Урок «Сказка – ложь, да в ней намек»
Пояснительная записка к презентации
1 . Пояснительная записка.
В 2013, 2014, 2015 автором был предложен элективный курс по литературе для учащихся 5 классов «Духовно-нравственная сказка» («Сказка- ложь, да…»), которые обучались у данного педагога по предмету ОРКСЭ в 4 классе. В этом сохранялась преемственность предметов духовно-нравственного направления. Данный курс был безоценочный. Но проверить свои знания, память детям интересно было в форме игры. Поэтому в личной практике автора разработки данное мероприятие было завершающим уроком при проведении элективного курса «Духовно-нравственная сказка» («Сказка- ложь, да…»).
Игру можно провести во время Декады русского языка и литературы. Она может стать зачетом по предмету «ОРКСЭ», по литературе в 5 классе после изучения жанра литературной сказки. Можно рекомендовать для проведения внеурочной деятельности в читающем классе для внеклассного чтения в 3-4 классах. Данное мероприятие можно проводить в рамках празднования юбилея писателя, например Г.Х. Андерсена.
В ходе игры каждый участник может высказать свое мнение во время обсуждения. Одновременно могут отвечать несколько команд, так как ответы подаются в письменном виде на стол жюри по истечении минуты на размышление. Можно игру проводить внутри одного класса, а можно устроить литературный «бой» в параллели.
В основе вопросов заложен следующий подход: нужно не только написать имя героя или название произведения духовно-нравственного содержания, но и объяснить, почему поступок того или иного героя можно считать высоким или низким. За половину ответа дается полбалла. Дети должны четко отличать добро от зла, границы которого в современном обществе постепенно размываются. Такие понятия, как щедрость, помощь, доброта, милосердие, не всегда являются образцами для подражания со стороны детей. Если эти ориентиры не заложить в детстве, то в личности ребенка могут проявиться социально опасные моменты: эгоизм, равнодушие, потребительское отношение в обществу.
2. Цель проведения мероприятия: в доступной игровой форме систематизировать ЗУН, сформированные в ходе знакомства с циклом произведений, способствующих духовно-нравственному развитию и воспитанию юного гражданина России, определить общую шкалу ценностей подрастающего поколения,
3. Задачи.
Обучающая задача . Развитие учебных умений и навыков. С помощью игры можно достичь прочного усвоения знаний и проконтролировать умение их применять. Для этого создаю игры-тренажеры, включающие задания, предусматривающие применение опорных знаний и умений.
Воспитательная задача. Тренинг и коррекция поведения в игровых моделях жизненных ситуаций. Многие игры создаются для групповой работы. Ребята учатся работать коллективно, радоваться успехам товарищей, сопереживать их неудачам. В коллективе формируется общественное мнение, создаются творческая атмосфера и благоприятные условия для развития каждого ученика.
Коммуникативная задача. Установление эмоциональных контактов, реализация стремления ребят к общению, формирование умения аргументировать свою точку зрения по проблеме.
Развивающая задача. Развитие памяти, внимания, мышления.
Релаксационная задача. Снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
Развлекательная задача. Создание благоприятной атмосферы, благодаря которой выполнение задания превращается из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
4. Ход мероприятия (содержание).
Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки.
Место проведения: класс, библиотека, актовый зал (для большого количества команд) Столы (по количеству команд), стулья (по 6 за столом) для каждой команды. На столах отдельные листочки для записи ответов.
Жюри вносит все баллы в таблицу ответов. По окончании каждого этапа жюри объявляет количество набранных очков. Правильные ответы ведущий зачитывает сразу после получения всех вариантов ответов от команд. Ответы к столу жюри приносят представители команд, можно прибегнуть к помощи учащихся начальных классов.
Ведущий объявляет названия конкурса, засекает время ответа (60 секунд), следит за подсказками.
Конкурс 1 Остров милосердия.
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Какое доброе дело сотворила девочка Женя в сказке «Цветик-семицветик»? Почему? |
Загадала на последнем лепестке, чтобы выздоровел мальчик с костылями. |
2 |
Как поступила Русалочка с ножом после свадьбы принца и его молодой жены? Почему? |
Она бросила его в море. Ей стало их жалко убивать, хотя она знала, что сама погибнет на заре. |
3 |
Какие важные заботы были у Маленького принца на его планете? |
Приводил планету в порядок, прочищал вулканы, ухаживал за розой, убирал баобабы. |
4 |
В какой сказке героиня ради спасения братьев вяжет из жгучей крапивы рубашки. Назовите автора, имя героини. Какому еще испытанию подвергается девочка, кроме крапивы. |
Андерсен «Дикие лебеди». Элиза. Она должна молчать. |
5 |
Почему отправляются на поиски Синей птицы Тильтиль и Митиль? |
Спасти соседскую девочку. Она больна. Это принесет ей счастье |
6 |
Кто обладал силой, превосходившей силу 12 богатырей? |
Герда из «Снежной королевы» |
7 |
Кого пощадила Чернавка? Какую судьбу уготовили несчастной жертве? |
«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях». Она должна была ее привязать к дереву на съедение зверям |
8 |
Эта героиня Гауфа подала нищему, угостила его стаканом вина и куском пирога. А что сделал ее муж, когда узнал об этом? Почему? |
Элизабет, Петер Мунк- ее муж- ударил ее так как она нарушила его приказ- не тратить его деньги, и она замертво упала. |
9 |
Этот герой взял на воспитание сиротку, а в награду чудо увидел - камни самоцветные на снегу. Назовите автора, сказку. |
Бажов П.П. «Серебряное копытце» |
10 |
Этот герой был немилосерден к собственной матери, так как она оказалась простой нищенкой, а он мечтал о матери-звезде. |
«Звездный мальчик» О.Уайльд |
Ведущий объявляет количество баллов, заработанных в первом этапе.
