Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» (1–4 класс)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа«Образовательный центр» п.г.т. Рощинский муниципального района Волжский Самарской области РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы» для 1 – 4 классов учителя начальных классов Яндоло Н.В. |
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно правовых документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
3. Планируемые результаты начального общего образования.
4. Примерная программа по внеклассной работе ФГОС второго поколения для начальной школы
5. Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ СОШ «Образовательный центр» п.г.т. Рощинский
6. На основе программ: «Курса развития мыслительных способностей учащихся начальной школы А.З. Зака «Интеллектика» (Москва: Интеллект-Центр, 2013), курса «Юным умникам и умницам» автора О.А. Холодовой (Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Программа курса «РПС». – М.: Москва РОСТ, 2012).
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
1 класс
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
|
Обучающиеся научатся |
Обучающиеся получат возможность научиться: |
· понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;- описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа, левее, правее; вверху, внизу, выше, ниже; перед, за, между и др.; · выделять признаки предметов; · сравнивать предметы, находить черты сходства и отличия; · обобщать, делать несложные выводы; · классифицировать явления, предметы; · сравнивать геометрические фигуры по форме; делить геометрические фигуры на заданные части; составлять геометрические фигуры из частей; · увеличивать рисунок по клеткам; · использовать элементы плоскостного конструирования; · устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать её на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи; · составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению. |
· владеть навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, обобщения; · решать несложные логические задачи; · проводить рассуждения, устанавливая отношения между объектами и формулируя выводы. · решать нестандартные олимпиадные задачи;
|
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
|
· - определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); · - объяснять свое несогласия и пытаться договориться; · - выражать свои мысли, аргументировать; · - выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; · - сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; · - проявлять самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности; · - формировать целостный взгляд на окружающий мир. |
· - внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов; · - устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач · - адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
|
1. Регулятивные УУД |
|
· - определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; · - проговаривать последовательность действий; · - работать по предложенному педагогом плану; · - отличать верно выполненное задание от неверного; · - совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; · - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; · - оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей; · - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; · - планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; · - осваивать начальные формы рефлексии. |
· - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; · - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; · - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; · - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; · - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
2. Познавательные УУД |
|
· - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; · - овладевать измерительными инструментами; · - овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям; · - перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры; · - находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем); · - пользоваться логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи. |
· - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты · - осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; · - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |
3. Коммуникативные УУД |
|
· - выражать свои мысли; · - объяснять свое несогласие и пытаться договориться; · - овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи; · - выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя); · - выражать доброжелательность и отзывчивость; · - вступать в общение с целью быть понятым; |
· - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия; · - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности; · - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. |
2 класс
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
|
Обучающиеся научатся |
Обучающиеся получат возможность научиться: |
· составлять и сравнивать числовые выражения; · упорядочивать числа, числовые выражения по заданному правилу; · классифицировать числовые выражения по разным основаниям; · составлять буквенные выражения · делить фигуру на заданные части и составлять фигуру из заданных частей; · ориентироваться в пространстве: вычерчивать по рисунку маршрут движения с использованием составленного плана передвижений; · решать задачи на проведение обобщения и классификации предметов; логические задачи, требующие для решения построения цепочки верных рассуждений · выделять недостающие или избыточные данные для решения задачи. · осуществлять поиск различных способов решения задачи |
· решать числовые головоломки, лабиринты и ребусы, задания «Расшифруй» · сравнивать буквенные выражения · преобразовать фигуры по заданным условиям · вычерчивать вид одного и того же пейзажа с разных позиций (вид слева, вид справа, прямо) · владеть навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, обобщения; · решать задачи на сравнение; комбинаторные задачи; сюжетные логические задачи; задачи на внимание, задачи-шутки, кроссворды, задачи на смекалку · решать задачи с лишними и недостающими данными · решать задачи разными способами · решать нестандартные олимпиадные задачи;
|
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
|
· - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы; · - выражать свои мысли, аргументировать; · - овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации; · - выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; · - сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; · - понимать личностный смысл учения; · - формировать целостный взгляд на окружающий мир. |
· - внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов; · - устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач · - адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
|
1. Регулятивные УУД |
|
· - определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; · - проговаривать последовательность действий; · - высказывать свое предположение (версию); · - работать по предложенному педагогом плану; · - отличать верно выполненное задание от неверного; · - совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; · - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; · - оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей; · - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; · - осваивать начальные формы рефлексии. |
· - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; · - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; · - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; · - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; · - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
2. Познавательные УУД |
|
· - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; · - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; · - овладевать измерительными инструментами; · - овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям; · - перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры; · - находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем); · - овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации; · - соблюдать нормы этики и этикета; · - пользоваться логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи. |
· - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты · - осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; · - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |
3. Коммуникативные УУД |
|
· - выражать свои мысли; · - объяснять свое несогласие и пытаться договориться; · - овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи; · - выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя); · - выражать доброжелательность и отзывчивость; · - вступать в общение с целью быть понятым; · - выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); · - аргументировать, доказывать; |
· - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия; · - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности; · - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. |
3 класс
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
|
Обучающиеся научатся |
Обучающиеся получат возможность научиться: |
· различать чётные и нечётные числа; · составлять числовые выражения с заданным числовым значением; · классифицировать числа, числовые выражения по заданным условиям; · сравнивать числовые и буквенные выражения; · составлять и решать простые уравнения для решения задачи · вычерчивать геометрические фигуры; · делить фигуру на заданные части и составлять фигуру из заданных частей; преобразовать фигуру по заданным условиям; взаимное расположение кругов на плоскости; · проводить анализ и выделять существенные свойства и признаки в математических отношениях, строить простейшие умозаключения. · осуществлять поиск и выделение недостающих или избыточных данных для РРР решения задачи; различных способов решения задач; задач на смекалку; ребусов |
· решать числовые головоломки, лабиринты, цепочки, ребусы, кроссворды, задания «Расшифруй», «Магические квадраты», составлять подобные задачи · плоскостному и объемному конструированию · владеть навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, обобщения; · решать задачи с лишними и недостающими данными · решать задачи разными способами · решать задачи повышенного уровня сложности: на сравнение; сюжетные логические задачи; комбинаторные задачи; задачи на внимание, задачи-шутки; задачи на взвешивание, переливание, распиливание. · решать нестандартные олимпиадные задачи
|
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
|
· - определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); · - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы; · - объяснять свое несогласия и пытаться договориться; · - выражать свои мысли, аргументировать; · - выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; · - сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; · - проявлять самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности; · - понимать личностный смысл учения; · - формировать целостный взгляд на окружающий мир.
|
· - внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов; · - устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач · - адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
|
1. Регулятивные УУД |
|
· - определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; · - проговаривать последовательность действий; · - высказывать свое предположение (версию); · - работать по предложенному педагогом плану; · - отличать верно выполненное задание от неверного; · - совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; · - отличать факты от домыслов; · - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; · - оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей; · - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; · - планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; · - осваивать начальные формы рефлексии. |
· - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; · - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; · - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; · - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; · - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
2. Познавательные УУД |
|
· - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; · - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; · - овладевать измерительными инструментами; · - овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям; · - перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры; · - находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем); · - овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации; · - соблюдать нормы этики и этикета; · - пользоваться логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи. |
· - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты · - осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; · - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |
3. Коммуникативные УУД |
|
· - выражать свои мысли; · - объяснять свое несогласие и пытаться договориться; · - овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи; · - выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя); · - выражать доброжелательность и отзывчивость; · - вступать в общение с целью быть понятым; · - выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); · - аргументировать, доказывать; · - вести дискуссию. |
· - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия; · - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности; · - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. |
4 класс
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
|
Обучающиеся научатся |
Обучающиеся получат возможность научиться: |
· читать и записывать многозначные числа; рассказывать о числе по плану; угадывать число, соответствующее заданным характеристикам: четность- нечетность, количество цифр; · делить фигуры на заданные части и составлять фигуры из заданных частей; преобразовывать фигуры по заданным условиям. · выделять в окружающем мире симметричные предметы, строить ось симметрии; находить центр симметрии, выполнять симметричное вырезание. · вычислять периметр и площадь сложных фигур; · выполнять построения с помощью циркуля, угольника и линейки. различать стороны и вершину угла; острые, прямые, тупые и развернутые углы; окружности по заданному радиусу или диаметру; · решать задачи с помощью рассуждений. Строить логическую цепочку и выводить правило или закономерность. · строить умозаключения, определять их истинность или ложность. · решать практические задачи на планирование действий. · использовать алгоритм для решения комбинаторных задач. · читать, записывать римские числа · решать практические задачи, связанные со временем · выделять недостающие или избыточные данные для решения задачи · решать задачи разными способами |
· решать головоломки с палочками одинаковой длины, из которых составлены геометрические фигуры; · применять транспортир для определения градусной меры угла и построения угла заданной величины, строить треугольники разных видов, геометрические узоры · составлять практические задачи на планирование действий; решать комбинаторные задачи и составлять подобные, составлять задачи на измерение времени. · сравнивать, складывать и вычитать римские числа · решать задачи повышенного уровня сложности: на применение знаний в изменённых условиях; на сравнение; сюжетные логические задачи; комбинаторные задачи; задачи на внимание, задачи-шутки; задачи на взвешивание, переливание, распиливание. · решать нестандартные олимпиадные задачи
|
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
|
· - определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); · - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы; · - объяснять свое несогласия и пытаться договориться; · - выражать свои мысли, аргументировать; · - овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации; · - выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; · - сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; · - проявлять самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности; · - понимать личностный смысл учения; · - формировать целостный взгляд на окружающий мир. |
· - внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов; · - устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач · - адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
|
1. Регулятивные УУД |
|
· - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; · - проговаривать последовательность действий; · - высказывать свое предположение (версию); · - работать по предложенному учителем плану; · - отличать верно выполненное задание от неверного; · - совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; · - отличать факты от домыслов; · - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; · - оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей; · - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; · - планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; · - осваивать начальные формы рефлексии. |
· - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; · - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; · - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; · - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; · - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
2. Познавательные УУД |
|
· - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; · - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; · - овладевать измерительными инструментами; · - овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям; · - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем, таблиц, графиков, диаграмм); · - находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем); · - овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации; · - соблюдать нормы этики и этикета; · - пользоваться логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
|
· - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты · - осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; · - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |
3. Коммуникативные УУД |
|
· - выражать свои мысли; · - объяснять свое несогласие и пытаться договориться; · - овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи; · - выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя); · - выражать доброжелательность и отзывчивость; · - вступать в общение с целью быть понятым; · - выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); · - аргументировать, доказывать; · - вести дискуссию. |
· - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия; · - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности; · - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. |
II. Содержание учебного курса
ПЕРВЫЙ ГОД ЗАНЯТИЙ (33 ч)
1. Задания геометрического содержания. 8 ч
Графические диктанты. Взаимное расположение предметов. При изучении данной темы уточняются представления детей о пространственных отношениях «справа - слева», «перед - за», «между», «над - под», «выше - ниже». Сравнение геометрических фигур по форме; деление геометрических фигур на заданные части; составление геометрических фигур из частей; увеличение рисунка по клеткам. Овладение элементами конструкторских умений; использование игр для плоскостного моделирования.
2. Числа от 1 до 20. 8ч
Сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам; проведение обобщения на основе выделения существенного признака. Составление и сравнение числовых выражений; числовые цепочки и «Круговые примеры»; числовые головоломки и ребусы, классификация чисел.
3. Логические задачи. 8 ч
Выявление закономерности и её использование для выполнения задания; проведение классификации предметов по заданному признаку.
Задачи на сравнение; сюжетные логические задачи; задачи на внимание, задачи-шутки.
