Конспект воспитательного мероприятия Интеллектуальная игра «Час научных открытий» для учащихся 8-9 класса
Конспект зачетного
воспитательного мероприятия
Интеллектуальная игра «Час научных открытий»
Тема: Интеллектуальная игра для учащихся 8 класса «Час научных открытий»
Цели:
Образовательные:
Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках математики, информатики, биологии, географии, физики и химии;
Осуществление межпредметных связей.
Развивающие:
Расширение интеллектуального кругозора учащихся;
Развитие умений выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов, развитие умственных способностей;
Развитие творческих способностей и умений учащихся;
Способствовать развитию навыкам самостоятельности, умений самореализации.
Воспитательные:
Воспитание устойчивого интереса к изучаемым предметам, положительное отношение к знаниям, коллективной творческой деятельности;
Воспитание внимательности; воспитание положительного отношения к труду.
Форма проведения: игра, беседа
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, сеть Интернет, распечатки с вопросами, карточки для формирования команд, презентация, чёрный ящик, микроскоп, циркуль, лавр, яблоко, соль, скотч, клей, ножницы.
Мизансцена: на доске расклеены картинки с вопросами (Приложение 6), на экране мультимедийного проектора включена презентация с заставкой воспитательного мероприятия (Приложение 4), 5 комплектов парт расставлены для групповой работы до начала мероприятия, до формирования игры, учащиеся сидят в произвольном порядке, за кафедрой находится учитель и ученики совета творческого дела.
План подготовительной работы
Изучение плана воспитательной работы класса;
Формирование идеи и концепции воспитательного мероприятия, исходя из плана воспитательной работы;
Обсуждение воспитательного мероприятия с классным руководителем;
Изучение литературы по теме воспитательного мероприятия;
Формирование совета творческого дела из учащихся класса;
Разработка этапов проведения воспитательного мероприятия: изучение литературы, подбор интересных заданий, подходящих в тематику мероприятия, продумывание правил игры, поиск информации, написание стихотворений для вступления;
Оформление раздаточного материала, оборудования и подготовка его к воспитательному мероприятию: изготовление презентации, аппликация раздаточного материала, подготовка планшетников, черного ящика, необходимых предметов для игры (см. Оборудование);
Оформление места проведения воспитательного мероприятия: создание необходимой для проведения мероприятия мизансцены;
Настройка необходимого технического оборудования советом творческого дела: проверка работы презентации, игры в приложении «kahoot!», проверка работы мультимедийного проектора.
План проведения дела
Этапы:
Вступление
Формирование команд
Первая игра «Научная разминка»
Вторая игра «Четвертый лишний»
Третья игра «Великие ученые»
Четвертая игра «О чем идет речь?»
Пятая игра «Черный ящик»
Подведение результатов
Рефлексия
Ход дела
На экране включена презентация с заставкой мероприятия (Приложение 4). На доске расположены изображения, характеризующие различные науки (Приложение 6).
Вступление
Сегодня наш классный час будет посвящён великим открытиям. Что же заставило человека изобретать? Современному человеку уже трудно себе представить, что он может обойтись без телевизора, компьютера, видеокамеры, микроволновой печи, пароварки, телефона, наконец! Этот список можно продолжать и продолжать. Без всего этого нам действительно трудно представить нашу жизнь.
Все это — дело рук ученых и конструкторов, инженеров и техников, рационализаторов и изобретателей. Двигала и движет ими не только необходимость, но и творческий дух.
Кто же был первым изобретателем? Может быть, это древний человек, который развел костер, чтобы согреться или поджарить кусочек мамонта? Или тот, кто впервые придумал нацепить на себя шкуру убитого зверя? А может, это та обезьяна, которую считают нашим предком, догадавшаяся сбить палкой с ветки банан.
Учащиеся совета творческого дела читают стихи, посвященные науке и научным открытиям
Формирование команд
Сегодняшний классный час мы проведем в необычной форме, в форме игры, где вам будет предоставлена возможность вспомнить о великих ученых и их открытиях, о естественно-математических науках, а также узнать что-то новое для себя. Для того, чтобы игра прошла в более интересной форме, мы с вами разделимся на 5 команд. Для этого, вам нужно вытянуть наугад карточку (Приложение 1) и сформировать команды. Члены жюри помогут вам, обозначив ориентиры команд.
