Конспект внеклассного мероприятия «Мы разные, но «солнце светит всем одинаково»
Целевая аудитория: группа 12-16 детей 2-4 класса
Тема: Мы разные, но «солнце светит всем одинаково» (Общие представления о мире в танцах разных народов России)
Форма: беседа с элементами исследования и танцевального мастер-класса
Цель: создание условий для формирования основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным традициям представителей народов России.
Задачи:
Обучающие: познакомить с историей возникновения народного танца, формировать понимание основной символики движений традиционных танцев народов России.
Развивающие:способствовать развитию музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству музыки и танца.
Воспитательные:повысить интерес к историческому прошлому народов России, к их танцевальному наследию.
Планируемый результат:
Личностный:Сформированное ценностное отношение к своей малой родине, России, уважительное отношение к традициям других народов России.
Метапредметный:
Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли при фронтальной работе, работе в группе; владеют диалогической и монологической формой речи.
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, воспринимает инструкции учителя.
Познавательные УУД: осознанно строят речевые высказывание в устной форме; анализируют информацию и строят логические цепочки рассуждений.
Предметный: имеют представление о происхождении и символике народных танцев: «Хоровод» (русский), «Осуохай» (якутский), «Крууга» (карельский), парный чеченский танец и сценический тувинский танец, основанный на этнических традициях народа, «Звенящая нежность».
Продолжительность: 30 минут
Место проведения: актовый зал или довольно просторный кабинет, где есть парты и стулья для работы в группах (4 группы по 3-4 человека) и место для танцевальных движений.
Оборудование: проектор, компьютер с колонками, экран
Подготовка: заготовить жетоны 4-х цветов по 3-4 штуки каждого цвета(конфеты в обертках разного цвета), распечатать листы для групповой работы и ручки.
Ход мероприятия:
При входе в кабинет дети получают по жетону (4 цвета) или по конфетке в цветных обертках. Необходимо для распределения по группам.
Вступительная часть. Постановка учебной задачи. 2 мин
- Прочитайте, пожалуйста, тему. Её название мы с вами обсудим в конце занятия.
- Определите по кроссенсу, о чем будет классный час (Танцы).
Основная часть.
Просмотр видео. 3 мин
- Начнем разговор с задания. Я включу видео-файл, состоящий из 4 фрагментов танцев разных народов. Попробуйте догадаться, какой танец является народным танцем чечен, какой русских, а где тувинский или якутский танец. (Просмотр видео записи).
- Что вам помогло установить соответствие?
Всего в России проживают представители более 180 национальностей и этнических групп. И у каждой народности свои обычаи, костюмы, обряды, кухня, и, конечно же, танцы. Да, танцы разные, и сегодня мы узнаем, о чем танцует каждый народ.
Рассказ о танце. 2 мин
- Танец является одним из самых древних видов искусства. Танцующий колдун, подражающий оленю, на стене пещеры во Франции был нарисован почти 18 тысяч лет назад.
В глубокой древности танец сопровождает практически всю жизнь человека: от рождения до смерти. С ритуального танца начинался трудовой день человека. Перед охотой древние люди имитировали весь процесс охоты для того, чтобы она была удачной. С ритуального танца, а позже и песни они начинали весной земледельческие работы.
Танцы, которые издревле живут в народе, - настоящая энциклопедия жизни. В каком бы далеком краю вы ни оказались, взглянув на танцы народа, вы живо почувствуете склад обитателей этой страны, существо их национального характера».
Мастер-класс – игра. 5 мин
- Сюжеты танцев часто связаны с трудовыми процессами: кузнечное ремесло, охота или рыбалка, женские домашние занятия и т.д.
Поиграем в игру. Я покажу вам движение из народного танца, а вы попробуйте повторить движение и догадаться о символике данного элемента.
Учитель показывает движение тувинского танца, который символизирует охоту с луком, движение из русского хоровода – прядение, приветствие из карельского танца, движение похожее на движение птичьих крыльев из башкирского танца и «ковырялочку» (вспашка земли).
Работа в группах. 10 мин
Комментарий к чеч. Танцу: В чеченском мифе «Как возникли солнце, луна и звезды» рассказывается о том, что «один искусный кузнец послал к прекрасной девушке сватов, не зная, что она его сестра. После ее отказа он взял золотую головешку и отправился к ней. Увидев его, девушка бросилась бежать. Он бежал за ней до тех пор, пока оба они не погибли. Искры от головешки превратились в звезды, от сестры осталось сияние, от брата — головешка. Они превратились в луну и солнце. И до сегодняшнего дня солнце не может догнать луну».
- Мы прослушали результаты работы всех 4 групп. Что заметили?
- Как вы думаете, почему люди посвящали солнцу свои танцы?
- Символ солнца у разных народов встречается не только в танцах, но и в вышивке, в песнях, в быту. Наши предки понимали, что солнце – это жизнь, поэтому и поклонялись солнечным божествам: Ярило и Дажьбог (славянская мифология), Пяйвятар (карело-финская богиня), Ар (армянский бог) и др.
- Как думаете, а есть ли у танцев разных народов другие общие символы?
- У разных народов есть схожие по символике, но не по пластике, танцы о войнах, об охоте, о домашних делах, есть свадебные народные танцы и похоронные. Все они разные, но символизируют одно и тоже.
Танец крууга. 3 мин
- Есть еще один танец о солнце. В каком регионе мы живем? Какой карельский танец символизирует солнце? Карельский «хоровод» - крууга, действительно, тоже символизирует поклонение солнцу, только круг танцующих в крууге незамкнутый.
Танцуем круугу!
Заключительная часть.
Итог. 2 мин
- Прочитайте тему классного часа. Как вы ее понимаете. Какую мысль я хотела до вас донести?
Рефлексия. 3 мин
- Подведем рефлексию в форме уже знакомой карельской руны. Добавьте в мной заготовленную форму вторую и четвертую строчки.