Конкурс 2.Порт «Находка»
Ведущий предлагает определить, из какого произведения этот предмет? Какое доброе дело связано с этой вещью?
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Пуговицы |
«Коралина» Она спасла души героев, заключенные в пуговицы. |
2 |
3 жабы |
«Дикие лебеди» Их колдунья положила на голову и сердце Элизе. Но они превратились в маки. |
3 |
Малахит |
«Хозяйка Медной горы», «Малахитовая шкатулка» Хозяйка расплатилась за помощь, бескорыстие, верность |
4 |
Ромашка |
«Ромашка» Птица в клетке не стала клевать ромашку, так как та ей сочувствовала и была такой же пленницей. |
5 |
Подснежники |
«Двенадцать месяцев» Юная королева научилась уважать мнение других людей. |
6 |
Стеклянный крестик |
«Холодное сердце». При помощи этого крестика Петер Мунк спасся от колдуна Голландца Михеля. |
7 |
Невод |
«Золотая рыбка». Старик сжалился над золотой рыбкой и выпустил ее не за выкуп, а просто так. |
8 |
Соловей |
«Соловей» прилетел спасать императора, когда уже все отвернулись от него. |
9 |
Кольцо |
«Волшебное кольцо». Жужа и Маха спасли Ваню от тюрьмы, вернув волшебное кольцо хозяину. |
10 |
Алмаз |
«Синяя птица». Этим алмазом можно видеть вещи такими, какими они являются на самом деле. |
Ведущий подводит итог второго этапа.
Конкурс 3.Остров «Мульти-пульти» (мультпомощники)
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
«Ребята, давайте жить дружно» |
«Приключения кота Леопольда» |
2 |
Внимание! Внимание! У нас эпидемия! Помогите, кто может! Кто может - помогите! Планета Шелезяка. Растительности нет. Населена роботами |
«Тайна третьей планеты» |
3 |
Кто людям помогает, лишь тратит время зря. Ха-ха! Хорошими делами прославиться нельзя |
«Крокодил Гена» |
4 |
«Полетим со мной, милая крошка! Ты ведь спасла мне жизнь, когда я замерзала в темной, холодной яме». |
«Дюймовочка» |
5 |
Нет, бабуся, это я сам! – Молодец! А теперь построй-ка мне избу! |
«Вовка в тридевятом царстве2 |
6 |
Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок- и сразу же приведи в порядок свою планету. |
«Маленький принц» |
7 |
Когда одна палочка и восемь дырочек победят целое войско, когда король обнажит голову, а ты останешься в шляпе, когда твоего любимого друга подадут на стол с яблоками… |
«Заколдованный мальчик» или Путешествие Нильса с гусями |
8 |
«Ты стал драконом, потому что никогда не был человеком» |
«Дракон» |
9 |
« Возьми это семечко, — сказал король. — Пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали, с тем, однако, условием, чтоб ты ни под каким предлогом никому не сказывал ни одного слова о том, что ты здесь видел или впредь увидишь». |
«Черная курица» |
10 |
«Ну ты заходи, если что». |
«Жил- был пес» |
Жюри объявляют итоги 3 этапа и итоги игры.
6. Список произведений для чтения.
Для проведения игры учащиеся должны знать содержание следующих книг:
Сказки А.С.Пушкина, А.Погорельского.
Гауф «Карлик Нос», «Холодное сердце».
Андерсен «Ромашка», «Лен», «Садовник и господа», «Дикие лебеди», «Русалочка», «Соловей», «Ель», «Штопальная игла», «Новое платье короля», «Свинопас», «Гадкий утенок», «Ребячья болтовня», «Серебряная монетка», «Снеговик», «Снежная королева».
Гаршин «Лягушка-путешественница» Бажов «Голубая змейка», «Хозяйка медной горы», «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце»
Сказки А.Платонова, С.Писахова, Б.Шергина.
С.Лагерлёф. «Путешествие Нильса с гусями».
Метерлинк «Синяя птица».
Оскар Уайльд «Звездный мальчик»,
Экзюпери «Маленький принц».
Нил Гейман «Коралина в стране кошмаров
Ильина Оксана Геннадьевна