После формирования команд, каждому объединению необходимо придумать название и выбрать капитана. Учащиеся озвучивают, жюри фиксирует в протокол (Приложение 10).
Начнем нашу игру с разминки, но не просто разминки, а научной.
Первая игра «Научная разминка»
Каждой команде будет задано по 4 вопроса (Приложение 2). На обдумывание команде дается 5 секунд, после этого капитан команды дает ответ. За правильный ответ, команда получает 1 балл. Если команда не может ответить на вопрос, право на ответ передается той команде, которая раньше поднимет руку. Жюри фиксирует баллы на игру в протокол.
Вторая игра «Четвертый лишний»
Для проведения данной игры каждой команде нужен телефон с доступом в Интернет. Учащиеся заходят на платформу kahoot! (с которой они уже знакомы). Игра заключается в том, чтобы на скорость определить какое из данных понятий лишнее из четырех (Приложение 3). Программа сама фиксирует правильные ответы и скорость команд. В конце жюри подводят итоги. За 1 место в данной игре команде присуждается 5 баллов, за 2 место – 4 балла, за 3 место – 3 балла, две команды, набравшие меньше всего баллов, получают по 2 балла в общую таблицу. После каждого вопроса, команда, которая ответила правильно, обосновывает свой ответ всему классу. Так учащиеся, ответившие неправильно, или наугад, узнают для себя что-то новое.
Третья игра «Великие ученые»
В презентации (Приложение 4), расположены 10 личностей, по две на каждую команду. Команда, имеющая большее количество баллов, имеет право выбрать первой или передать ход любой из команд. Жюри зачитывает описание ученого, команда должна его отгадать. При верном ответе – команда получает 3 балла. Далее команде предлагается назвать открытия данного ученого. Если команда справляется, то за каждое открытие команде начисляется по 1 баллу (но суммарное количество баллов не более 5 за одного ученого). Если другая команда знает правильный ответ, то она может его озвучить, при условии, что команда отвечающих отказывается дать ответ. Жюри фиксируют полученные баллы в протокол. В случае, если команды называют малоизвестные достижения ученых, информация перепроверяется (Приложение 5).
Четвертая игра «О чем идет речь?»
За каждой картинкой, расположенной на доске (Приложение 6), расположены вопросы по одной из областей знаний (биология, химия, математика, физика, география). Данный карточки характеризуют одну из наук. Один из представителей из команды выходит к доске, выбирает одну из карточек, зачитывает вопрос вслух и пытается ответить на вопрос (Приложение 7). Если учащийся отвечает самостоятельно, он получает 5 баллов за ответ, если с помощью команды – 2 балла за правильный ответ. Жюри фиксирует результаты в протокол.
Пятая игра «Черный ящик»
Конкурс капитанов. По очереди капитаны вызываются к жюри. Один из членов жюри выносит черный ящик с предметом внутри. Второй – зачитывает текст с описанием того, что находится внутри (Приложение 8). За размышление дается 30 секунд. Если капитан угадывает – приносит 5 баллов своей команде. Если капитан отказывается от ответа, право переходит той команде, которая раньше подняла руку. В случае правильного ответа команда получает 2 балла.
Подведение результатов
Ребята, я надеюсь, что каждый из вас осознал, как важна наука, как изобретения ученых улучшили и облегчили жизнь людей. И как замечательно учиться и придумывать что-то новое на благо всего человечества. Я надеюсь, что в будущем каждый из вас внесет свой вклад в развитие своего города, своей страны, всего мира. Не обязательно для этого учиться в лучших университетах мира, главное иметь творческие идеи, незаурядный ум, много терпения и целеустремленность.
Жюри в это время подсчитывают результаты, оглашают их и награждают победителей (Приложение 11).
Ссылка на источник: www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/474111-...d-nauki-i-tehnologii
Рефлексия
Учащимся предлагается продолжить фразы:
Сегодня меня порадовало…
Мне запомнился…
Мне было интересно…
Я бы хотел(а) предложить…
После этого жюри раздают смайлики (Приложение 9) и учащиеся вклеивают их в журнал класса, в зависимости от того, понравилось им данное мероприятие или нет. И пишут свои впечатления от игры.
