Рабочая программа элективного курса «Сказка — ложь, да в ней намек» (5 класс)

6
0
Материал опубликован 21 June 2017

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 84

с углубленным изучением отдельных предметов»

города Ижевска

 

УТВЕРЖДЕНО

Пр. № ___ от «__» ____________2015 г.

М.П. Директор школы

_______________Ф.Ф. Губайдуллин

Рабочая программа элективного курса

«Сказка-ложь, да…»

для учащихся 5 классов

2015 год


 

Составитель:

Даутова Н.Н. – учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория.

Рецензенты:

Белых Н.Л.- учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№84, руководитель школьного методического объединения учителей русского языка и литературы, высшая квалификационная категория.

Трошкова Н.В .-учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 84 с углубленным изучением отдельных предметов», высшая квалификационная категория.

Одобрена на заседании методического объединения педагогов эстетического цикла протокол № __ от «__» _______ 2015 г. и рекомендована в качестве рабочей программы.

Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № __ от 29 августа 2015 г.

Рецензия

Рабочая программа по элективному курсу «Сказка ложь, да…» для учащихся 5 классов.

Составитель Даутова Надежда Николаевна.

Данная программа представляет собой апробацию курса нравственно-этической сказки. Курс можно считать продолжением предметов ОРКСЭ и литературы.

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.

Программа построена согласно требованиям к составлению программы: пояснительная записка, в которой дано обоснование программы, отражены цель и задачи; тематический план с указанием разделов и тем по разделам, нумерацией занятий и количества часов по темам, условия и ресурсы реализации программы; список литературы.

Программа нацелена на обогащение духовного мира ребенка через формирование его самостоятельной читательской деятельности, на воспитание ценностного отношения к прекрасному, на формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях литературных сказок. Список художественных произведений носит рекомендательный характер.

Учебного пособия для курса не предусмотрено. В основу изучения положены художественные тексты сказок русских и зарубежных авторов. Курс безоценочный.

Основные требования к оформлению рабочей программы выполняются:

Наличие пояснительной записки, соответствие ее содержания положению о рабочей программе Да Нет

Структурирование курса по разделам и темам, разумность дозировки времени на изучение различных элементов программы Да Нет

Системы контроля ЗУН не предусмотрено

Выводы:

Данная программа может быть использована в качестве рабочей программы для элективного курса________________________________________________________

Рекомендации учителю:___________________________________________________

________________________________________________________________________

Рецензенты: 1. _____________________________________

Подпись расшифровка

2._____________________________________

Подпись расшифровка

I. Пояснительная записка

К элективному курсу учебное пособие не предусмотрено. Рекомендованы художественные тексты литературных авторских сказок русских и зарубежных писателей, в основе которых заложена глубокая нравственная идея: любовь, милосердие, самопожерствование и т.д.

Количество часов по учебному плану в полугодие - 17ч.

Количество часов в неделю-1 ч. Предмет близок к ОРКСЭ и литературе.

Цель курса — способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Изучение литературной сказки предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой складывается при умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны и мира, постоянном внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.

Литературная сказка – литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки. Фольклорные сказочные повествования часто являются источниками авторских.

Собственно литературная сказка зарождается, а затем и достигает зрелости как жанр в 19 веке, в Европе – в творчестве Ш. Перро, Г. Х. Андерсена, Э. Т. А. Гофмана, В. Гауфа, в России – в творчетве В. А. Жуковского, Н. С. Лескова, П. П. Ершова, А. С. Пушкина, А. Погорельского, Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого. Литературная сказка становится излюбленным жанром писателей Серебряного века.

Среди авторов литературной сказки – А. Н. Толстой, П. П. Бажов, А.П. Платонов, К.Г. Паустовский, Е.Л.Шварц, С.В Михалков, В.В Бианки, Н.Н.Носов, К.Булычёв, Э.Н.Успенский. Из зарубежных писателей наиболее известны сказки О. Уайлда, Дж. Родари, А. Линдгрен.

Чудесное в литературной сказке, как и в народной сказке, – не самоцель, не способ удивить читателя, а средство для создания идеального сказочного мира, где побеждают благородство, доброта, бескорыстие.

По аналогии с классификацией народных сказок среди литературных сказок могут быть выделены сказки о животных, волшебные, бытовые, авантюрные сказки, по пафосу – героические, лирические, юмористические, сатирические, философские, психологические; по близости к другим литературным жанрам – сказки-новеллы, сказки-повести, сказки-притчи, сказки-пьесы, сказки-пародии, научно-фантастические сказки, сказки абсурда.

Цель: формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению произведений русской и зарубежной литературы путем ознакомления с видами и способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы факультативного курса: чтение, слушание, говорение, просмотр видеофрагментов.

