Внеклассное мероприятие по математике «Сказка ложь, да в ней намёк...» (5 класс)

0
0
Материал опубликован 2 April 2018

Внеклассное мероприятие по математике

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».

 Математика – это царица наук ( С.Ковалевская)

 Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит

( М.В.Ломоносов)

 Счёт и вычисления – основа порядка в голове (Иоганн Песталоцци)

 Высшее назначение математики – находить порядок в хаосе, который нас окружает (Норберт Виннер)

Цели:
1. Развивать интерес к изучению математики, повышать учебную мотивацию к предмету. 
2. Пробудить любознательность, быстроту мышления и инициативу;
3. Воспитывать умение общаться в группе, находить правильное решение посредством мозгового штурма. 
Зал красочно оформлен: на стенах математические газеты, рисунки учащихся о математике, кроссворды, высказывания учёных, компьютер и мультимедийный проектор, музыкальное оформление. 

Учитель. 
Как воздух, математика нужна,
Самой отваги офицеру мало.
Расчеты! Залп! И цель поражена
Могучими ударами металла.
И воину припомнилось на миг,
Как школьником мечтал в часы ученья:
О подвиге, о шквалах огневых,
О яростном порыве наступленья. .
Но строг учитель был,
И каждый раз он обрывал мальчишку грубовато:
— Мечтать довольно, повтори рассказ
О свойствах круга и углах квадрата.
И воином любовь сохранена
К учителю далекому, седому.
Как воздух, математика нужна
Сегодня офицеру молодому.
 

Математика нужна нам! И это действительно так! Я хочу, чтобы вы, ребята, полюбили эту очень интересную науку. И не такая уж она и сложная, наша математика, но очень увлекательная и даже иногда волшебная и весёлая.

Кто не любит сказки? Кто не читал « Колобка» или «Красную шапочку»? Мир сказочных героев зовет нас к приключениям. Только сказка сегодня необычная - математическая! Приглядитесь хорошенько: здесь и принцесса Формула, которая всех объединяет, и Дракон-знаменатель, который все делит, и Кощей-минус , и добрый гном Плюс, Незнайка , и другие наши знакомые.

Вы уже неоднократно, ребята, принимали участие в разных играх, но вот в «мире сказочной математики» многие из вас побывают впервые.

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело-

В мир загадок и сложных задач.


 

Не беда, что идти далеко,

Не боимся, что путь будет труден.

Достижения крупные людям

Никогда не давались легко.

 

И вот однажды… (кажется, так начинаются сказки)

«Кабы я была царица, -


 

Говорит одна сестрица, -


 

Приказала бы я люду

Строить храмы всюду - всюду,

Чтобы белые палаты,

Чтобы там могли без платы

Малых деток поучать.

Храмы школой величать».


 

- «Я б, сестра моя родная, -


 

Молвила тогда вторая, -


 

Помогала б всей душой

Научить народ простой

Цифры складывать, считать,

Задачи сложные решать».


 

«Вот несчастье, вот беда! –

Молвит третья сестра

Да кого учить, скажите,

И мне пальцем укажите».


 

Ведущий: Кощей похитил принцессу Формулу.

Две команды смельчаков отправляются на выручку : ведь принцесса обещала открыть им свой секрет.

Но они сегодня не просто ученики- смельчаки, они - команда.

Разрешите представить наше жюри.

«Приветствие команд»,эмблема (3б+2б)


 

Ведущий: Вот мы и у входа в сказочную страну, где нас встречает Кот Ученый. Он пропустит вас, если вы ответите на его вопросы:

1.Чёрненькая, хвостатенькая,

не лает, не кусает,

а из класса в класс не пускает. (Двойка)
2.На лесенке стремянке развешены баранки,

щелк, да щелк,
пять ,да пять,

так мы учимся считать. (Счёты).
3.Что за птицы пролетают,

по семёрке в каждой стае?
Вереницею летят,

не воротятся назад. ( Дни недели).

4.Годовой кусточек

каждый день роняет листочек.

Год пройдёт,

весь лист опадёт. (Календарь).


 

Ведущий: Кот Ученый пропустил команды в сказочную страну и они пошагали …

Эстафета «Вместе весело считать » (Под мелодию песни «Вместе весело шагать…»)

Для каждой команды приготовлены конверты с примерами, которые лежат на столе. 
Нужно быстро поочередно сосчитать и последний участник должен быстро положить конверт на стол жюри. 

Та команда, которая затратит меньше времени и даст больше правильных ответов побеждает в конкурсе. 

