12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петрова Лада Алексеевна49
Россия, Кемеровская обл., Кемерово

Литературное чтение, 2 класс

«Сказка – ложь, да в ней намек…».

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний

Самоопределение.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Постановка учебной задачи, целей урока.

Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

Реализация выбранного проекта.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Этап рефлексии деятельности.

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Технология построения урока

Технология системно-деятельностного подхода
«Реализация теории поэтапного формирования учебных действий»; элементы коммуникативной технологи, игровая технология

Тема

Обобщающий урок по разделу «Сказка – ложь, да в ней намёк...»

Цель

Формирование способностей к структурированию сказки и систематизации знаний о сказках

Основные термины, понятия

Сказка, структура, приметы сказки, герои

Планируемый (ожидаемый) результат: достижение цели урока

УУД

Личностные УУД: учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, учиться смыслообразованию, самоорганизации

Регулятивные УУД: умение обрабатывать информацию и представлять её в виде алгоритма; рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару и группу со сверстниками и строить продуктивное взаимодействие; формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

Формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная


 

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Самоопределение

(этап мотивации, организации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация знаний учащихся о литературных сказках

Постановка учебной задачи, целей урока.

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

Обеспечение развития способности самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

Реализация выбранного проекта.

Обеспечение у учащихся конкретного представления о сказке, структуре, героях, признаков. Добиться от учащихся восприятия, осознание первичного обобщения и систематизации новых знаний; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов , неверных представлений.

Этап рефлексии деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

 

Технология изучения

Этап урока и его цель

Результаты (предметные, УУД)

Содержание деятельности

(взаимодействия)

Комментарии к уроку

Действия педагога

Действия обучающихся

1.Самоопределение деятельности (1-2 мин.)

Цель: 

включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне


 

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- целеполагание (П);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Дети рассаживаются на группы, выбирая стол по номеру карточки (Демонстрируется видеоклип «Там, на неведомых дорожках»)

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

- Возьмите ваши пазы и соедините их воедино.

- Определите название сказки.

Вывешиваются названия сказок.


 

Этот маленький народ
В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – … сказка!


 

Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); исходя из решенных ранее задач, выделение содержа­тельной области («могу»).


 

Цель данного этапа достигаю, используя видеоряд и музыку, что эмоционально воздействует на ребенка, мотивирует к деятельности, определяет содержание рамок урока.

Деление на группы происходит в игровой форме.

Составление картинки из пазов объединяет обучающихся, формирует коммуникатине умения, развивает познавательные умения (анализ, синтез, сравнение) «Доскажи словечко» позволяет формировать смыслообразование целеполагания

2. Актуализация знаний и фиксация
индивидуальных затруднений в деятельности(5-6 мин.)

Цель: 

готовность и осознание потребности к построению нового способа действий


 

- Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);

- извлечение необходимой информации (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- подведение под понятие

- фиксирование индивидуального затрудне​ния в пробном учебном действии (Р);

- волевая саморегуляция в ситуации затруд​нения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- учёт разных мнений (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К)

- На какие две группы можно разделить сказки (народные и авторские)

- Определите, какая сказка лишняя. Почему? (Золушка)

- Что объединяет остальные сказки? (Они народные)

- Назовите другие русские народные сказки!

- На какие 4 группы можно поделить все сказки? (бытовые, волшебные, богатырские, анималистические)

Воспроизведение предметных, достаточных для построения нового способа действий;

фиксация учащимися возникшего затруднения.


 

Подводящий диалог

«Аукцион» После каждого ответа ребенок получает карточку, жетон. Кто наберет большее карточек, получает «5». Этот прием помогает в развитии личностных умений, регулятивных (ученик фиксирует ответы).

3. Постановка учебной задачи, целей урока. (2-3 мин.)

Цель:

Постановка цели учебной деятельности

- Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- подведение под понятие (П);

- постановка и формулирование проблемы

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруд​нения (Р);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- разрешение конфликтов (К)

- Сегодня к нам пришли герои из сказок. Кто же они?

Загадки

Человек немолодой.

