Рабочая программа элективного курса «Сказка — ложь, да в ней намек» (5 класс)
Рабочая программа элективного курса «Сказка-ложь, да…» для учащихся 5 классов 2015 год |
Составитель:
Даутова Н.Н. – учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория.
Рецензенты:
Белых Н.Л.- учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№84, руководитель школьного методического объединения учителей русского языка и литературы, высшая квалификационная категория.
Трошкова Н.В .-учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 84 с углубленным изучением отдельных предметов», высшая квалификационная категория.
Одобрена на заседании методического объединения педагогов эстетического цикла протокол № __ от «__» _______ 2015 г. и рекомендована в качестве рабочей программы.
Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № __ от 29 августа 2015 г.
Рецензия
Рабочая программа по элективному курсу «Сказка ложь, да…» для учащихся 5 классов.
Составитель Даутова Надежда Николаевна.
Данная программа представляет собой апробацию курса нравственно-этической сказки. Курс можно считать продолжением предметов ОРКСЭ и литературы.
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.
Программа построена согласно требованиям к составлению программы: пояснительная записка, в которой дано обоснование программы, отражены цель и задачи; тематический план с указанием разделов и тем по разделам, нумерацией занятий и количества часов по темам, условия и ресурсы реализации программы; список литературы.
Программа нацелена на обогащение духовного мира ребенка через формирование его самостоятельной читательской деятельности, на воспитание ценностного отношения к прекрасному, на формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях литературных сказок. Список художественных произведений носит рекомендательный характер.
Учебного пособия для курса не предусмотрено. В основу изучения положены художественные тексты сказок русских и зарубежных авторов. Курс безоценочный.
Основные требования к оформлению рабочей программы выполняются:
Наличие пояснительной записки, соответствие ее содержания положению о рабочей программе Да Нет
Структурирование курса по разделам и темам, разумность дозировки времени на изучение различных элементов программы Да Нет
Системы контроля ЗУН не предусмотрено
Выводы:
Данная программа может быть использована в качестве рабочей программы для элективного курса________________________________________________________
Рекомендации учителю:___________________________________________________
________________________________________________________________________
Рецензенты: 1. _____________________________________
Подпись расшифровка
2._____________________________________
Подпись расшифровка
I. Пояснительная запискаК элективному курсу учебное пособие не предусмотрено. Рекомендованы художественные тексты литературных авторских сказок русских и зарубежных писателей, в основе которых заложена глубокая нравственная идея: любовь, милосердие, самопожерствование и т.д.
Количество часов по учебному плану в полугодие - 17ч.
Количество часов в неделю-1 ч. Предмет близок к ОРКСЭ и литературе.
Цель курса — способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Изучение литературной сказки предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой складывается при умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны и мира, постоянном внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.
Литературная сказка – литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки. Фольклорные сказочные повествования часто являются источниками авторских.
Собственно литературная сказка зарождается, а затем и достигает зрелости как жанр в 19 веке, в Европе – в творчестве Ш. Перро, Г. Х. Андерсена, Э. Т. А. Гофмана, В. Гауфа, в России – в творчетве В. А. Жуковского, Н. С. Лескова, П. П. Ершова, А. С. Пушкина, А. Погорельского, Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого. Литературная сказка становится излюбленным жанром писателей Серебряного века.
Среди авторов литературной сказки – А. Н. Толстой, П. П. Бажов, А.П. Платонов, К.Г. Паустовский, Е.Л.Шварц, С.В Михалков, В.В Бианки, Н.Н.Носов, К.Булычёв, Э.Н.Успенский. Из зарубежных писателей наиболее известны сказки О. Уайлда, Дж. Родари, А. Линдгрен.
Чудесное в литературной сказке, как и в народной сказке, – не самоцель, не способ удивить читателя, а средство для создания идеального сказочного мира, где побеждают благородство, доброта, бескорыстие.
По аналогии с классификацией народных сказок среди литературных сказок могут быть выделены сказки о животных, волшебные, бытовые, авантюрные сказки, по пафосу – героические, лирические, юмористические, сатирические, философские, психологические; по близости к другим литературным жанрам – сказки-новеллы, сказки-повести, сказки-притчи, сказки-пьесы, сказки-пародии, научно-фантастические сказки, сказки абсурда.
Цель: формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению произведений русской и зарубежной литературы путем ознакомления с видами и способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы факультативного курса: чтение, слушание, говорение, просмотр видеофрагментов.
Этим целям подчинены структура и содержание программы курса литературы.