1. ( 25+12)-30 = ______

2.32- (15+7)= _______

3. 10• (14+35)= ________

4. 10•(23+19)= _________

5. (90-16): 2= _______

6.129:(36-33)=______

7. (23+117):(34+36)=________

8. 123:3-(23+50)=_______

РАЗМИНКА

 Вопросы первой команде:

1. Результат сложения? (сумма)

2. Прибор для измерения длины отрезков? (линейка)

3. Сколько цифр вы знаете?(10)

4. Что найдем, если расстояние разделим на скорость? (время)

5. 789*0=…

6. Наибольшее двузначное число.(99)

7. Чему равен периметр квадрата со стороной 4 см? (16 см)

8.Сколько нулей в записи числа миллион?(6)

 

Вопросы второй команде:

1. Результат вычитания? (разность)

2. Прибор для измерения углов? (транспортир)

3. На какое число нельзя делить? (на 0)

4. Что найдем, если расстояние разделим на время? (скорость)

5. 0*324=…

6. Наименьшее двузначное число.(10)

7 .Чему равен периметр прямоугольника, если его длина 4 см, а ширина 2 см? (12 см)

8. Сколько нулей в записи числа миллиард?( 9) 



 

Ведущий: Мы оказались на распутье:

По 1 тропинке пойдешь - задачу найдешь

По 2 тропинке пойдешь - уравнение найдешь

По 3 тропинке пойдешь - вопросы найдешь

Все тропинки ведут к замку Кощея: какая-то короче, какая-то длиннее.

По какой тропинке идти решит жребий:

Из трехзначного числа вычли двузначное , получили однозначное. Назовите эти числа. (100 -99=1)

Найти произведение всех цифр. (0)

Найти сумму наименьшего трехзначного числа и наибольшего двузначного. (100+99=199)

Из даты последнего дня февраля високосного года вычесть число пальцев на руке. (29 -5=24)

Наименьшее двузначное число, состоящее из одинаковых цифр, умножьте на количество килограммов в центнере. (1100)

Количество разрядов в каждом классе умножьте на количество сантиметров в метре. (300)

Количество времен года умножьте на количество летних месяцев и вычтите число дней недели. (5)


 

Количество состояний, в которых может находиться вода, разделить на порядковый номер буквы «в». (3:3=1)

Количество богатырей, изображенных на картине Васнецова, умножить на количество персонажей в сказке «Репка». (18)


 

Ведущий: Команды отправились по своим тропинкам, и они привели их к избушке на курьих ножках, но Баба Яга не хочет говорить, здесь ли принцесса Формула. Вот если за команды поручится кто-то из сказочных героев!

Конкурс художников (3 б) (3 мин)

Ведущий: Изобразите портрет любого сказочного героя, используя как можно больше геометрических фигур, математических знаков, цифр, а так же надо рассказать о нем.

Пока рисуются портреты подумайте над заморочками .

 Заморочки

Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30 км)

Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько будет весить петух, стоя на двух ногах? (3 кг)

На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? ( 0)

Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? (11)

Крышка стола имеет 4 угла. Если один из них отпилить, сколько будет углов у крышки? (5)

Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весит кирпич?

У Мамеда было десять овец. Все, кроме девяти, околели. Сколько овец осталось у Мамеда? (9)

Если в 12 часов дня идет дождь, то можно ли утверждать, что через 36 часов будет солнечная погода? ( нет будет ночь)

Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 мин)

Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (лучи)

Что тяжелее 1 кг гвоздей или 1 кг куриных перьев? (вес одинаковый)

Сколько лет в одном веке? (100 лет)

Существует ли самое большое натуральное число? (нет) 

Сколько минут в часе? (60 мин)

Пять мальчиков живут в тёмных чуланчиках ( перчатки)

Спинка, доска и четыре ноги – что я задумал, скорей назови! (стул)

Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (бабочка)

Отгадайте – ка, ребятки. Что за цифра – акробатка? Если на голову встанет. Ровно на три больше станет. (шесть)

Задача: «Нам с Кощеем вместе 250 лет. Я старше Кащея на 50 лет. Сколько лет каждому из нас?» (150 и 100) 


 

Ведущий:

Впереди сказочный лес,

Полный загадок и чудес.

Змей Горыныч его охраняет и

Тайны никому не открывает. 

 

Крепкие орешки он нам приготовил.

Надо уравнения быстро решить,

все орешки по скорлупкам разложить.


 

Как думаете, ребята, сможем мы разгадать его тайну?