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Многоотраслевая наука о живой природе? (биология) | Название этого раздела математики произошло от двух слов «гео» - Земля и «метрио» - мерю (геометрия) | Наука, изучающая вещества и их свойства? (химия) | Главная цель этой науки – изучение природных явлений через эксперименты и объяснение этих законов через конкретные формулы (физика) | Наука о растениях? (ботаника) |
В чем измеряют силу тока? (в Амперах) | Прямоугольник, у которого все стороны равны? (квадрат) | Прибор для измерения атмосферного давления? (барометр) | Кто открыл Закон Всемирного Тяготения? (Исаак Ньютон) | Какую науку называют «Царица всех наук»? (математика) |
Чему равно произведение взаимно обратных чисел? (1) | Сколько костей входит в состав человека? (218) | Луч, который делит угол пополам? (биссектриса) | Прибор для определения температуры воздуха? (термометр) | Химическая единица измерения? (моль) |
Этот металл – основа нашей цивилизации. Без него была бы невозможна жизнь животного мира нашей планеты. В чистом виде его видели немногие. Металл обладает магнитными свойствами. (Железо) | В этом состоянии люди проводят треть своей жизни. В Древнем Китае одной из страшнейших пыток было лишение человека этого состояния. (сон) | Вместо ожидаемого золота в этой стране были найдены значительные запасы серебра, что и отразилось в названии этой страны. Какая страна стала разочарованием для золотоискателей? (Аргентина, От латинского argentum – серебро) | Вспомните клавиатуру компьютера. На клавишу с буквой «Э» нажимают всего в 0,3% случаев, на клавишу с буквой «Я» – уже в 1,8%, а с буквой «К» – в 2,8% случаев. А на какую же клавишу нажимают чаще всего? (пробел) | Чтобы попасть из моря Дождей в море Ясности, а оттуда добраться до моря Кризисов, необходимо отправиться именно туда. (на Луну) |
Ссылка на сточник: multiurok.ru/files/intellektualnaia-igra-dlia-star...lassnikov-znato.html
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
АРИСТОТЕЛЬ
• впервые стал пользоваться классификациями, что позже стало основой многих наук;
• изучал небесные явления и животных;
• задумывался о добродетелях - справедливости, морали, щедрости;
• открывал законы логики.
ПИФАГОР
• теорему Пифагора в геометрии;
• теорию о том, что Земля круглая;
•учение о четных и нечетных числах, пропорциях;
• глубокое понимание углов, треугольников, многогранников; принципы музыкальной гармонии.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
• парашют, основы летательных аппаратов, водолазный костюм, самодвижущаяся тележка (будущий автомобиль), прожектор и др.;
• знаменитые произведения искусства: «Тайная вечеря», «Мона Лиза», «Иоанн Креститель», «Витрувианский человек».
ГАЛЕЛЕО ГАЛИЛЕЙ
• создал первый телескоп, с помощью которого открыл Луну и исследовал Млечный Путь;
• представил гелиоцентрическую систему мира, разрушив теорию Аристотеля (последний полагал, что планеты неподвижны, а Солнце вращается вокруг них);
•открыл законы инерции, свободного падения, постоянного периода колебаний и др.;
• создал микроскоп и термоскоп;
ИСААК НЬЮТОН
• открыл теорию движения небесных тел;
• сформулировал закон всемирного тяготения;
• разработал 3 закона классической механики;
• выдвинул гипотезу о том, что Земля не идеально круглая, а слегка сплюснута со стороны полюсов;
• развивал такую научную дисциплину, как оптика;
• начал изучение скорости звука.
ЧАРЛЬЗ ДАРВИН
• выделил естественный отбор как основную силу эволюции живых существ в труде «Происхождение видов путем естественного отбора»;
• выдвинул гипотезу, что люди произошли от обезьяноподобного предка;
• определил, как окружающая среда влияет на развитие вида;
• внес вклад в развитие генетики.
НИКОЛА ТЕСЛА
• изобрел способ передачи электроэнергии на расстоянии;
• предсказал появление интернета;
• внедрил использование переменного тока;
• работал над созданием радио.