4. Нестандартные задачи. 6 ч
Решение задач на взвешивание, перекладывание, геометрическая смесь (составление различных фигур из счётных палочек)
1. Математическая олимпиада. 3 ч
Соревнование эрудитов. Выполнение конкурсных заданий. Решение олимпиадных задач
ВТОРОЙ ГОД ЗАНЯТИЙ (34 ч)
1. Числа от 1 до 100: 8 ч
Составление и сравнение числовых выражений; упорядочивание чисел, числовых выражений по заданному правилу; классификация чисел, числовых выражений по разным основаниям; числовые головоломки, лабиринты и ребусы, задания «Расшифруй»; выражения с буквой, сравнение таких выражений
2. Задания геометрического содержания: 8 ч
Взаимное расположение фигур на плоскости; деление фигур на заданные части и составление фигур из заданных частей; преобразование фигур по заданным условиям; ориентирование в пространстве: вычерчивание по рисунку маршрута движения с использованием составленного плана передвижений; вид одного и того же пейзажа с разных позиций (вид слева, вид справа, прямо)
3. Логические задачи 8 ч
Задания на проведение обобщения и классификации предметов; логические задачи, требующие для решения построения цепочки верных рассуждений. Задачи на сравнение; комбинаторные задачи; сюжетные логические задачи; задачи на внимание, задачи-шутки, кроссворды
4.Нестандартные задачи 6 ч
Задания с лишними и недостающими данными. Поиск и выделение недостающих или избыточных данных для решения задачи. Поиск различных способов решения задач. Решение задач на смекалку.
5. Математическая олимпиада 4 ч Соревнование эрудитов. Выполнение конкурсных заданий. Решение олимпиадных задач
ТРЕТИЙ ГОД ЗАНЯТИЙ (34 ч)
1 . Числа от 1 до 1000 8 ч
Чётные и нечётные числа; составление числовых выражений с заданным числовым значением; классификация чисел, числовых выражений по заданным условиям; сравнение числовых и буквенных выражений; составление и решение простых уравнений для решения задач; числовые головоломки, лабиринты, цепочки, ребусы, кроссворды, задания «Расшифруй», «Магические квадраты» арифметические игры.
2. Задания геометрического содержания 4 ч
Вычерчивание геометрических фигур; деление фигур на заданные части и составление фигур из заданных частей; преобразование фигур по заданным условиям; взаимное расположение кругов на плоскости; составление фигур из счётных палочек, преобразование составленных фигур.
Использование игр для плоскостного и объёмного конструирования
3. Логические задачи 10 ч.
Проведение анализа и выделение существенных свойств и признаков в математических отношениях. Построение простейших умозаключений. Задачи повышенного уровня сложности: на сравнение; сюжетные логические задачи; комбинаторные задачи; задачи на внимание, задачи-шутки, кроссворды.
4. Нестандартные задачи 8 ч Задачи на взвешивание, переливание, распиливание. Поиск и выделение недостающих или избыточных данных для РРРР рРРР ешения задачи. Поиск различных способов решения задач. Решение задач на смекалку. Решение ребусов, составление подобных ребусов. Решение магических квадратов, составление магических квадратов
5. Математическая олимпиада 4 ч Соревнование эрудитов. Выполнение конкурсных заданий. Решение олимпиадных задач
ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ЗАНЯТИЙ (34 ч)
1 Многозначные числа 2 ч Чтение и запись многозначных чисел. Работа с информацией. Рассказ о числе по плану. Угадывание числа, соответствующего заданным характеристикам: четность- нечетность, количество цифр.
2. Задания геометрического содержания 8 ч
Деление фигур на заданные части и составление фигур из заданных частей; преобразование фигур по заданным условиям. Ось симметрии. Симметричное вырезание. Поиск, выделение в окружающем мире симметричных предметов, Вычисление периметра и площади сложных фигур; головоломки с палочками одинаковой длины, из которых составлены геометрические фигуры; построения с помощью циркуля, угольника и линейки. Стороны и вершина угла. Различение острых, прямых, тупых и развернутых углов. Применение транспортира для определения градусной меры угла и построение угла заданной величины. Построение окружностей с заданным радиусом или диаметром. Рисование узоров с помощью циркуля Построение разностороннего, равностороннего, равнобедренного, прямоугольного треугольника. геометрические игры:
Игра «Танграм» Знакомство с равносоставленными фигурами.
