоугольники. Сложите в коробочки.

4. Творческая деятельность.

Вот теперь я вижу, что вы готовы к творческой работе.

Рассмотрите образец работы. Определите этапы работы.

СЛАЙД 5.


d1752038465.JPG

-Что необычного в изображении рыбки? (Она как бы собрана  из бумажных кусочков.)

Такая художественная техника называется мозаика.

Давайте рассмотрим несколько работ, выполненных в технике «мозаика». Для выполнения мозаики использовались цветные стеклышки, разные оттенки материалов, рисование красками.

СЛАЙДЫ 6-10.


u1752038528.JPG
g1752038514.JPG
z1752038501.JPG
l1752038494.JPG
v1752038480.JPG

Давайте познакомимся с порядком выполнения работы.

СЛАЙД 11.


b1752038544.JPG

-Что делаем сначала?

-Как расположены бумажные кусочки: находятся близко друг к другу или накладываются друг на друга? (Очень близко друг к другу.)

-Как каждый кусочек бумаги прикреплён к листу-основе? (Приклеены.)

-Как аккуратно наклеить такие маленькие кусочки бумаги? (С помощью ватной палочки.)

-Кусочки бумаги находятся внутри контура или вылезают за пределы? (Только внутри.)

И ещё один секрет мозаики: наклеивание бумажных ку сочков следует начинать от краёв контура изображения.

Приступайте к созданию аппликации с опорой на порядок работы.

Шаблон:

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fricynok.ru%2Ffoto%2F9631%2Fryba_risunok_dlia_detei_karandashom_17.webp&lr=20647&p=14&pos=24&rpt=simage&text=простая%20рыбка%20для%20выполнения%20мозаики

Музыкальное сопровождение:

https://zvukipro.com/pesni/2858-detskie-pesni-pro-risovanie.html

5. Подведение итогов урока.

Подведем итоги работы.

-Что нового вы сегодня для себя открыли? Какое понятие вы сегодня можете вложить в копилку своих знаний?

-Кто может похвастаться своими послушными пальчиками? Поаплодируйте себе!

-А что делать тем ребятам, кого пальчики пока не  хотят слушаться?

Пальцам тоже нужно тренировать. Занимайтесь творчеством: лепите, рисуйте, вырезайте. И со временем ваши руки будут вас слушаться.

Источники:

https://infourok.ru/magazin-materialov?utm_source=infourok&utm_medium=redirect&utm_campaign=bespl-mat-biblioteka-9-11-2022&FilterParams[sortType]=popular&FilterParams[searchQuery]=Конспект+урока+по+технологии+1+класс+на+тему+%22Режущий+инструмент+ножницы.+Их+назначение%2C+конструкция.+Правила+пользования%22&promo=1

Лутцева Е. А. Л. Технология. Методическое пособие с поуроч ными разработками. 1 класс : пособие для учите лей общеобразоват. организаций / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 204 с. — ISBN 978-5-09-034287-2.

Картинки:

https://ya.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fimages.rawpixel.com%2Fimage_png_social_square%2FcHJpdmF0ZS9sci9pbWFnZXMvd2Vic2l0ZS8yMDIzLTA1L2pvYjk2NS1lbGVtZW50LTk1LXBfMi5wbmc.png&lr=20647&pos=2&rpt=simage&source=serp&text=картинка%20для%20детей%20на%20прозрачном%20фоне%20ножницы

https://ya.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Ffree.clipartof.com%2F1702-Free-Clipart-Of-A-Pair-Of-Scissors.jpg&lr=20647&pos=6&rpt=simage&source=serp&text=картинка%20для%20детей%20на%20прозрачном%20фоне%20ножницы

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Ffsd.multiurok.ru%2Fhtml%2F2019%2F05%2F06%2Fs_5ccfc4c54557d%2Fimg9.jpg&lr=20647&pos=4&rpt=simage&text=картинка%20для%20детей%20устройство%20ножниц

https://ya.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2F4youngmama.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2%2Fc%2Fd%2F2cdf7a7328bb5ce09f12aac5afa10ccb.jpeg&lr=20647&pos=17&rpt=simage&source=serp&text=как%20работают%20ножницы%20для%20детей

https://ya.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fcdn.news-front.su%2Fuploads%2F2024%2F07%2F1-132.jpg&lr=20647&pos=16&rpt=simage&source=serp&text=ломоносов%20полтавская%20баталия%20мозаика