 

«ОРЕШКИ» «Скорлупки»

А) Х+123=385

Б) 353259-Х=113

В) 364Х-145=208

Г) 1835·Х=245

Д) 262264:Х=6

Е) 146Х:52=7

Ж) 7 27+3·Х=81 44 


 

«ОРЕШКИ» «Скорлупки»

А) Х+123=385

Б) 262259-Х=113

В) 146Х-145=208

Г) 35335·Х=245

Д) 7264:Х=6

Е) 44Х:52=7

Ж) 364 27+3·Х=81 18 


 

Ведущий: Так как Змей Горыныч ничего не слышит, свои знания покажем ему пантомимой.

Надо показать : луч, окружность.


 

Ведущий: Вот дракон побеждён и впереди уже виден дворец, над входом в который написаны волшебные слова, открывающие нам дверь в удивительный мир. 
Прочитаем же эти слова. 

 

«МАТЕМАТИКА – ЦАРИЦА НАУК» 


 

Ведущий: Наша тропинка привела команды в сказку «Двенадцать месяцев»

Помогите принцессе правильно написать слова, и профессор подскажет вам дорогу.

Конкурс «Знатоки орфографии» 

Учитель диктует математические термины. Миллиард, отрезок, периметр, координата, единица, параллелепипед, длина, ноль, уравнение.

Мостик (цейтнот)


 

Ведущий: Возле мостика через реку команды встретил Сеньер Помидор - не хочет пускать команды дальше, пока не убедится, что они хорошо знают сказки.

«Числа в сказках» (за каждое название -1 б)

Команды по очереди должны назвать сказки, в названии которых встречаются числительные. Команда, не предложившая в течение 30 с, проигрывает. ( 3 мин) или угадать сказку по кадрам из мультфильмов.

На слайдах изображены кадры из мультфильмов, в названии которых есть число. («Вовка в тридевятом царстве», «38 попугаев», «Двенадцать месяцев», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Три медведя», «Цветик - семицветик», «Шел трамвай десятый номер», «Дюймовочка», «Три поросенка»)

Задание: угадать названия мультфильмов.


 


 

Ведущий: Переправившись через реку, команды увидели, что к лесу подошла Красная Шапочка, а за ней – Серый Волк. Капитаны отправляются вперед предупредить бабушку. Решив задачи, они подскажут ей, на какой код закрыть дверь, чтобы Волк не смог войти в дом :

«Конкурс капитанов»

Звучит заставка «Капитаны КВН» 
Капитаны должны правильно и быстро отвечать на один и тот же вопрос. Баллы присуждаются только тому, кто первым и верно ответит на вопрос. Капитанам раздаются сигнальные карточки. Красная – «не согласен», зелёная – «согласен».
 

в одной тонне тысяча килограмм «ДА» ----------------------------------1
• основная единица длины - сантиметр «НЕТ»
• для счёта предметов применяют натуральные цифры «НЕТ»
• цифра «ноль» означает отсутствие единиц данного разряда в десятичной записи числа «ДА»-----------------------------------------------2
• лучи, на которые точка разбивает прямую, называются дополнительными друг другу «ДА»-----------------------------------------3
• ноль относится к натуральным числам «НЕТ»
• у плоскости есть края «НЕТ»
• результат сравнения двух чисел называют уравнением «НЕТ»
• в древней Руси число десять тысяч называли словом «тьма» «ДА»4
• число, из которого вычитают, называют «вычитаемое» «НЕТ»
• решить уравнение значит найти все его корни(или убедиться, что их нет) «ДА»----------------------------------------------------------------------5
• немецкого учёного Карла Гаусса называют королём математики «ДА»-------------------------------------------------------------------------------6
• чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное «ДА»--------------------------------------------------------------------7
• фут, верста, сажень, дюйм, ярд – это всё единицы массы «НЕТ»
• S = a • b – формула площади «ДА»----------------------------------------8
• площади равных фигур – равны «ДА»--------------------------------------9
• гектар – это площадь квадрата со стороной 100 м «ДА».------------10


 

Номер очередности ответов «ДА» и составляет искомый код


 

КОД : 12345678910


 

Вот задача не для робких!