3. Логические задачи 10 ч
Решение задач с помощью рассуждений. Построение логической цепочки и выведение правила или закономерности. Понятие графа. Решение задач нового вида. Решение математических задач с помощью рассуждений. Понятия истинные и ложные заключения, построение умозаключений, определение их истинности или ложности. Решение практических задач на планирование действий. Составление подобных задач. Решение логических задач на планирование действий. Составление подобных задач. Алгоритмы решения комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач. Составление подобных задач. Задачи повышенного уровня сложности: на применение знаний в изменённых условиях
4 Нестандартные задачи. 10 ч Чтение, запись римских чисел, их сравнение, сложение и вычитание. Решение практических задач, связанных со временем. Единицы измерения времени. Составление задач на измерение времени. Поиск и выделение недостающих или избыточных данных для решения задачи Поиск различных способов решения задач. Решение задач на смекалку. Решение ребусов, составление подобных ребусов. Решение магических квадратов, составление магических квадратов
5. Математическая олимпиада 4 ч Соревнование эрудитов. Выполнение конкурсных заданий. Решение олимпиадных задач.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Основные виды деятельности обучающихся |
Задания геометрического содержания. 8 ч |
|||
1 |
Цвет, форма, размер, материал |
1 |
Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. Выполнение аппликации. Выставка работ |
2 |
Выше - ниже, больше - меньше, слева - справа |
1 |
Пространственные представления. Понятия «выше - ниже», «больше - меньше», «слева - справа». Графический диктант. Выставка работ. |
3 |
Раньше - позже |
1 |
Временные представления «раньше - позже». Упорядочивание событий, расположение их в порядке следования |
4 |
Расположение предметов в пространстве |
1 |
Задачи на раскрашивание. Графический диктант. Выставка работ. |
5 |
Геометрическая мозаика |
1 |
Составление геометрических узоров. Выставка работ. |
6 |
Геометрическая мозаика |
1 |
Составление геометрических узоров. Графический диктант Выставка работ. |
7 |
Волшебные цепочки |
1 |
Составление геометрических узоров. Выставка работ. |
8 |
Волшебные цепочки |
1 |
Составление геометрических узоров. Графический диктант Выставка работ. |
Числа от 1 до 20. 8ч |
|||
9 |
Такие разные числа |
1 |
Составление чисел из нескольких слагаемых |
10 |
Числовые выражения |
1 |
Составление и сравнение числовых выражений |
11 |
Числовые выражения |
1 |
Составление и сравнение числовых выражений |
12 |
Числовые цепочки и «круговые» примеры |
1 |
Составление числовых цепочек и решение круговых примеров |
13 |
Числовые цепочки и «круговые» примеры |
1 |
Составление числовых цепочек и решение круговых примеров |
14 |
Классификация чисел. |
1 |
Классификация предметов по различным признакам. |
15 |
Числовые головоломки и ребусы |
1 |
Разгадывание головоломок и ребусов |
16 |
Числовые головоломки и ребусы |
1 |
Разгадывание головоломок и ребусов |
Логические задачи. 8 ч |
|||
17 |
Закономерности |
1 |
Решение задач на поиск и выделение закономерности |
18 |
Кто следующий? |
1 |
Решение задач на поиск и выделение закономерности |
19 |
Задачи на сравнение |
1 |
Решение задач на сравнение |
20 |
Сюжетные логические задачи |
1 |
Решение занимательных логических задач |
21 |
Сюжетные логические задачи |
1 |
Решение занимательных логических задач |
22 |
Третий лишний |
1 |
Решение занимательных логических задач |
23 |
Задачи на внимание |
1 |
Решение задач на внимание |
24 |
Головоломки |
1 |
Игра Составление и разгадывание головоломок |
Нестандартные задачи. 6 ч |
|||
25 |
Задачи на взвешивание |
1 |
Решение задач на взвешивание |
26 |
Задачи на перекладывание |
1 |
Решение задач на перекладывание |
27 |
Игры с палочками |
1 |
Составление различных фигур из счётных палочек |
28 |
Тайны шифра |
1 |
Изучение правил шифровки. |
29 |
Шифровка |
1 |
Составление шифровки с помощью чисел. |
30 |
Задачи - шутки |
1 |
