Конспект внеклассного часа «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»
«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»
Цель: показать важность и значимость социально-правового направления для принимающих семей.
Задачи:
закрепить знания родителей о правах человека, с которыми знакомятся дети через художественную литературу;
развивать интерес родителей к совместной работе с Центром ППМСС по вопросам социально-правового воспитания;
воспитывать желание у принимающих родителей к совместной деятельности, взаимодействию, межличностному общению с ребенком.
Эта работа создавалась для того, чтобы показать ребенку и его родителям, что «зачатки» юридической грамотности закладываются еще в раннем детстве во время чтения художественной литературы и способствуют сплочению принимающих родителей и опекаемых детей.
-Прежде, чем начать игру, попытайтесь отгадать некоторые загадки ( при этом делятся на команды квадратов и треугольников):
1. «Я убежал от бабушки с дедушкой и решил попутешествовать по свету. Но оказалось, что в этом мире живут злые, жестокие и хитрые существа». (Колобок)
2. «Я знал, что все так закончится. Уж больно ветхий я и старый, столько лет в поле стою. Мечтал, конечно, чтобы во мне кто-то поселился... Но их поселилось так много, что я просто не выдержал и рухнул». (Теремок)
3. «Ну и хвост у этой мышки! Не сравнится ни с кулаком дедушки, ни с кулаком бабушки. И надо было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Сейчас бы мной все восхищались». (Золотое яичко из сказки «Курочка-Ряба»)
4. «Мне приятно быть на голове у этой девочки. Мне нравится ходить с ней в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяюшка очень- очень доверчива. Из-за этого с ней происходят всякие неприятности». (Красная Шапочка)
5. «Я, конечно, понимаю, что вся эта беготня ради хозяина, но больно ведь. У него ведь когти! Честно говоря, неприятно, когда тебя надевает на ноги Кот». (Сапоги, сказка «Кот в сапогах»)
6. «Мы могли бы отстать, и вся история закончилась бы там, на балу. Но мы не имеем права ни отставать, ни спешить». (Часы, сказка «Золушка»)
7. «Спасибо этому любопытному мальчишке. Если бы не он и не Черепаха, сколько бы я еще пролежал на дне!» (Золотой ключик)
8. «Я, конечно, готова выполнить любое ее желание. Ведь ее муж сохранил мне жизнь. Но чем больше человеку даешь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта». (Рыбка, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
9. «Я осталась жива только благодаря этой маленькой, хрупкой девочке. Она меня согревала, кормила, поила. Как прекрасно жить! Радоваться солнцу, теплу!» (Ласточка, сказка «Дюймовочка»)
10. Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда. Мальвина
-Учат ли чему-то сказки, рассказы? Добро побеждает зло, определенные поступки становятся для кого-то уроком, персонажи добиваются справедливости, герои сами вершат правосудие, можно сказать, что в сказках есть свои правила, которых придерживаются герои.
-Давайте, вспомним, какими правами в реальной жизни обладает ребенок? Какими обладает родитель?
И родители, и дети имеют право на жизнь, на неприкосновенность жилища, на свободу слова, собственное мнение, на охрану здоровья, отдых и досуг.
Дети имеют право: жить и воспитываться в семье, право на имя, право на образование, право на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному обращению и т.д.
Родители имеют право представлять и защищать права и интересы ребенка, воспитывать своего ребенка, на общение с ребенком, выбора образовательного учреждения и формы обучения детей для получения детьми основного общего образования и т.д.
-Итак, вспомнив права и сказки, предлагаем вам посоревноваться. Игра состоит в том, что называя вопрос, команда, посовещавшись и желающая озвучить ответ, поднимает свой значок. При правильном ответе команда получает жетон. У кого их окажется больше, та команда выигрывает.
