Конспект интегрированной образовательной деятельности «Умники и умницы»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида «Сказка»
структурное подразделение № 140
Конспект интегрированной
образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности (ЗПР)
«Умники и умницы»
учитель - дефектолог
Рогожинская Марина Анатольевна
Образовательная область «Познание», «Коммуникация».
Программное содержание:
Расширять и активизировать словарь по темам: «Времена года»,
«Перелетные и зимующие птицы».
Закреплять умение детей составлять рассказ по серии сюжетных
картинок.
Продолжать учить детей самостоятельно, выразительной последова-
тельно излагать литературный материал знакомого произведения.
Совершенствовать умение детей выразительно читать стихи.
Закреплять представления детей о последовательности месяцев года.
Развивать логическое мышление, интеллектуальные способности у
детей.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Прививать детям чувство прекрасного посредством музыки (используя технические средства обучения).
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за птицами.
Чтение стихов, рассказов о природе, рассматривание иллюстрационного материала, рисование пейзажей.
Оборудование:
аудиозапись П.И. Чайковского «Весна»;
карточки с номерами;
картинки осени и весны; зимующих и перелетных птиц; сюжетные картинки на тему «Кормушка»;
шапочки-маски «Времена года», корзина, подснежники.
Ход:
Педагог: Ребята, вы любите смотреть телевизор? Какие проходят интеллектуальные игры по телевизору, какие игры вы смотрите?
Дети: «Угадай мелодию», «Что? Где? Когда?».
Педагог: Правильно, молодцы. Есть игра «КВН» - клуб веселых и находчивых, эту игру ведет Александр Масляков. В игре участвуют студенты из разных институтов и городов. А еще есть игра под названием «Умники и умницы». Хотите поиграть в такую игру?
Дети отвечают: Да.
Педагог приглашает детей к месту, где на полу в виде дорожки из квадратов, разложены карточки с номерами (соответствующему номеру, есть задания — вопросы, которые дети должны выполнить).
Задание № 1.
«За зимой идет весна,
А за летом осень.
Что же будет за весной
Мы у деток спросим?»
На столе разложены картинки осени и весны. Дети должны разложить их в определенной последовательности (I период осени сентябрь, II период- октябрь, III период - ноябрь и т.д.).
Педагог: Ребята, вспомните, какие праздники мы с вами отмечали в: декабре?
Дети: Готовились к Новому году.
Педагог: В январе?
Дети: Были каникулы.
Педагог: В феврале?
Дети: Масленица, День защитников Отечества-23 февраля.
Задание № 2.
«Птички птички, вы синички,
Воробьи и снегири,
Собирайтесь, невелички,
Песни спойте нам свои».
На доске вперемешку собраны картинки зимующих и перелетных птиц.
Педагог: Ребята, кто изображен на этих картинках?
Дети: Птицы.
Педагог: Какие бывают птицы?
Дети: Зимующие, перелетные.
Педагог: Посмотрите, наши птички перепутались. Давайте им поможем найти свою стаю.
Задание № 3.
«Знаем песни и частушки,
Знаем пляски-топотушки.
И стихи читать умеем,
Вы хотите нас проверить?»
Дети читают стихи: «Четыре цвета года» И. Сурикова
Белый
Белые шапки на белых березах.
Белый зайчишка на белом снегу.
Белый узор на ветвях от мороза.
По белому лесу на лыжах бегу.
Синий
Синее небо, синие тени.
Синие реки сбросили лёд.
Синий подснежник – житель весенний,
На синей проталинке смело растет.
Зеленый
В зеленом лесу на зеленой травинке,
Поводит усами зеленый жучок.
Зеленую бабочку на тропинке,
Накрыл мой сачок, нитяной колпачок.
Желтый
Желтое солнце греет слабее.
Желтые дыни на желтой земле.
Желтые листья шуршат по аллее.
Желтая капля смолы на стволе.
Задание № 4.
Музыкальная пауза.
«Музыка, музыка, музыка моя,
Без тебя, без музыки,
Не прожить и дня».
Педагог: Ребята, мы с вами вспомнили прекрасные стихи о временах года. Писатели всю красоту природы воспевали в стихах, а композиторы воспевали в музыке. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Веснянка» под музыку П.И.Чайковского «Весна».
Физкультминутка «Веснянка» (Координация речи с движением)
Солнышко, солнышко
Золотое донышко.
(Идут по кругу, взявшись за руки.)
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
(Останавливаются, руки плавно
поднимают и опускают.)
Побежал в саду ручей,
(«Бегут» по кругу.)
Прилетели сто грачей,
(«Летят» по кругу.)
А сугробы тают, тают,
(Медленно приседают.)
А цветочки подрастают.
(Тянутся на цыпочках, руки вверх.)
Задание №5.
Составить рассказ по серии картинок «Кормушка».
Вы, картинки, собирайтесь
И в рассказ все превращайтесь.
Педагог дает детям несколько картинок. Они должны расположить их в определенной последовательности, составить рассказ и дать ему название.
Задание № 6.
Весна стучится к нам опять
Велит загадки отгадать.
Иначе к вам я не приду,
В сугробе зимнем пропаду.
Дети вспоминают загадки об осени, зиме, овощах, фруктах, птицах и т.д. Педагог загадывает несколько загадок.
Задание №7.
Последняя карточка на столе с номером 12.
Педагог: Ребята, вспомните, в каком произведении встречается эта цифра?
Дети: В сказке «12 месяцев».
Педагог: Кто написал эту сказку?
Дети: С.Я.Маршак.
Педагог: О чем эта сказка?
(дети вспоминают содержание сказки)
Педагог:
Сказка - ты для нас наука
И беседа, и игра.
А без сказки, а без сказки
Скучно жить нам, детвора.
Педагог: Хотите, ребята, показать сказку нашим гостям?
Драматизация сказки «12 месяцев» (отрывок).
Педагог:
В лесу Машенька одна.
Вдруг увидела она
Огонек вдали мерцает,
Словно звездочка сияет.
Девочка спешит к нему
И выходит она к костру.
У костра месяцы братцы сидят
И друг с другом говорят.
Маша: Добрый вечер!
Январь: Вечер добрый!
Маша: Можно мне погреться у вашего костра?
Январь: Можно, но скажи, зачем в лес пришла?
Маша: Мне б подснежников найти,
Не встречались вам в пути?
Январь: Когда месяц апрель придет, тогда и подснежники ищи.
Маша: Я знаю, да деваться мне некуда. Мачеха домой без подснежников не пустит.
Месяцы: Мы готовы тебе помочь,
Ведь волшебна эта ночь.
Январь: Ну, что ж братец апрель, вставай, твоя гостья - принимай.
Апрель: Разбегайтесь ручьи,
Растекайтесь лужи,
Вылезайте муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы громче петь
И расцвел подснежник!
Маша: Братья месяцы спасибо!
Помогли моей беде.
Ведь без вашего участья
Не нашла цветов нигде.
Педагог:
Нарвав цветочков нежных,
Машенька спешит домой.
Потом педагог собирает возле себя детей и подводит итог.
Педагог:
Ребята, вам поправилась наша игра?
Как она называлась?
Что сегодня мы вспомнили с вами во время игры? (Ответы детей)
Литература:
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7лет.- М.: 2007.
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
Нефедова К.П. Знакомство с окружающим миром и развитие речи. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008.