Вот с та кущей бородой.

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину,

И вообще для всех людей

Он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас

Кто же это? (Карабас)


 

Встретила девочка волка в лесу:

-Бабушке я пирожочки несу

Их испекла моя мамочка,-

Хвасталась

(К…я Ш…а).


 

Сети в море ты закинь,

Раза три, а не один,

Может, ты меня поймаешь,

А кого скажи, коль знаешь?

Ответ: Золотая рыбка


 

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором беге -

И останутся на бреге.

Тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор;

Старый дядька Черномор

Что общего у всех этих героев? (из волшебных сказок)

- Правильно! Мы сегодня будем сочинять волшебную сказку!

Цель нашего урока: сочинение сказки

- Что нужно знать, чтобы сочинить сказку? (высказывание предположений)

Задачи урока: вспомнить (герои, структура, признаки)

 

Сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);

выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);

на этой основе учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант постановки задач урока, который уточняется учителем.


 

Игровая форма позволяет мотивировать ребенка к дальнейшим действиям

4 Составление плана, стратегии по разрешению затруднения (10-11 мин.)

Цель: 

выбор способа и средств ее реализации.


 


 

- Самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- самостоятельное выделение и формулиро​вание познавательной цели (П);

- поиск и выделение необходимой инфор​мации (П);

- планирование (П);

- прогнозирование (П);

- структурирование знаний (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруд​нения (Р);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

-Теперь рассадим наших гостей на их места. У каждого гостя должно быть свое место по правилам этикета.

- Какие герои бывают в сказках?

Попробуем разместить.

Отрицательные

Нейтральные

Помощники

Положительные

- Ребята, вы хорошо справились с заданиями, поэтому гости хотят поучаствовать в нашей новой сказке!

Итак, герои у нас есть.

Выходит Красная шапочка.

- Я слышала, кто-то произнес моё имя.

- Ребята, к нам в гости пришла «Красная шапочка»

- Ребята, неужели вы меня знаете? Я хочу Вас проверить, поэтому подготовила вопросы.

После каждого логического завершения вывешивается названия части сказки

1)Как начинается моя сказка?

Жила-была…

2) Почему же я попала в беду?

Нарушила запрет.

3)Куда же я попала? Кого встретила?

4)Кто же мне поможет справиться с испытаниями?

5)Какой конец у моей сказки?

6)Какие признаки волшебной сказки?

1.Троекратный повтор

2.Испытание

3.Превращение

4.Волшебный предмет

5.Сказочное существо

6.Необычное место действия

ФИЗМИНУТКА: проводит Красная шапочка.

Учащиеся выбирают метод решения учебной задачи – свойство, понятия, алгоритм, модель и т.д. – и на его основе выдвигают и обосновывают гипотезы;

используются предметные действия с схемами, новый способ действий фиксируется – вербально и знаково; учащиеся преодолевают возникшие затруднения с помощью нового способа действия


 

На этом этапе можно использовать прием драматизации (вопросы задает ученик заранее подготовленный дети всегда охотнее отвечают на вопросы своих одноклассников

5. Реализация выбранного проекта (10-12 мин.)

Цель: 

формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

- Смыслообразование (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

- волевая саморегуляция (Р);

- познавательная инициатива (Р);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П);

- поиск необходимой информации (П)

- установление причинно-следственных связей (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);

- построение логической цепочки рассуждений, доказательство (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- управление поведением партнёра (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

- постановка вопросов (К);

- достижение договорённостей и согласование общего решения (К);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К);

Ещё раз вспомним структуру сказки:

1. Реальная картина. Исходная ситуация (Зачин)

2. Беда случается. Нарушение запрета.

3. Герой уходит из дома (попадает в нереальный мир, сказочное время, приключения, сказочные чудовища)

4. Происходят испытания (Троекратный повтор, трудные задачи, волшебные предметы, волшебные помощники, магические числа)

5. Герой возвращается домой с победой (Концовка, может быть свадьба)

- Итак, кто в сказке…?