Задачи:
Образовательные
-
научить выявлять индивидуальное своеобразие каждого писателя, вместе с тем то общее, что присуще их творчеству;
на основе понимания языка сказки сформировать навык анализа художественного произведения как объективной художественной реальности;
привить навык сопоставительного подхода к явлениям национальных культур.
Развивающие
-
содействовать формированию и развитию умений творческого, то есть эстетического чтения, приводящих к формированию читательской самостоятельности;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
развивать навыки аналитического чтения, умение слушать, анализировать.
Воспитательные
-
раскрыть гуманистический характер творчества писателей, что проявляется в интересе к личности человека, его духовному миру, творческим возможностям, к его судьбе;
воспитание и формирование эстетического вкуса как условия приобщения и постижения художественной сказки;
воспитание гражданского и нравственного идеала как общечеловеческой ценности.
Курс построен с учетом принципов преемственности, научности, доступности.
Описание учебной деятельности учащихся.
Модель структуры курса 5 класса - литературный процесс 19-20вв. В 5 классе ученики начинают постигать принципы курса литературы. Происходит первое практическое знакомство с путями развития искусства слова и богатством его родов и жанров. Поскольку учеников более всего интересует событие, сюжет, то в 5 классе особое внимание уделяется сюжету. В 5 классе ученикам дается представление о цепочке базовых понятий сюжет-герой-жанр-автор в их взаимных связях.
Программа элективного курса последовательно обращает внимание учителя к вопросам теории литературы. Основные теоретические понятия, которые осваиваются в 5 классе, подчинены ведущей проблеме учебного года. В 5 классе это сюжет со всеми связанными с ним понятиями: композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог, эпизод и др.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- аудирование, просмотр видеофрагметов сказок;
- информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста;
пересказ текста по плану; переложение текста;
- создание устных высказываний различных типов;
- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде).
Технологии, методики:
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Формы контроля:
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по литературе, служат устные сообщения учащегося, пересказы, инсценирование, письменные работы, тесты, рисунки-иллюстрации, самостоятельные работы, итоговая интеллектуальная игра по группам.
II. Тематический план
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся |
||||
общее |
В том числе |
|||||
теоретические занятия |
практические работы |
контрольные работы |
экскурсии конференции |
|||
Введение |
1 |
1 |
||||
Русская литературная сказка 19 века |
2 |
1 |
1 |
|||
Зарубежная сказка 19 века |
8 |
1 |
5 |
1 |
1 |
|
Русская литературная сказка 20 века |
2 |
2 |
||||
Литературная зарубежная сказка 20 века |
3 |
2 |
1 |
|||
6 Заключение |
1 |
1 |
||||
ИТОГО |
17 |
2 |
10 |
3 |
1 |
1 |
III. Поурочное планирование
№ урока |
Наименование темы |
Цель (планируемый результат) |
Форма проведения занятия |
Форма контроля |
|
Введение. Сказка в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. Типология сказок. Альманах. |
Познакомить со своеобразием предмета. Ролью сказок в жизни человека. |
Беседа. Тестирование |
|
|
Нравственные идеалы А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, П.Ершова, А.Погорельского. |
Познакомить с малыми жанрами фольклора. |
Рассказ учителя. Беседа |
|
|
Высокий нравственный облик героев В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке» |
Обучение устному пересказу. |
Урок-семинар |
Пересказ-анализ сказок |
|
Художественный мир сказок Гауфа. «Карлик Нос». Мораль в сказке. Преступление и наказание |
Познакомить с сказкой, выявить мораль в сказке. |
Обучение чтению. Беседа |
Выборочный пересказ. |
|
Скитания Маленького Мука. Нравственные страдания Калифа-аиста. |
Познакомить со сказкой философского содержания |
Обучение чтению. Беседа |
план – характ. героя. |
|
«Холодное сердце». Страшные жизненные испытания П Мунка. |
Осмысление содержания сказки. |
Обучение чтению. Беседа |
Выборочный пересказ. |
|
Борьба добра и зла в душе героя сказки «Холодное сердце».Образ Стеклянного человечка и голландца Михеля. |
Развитие навыков художественного пересказа |
Обучение чтению. Беседа |
Опрос |
|
Сказочный мир Андерсена. Холодное сердце Кая. Любовь спасет мир. |
жизнь и творчество Андерсена, своеобразие стиля. |