Этим целям подчинены структура и содержание программы курса литературы.
Задачи:

Образовательные

  1. научить выявлять индивидуальное своеобразие каждого писателя, вместе с тем то общее, что присуще их творчеству;

    на основе понимания языка сказки сформировать навык анализа художественного произведения как объективной художественной реальности;

    привить навык сопоставительного подхода к явлениям национальных культур.

Развивающие

  1. содействовать формированию и развитию умений творческого, то есть эстетического чтения, приводящих к формированию читательской самостоятельности;

    формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

    развивать навыки аналитического чтения, умение слушать, анализировать.

Воспитательные

  1. раскрыть гуманистический характер творчества писателей, что проявляется в интересе к личности человека, его духовному миру, творческим возможностям, к его судьбе;

    воспитание и формирование эстетического вкуса как условия приобщения и постижения художественной сказки;

    воспитание гражданского и нравственного идеала как общечеловеческой ценности.

Курс построен с учетом принципов преемственности, научности, доступности.

Описание учебной деятельности учащихся.

Модель структуры курса 5 класса - литературный процесс 19-20вв. В 5 классе ученики начинают постигать принципы курса литературы. Происходит первое практическое знакомство с путями развития искусства слова и богатством его родов и жанров. Поскольку учеников более всего интересует событие, сюжет, то в 5 классе особое внимание уделяется сюжету. В 5 классе ученикам дается представление о цепочке базовых понятий сюжет-герой-жанр-автор в их взаимных связях.

Программа элективного курса последовательно обращает внимание учителя к вопросам теории литературы. Основные теоретические понятия, которые осваиваются в 5 классе, подчинены ведущей проблеме учебного года. В 5 классе это сюжет со всеми связанными с ним понятиями: композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог, эпизод и др.

Виды деятельности учащихся на уроке:

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- аудирование, просмотр видеофрагметов сказок;

- информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста;

пересказ текста по плану; переложение текста;

- создание устных высказываний различных типов;

- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде).

Технологии, методики:

проблемное обучение;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии;

коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Формы контроля:

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по литературе, служат устные сообщения учащегося, пересказы, инсценирование, письменные работы, тесты, рисунки-иллюстрации, самостоятельные работы, итоговая интеллектуальная игра по группам.

II. Тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

общее

В том числе

теоретические занятия

практические работы

контрольные работы

экскурсии конференции

Введение

1

1

       

Русская литературная сказка 19 века

2

 

1

   

1

Зарубежная сказка 19 века

8

1

5

1

1

 

Русская литературная сказка 20 века

2

 

2

     

Литературная зарубежная сказка 20 века

3

 

2

1

   

6 Заключение

1

   

1

   

ИТОГО

17

2

10

3

1

1

III. Поурочное планирование

урока

Наименование темы

Цель (планируемый результат)

Форма проведения занятия

Форма контроля

 

Введение. Сказка в жизни чело­века. Выявление уровня лите­ратурного развития учащихся. Типология сказок. Альманах.

Познакомить со своеобразием предмета. Ролью сказок в жизни человека.

Беседа.

Тестирование

 

 

Нравственные идеалы А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, П.Ершова, А.Погорельского.

Познакомить с малыми жанрами фольклора.

Рассказ учи­теля. Беседа

 

 

Высокий нравственный облик героев В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке»

Обучение устному пересказу.

Урок-семинар

Пересказ-анализ сказок

 

Художественный мир сказок Гауфа. «Карлик Нос». Мораль в сказке. Преступление и наказание

Познакомить с сказкой, выявить мораль в сказке.

Обучение

чтению.

Беседа

Выборочный пересказ.

 

Скитания Маленького Мука. Нравственные страдания Калифа-аиста.

Познакомить со сказкой философского содержания

Обучение чтению. Беседа

план – характ. героя.

 

«Холодное сердце». Страшные жизненные испытания П Мунка.

Осмысление содержания сказки.

Обучение

чтению. Беседа

Выборочный пересказ.

 

Борьба добра и зла в душе героя сказки «Холодное сердце».Образ Стеклянного человечка и голландца Михеля.

Развитие навыков художественного пересказа

Обучение

чтению.

Беседа

Опрос

 

Сказочный мир Андерсена. Холодное сердце Кая. Любовь спасет мир.

жизнь и творчество Андерсена, своеобразие стиля.

Обучение

чтению. Беседа

Опрос

 

Самопожертвование героев Андерсена. «Дикие лебеди».

Почему не спасла себя Русалочка? Желание обрести бессмертную душу.

Развивать умение понимать иносказательный смысл сказки и ее мораль.

Просмотр мультфильм, Сравнит анализ.

 

 

Роль цветов в сказках.«Лен», «Ромашка», «Цветы..» «Садовник и господа». «Соловей» Скромность и гордость.