Вопросы для команд:
В каком возрасте человек считается ребенком? (0-18 лет)
На кого Конвенция (основной документ по правам ребенка, принятый 44 сессией Генеральной Ассамблеей ООН) возлагает основную ответственность за воспитание ребенка? (На родителей)
Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (И правом и обязанностью)
Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей? (Оба родителя)
Спала Золушка на чердаке, под самой крышей, на тоненькой подстилке. У её сестриц спальни были с паркетными полами, с пуховыми постелями и с зеркалами от пола до потолка. Какие права имеет ребенок в данной ситуации? (Ребенок имеет право на полноценный уровень жизни).
В каких сказках нарушается право на неприкосновенности жилища? («Три медведя», «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка» и др.)
Какое право нарушили звери в сказке «Колобок», когда пытались съесть главного героя сказки? (Право на жизнь)
Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке? (Похищение детей)
Назовите сказки, в которых нарушалось право на труд? («Золушка», «Мороз Иванович», «12месяцев», «Дюймовочка»)
Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А.Толстого "Золотой Ключик"? (Правом на образование)
Кот Базилио и лиса Алиса из сказки Буратино хотели забрать его деньги. Какие противоправные действия они совершили? (Мошенничество).
Какое право нарушила Снежная королева, похитив Кая? (Право жить и воспитываться в семье) .
Какое право было нарушено Волком в сказке «Красная Шапочка» по отношению к бабушке? (Право на жизнь).
Сосед по парте прочитал записку, адресованную другому школьнику. (Право на тайну переписки)
Почему товарищам нельзя давать клички и прозвища? (Нарушается право на имя).
Кто нарушил право на неприкосновенность жилища в сказке «Заюшкина избушка» (Лиса) и кто помог зайцу восстановить свои права? (Петух).
Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право
на свободу передвижения? (Без ограничений)
Итак, какая же команда одержала победу? Все молодцы.
Подведение итогов: В сказках всегда находится персонаж, которого обижают или ущемляют в чем –то, и есть герой, который встает на защиту униженных, оскорбленных восстанавливая справедливость. Сказка – ложь, да в ней намек, в реальной жизни такими героями являются наши родители, которые всегда следят за соблюдением прав своих подопечных и встают на защиту в случае их нарушений. Надеемся, что данные права не будут нарушены.
С полным перечнем ваших прав и обязанностей вы можете ознакомиться в нашем буклете, который мы вам передаем.
Человек немолодой |
Карабас Барабас |
Не должен приниматься на работу.
Родители должны проявлять к нему
Большую любовь и заботу.
Должны его охранять и оберегать,
Никому в обиду не давать.
Бесплатное образование
И, конечно, имеет право
На надлежащее уход и питание.
Ребёнок должен быть защищён
От небрежного к нему отношения.
Ребёнок должен в школе получать
Умения и знания.
Воспитываться же должен он
В духе взаимопонимания.
У ребёнка должна быть возможность
Развиваться и играть,
И как можно больше
На свежем воздухе бывать.
Ждали маму с молоком, | | | Свой дом зимою, в холода | | |||
Семеро козлят | | | Лиса |
В детстве все над ним смеялись, | Над простым моим вопросом | ||||
Гадкий утенок | Папа Карло | ||||
| Скорей бы приблизился вечер, | ||||
| Золушка |
В гости к бабушке пошла, | С кем Мороз играет в прятки, | |
Красная шапочка | Снегурка | |
____________________________________________________________________________
Свое исследование я начала с того, что перечитала некоторые сказки разных авторов с целью найти правовые нарушения. Сказка – это «повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил».
Найденные правовые нарушения я отразила в таблице, в которой описаны примеры, когда права ребенка нарушаются.
