12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Россиева Антонина Владимировна17036
Представитель педагогической династии в четвертом поколений. Творческий, трудолюбивый и амбициозный человек.
Россия, Карелия респ., п.Ильинский

Конспект 


Конспект
DOCX / 674.14 Кб

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 "Презентация "


Презентация
PPTX / 1.92 Мб

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 "Карточки для групповой работы"


Карточки
DOCX / 19.68 Кб

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 "Видео файл"


https://cloud.mail.ru/public/vYSe/NzC9GQmtN


Конспект внеклассного мероприятия «Мы разные, но «солнце светит всем одинаково»

Целевая аудитория: группа 12-16 детей 2-4 класса

Тема: Мы разные, но «солнце светит всем одинаково» (Общие представления о мире в танцах разных народов России)

Форма: беседа с элементами исследования и танцевального мастер-класса

Цель: создание условий для формирования основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным традициям представителей народов России.

Задачи:

Обучающие:  познакомить с историей возникновения народного танца, формировать понимание основной символики движений традиционных танцев народов России.

Развивающие: способствовать развитию музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству музыки и танца.

Воспитательные: повысить интерес к историческому прошлому народов России, к их танцевальному наследию.

Планируемый результат:

Личностный: Сформированное ценностное отношение к своей малой родине, России, уважительное отношение к традициям других народов России.

Метапредметный:

Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли при фронтальной работе, работе в группе; владеют диалогической и монологической формой речи. 

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, воспринимает инструкции учителя.

Познавательные УУД: осознанно строят речевые высказывание в устной форме; анализируют информацию и строят логические цепочки рассуждений.

Предметный: имеют представление о происхождении и символике народных танцев: «Хоровод» (русский), «Осуохай» (якутский), «Крууга» (карельский), парный чеченский танец и сценический тувинский танец, основанный на этнических традициях народа, «Звенящая нежность».

Продолжительность: 30 минут

Место проведения: актовый зал или довольно просторный кабинет, где есть парты  и стулья для работы в группах (4 группы по 3-4 человека) и место для танцевальных движений.

Оборудование: проектор, компьютер с колонками, экран

Подготовка: заготовить жетоны 4-х цветов по 3-4 штуки каждого цвета(конфеты в обертках разного цвета), распечатать листы для групповой работы и ручки.


Ход мероприятия:

При входе в кабинет дети получают по жетону (4 цвета) или по конфетке в цветных обертках. Необходимо для распределения по группам.

  1. Вступительная часть. Постановка учебной задачи. 2 мин

- Прочитайте, пожалуйста, тему. Её название мы с вами обсудим в конце занятия.

- Определите по кроссенсу, о чем будет классный час (Танцы).

  1. Основная часть.
  1. Просмотр видео. 3 мин

- Начнем разговор с задания. Я включу видео-файл, состоящий из 4 фрагментов танцев разных народов. Попробуйте догадаться, какой танец является народным танцем чечен, какой русских, а где тувинский или якутский танец. (Просмотр видео записи).

- Что вам помогло установить соответствие?

 Всего в России проживают представители более 180 национальностей  и этнических групп. И у каждой народности свои обычаи, костюмы, обряды, кухня, и, конечно же, танцы. Да, танцы разные, и сегодня мы узнаем, о чем танцует каждый народ.

  1. Рассказ о танце. 2 мин

- Танец является одним из самых древних видов искусства. Танцующий колдун, подражающий оленю, на стене пещеры во Франции был нарисован почти 18 тысяч лет назад.

В глубокой древности танец сопровождает практически всю жизнь человека: от рождения до смерти. С ритуального танца начинался трудовой день человека. Перед охотой древние люди имитировали весь процесс охоты для того, чтобы она была удачной. С ритуального танца, а позже и песни они начинали весной земледельческие работы.

Танцы, которые издревле живут в народе, - настоящая энциклопедия жизни. В каком бы далеком краю вы ни оказались, взглянув на танцы народа, вы живо почувствуете склад обитателей этой страны, существо их национального характера».

  1. Мастер-класс – игра. 5 мин

- Сюжеты танцев часто связаны с трудовыми процессами: кузнечное ремесло, охота или рыбалка, женские домашние занятия и т.д.

Поиграем в игру. Я покажу вам движение из народного танца, а вы попробуйте повторить движение и догадаться о символике данного элемента.

Учитель показывает движение тувинского танца, который символизирует охоту с луком, движение из русского хоровода – прядение, приветствие из карельского танца, движение похожее на движение птичьих крыльев из башкирского танца и «ковырялочку»  (вспашка земли).

  1. Работа в группах. 10 мин

Комментарий к чеч. Танцу: В чеченском мифе «Как возникли солнце, луна и звезды» рассказывается о том, что «один искусный кузнец послал к прекрасной девушке сватов, не зная, что она его сестра. После ее отказа он взял золотую головешку и отправился к ней. Увидев его, девушка бросилась бежать. Он бежал за ней до тех пор, пока оба они не погибли. Искры от головешки превратились в звезды, от сестры осталось сияние, от брата — головешка. Они превратились в луну и солнце. И до сегодняшнего дня солнце не может догнать луну».

- Мы прослушали результаты работы всех 4 групп. Что заметили?

- Как вы думаете, почему люди посвящали солнцу свои танцы?

- Символ солнца у разных народов встречается не только  в танцах, но и в вышивке, в песнях, в быту. Наши предки понимали, что солнце – это жизнь, поэтому и поклонялись солнечным божествам: Ярило и Дажьбог (славянская мифология), Пяйвятар (карело-финская богиня), Ар (армянский бог) и др.

- Как думаете, а есть ли у танцев разных народов другие общие символы?

- У разных народов есть схожие по символике, но не по пластике, танцы о войнах, об охоте, о домашних делах, есть свадебные народные танцы и похоронные. Все они разные, но символизируют одно и тоже.

  1. Танец крууга. 3 мин

- Есть еще один танец о солнце. В каком регионе мы живем? Какой карельский танец символизирует солнце? Карельский «хоровод» - крууга, действительно, тоже символизирует поклонение солнцу, только круг танцующих в крууге незамкнутый.

Танцуем круугу!

  1. Заключительная часть.
  1. Итог. 2 мин

- Прочитайте тему классного часа. Как вы ее понимаете. Какую мысль я хотела до вас донести?

  1. Рефлексия. 3 мин

- Подведем рефлексию в форме уже знакомой карельской руны. Добавьте в мной заготовленную форму вторую и четвертую строчки.

Мы сегодня танцевали танцы разные народов:

______________________________________

Что хотела я сказать Вам этим разговором, дети?

______________________________________

Источники:

  1. ЛЕЧА ИЛЬЯСОВ. Танцевальная культура чеченцев. [Электронный ресурс]: Ночхала и многое другое.  Режим доступа: https://nohchalla.com/kultura/656-tancy-chechencev
  2.  Национальный состав России. [Электронный ресурс]: Statdata.ru — Сайт о странах и городах.  Режим доступа http://www.statdata.ru/nacionalnyj-sostav-rossii
  3. Танцевальная культура тувинцев. [Электронный ресурс]: Официальный портал Республики Тыва  Режим доступа: https://rtyva.ru/region/culture/1329/
  4. Лукина А. Символика якутского кругового танца осуохай [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/simvolika-yakutskogo-krugovogo-tantsa-osuohay
  5. Ондар И.О. Ритуально-обрядовая специфика танцевальной культуры тувинцев. [Электронный ресурс]: ВКонтакте. Режим доступа: https://vk.com/wall-105944631_53895
Опубликовано в группе « «Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре»»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.