Положительный герой – Красная шапочка; отрицательный герой – Карабас Барабас; герой-помощник – Золотая рыбка; нейтральный герой – Дядька Черномор.

-Какую сказку мы будем сочинять? (волшебную)

-Назовите признаки.

- Каждая группа будет сочинять свою часть сказки. Попрошу выйти одного человека из группы и выбрать карточку.

Итак, начинаем! (Участники в течение 5-6 минут сочиняют сказку).

-Предлагаю каждой группе, зачитать свой отрывок. (Выстраиваются согласно структуре сказки)

Проговариванием  вслух алгоритма, понятия, свойства

На этапе творческого задания, использую прием «буриме», но немного видоизмененный В чистом виде данный прием предполагает на заданную тему с определенными словами сочинить стихотворение. В данном случае «буриме» составлено в виде прозы. Детям очень нравится этот прием, потому что получаются довольно забавные истории, которые вызывают смех детей, а это всегда положительные эмоции.

6.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

(4 – 5 мин.)

Цели: 

Выявление затруднений в знаниях и способах действий уч-ся

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

- подведение под понятие (П);

- моделирование, преобразование модели (П);

- установление причинно-следственных связей (П);

- выведение следствий (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);

- построение логической цепочки рассужде​ний, доказательство (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- контроль, коррекция, оценка (Р);

-Сейчас я попрошу вас дописать слова, которые называют признаки волшебной сказки.

Тр___________________

Ис___________________

Пр___________________

В___________ пр________

Ск___________ сущ_______

Не_________ м___________

-Теперь проверьте задание по эталону!

Учащимся предлагается задание, в котором новый способ действий связывается с ранее изученным.

Этот прием называется «акрослов». Он используется в самостоятельной работе на повторение любой темы и предмета. А также на этапе рефлексии.

8. Рефлексия деятельности
(2-3 мин.)

Цели: 

самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания

- Рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса и результа​тов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успеш​ности (Л);

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

- Сейчас попрошу Вас заполнить карточку. Напишите на каждую букву в слове «сказка» любое слово, которое ассоциируется с вашими ощущениями, действиями, полученными знаниями за урок. Напишите, с каким настроением уходите с урока. Каким бы словом, оценили свою работу на уроке.

(Задание выполняется по песню «В мире много сказок).

- Какое домашнее задание вы хотели бы выполнить?

- Я предлагаю проиллюстрировать нашу сказку или сочинить свою.

Рефлексии и самооценка учениками своей деятельности на уроке;

фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; домашнее задание с элементами выбора, творчества.

Прием «акрослов».


 

Картинки для пазлов

Герои (отрицательные, положительные, помощники)

-троекратный повтор

-испытание

-превращение

-волшебный предмет

-сказочное существо

-необычное место действия

Вопросы Красной Шапочки

1)Как начинается моя сказка?

(Жила-была…)

2) Почему же я попала в беду?

(Нарушила запрет)

3)Куда же я попала? Кого встретила?

4)Кто же мне поможет справиться с

испытаниями?

5)Какой конец у моей сказки?

Теремок

Курочка Ряба

Золушка

Гуси-лебеди

Колобок

Маша и медведь

Репка

 

Структура сказки


 

Реальная картина. Исходная ситуация (Зачин)


 

Беда случается. Нарушение запрета.


 

Герой уходит из дома (попадает в нереальный мир, сказочное время, приключения, сказочные чудовища)


 

Происходят испытания (Троекратный повтор, трудные задачи, волшебные предметы, волшебные помощники, магические числа)

Герой возвращается домой с победой (Концовка)

 

Опросник для проверки


 

Допишите слова, которые называют признаки волшебной сказки

Тр___________________

Ис___________________

Пр___________________

В___________ пр________

Ск___________ сущ_______

Не_________ м___________

Напишите на каждую букву в слове «сказка» любое слово, которое ассоциируется с вашими ощущениями, действиями, полученными знаниями за урок.

С -

К -

А -

З -

К -

А -


 

Ссылки:

1 )info@luko-morie.ru

2) https://viline.tv

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.