Автор произведения | Название сказки | Что произошло | Что нарушено |
Шарль Перро . | Красная Шапочка. | 1. Мама Красной Шапочки пошла на хитрость и напугала дочку, что в лесу живет волк, при этом отпустила ребенка без сопровожде - ния взрослых. 2. притворившись бабушкой. | Право на защиту Злоупотребление трудом. Покушение на жизнь ребенка |
Шарль Перро | Золушка. | 1. Мачеха невзлюбила падчерицу и взваливала на нее много работы. 2.Сводные сестры унижали ее, насмехались над ней. 3. 4. Золушка нарушила время нахождения на улице. | Эксплуатирование ребенка. Унижение ребенка. Нарушение комендантского часа. Ненормированный рабочий день. Злоупотребление трудом ребенка. |
Ганс Христиан Андерсен | Дюймовочка | 1. Хотели силой выдать замуж. 2. Мышь заставляла работать Дюймовочку. 3.Мышь угрожала жизни. | Несовершеннолетняя не имеет права выходить замуж не раньше18 лет. Взрослые не имеют права заставлять вступать в брак без согласия детей. Злоупотребление трудом. Угроза жизни. |
С.Я. Маршак | Двенадцать месяцев. | 1.Мачеха послала падчерицу зимой искать подснежники. 2.Сводная сестра намекнула, что если она пропадет, то никто не будет жалеть ее. | Злоупотребление трудом ребенка. Угроза жизни ребенка. |
Толстой А.Н. . | Буратино. | 1.Карабас Барабас угрожал куклам и Буратино. 2. не дали ему пойти в школу. И 3. Похищение Мальвины и Пьеро. | Шантаж. Покушение на жизнь ребенка. Похищение. Не дали воспитание |
Эдуард Успенский | Простоква- шино
| 1. Родители не позволили животного завести. | Свобода мнения |
Так какие же статьи Конституции РФ были нарушены?
Вместе со своим руководителем мы проанализировали отдельные поступки героев и в других сказках и сопоставили их со статьями.
Сказка «Заюшкина избушка»
Статья 139. Нарушение неприкосновенности жилища - «лиса попросилась у зайца переночевать, да его из избушки и выгнала».
Сказка «Золушка»
Статья 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина
Сказка «Колобок»
Статья 105. Убийство «колобок прыг лисе на нос, а лиса его – гам! – и съела».
Сказка «Буратино»
Статья 104.1. Конфискация имущества.
Статья 159 Мошенничество.
Сказка «Лягушка-путешественница»
Статья 13
1. Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства.
2. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину.
Сказка «Волк и семеро козлят»
Статья 12
Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь посягательства на честь и репутацию.
Статья 3
Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Сказка «Дюймовочка»» Похищение, жить и воспитываться в семье
Статья 54 Дюймовочка имела право жить с родителями, но ей не давали этого права
Сказка «Красная Шапочка»
Статья 128.1 Волк обманул Красную шапочку в своих корыстных целях.
Заключение
Результаты анкетирования:
Анкетирование было проведено среди учеников 5 - 6 классов.
Вопросы:
1).Как вы считаете, нарушаются ли права человека в сказках?
2) Можете ли вы привести примеры сказок, в которых нарушаются права человека?
3) Как Вы считаете, в вашей семье соблюдаются права ребенка?
4) Ребята образуют круг, кладут руки друг другу на плечи.
ПИЦЦА (шаг правой ногой)
КЕТЧУП (шаг левой ногой)
КОКА-КОЛА (крутим бедрами)
Один раз проделали, делаем шаг в центр круга и снова повторяем все сначала, как только круг становится, все уже добавляем.
ПОПКОРН (2 прыжка)
- Читаете ли вы книжки ребенку?
- Задает ли он вам вопросы по прочитанной книге?
- Интересуетесь ли вы успехами ребенка в детском саду каждый день?
- Заинтересовало ли вас такое мероприятие?
- Хотели бы вы принять участие еще в аналогичном мероприятии?
- Хотели бы вы сами организовать подобную лотерею?
Какое право нарушила ведьма в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?
( Право на жизнь и свободу, право на владение личным имуществом)
Карабас - Барабас наблюдал за Буратино, которого он сам подвесил на крючок. Он чувствовал себя хозяином, ведь все его куклы раболепно прислуживали ему. Однако вдруг Буратино заявил, что он нарушает права человека. Какие? (ст. 4.Никто не должен содержаться в рабстве)