МАРИЯ КЮРИ
• открытие элементов радия и полония;
• исследования радиоактивности;
• описание влияния радиации на живых существ.
АЛЬБЕРТ ЭНШТЕЙН
• Эйнштейн впервые подробно описал броуновское движение, доказав существование атомов и молекул;
• открыл общую и специальную теорию относительности;
• описал свойства гравитации.
СТИВЕН ХОКИНГ
• Хокинг сформулировал Теорию большого взрыва, с которого началась Вселенная.
• Физик доказал, что Большой взрыв должен был начаться с расширения точки с бесконечной плотностью - сингулярности.
• Смог применить теорию относительности Эйнштейна к квантовой механике.
• «Излучение Хокинга» - ученый доказал, что черные дыры излучают во Вселенную поток элементарных частиц.
Ссылка на источник: umnazia.ru/blog/all-articles/velikie-uchenye-mira-i-ih-otkrytija
Приложение 6
Приложение 7
БИОЛОГИЯ | ФИЗИКА | ХИМИЯ | МАТЕМАТИКА | ГЕОГРАФИЯ |
1928 году один британский ученый занимался исследованием болезнетворных бактерий. Он не был очень аккуратен, и не часто мыл лабораторную посуду. Однажды он заметил, что в одной из оставленных чашек выросла плесень, которая убила бактерии. Ученый заинтересовался этим явлением и открыл… что? (Пенициллин, антибиотик) | Сам автор ещё в 1895 г. дал своему изобретению такую оценку: «Мы сделали открытие, всё значение которого сейчас едва ли кто сразу поймёт». Вот это изобретение: «разновидность беспроводной передачи информации, при которой в качестве носителя информации используются радиоволны, свободно распространяемые в пространстве» О каком изобретении, идет речь? (радио) | Автор этого открытия, американец, во Время Второй мировой войны в 1942 году пытался синтезировать в своей лаборатории прозрачный пластик для прицелов оружия. Однако его преследовали неудачи: вместо прозрачного пластика он получил чрезвычайно липкое вещество, которое приклеивалось ко всему подряд и затвердевало намертво, приводя в негодность лабораторное оборудование. Лишь через 16 лет ученый понял, что полученное им «неудачное» вещество можно использовать на благо людям. О каком изобретении идёт речь? (суперклей) | Когда появилось, и кем именно было разработано это изобретение, ученые не выяснили до сих пор точно не выяснили. Это изобретение появилось в 1946 г. занимало площадь в 85 квадратных метров, а масса достигала 28 тонн. Устройство потребляло около 150 кВт энергии, и сильно перегревалось. С целью его охлаждения разработчикам пришлось дополнить конструкцию авиационными двигателями. О каком изобретении идёт речь? (Компьютер) | Четыре тысячи лет назад этот предмет изобрели в Китае. Сначала он имел вид ложки с тонким черенком и шарообразной выпуклой частью. Отполированная выпуклая часть ложки устанавливалась на медную или деревянную пластину. Черенок ложки свободно висел над пластиной, а сама ложка свободно вращалась вокруг оси установленного выпуклого основания. Трудно переоценить его значение, он произвел настоящий переворот. О каком изобретении идет речь? (Компас) |
Это событие произошло в 1771 г. Джозеф Пристли — британский священник-диссентер, естествоиспытатель, философ, химик, общественный деятель искал способ очищения «испорченного» воздуха. В одном из опытов он установил, что ветка мяты очистила воздух и спасла жизнь мышонку. О каком открытии идет речь? (О выделении кислорода при фотосинтез.) | С давних времен люди, находясь на определенном расстоянии, друг от друга, испытывали потребность в этом. Способы для этого в разные времена существовали самые разнообразные: свист, гонг, дымовые сигналы. Самым надежным способом, довольно продолжительное время были гонцы и птицы. В 1876 году профессор Бостонского университета решил эту проблему - изобрел устройство, название которого в переводе означало «далеко» и «голос». О каком изобретении идет речь? (телефон) | Этот русский учёный-энциклопедист: химик, физик, экономист, технолог, геолог, метеоролог, воздухоплаватель, приборостроитель. Среди наиболее известных открытий — периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания. Назовите этого великого человека. (Менделеев) | Сначала для этого использовали пальцы рук и