Обучение чтению. Беседа |
Опрос |
|
Самопожертвование героев Андерсена. «Дикие лебеди». Почему не спасла себя Русалочка? Желание обрести бессмертную душу. |
Развивать умение понимать иносказательный смысл сказки и ее мораль. |
Просмотр мультфильм, Сравнит анализ. |
|
|
Роль цветов в сказках.«Лен», «Ромашка», «Цветы..» «Садовник и господа». «Соловей» Скромность и гордость. |
Олицетворение как основа творческого метода сказочника |
Обучение чтению. Беседа |
Опрос |
|
Сказы Бажова. «Голубая змейка» |
Показать особенности языка произведения, |
Обучение чтению. Беседа |
|
|
Сказки А.Платонова, С.Писахова, Б.Шергина. Народный юмор в сказках. Особенности языка сказок. |
Показать особенности сюжета, героев Отличие литературной сказки от народной. Образ героя из простонародья. |
Беседа |
Опрос |
|
С.Лагерлёф. Легенда о Христе. |
Авторская интерпретация библейского текста |
Рассказ учителя.Беседа. |
Опрос |
|
Метерлинк Морис «Синяя птица» как философская сказка о поисках птицы счастья. |
Познакомить с особенностями жанра и сказки-пьесы |
Беседа |
Опрос |
|
Оскар Уайльд «Звездный мальчик». Что погубило и спасло принца? «Соловей и роза». «Рыбак и его Душа» «Счастливый принц» |
Пересказ-анализ сказок . |
Рассказ учителя. Беседа |
|
|
Экзюпери «Маленький принц». «Зорко одно лишь сердце» |
Проанализировать эпилог к поэме. |
Беседа. Обучение чтению |
Выучить наизусть отрывок. |
|
Сказка –ложь? |
. |
Игра |
Введение(1 урок)
Отличие сказки авторской о народной. Типология сказок. Темы, герои сказок.
Русская литературная сказка 19 века. (2 урока)
Сказки А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, Одоевского, А.Погорельского. нравственная красота героев русских литературных сказок. Связь с народными сказками. Понятие о «кочующем» сюжете.
Зарубежная сказка 19 века (8 уроков)
Гауф «Карлик Нос», «Холодное сердце», «Калиф-аист», Занимательные и поучительные сюжеты сказок Гауфа. Биографический очерк жизни и творчества сказочника
Андерсен «Ромашка», «Лен», «Садовник и господа», «Дикие лебеди», «Русалочка», «Соловей», «Ель», «Штопальная игла», «Новое платье короля», «Свинопас», «Гадкий утенок», «Ребячья болтовня», «Серебряная монетка», «Снеговик», «Снежная королева». Андерсен- великий гуманист. Олицетворение как основной метод сказочника. Творческая попытка создания своей сказки (по методу Андерсена)
Русская литературная сказка 20 века (2 урока)
Гаршин «Лягушка-путешественница» Бажов «Голубая змейка» Сказки А.Платонова, С.Писахова, Б.Шергина. Народный юмор в сказках русских писателей. Над чем смеются авторы? Отличие сказа от сказки.
Литературная зарубежная сказка 20 века (3 урока)
С.Лагерлёф. «Легенда о Христе», «Путешествие Нильса с гусями». Метерлинк «Синяя птица». Оскар Уайльд «Звездный мальчик», «Соловей и роза», «Счастливый принц». «Рыбак и его душа». Экзюпери «Маленький принц». Путешествие как основа сюжета сказок зарубежных писателей. Через тернии к звездам. Дом, любовь и семья – основные сокровища сказок.
Заключение (1 урок)
Урок-диспут. На каких сказках стоит воспитывать детей?
V.Требования к уровню освоения предмета
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для элективного курса являются:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудио-визуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, расширение кругозора.
Учащиеся должны уметь: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
К концу курса учащиеся должны знать, что такое:
фольклор, духовная литература, эпос, лирика, драма, сказка, жанр;
литературные приемы создания сказочной ситуации;
автор, образ автора, авторская позиция в произведении;
литературный герой, сюжет, конфликт;
композиция, время, сюжетные линии разных героев, их взаимосвязь;
изобразительно-выразительные средства: сравнение, метафора, эпитет, олицетворение.
уметь:
отличать изученные литературные роды и жанры друг от друга;
самостоятельно анализировать сказку, сказочную повесть, драматическое произведение;
составлять цитатный план;
писать отзыв на литературное произведение
VI. Учебно-методическое обеспечение
Список для учащихся:
-
Сказки Г.Х.Андерсена (любое издание)
Сказы Бажова (любое издание)
Сказки В.Гауфа (любое издание)
Сказки А.С.Пушкина (любое издание)
Сказки Гаршина (любое издание)
Сказки О.Уайльда (любое издание)
Сказка А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (любое издание)
Сказка Метерлинка «Синяя птица» (любое издание)
С.Лагерлёф «Легенда о Христе»
Б.Шергин «Ваня Датский»
А.П. Платонов «Волшебное кольцо»
В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»
С.Писахов «Морожены песни»