Литературное чтение «Сказка – ложь, да в ней намек…» (2 класс)
Литературное чтение, 2 класс
«Сказка – ложь, да в ней намек…».
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Цели:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Структура урока систематизации знаний
Самоопределение.
Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
Постановка учебной задачи, целей урока.
Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
Реализация выбранного проекта.
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
Этап рефлексии деятельности.
Предмет |
Литературное чтение |
Класс |
2 |
Тип урока |
Урок общеметодологической направленности |
Технология построения урока |
Технология системно-деятельностного подхода |
Тема |
Обобщающий урок по разделу «Сказка – ложь, да в ней намёк...» |
Цель |
Формирование способностей к структурированию сказки и систематизации знаний о сказках |
Основные термины, понятия |
Сказка, структура, приметы сказки, герои |
Планируемый (ожидаемый) результат: достижение цели урока |
|
Личностные УУД: учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, учиться смыслообразованию, самоорганизации |
|
Регулятивные УУД: умение обрабатывать информацию и представлять её в виде алгоритма; рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
|
Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация |
|
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару и группу со сверстниками и строить продуктивное взаимодействие; формировать коммуникативную компетенцию учащихся. |
|
Формы работы |
Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока |
Дидактические задачи |
Самоопределение (этап мотивации, организации) |
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения учебной деятельности. |
Актуализация опорных знаний и умений |
Активизация знаний учащихся о литературных сказках |
Постановка учебной задачи, целей урока. |
Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. |
Составление плана, стратегии по разрешению затруднения. |
Обеспечение развития способности самостоятельно определять последовательность выполнения действий; |
Реализация выбранного проекта. |
Обеспечение у учащихся конкретного представления о сказке, структуре, героях, признаков. Добиться от учащихся восприятия, осознание первичного обобщения и систематизации новых знаний; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки. |
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону |
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов , неверных представлений. |
Этап рефлексии деятельности |
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Технология изучения
Этап урока и его цель |
Результаты (предметные, УУД) |
Содержание деятельности (взаимодействия) |
Комментарии к уроку |
||
Действия педагога |
Действия обучающихся |
||||
1.Самоопределение деятельности (1-2 мин.) Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне
|
- самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - целеполагание (П); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
Дети рассаживаются на группы, выбирая стол по номеру карточки (Демонстрируется видеоклип «Там, на неведомых дорожках») Все сумели мы собраться, - Возьмите ваши пазы и соедините их воедино. - Определите название сказки. Вывешиваются названия сказок.
Этот маленький народ
|
Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); исходя из решенных ранее задач, выделение содержательной области («могу»).
|
Цель данного этапа достигаю, используя видеоряд и музыку, что эмоционально воздействует на ребенка, мотивирует к деятельности, определяет содержание рамок урока. Деление на группы происходит в игровой форме. Составление картинки из пазов объединяет обучающихся, формирует коммуникатине умения, развивает познавательные умения (анализ, синтез, сравнение) «Доскажи словечко» позволяет формировать смыслообразование целеполагания |
|
2. Актуализация знаний и фиксация Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий
|
- Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); - извлечение необходимой информации (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - подведение под понятие - фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - учёт разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К) |
- На какие две группы можно разделить сказки (народные и авторские) - Определите, какая сказка лишняя. Почему? (Золушка) - Что объединяет остальные сказки? (Они народные) - Назовите другие русские народные сказки! - На какие 4 группы можно поделить все сказки? (бытовые, волшебные, богатырские, анималистические) |
Воспроизведение предметных, достаточных для построения нового способа действий; фиксация учащимися возникшего затруднения.
|
Подводящий диалог «Аукцион» После каждого ответа ребенок получает карточку, жетон. Кто наберет большее карточек, получает «5». Этот прием помогает в развитии личностных умений, регулятивных (ученик фиксирует ответы). |
|
3. Постановка учебной задачи, целей урока. (2-3 мин.) Цель: Постановка цели учебной деятельности |
- Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - подведение под понятие (П); - постановка и формулирование проблемы - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - разрешение конфликтов (К) |
- Сегодня к нам пришли герои из сказок. Кто же они? Загадки Человек немолодой. Вот с та кущей бородой. Обижает Буратино, Артемона и Мальвину, И вообще для всех людей Он отъявленный злодей. Знает кто-нибудь из вас Кто же это? (Карабас)
Встретила девочка волка в лесу: -Бабушке я пирожочки несу Их испекла моя мамочка,- Хвасталась (К…я Ш…а).