ног. Затем использовали узелки на веревках или зарубки на ветках деревьев и костях животных. Со временем стали для этого появляться более сложные приборы. Первым из них считается абак, придуманный в Вавилоне в III тыс. до н. э. Абак представлял собой дощечку с углублениями, по которым передвигали косточки или ракушки, имевшие определенное числовое значение. В V в. до н. э. египтяне усовершенствовали конструкцию. Назовите ее. (Счеты) | Испанский мореплаватель, открывший Америку и близлежащие острова. Первый из путешественников, который пересек Атлантический океан. Родился между 26 августа и 31 октября 1451 года на острове Корсика в Генуэзской республике. Краткая биография не сохранила точных свидетельств о его первых плаваниях, однако известно, что в 1470-х годах он совершал морские экспедиции с торговыми целями. Уже тогда у него возникла идея путешествия в Индию через запад. О ком идет речь? (Колумб) |
Ссылка на источник: infourok.ru/prezentaciya-po-matematike-na-temu-vel...eteniya-5027538.html
Приложение 8
Первый предмет: Это являлось компонентом панциря воинов в Древней Греции. В Древнем Китае это служило деньгами. Это можно использовать для уменьшение жжения и опухоли кожи после укуса пчелы. Что это? (соль)
Второй предмет: Символ этого плода очень широко распространён в геральдике, он красуется на восьмидесяти гербах. Известно, что в жизни России большую роль играет картофель, во Франции – виноград, в странах южной Европы – олива. А какой плод, если верить легендам, трижды влиял на судьбы человечества? (Яблоко с древа познания, яблоко раздора и яблоко, подсказавшее Ньютону закон всемирного тяготения.)
Третий предмет: В греческой мифологии это растение было символом Аполлона, бога-охранителя солнечного света, покровителя наук и искусств. Лицо, которому присуждена государственная или международная премия за выдающиеся заслуги – происходит от этого растения. В настоящее время, активно используется в кулинарии (лавр).
Четвертый предмет: Внутри черного ящика лежит предмет, который был изобретен в Древней Греции. Умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства,а уж умение решать задачи с его помощью – признаком большого ума.Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась.Что лежит внутри черного ящика? (циркуль)
Пятый предмет: В ящик помещён прибор, о пользе которого знал ещё Пётр I. М.В.Ломоносов, первый учёный, систематически применявший его в своих научных работах, писал о нем в своем стихотворении:
Прибавив рост вещей, оно, коль нам потребно.
Являет трав разбор и знание врачебно.
Коль много… нам тайностей открыл,
Невидимых частиц и тайных в теле жил.
Что это за прибор? (Микроскоп)
Ссылка на сточник: nsportal.ru/user/1191852/page/metodicheskaya-razra...ualnyy-kvest-znatoki
Приложение 9
Приложение 10
Команда/Игра | Научная разминка По 1 баллу за правильный ответ | Четвертый лишний 1 место – 5 баллов 2 место – 4 балла 3 место – 3 балла 4, 5 места – 2 балла | Великие ученые Начинает та, у которой больше всего баллов. За угаданного ученого – 3 балла За его открытие – по 1 баллу Максимально за одного ученого 5 баллов | О чем идет речь? Если участник сам ответил – 5 баллов. Если помогла команда – за правильный ответ 2 балла. | Черный ящик Если капитан угадал – 5 баллов. Если отгадала другая команда (капитан) – 2 балла за правильный ответ | Итог |
П риложение 11
https://create.kahoot.it/details/d7b7a3d1-bf59-4f96-b5aa-1341566a30df
Презентация к мероприятию
PPTX / 5.9 Мб
Литература
Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры). 7 - 8 классы / авт.-сост. И.А. Зайцева, Н.А. Догадова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 123 с.
Классный час играючи. Выпуск 1. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.
Сценарии классных часов и вечером. 7-9 класс / Сост. В.А. Ведерникова и др. – Волгоград: Учитель, 2005. – 80 с.
Справочник классного руководителя. 5 - 9 классы / Сост. Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю., Артюхова И. С. – М., Учитель, 2011. – 204 с.
Воспитательный процесс : изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001 – 128 с.