Решение задач-шуток. Составление задач. |
Математическая олимпиада. 3 ч |
|||
31 |
Игра «Решай, смекай, отгадывай» |
1 |
Соревнование эрудитов |
32 |
Математический КВН |
1 |
Выполнение конкурсных заданий |
33 |
Игра «Самый умный» |
1 |
Игра Решение олимпиадных задач. |
2 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Основные виды деятельности обучающихся |
Числа от 1 до 100: 8 ч |
|||
1 |
В мире чисел |
1 |
Составление чисел из нескольких слагаемых |
2 |
Числовые выражения |
1 |
Составление и сравнение числовых выражений |
3 |
Выражения с буквой |
1 |
Составление и сравнение числовых выражений |
4 |
Игра с числами по правилу |
1 |
Составление числовых цепочек и решение круговых примеров |
5 |
Числовые головоломки |
1 |
Разгадывание головоломок и ребусов |
6 |
Лабиринты и ребусы |
1 |
Разгадывание головоломок и ребусов |
7 |
Работа с шифрами |
1 |
Составление шифровки с помощью чисел. |
8 |
Интеллектуальный ринг. |
1 |
Решение олимпиадных задач. |
Задания геометрического содержания: 8 ч |
|||
9 |
Геометрическая мозаика |
1 |
Конструирование из геометрических фигур |
10 |
Преобразование фигур |
1 |
Преобразование геометрических фигур |
11 |
Конструирование на плоскости |
1 |
Конструирование из геометрических фигур |
12 |
Вид слева, вид справа, прямо |
1 |
Преобразование геометрических фигур |
13 |
Конструирование из кубиков. |
1 |
Игра с кубиками |
14 |
Движение по маршруту |
1 |
Квест «Путешествие по стране Геометрия» |
15 |
Игры со счетными палочками |
1 |
Игры со счетными палочками |
16 |
Игра «Волшебный круг». |
1 |
Игра с частями круга |
Логические задачи. 8 ч |
|||
17 |
Задачи на сравнение |
1 |
Решение математических задач с помощью рассуждений |
18 |
Цепочка рассуждений |
1 |
Решение математических задач с помощью рассуждений |
19 |
Задачи на внимание |
1 |
Решение задач на внимание |
20 |
Задачи-шутки и кроссворды |
1 |
Решение занимательных логических задач |
21 |
Сюжетные логические задачи |
1 |
Решение занимательных логических задач |
22 |
Комбинаторные задачи |
1 |
Алгоритмы решения комбинаторных задач. |
23 |
Логические задачи на раскрашивание. |
1 |
Работа в паре. Задачи на раскрашивание. |
24 |
Турнир смекалистых |
1 |
Выполнение конкурсных заданий. Групповые соревнования |
Нестандартные задачи. 6 ч |
|||
25 |
Задания с лишними данными |
1 |
Решение математических задач с помощью рассуждений |
26 |
Задания с недостающими данными |
1 |
Решение математических задач с помощью рассуждений |
27 |
Задания с лишними и недостающими данными |
1 |
Решение математических задач с помощью рассуждений |
28 |
Решение задач разными способами |
1 |
Решение математических задач разными способами |
29 |
Решение задач разными способами |
1 |
Решение математических задач разными способами |
30 |
Решение задач на смекалку. |
1 |
Выполнение конкурсных заданий. Групповые соревнования |
Математическая олимпиада. 4 ч |
|||
31 |
Решение олимпиадных задач |
1 |
Выполнение конкурсных заданий. Решение олимпиадных задач |
32 |
Математический КВН |
1 |
Выполнение конкурсных заданий. Групповые соревнования |
33 |
Соревнование эрудитов |
1 |
Выполнение конкурсных заданий. Соревнование эрудитов |
34 |
Игра «Решай, смекай, отгадывай» |
1 |
Игра Подведение итогов |
3 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Основные виды деятельности обучающихся |
Числа от 1 до 100: 8 ч |
|||
1 |
Чётные и нечётные числа |
1 |
Составление чисел из нескольких слагаемых |
2 |
Числовые выражения |
1 |
Составление и сравнение числовых выражений |
3 |
Классификация чисел, |
1 |
Составление и сравнение числовых выражений |
4 |
Сравнение числовых и буквенных выражений |
1 |
Составление числовых цепочек и решение круговых примеров |
5 |
Решение уравнений |
1 |
Разгадывание головоломок и ребусов |
6 |
Числовые головоломки |
1 |
Разгадывание головоломок и ребусов |
7 |
Шифровальщики |
1 |
Составление шифровки с помощью чисел. |
8 |
Лабиринты и ребусы |
1 |
Командная игра |
Задания геометрического содержания: 4 ч |
|||
9 |
Геометрическая мозаика |
1 |
Конструирование из геометрических фигур |
10 |