Вычитай, дели и множь,

Плюсы ставь, а так же скобки

Верим, к финишу придёшь! 
5 5 5 5 = 3

5 5 5 5 = 4

5 5 5 5 = 5

5 5 5 5 = 6

5 5 5 5 = 7 

Проверь себя: 
(5+5+5):5=3

(5·5-5):5=4

(5-5)·5+5=5

(5·5+5):5=6

(5+5):5+5=7 

Конкурс «Анаграмма» (за каждое правильное слово – 1б)

Ведущий: Красная Шапочка прыгает по ним, как по камешкам. Давайте перепутаем слова, чтобы сбить Волка со следа - сыграем в анаграммы (поменяв порядок букв, нужно составить новое слово):

Лиса – (сила)

Карета – (ракета)

Колосок – (осколок)

Загон – (газон)

Иголка – (логика)

Топор – (ропот)


 

Ведущий: Бабушка и Красная Шапочка спасены. Ведь команды добрались до замка Кощея, где им осталось пройти последнее испытание.

Всё добро своё стерёг.

Но однажды заболел,

Из-за гриппа не сумел

Сосчитать своё богатство

Сундуков всего десяток

Ключ от них в пруду припрятан.

В каждом равное богатство.

Сосчитайте его, братцы:

Сто алмазов два рубина,

Жемчуга наполовину

От алмазов и рубинов.

Да ещё имел к тому же

Сорок семь свечей белужьих.

Так подумайте, сыночки,

И ответ мне дайте точный.

Задание участникам: сосчитать кощеево богатство

На экране есть три подсказки, каждая подсказка уменьшает результат ответа на 1 балл.

 

1-й сундучок

1) Вопросы – подсказки:

  1. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума.

    Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.

Необходим для перенесения размеров одного чертежа на другой, для построения равных углов.

Об этом предмете придумана загадка:

Сговорились две ноги

Делать дуги и круги. (Циркуль)

2-й сундучок

2) Вопросы – подсказки:

История их изобретения насчитывает тысячи лет. В древности их называли клепсидрами.

Эта вещь не имеет единственного числа

В математике без этого предмета трудно обойтись. Особенно при решении задач на движение.

Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные, водяные, механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные.

Этому предмету посвящена загадка:

Весь день усами шевелят

И время узнавать велят. (Часы)

3-й сундучок

3) Вопросы – подсказки:

Год рождения игры – 1974 год.

Если играть без системы, то для достижения цели понадобится очень много лет ,

Используя определенную систему, можно достичь цели за несколько секунд.

Эта игра – наглядное пособие по алгебре, комбинаторике, программированию.

Игру называют «игрой столетия». Она полезный спутник в дальней дороге.

Внешний вид – правильный многогранник.

Состоит из 27 одинаковых разноцветных кубиков шести цветов.

Игра носит имя автора. (Кубик Рубика)

Сундучок от принцессы Формулы (со свитком внутри)


 

Я подарить хочу вам свой секрет,

Он будет вас хранить от школьных бед:

Помогут в математике достичь уменья

Смекалка, дружба и терпенье.

Принцесса Формула

« Математический сюрприз»

Ведущий: А мы завершаем путешествие « Математическим сюрпризом», к которому команды готовились заранее. В этом конкурсе оценивается артистичность, весёлость, активность и зажигательность . Ведь математика – это весёлая наука! 
На сцену приглашается команда …

Ведущий: Вот закончилась игра, результат узнать пора.

Командам вручаются призы.

Чаепитие.


 

26 Песня о математике (на мотив «Мы желаем счастья вам»)

Нам без математики нельзя,

Математика для нас важна –

Делает нас сильными и мудрыми она.

Снова всех сплотила нас она,

В этом зале вместе собрала.

Рады всех приветствовать мы

И пропеть друзьям.

Припев.

Мы желаем счастья вам,

счастья в этом мире большом.

Как солнце по утрам

пусть оно приходит в дом.

Мы желаем счастья вам,

и оно должно быть таким –

Когда ты счастлив сам,

счастьем поделись с другим.

Математика везде нужна,

Помогает в жизни нам она,

Корабли водить на море,

Строить города.

Будем с математикой дружить,

Интересней будет в жизни жить.

Рады всех приветствовать мы

И пропеть друзьям. 


 

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Запишите число твоего рождения

Умножьте его на 2

К полученному числу припишите нуль

К результату прибавьте 73

Полученное число умножьте на 5

Прибавьте номер месяца, в котором вы родились

Вычтите 365

Назовите полученный результат 


 


 


 


 


 


 


 

Внеклассное мероприятие по математике

"Сказка ложь,

да в ней намек!

Добрым молодцам урок."

Подготовила: Магомедова П.Х.,

учитель физики и математики

 

2017-2018 уч.год

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.