Конспект урока музыки в 1 классе «Музыкальные инструменты»
Урок музыки в 1 классе
Тема: Музыкальные инструменты
Тип урока: изучение нового материала (урок – путешествие)
Цель: ознакомление с музыкальными инструментами, группами оркестра и классической музыкой.
Форма работы: коллективная, групповая, работа в парах, индивидуальная.
Задачи:
1. Предметные
изучение учебного предмета
получение новых знаний их преобразований и применений.
содействовать усвоению элементов нотной грамоты, названий музыкальных инструментов, интонированию интервалов, грамотному звукоизвлечению.
2. Личностные:
воспитывать навыки культуры на уроке: умение слышать и слушать
формировать мотивации к обучению и познанию
способствовать развитию интереса к изучаемому материалу и предмета в целом.
3. Метапредметные:
регулятивные создать ситуацию для развития самоконтроля и самооценки.
коммуникативные способствовать развитию умения выражать свои мысли и чувства, работать в учебном сотрудничестве со сверстниками
познавательные формировать музыкальный вкус на примерах
классической музыки русских и зарубежных композиторов.
Оборудование:
музыкальные инструменты (фортепиано, оркестровый треугольник), мультимедийные ресурсы, карточки с названием музыкальных инструментов, презентация «Музыкальные инструменты».
План-конспект урока
Орг. момент.
В класс дети входят под песню « Веселый ветер» Исаака Дунаевского
Учитель: С добрым утром, ребята.
Дети: здравствуйте.
У: Ребята, кто обратил внимание, о чем прозвучала песня ?
Д: Про ветер, о природе и т.д.
У: Правильно ребята. А давайте попробуем исполнить песенку ветра.
( ребята тянут звук -У- ) Можно жестом дирижера менять высоту звука.
У. Молодцы ребята.
Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, пение птиц .
Эти звуки слышал еще древний человек. Он даже научился воспроизводить их, чтобы приманивать птиц и животных. Но звуки сами по себе – еще не музыка.
В незапамятные времена человек понял, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие. Но лишь когда он стал организовывать их, чтобы выразить в них свои мысли и чувства, - возникла музыка. Не бывает музыки без музыкантов. Не существует ее и без музыкальных инструментов. Вы знаете уже названия некоторых музыкальных инструментов и их звучание. Давайте вспомним некоторые из них.
Дети называют инструменты.
Песенка «Веселый ветер» ребята прозвучала в приключенческом фильме « Дети капитана Гранта». В этом фильме дружная компания отправляется в опасное путешествие на поиски Капитана Гранта. Как вы думаете, на чем они отправились в путешествие?
Д: На корабле.
У: А кто из вас готов сейчас отправиться в морское путешествие? (Выражают согласие словесно. Поднимают руки и.т.д.) Только мы отправимся на поиски новых знаний. Как вы думаете, какая цель нашего путешествия?
Д: Познакомиться с новыми музыкальными инструментами и т.д.
У: Но на пути могут встретиться трудности. Вы не боитесь? ( НЕТ)
Давайте представим, что наши парты это уютные места на кораблике и начнем подготовку к нашему путешествию. Но команде на корабле нужен капитан. А кто будет капитаном?
(Выбирают самого смелого и отважного)
Вручаем капитану судовой колокол «импровизированную рынду» (оркестровый треугольник).
Звучит сигнал к отправке корабля.
У: А в пути нам поможет песенка «Кораблик»
Исполняют попевку «Кораблик», используя средства выразительности. Динамические оттенки от тихого к громкому и наоборот.
Открытие новых знаний
Ребята, я слышу чудесную музыку.
Какой певучий музыкальный инструмент! Давайте послушаем.
Звучит вальс – Франц Легар
Ребята слушают и определяют какой музыкальный инструмент исполняет красивую мелодию. Это звучит скрипка.
У: Да ребята вы внимательно слушали и поэтому без труда узнали скрипку и вместе с тем мы попали на Остров Струнных Инструментов.
1Слайд – изображение струнных инструментов.
Д: Называют и комментируют свои ответы, почему эти инструменты называются струнными.
Исполняют песню «Слон и скрипочка»
У: Ребята занимаем свои места на кораблике и продолжаем наше путешествие.
Капитан: Наш кораблик отправляется! (Ударяет в треугольник).
Дети подают гудок.
У: Вижу новый остров. Спустить трап!
Что за диво, снова звучит музыка. Ребята, а вы слышите?
Звучит «Неаполитанский танец» П. Чайковского.
2 Слайд: Духовые инструменты
Предлагаю ребятам посмотреть в изображаемый бинокль и определить название этого острова. (Остров Духовых Инструментов)
Ребята слушают и определяют музыкальный инструмент. Это звучит труба.
Рассматриваем внимательно слайд с духовыми инструментами. Проговариваем название инструментов.
Физминутка
После столь познавательного плавания можно и освежиться. Предлагаю ребятам изобразить разные виды плавания в темпе музыки.
«плавание» разными стилями (кроль, брасс, «по - собачьи»)
нырки под воду с задержкой дыхания
(дети набирают воздух и приседают, встают и выдыхают)
У: Ребята занимаем свои места на кораблике.
Капитан: Наш кораблик отправляется! ( Ударяет в треугольник).
Дети подают гудок.
(громко звучат ударные инструменты)
Не пугайтесь. Ведь только смелым покоряются моря. Я думаю, вы без труда узнали этот остров.
3 Слайд Ударные инструменты.
Д: Да. Это Остров Ударных Инструментов
Предлагаю игру на различие ритма.
Хлопая в ладоши ребята повторяют заданный ритм.
У: Ребята занимаем свои места на кораблике и продолжаем наше путешествие.
Капитан: Наш кораблик отправляется!( Ударяет в треугольник).
Дети подают гудок.
Закрепление полученных знаний.
У: Ура, вижу берег и море цветов.
Звучит Вальс цветов П. Чайковского.
Какие же музыкальные инструменты вы услышали в этой красивой музыке?
Д: Называют музыкальные инструменты.
Итог урока
У: Вы выполнили не только все задания, но и привезли с собой целый сундучок знаний.
Ребята помогите мне закончить фразу - «когда звучит много инструментов это -…» ( оркестр). Музыка которую исполняет оркестр называется- …(Оркестровая )
Ребята у вас на парте в конверте находятся карточки с изображениями музыкальных инструментов. Предлагаю вам разложить их так, чтобы получилось три острова у вас на парте (работа парами).
Берут карточки с названием инструментов и раскладывают их в три стопки – струнные, духовые, ударные.
Рефлексия
Вот и закончилось наше плавание. Вам понравилось наше путешествие? Выражаю благодарность капитану и всему экипажу корабля. Спасибо за хорошую, дружную компанию. Предлагаю завершить наше путешествие исполнением песни « Настоящий друг», потому что в любом путешествии поддержка друга бесценна.
Исполнение.
Домашнее задание: нарисовать дома любимый музыкальный инструмент.
Выход под инструментальную музыку « Веселый ветер».