Конструирование на плоскости |
1 |
Преобразование геометрических фигур |
11 |
Игры со счетными палочками |
1 |
Конструирование из геометрических фигур |
12 |
Калейдоскоп |
1 |
Командная игра |
Логические задачи 10 ч |
|||
13 |
Задачи на сравнение |
1 |
Решение математических задач с помощью рассуждений |
14 |
Цепочка рассуждений |
1 |
Решение математических задач с помощью рассуждений |
15 |
Задачи на внимание |
1 |
Решение математических задач разными способами |
16 |
Задачи-шутки и кроссворды |
1 |
Решение математических задач разными способами |
17 |
Комбинаторные задачи |
1 |
Алгоритмы решения комбинаторных задач. Решение задач нового вида |
18 |
Комбинаторные задачи |
1 |
Решение комбинаторных задач. Составление подобных задач |
19 |
Логические задачи на раскрашивание. |
1 |
Работа в паре. Задачи на раскрашивание. |
20 |
Сюжетные логические задачи |
1 |
Решение математических задач с помощью рассуждений |
21 |
Сюжетные логические задачи |
1 |
Решение математических задач с помощью рассуждений |
22 |
Турнир смекалистых |
1 |
Выполнение конкурсных заданий. Групповые соревнования |
Нестандартные задачи. 8 ч |
|||
23 |
Задачи на взвешивание, переливание, распиливание |
1 |
Работа в группах Решение математических задач с помощью рассуждений |
24 |
Задачи на взвешивание, переливание, распиливание |
1 |
Работа в группах Решение математических задач с помощью рассуждений |
25 |
Задания с лишними и недостающими данными |
1 |
Решение математических задач с помощью рассуждений |
26 |
Задания с лишними и недостающими данными |
1 |
Решение математических задач с помощью рассуждений |
27 |
Решение задач разными способами |
1 |
Решение математических задач разными способами |
28 |
Решение задач разными способами |
1 |
Решение математических задач разными способами |
29 |
Ребусы и магические квадраты |
1 |
Решение ребусов и магических квадратов |
30 |
Решение задач на смекалку. |
1 |
Выполнение конкурсных заданий. Групповые соревнования |
Математическая олимпиада. 4 ч |
|||
31 |
Решение олимпиадных задач |
1 |
Выполнение конкурсных заданий. Решение олимпиадных задач |
32 |
Математический КВН |
1 |
Выполнение конкурсных заданий. Групповые соревнования |
33 |
Соревнование эрудитов |
1 |
Выполнение конкурсных заданий. Соревнование эрудитов |
34 |
Игра «Решай, смекай, отгадывай» |
1 |
Игра Подведение итогов |
4 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Формы деятельности
|
Многозначные числа 2 часа |
|||
1 |
В стране многозначных чисел |
1 |
Чтение и запись многозначных чисел. Работа с информацией. |
2 |
Числа-великаны и числа-малютки |
1 |
Рассказ о числе по плану. Угадывание числа, соответствующего заданным характеристикам: четность- нечетность, количество цифр. |
Задачи геометрического содержания 8ч |
|||
3 |
Угол, я тебя знаю. |
1 |
Стороны и вершина угла. Различение острых, прямых, тупых и развернутых углов. Применение транспортира для определения градусной меры угла и построение угла заданной величины. |
4 |
Такие разные треугольники |
1 |
Построение равностороннего, равнобедренного, прямоугольного треугольника при помощи циркуля и угольника. Построение разностороннего треугольника с заданными длинами сторон |
5 |
Волшебный круг |
1 |
Построение окружностей с заданным радиусом или диаметром. Рисование узоров с помощью циркуля |
6 |
Равносоставленные фигуры. Танаграм |
1 |
Знакомство с равносоставленными фигурами. Игра «Танграм» |
7 |
Симметрия фигур |
1 |
Поиск, выделение в окружающем мире симметричных предметов. Ось симметрии. Симметричное вырезание |
8 |
Периметр сложных фигур |
1 |
Решение практических задач на нахождение периметра сложных фигур. |
9 |
Площадь сложных фигур |
1 |
Решение практических задач на нахождение площади сложных фигур. |
10 |
Путешествие по стране «Геометрия» |
1 |
Выполнение конкурсных заданий. Соревнование эрудитов. Награждение победителей |
Логические задачи 10 ч |
|||
11 |
Логические цепочки. Поиск закономерности |
1 |
Решение задач с помощью рассуждений. Построение логической цепочки и выведение правила или закономерности |