Олицетворение как основа творческого метода сказочника

Обучение

чтению.

Беседа

Опрос

 

Сказы Бажова. «Голубая змейка»

Показать особенности языка произведения,

Обучение

чтению. Беседа

 

 

Сказки А.Платонова, С.Писахова, Б.Шергина. Народный юмор в сказках. Особенности языка сказок.

Показать особенности сюжета, героев Отличие литературной сказки от народной. Образ героя из простонародья.

Беседа

Опрос

 

С.Лагерлёф. Легенда о Христе.

Авторская интерпретация библейского текста

Рассказ

учителя.Беседа.

Опрос

 

Метерлинк Морис «Синяя птица» как философская сказка о поисках птицы счастья.

Познакомить с особенностями жанра и сказки-пьесы

Беседа

Опрос

 

Оскар Уайльд «Звездный мальчик». Что погубило и спасло принца? «Соловей и роза». «Рыбак и его Душа» «Счастливый принц»

Пересказ-анализ сказок .

Рассказ учителя. Беседа

 

 

Экзюпери «Маленький принц». «Зорко одно лишь сердце»

Проанализировать эпилог к поэме.

Беседа.

Обучение

чтению

Выучить наизусть отрывок.

 

Сказка –ложь?

.

Игра

 
IV. Содержание учебного курса.

Введение(1 урок)

Отличие сказки авторской о народной. Типология сказок. Темы, герои сказок.

Русская литературная сказка 19 века. (2 урока)

Сказки А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, Одоевского, А.Погорельского. нравственная красота героев русских литературных сказок. Связь с народными сказками. Понятие о «кочующем» сюжете.

Зарубежная сказка 19 века (8 уроков)

Гауф «Карлик Нос», «Холодное сердце», «Калиф-аист», Занимательные и поучительные сюжеты сказок Гауфа. Биографический очерк жизни и творчества сказочника

Андерсен «Ромашка», «Лен», «Садовник и господа», «Дикие лебеди», «Русалочка», «Соловей», «Ель», «Штопальная игла», «Новое платье короля», «Свинопас», «Гадкий утенок», «Ребячья болтовня», «Серебряная монетка», «Снеговик», «Снежная королева». Андерсен- великий гуманист. Олицетворение как основной метод сказочника. Творческая попытка создания своей сказки (по методу Андерсена)

Русская литературная сказка 20 века (2 урока)

Гаршин «Лягушка-путешественница» Бажов «Голубая змейка» Сказки А.Платонова, С.Писахова, Б.Шергина. Народный юмор в сказках русских писателей. Над чем смеются авторы? Отличие сказа от сказки.

Литературная зарубежная сказка 20 века (3 урока)

С.Лагерлёф. «Легенда о Христе», «Путешествие Нильса с гусями». Метерлинк «Синяя птица». Оскар Уайльд «Звездный мальчик», «Соловей и роза», «Счастливый принц». «Рыбак и его душа». Экзюпери «Маленький принц». Путешествие как основа сюжета сказок зарубежных писателей. Через тернии к звездам. Дом, любовь и семья – основные сокровища сказок.

Заключение (1 урок)

Урок-диспут. На каких сказках стоит воспитывать детей?

V.Требования к уровню освоения предмета

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для элективного курса являются:

выделение характерных причинно-следственных связей;

сравнение и сопоставление;

умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудио-визуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

составление плана, тезиса;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, расширение кругозора.

Учащиеся должны уметь: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

К концу курса учащиеся должны знать, что такое:

фольклор, духовная литература, эпос, лирика, драма, сказка, жанр;

литературные приемы создания сказочной ситуации;

автор, образ автора, авторская позиция в произведении;

литературный герой, сюжет, конфликт;

композиция, время, сюжетные линии разных героев, их взаимосвязь;

изобразительно-выразительные средства: сравнение, метафора, эпитет, олицетворение.

уметь:

отличать изученные литературные роды и жанры друг от друга;

самостоятельно анализировать сказку, сказочную повесть, драматическое произведение;

составлять цитатный план;

писать отзыв на литературное произведение

VI. Учебно-методическое обеспечение

Список для учащихся:

  • Сказки Г.Х.Андерсена (любое издание)

    Сказы Бажова (любое издание)

    Сказки В.Гауфа (любое издание)

    Сказки А.С.Пушкина (любое издание)

    Сказки Гаршина (любое издание)

    Сказки О.Уайльда (любое издание)

    Сказка А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (любое издание)

    Сказка Метерлинка «Синяя птица» (любое издание)

    С.Лагерлёф «Легенда о Христе»

    Б.Шергин «Ваня Датский»

    А.П. Платонов «Волшебное кольцо»

    В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»

    С.Писахов «Морожены песни»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.