Сети в море ты закинь, Раза три, а не один, Может, ты меня поймаешь, А кого скажи, коль знаешь? Ответ: Золотая рыбка
Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснется в скором беге - И останутся на бреге. Тридцать три богатыря, В чешуе златой горя, Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор; Старый дядька Черномор Что общего у всех этих героев? (из волшебных сказок) - Правильно! Мы сегодня будем сочинять волшебную сказку! Цель нашего урока: сочинение сказки - Что нужно знать, чтобы сочинить сказку? (высказывание предположений) Задачи урока: вспомнить (герои, структура, признаки)
|
Сопоставление детьми действий с используемым способом (где?); выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?); на этой основе учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант постановки задач урока, который уточняется учителем.
|
Игровая форма позволяет мотивировать ребенка к дальнейшим действиям |
|
4 Составление плана, стратегии по разрешению затруднения (10-11 мин.) Цель: выбор способа и средств ее реализации.
|
- Самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); - поиск и выделение необходимой информации (П); - планирование (П); - прогнозирование (П); - структурирование знаний (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
-Теперь рассадим наших гостей на их места. У каждого гостя должно быть свое место по правилам этикета. - Какие герои бывают в сказках? Попробуем разместить. Отрицательные Нейтральные Помощники Положительные - Ребята, вы хорошо справились с заданиями, поэтому гости хотят поучаствовать в нашей новой сказке! Итак, герои у нас есть. Выходит Красная шапочка. - Я слышала, кто-то произнес моё имя. - Ребята, к нам в гости пришла «Красная шапочка» - Ребята, неужели вы меня знаете? Я хочу Вас проверить, поэтому подготовила вопросы. После каждого логического завершения вывешивается названия части сказки 1)Как начинается моя сказка? Жила-была… 2) Почему же я попала в беду? Нарушила запрет. 3)Куда же я попала? Кого встретила? 4)Кто же мне поможет справиться с испытаниями? 5)Какой конец у моей сказки? 6)Какие признаки волшебной сказки? 1.Троекратный повтор 2.Испытание 3.Превращение 4.Волшебный предмет 5.Сказочное существо 6.Необычное место действия ФИЗМИНУТКА: проводит Красная шапочка. |
Учащиеся выбирают метод решения учебной задачи – свойство, понятия, алгоритм, модель и т.д. – и на его основе выдвигают и обосновывают гипотезы; используются предметные действия с схемами, новый способ действий фиксируется – вербально и знаково; учащиеся преодолевают возникшие затруднения с помощью нового способа действия
|
На этом этапе можно использовать прием драматизации (вопросы задает ученик заранее подготовленный дети всегда охотнее отвечают на вопросы своих одноклассников |
|
5. Реализация выбранного проекта (10-12 мин.) Цель: формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях |
- Смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - волевая саморегуляция (Р); - познавательная инициатива (Р); - выдвижение гипотез и их обоснование (П); - поиск необходимой информации (П) - установление причинно-следственных связей (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - построение логической цепочки рассуждений, доказательство (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - управление поведением партнёра (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - постановка вопросов (К); - достижение договорённостей и согласование общего решения (К); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); |
Ещё раз вспомним структуру сказки: 1. Реальная картина. Исходная ситуация (Зачин) 2. Беда случается. Нарушение запрета. 3. Герой уходит из дома (попадает в нереальный мир, сказочное время, приключения, сказочные чудовища) 4. Происходят испытания (Троекратный повтор, трудные задачи, волшебные предметы, волшебные помощники, магические числа) 5. Герой возвращается домой с победой (Концовка, может быть свадьба) - Итак, кто в сказке…? Положительный герой – Красная шапочка; отрицательный герой – Карабас Барабас; герой-помощник – Золотая рыбка; нейтральный герой – Дядька Черномор. -Какую сказку мы будем сочинять? (волшебную) -Назовите признаки. - Каждая группа будет сочинять свою часть сказки. Попрошу выйти одного человека из группы и выбрать карточку. Итак, начинаем! (Участники в течение 5-6 минут сочиняют сказку). -Предлагаю каждой группе, зачитать свой отрывок. (Выстраиваются согласно структуре сказки) |
Проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства |
На этапе творческого задания, использую прием «буриме», но немного видоизмененный В чистом виде данный прием предполагает на заданную тему с определенными словами сочинить стихотворение. В данном случае «буриме» составлено в виде прозы. Детям очень нравится этот прием, потому что получаются довольно забавные истории, которые вызывают смех детей, а это всегда положительные эмоции. |
|
6.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. (4 – 5 мин.) Цели: Выявление затруднений в знаниях и способах действий уч-ся |
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - подведение под понятие (П); - моделирование, преобразование модели (П); - установление причинно-следственных связей (П); - выведение следствий (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - построение логической цепочки рассуждений, доказательство (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - контроль, коррекция, оценка (Р); |
-Сейчас я попрошу вас дописать слова, которые называют признаки волшебной сказки. Тр___________________ Ис___________________ Пр___________________ В___________ пр________ Ск___________ сущ_______ Не_________ м___________ -Теперь проверьте задание по эталону! |
Учащимся предлагается задание, в котором новый способ действий связывается с ранее изученным. |
Этот прием называется «акрослов». Он используется в самостоятельной работе на повторение любой темы и предмета. А также на этапе рефлексии. |
|
8. Рефлексия деятельности Цели: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания |
- Рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); |
- Сейчас попрошу Вас заполнить карточку. Напишите на каждую букву в слове «сказка» любое слово, которое ассоциируется с вашими ощущениями, действиями, полученными знаниями за урок. Напишите, с каким настроением уходите с урока. Каким бы словом, оценили свою работу на уроке. (Задание выполняется по песню «В мире много сказок). - Какое домашнее задание вы хотели бы выполнить? - Я предлагаю проиллюстрировать нашу сказку или сочинить свою. |
Рефлексии и самооценка учениками своей деятельности на уроке; фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; домашнее задание с элементами выбора, творчества. |
Прием «акрослов». |
Картинки для пазлов
Герои (отрицательные, положительные, помощники)
-троекратный повтор
-испытание
-превращение
-волшебный предмет
-сказочное существо
-необычное место действия
Вопросы Красной Шапочки
1)Как начинается моя сказка?
(Жила-была…)
2) Почему же я попала в беду?
(Нарушила запрет)
3)Куда же я попала? Кого встретила?
4)Кто же мне поможет справиться с
испытаниями?
5)Какой конец у моей сказки?
Теремок
Курочка Ряба
Золушка
Гуси-лебеди
Колобок
Маша и медведь
Репка
Структура сказки
Реальная картина. Исходная ситуация (Зачин)
Беда случается. Нарушение запрета.
Герой уходит из дома (попадает в нереальный мир, сказочное время, приключения, сказочные чудовища)
Происходят испытания (Троекратный повтор, трудные задачи, волшебные предметы, волшебные помощники, магические числа)
Герой возвращается домой с победой (Концовка)
Опросник для проверки
Допишите слова, которые называют признаки волшебной сказки
Тр___________________
Ис___________________
Пр___________________
В___________ пр________
Ск___________ сущ_______
Не_________ м___________
Напишите на каждую букву в слове «сказка» любое слово, которое ассоциируется с вашими ощущениями, действиями, полученными знаниями за урок.
С -
К -
А -
З -
К -
А -
Ссылки:
2) https://viline.tv