12 |
Задачи, решаемые с помощью графов |
1 |
Понятие графа. Решение задач нового вида
|
13 |
Решение математических задач с помощью рассуждений |
1 |
Решение математических задач с помощью рассуждений |
14 |
Правдолюбы и лгуны. |
1 |
Понятия истинные и ложные заключения, построение умозаключений, определение их истинности или ложности |
15 |
Задачи на планирование действий |
1 |
Решение практических задач на планирование действий. Составление подобных задач |
16 |
Решение логических задач |
1 |
Решение логических задач на планирование действий. Составление подобных задач |
17 |
Решение комбинаторных задач |
1 |
Алгоритмы решения комбинаторных задач. Решение задач нового вида |
18 |
Решение комбинаторных задач |
1 |
Решение комбинаторных задач. Составление подобных задач |
19 |
Решение комбинаторных задач |
1 |
Решение комбинаторных задач. Составление подобных задач |
20 |
Математический марафон |
1 |
Выполнять задания поискового и творческого характера. Уметь работать в группах: распределять роли между членами группы, планировать работу, распределять виды работ. |
Нестандартные задачи 10 ч |
|||
21 |
Действия с римскими числами |
1 |
Работа с информацией. Чтение, запись римских чисел, их сравнение, сложение и вычитание |
22 |
«Который час?» Решение задач на время |
1 |
Решение практических задач, связанных со временем. Единицы измерения времени |
23 |
Решение нестандартных задач |
1 |
Решение практических задач, связанных со временем. Составление задач на измерение времени |
24 |
Задачи, имеющие несколько решений |
1 |
Выполнять задания поискового и творческого характера. Осуществлять перебор вариантов с помощью правила |
25 |
Задачи с недостающими и лишними данными |
1 |
Работа с информацией. Поиск и выделение недостающих или избыточных данных для решения задачи |
26 |
Решение задач разными способами |
1 |
Самостоятельно выполнять решение поставленных задач. Находить различные способы их решений. |
27 |
Старинные задачи |
1 |
Решение задач на смекалку из учебников арифметики |
28 |
Числовые ребусы |
1 |
Решение ребусов, составление подобных ребусов |
29 |
Магические квадраты |
1 |
Решение магических квадратов. Составление магических квадратов |
30 |
Математическая олимпиада |
1 |
Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу |
Математическая олимпиада 4 ч |
|||
31 |
Игра «Решай, смекай, отгадывай» |
1 |
Выполнение конкурсных заданий. Соревнование эрудитов |
32 |
Математический КВН |
1 |
Выполнение конкурсных заданий. Групповые соревнования |
33 |
Игра «Самый умный» |
1 |
Выполнение конкурсных заданий. Решение олимпиадных задач |
34 |
Итоги года «Лучше всех» |
1 |
Подведение итогов |
Использованная литература
1. А.З. Зак «Курс развития мыслительных способностей учащихся начальной школы «Интеллектика», Москва: Интеллект-Центр, 2013,
2. О.А.Холодова «Юным умникам и умницам» Программа курса «РПС». – М.: Москва РОСТ, 2012.
3. Дубова М.В., Маслова С.В. Олимпиадная математика. Методическое пособие. Москва: «РОСТ», 2016
4. Дубова М.В., Маслова С.В. Олимпиадная математика. Рабочая тетрадь, часть1, 2. Москва: «РОСТ», 2016
Список рекомендованной литературы
1. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: Владос, 2000.
2. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. дом Литера, 2002.
3. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 1980.
4. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 1990.
5. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3, 4 классах. – М.: Илекса, 2002.
6. Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. – Саратов ОАО Издательство ―Лицей‖, 2003.
7. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1979.
8. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки./ Сост. Калугин М.А. – Ярославль: Академия развития, 1997.
9. Интернет ресурсы:http://liuda-alekseeva.narod.ru/p13aa1.html, http://www.iaro.ru, http://www.school220.ru, http://www.zankov.ru
10. Задачи конкурса «Кенгуру» mathkang.ru/page/files-k
11. Архивные задания Всероссийской математической олимпиады mathkang.ru/page/files-k