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fcdn.lifehacker.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2021%2F09%2FLomonosov_PeterI_mosaic_1754_1633507220.jpg&lr=20647&pos=12&rpt=simage&text=(репродукции%20картин%2C%20мозаики%20полов%2C%20аппликации).%20Расскажите%20об%20особенностях%20данной%20художественной%20техники%3A%20материалы%20(цветные%20стёклышки)%2C%20подбор%20цветов%20и%20оттенков%20материалов%20(например%2C%20М.%20В.%20Ломоносов%20«Портрет%20Петра%20I»%2C%20«Полтавская%20битва»)%2C%20рисование%20мазками%20(например%2C%20в%20картинах%20Ван%20Гога).

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fpapik.pro%2Fizobr%2Fuploads%2Fposts%2F2023-03%2F1679868601_papik-pro-p-mozaichnii-peizazh-8.jpg&lr=20647&pos=0&rpt=simage&text=(репродукции%20картин%2C%20мозаики%20полов%2C%20аппликации).%20Расскажите%20об%20особенностях%20данной%20художественной%20техники%3A%20материалы%20(цветные%20стёклышки)%2C%20подбор%20цветов%20и%20оттенков%20материалов%20(например%2C%20М.%20В.%20Ломоносов%20«Портрет%20Петра%20I»%2C%20«Полтавская%20битва»)%2C%20рисование%20мазками%20(например%2C%20в%20картинах%20Ван%20Гога).

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fi.pinimg.com%2Foriginals%2F1a%2Fab%2F14%2F1aab1471fe40abe27ebbeb34fa18aeae.jpg&lr=20647&pos=2&rpt=simage&text=(репродукции%20картин%2C%20мозаики%20полов%2C%20аппликации).%20Расскажите%20об%20особенностях%20данной%20художественной%20техники%3A%20материалы%20(цветные%20стёклышки)%2C%20подбор%20цветов%20и%20оттенков%20материалов%20(например%2C%20М.%20В.%20Ломоносов%20«Портрет%20Петра%20I»%2C%20«Полтавская%20битва»)%2C%20рисование%20мазками%20(например%2C%20в%20картинах%20Ван%20Гога).

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fmir-s3-cdn-cf.behance.net%2Fproject_modules%2Ffs%2Fda276d24450053.56334655ae9ab.jpg&lr=20647&pos=5&rpt=simage&text=(репродукции%20картин%2C%20мозаики%20полов%2C%20аппликации).%20Расскажите%20об%20особенностях%20данной%20художественной%20техники%3A%20материалы%20(цветные%20стёклышки)%2C%20подбор%20цветов%20и%20оттенков%20материалов%20(например%2C%20М.%20В.%20Ломоносов%20«Портрет%20Петра%20I»%2C%20«Полтавская%20битва»)%2C%20рисование%20мазками%20(например%2C%20в%20картинах%20Ван%20Гога).


Комментарии

Как всегда творческий подход! Спасибо за работу!

5
9 July

Наталия Алексеевна, спасибо за внимание к моим публикациям!!!

4
9 July

Готовый и качественный ресурс к уроку! Спасибо!

5
9 July

Да, Марьяна Олеговна, готовлю конспекты под себя. Очень удобно работать в течение года, когда конспект уже готов.

4
9 July

Слов нет! Зачитываюсь Вашими работами, Светлана Валерьевна!

5
9 July

Спасибо, Татьяна Анатольевна, за приятные слова. Стараюсь излагать материал доступным языком, но в тоже время грамотно.

4
9 July

Браво! Какие шикарные творческие работы! ::smile1::

4
9 July

Спасибо, Наталья Федоровна!

3
9 July

Светлана Валерьевна, на высоте, как все Ваши публикации! Вы большая труженица, браво!

7
9 July

Вера Сергеевна, благодарю Вас за высокую оценку моего труда! Приятно!

2
10 July

Благодарю за грамотный интересный урок!

5
9 July

Галина Владимировна, Спасибо за приятные комментарии!

3
10 July

Спасибо за прекрасный материал и шедевральные работы! Здорово!

4
10 July

Елена Гаврииловна, благодарю Вас за интерес к моим публикациям!

4
10 July