КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ»
Тема |
Христианская семья |
Класс |
4 |
Модуль |
Основы православной культуры |
Номер в тематическом планировании |
27 |
Формы и виды деятельности |
Беседа, работа в группе, поиск и анализ информации, создание синквейна, работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге, самостоятельная работа, творческая работа. |
Педагогическая цель |
формирование осознанного отношения к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека. |
Задачи урока |
познакомить с составляющими компонентами (категориями), необходимыми для создания Семьи, ввести их наименования в активный словарный запас учащихся; познакомить с таинством венчания; развивать коммуникативные способности, кругозор, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока; воспитывать нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения. |
Планируемые образовательные результаты
|
Личностные: испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам родных людей; осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи. Метапредметные: Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; оценивать результат собственной деятельности. Познавательные: выделять существенную информацию из текста; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждение по теме урока; проявлять творческие способности при выполнении исследовательской работы. Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах; формировать умение слушать партнёра и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; аргументировать свою позицию. Предметные: понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи; понимать значения религиозной морали в выстраивании благоприятных отношений в семье. |
Организация пространства |
Работа фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Ресурсы: |
1.Основы православной культуры: учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений / А.В. Кураева. – М.: Просвещение, 2012 2.Интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация 3. Самостоятельная работа для каждой группы. 4. Толковый словарь Ожегова. |
Литература |
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. - М., 2009. 2.Асмолов А. Г. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М., 2010. 3.Забылин М. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Праздники, обряды и обычаи. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 4.Моя родословная. СПб.: «Ленинградской издательство», 2008. |
Технологии, применяемые на уроке |
ИКТ. Технология проблемного диалога. Здоровьесберегающая технология. |
Методы организации деятельности учителя и обучающихся |
Коммуникативный метод обучения, включающий в себя проблемное изложение материала, ведение учебного диалога, самооценку. Познавательный метод, нацеленный на восприятие, осмысление, запоминание нового материала. Преобразовательный метод, формирующий навык применения умений и знаний на практике. Контрольный метод с целью выявления качества усвоения знания и дальнейшей коррекции. |
Анализ результатов урока |
Урок способствует развитию предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Задания направлены на активизацию мыслительной и практической деятельности обучающихся. Групповая работа даёт возможность активной деятельности всех учащихся. Выбранные формы деятельности позволяют включить в работу всех детей с разными каналами восприятия информации. Рефлексия даёт возможность каждому ученику проанализировать результат своей деятельности. |
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Содержание урока. Деятельность учителя и учащихся |
|||||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности |
Эмоциональный настрой на урок «Круг радости». - Ребята, а вы знаете, что многие люди на Земле - волшебники. И мы с вами тоже. Мы совершаем волшебство каждый день и делаем это не только для себя, но и для других людей, иной раз не задумываясь, мы дарим друг другу маленькое чудо. Мы говорим волшебные слова, дарим улыбку тем, кто встречается на нашем пути, помогаем друг другу, делаем признания. Я хочу начать наш урок с признания, которое будет адресовано вам: я верю в вас, в ваши знания, доброту, в ваше умение и желание приходить на помощь в трудную минуту. Я желаю вам успеха на уроке. |
|||||||||||||||
2.Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи. |
- Друзья мои, чтобы узнать тему урока, отгадайте загадку. Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная... (семья) - Ребята, вы правильно отгадали загадку. - Сформулируйте тему нашего урока? (Мы будем говорить о семье). - Правильно. Наш сегодняшний урок посвящен Семье. У семьи давние корни. Сегодня на уроке мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что же оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья». |
|||||||||||||||
3. Включение в систему знаний |
- Ребята, что возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово семья? (ответы детей) Работа по группам. - Давайте построим дом под названием «Семья». Каждой группе я предлагаю на «кирпичиках», они лежат у вас на столе, написать слова, с которыми у вас ассоциируется это слово. Затем этот «кирпичик» мы разместим на доске. - А сейчас обратимся к толковому словарю Ожегова. (Семья - группа живущих вместе близких родственников. Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Семья – это связь поколений.) https://yadi.sk/i/qcENhGKX9U-CAA - Вокруг каждого из нас много родных: родители, сестры, братья, бабушки, дедушки, дяди и тети… Есть родные, которые моложе, есть и гораздо старше нас. И тот род силён, который предков помнит и чтит. Такой род можно сравнить с большим и крепким деревом, которое имеет глубокие и сильные корни. А если много таких крепких деревьев, то и буря им не страшна. И враг не пройдет сквозь такой лес. Воистину, крепка семья – крепка Держава! - Скажите, а какая семья называется дружной? - Послушайте легенду «О дружной семье». В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная — 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда, не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово — «понимание». «Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!»- воскликнул правитель. На доске появляется изображение сердцевины от ромашки, в котором написано «Дружная семья». Работа в паре. Прием кластер. - На своих лепестках от ромашки напишите названия человеческих отношений, необходимых для крепкой и дружной семьи. Я не случайно выбрала этот цветок, ведь именно ромашка является символом семьи. — Это далеко не все компоненты мы с вами перечислили. Эту запись мы с вами сейчас продолжим. - Прочитайте самостоятельно свои истории и подготовьте ответ на вопрос (устно). 1 вариант Жил в одном селении гончар. Знаменитый он был мастер, приезжали к нему с заказами и важные господа. А среди соседей считалось делом чести держать в доме посуду, сделанную этим гончаром. Одним словом, изделия мастера всеми очень ценились. Гончар сам лепил, сам расписывал, сам и обжигал. А в помощниках у него были сыновья да дочки, да жена – золотая душа. Поднимутся под солнышко, помолятся – и за дело. Кто печи топить, кто глину месить, а кто цветочков да петушков рисовать. Работают да поют, поют да работают. Если крутятся колеса у телеги – это дело, Запрягай коня в телегу и езжай по делу смело, Э-ге-гей, не ленись, Э-ге-гей, улыбнись! Если крутятся колеса, то не стоит горевать, Если трудная работа, нужно дружно напевать, Э-ге-гей, не ленись, Э-ге-гей, улыбнись! Вопрос: Молитва, песня объединяла всех членов семьи гончара. Подумайте, что еще является связующим звеном для всех в этой семье? - В семье гончара, кроме молитвы и песни связующим звеном является труд. Трудился каждый в семье, даже маленькие дети. (Появляется новый лепесток – «Труд») 2 вариант Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был холост. Братья не захотели жить вместе и поделили все, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону мельницы, у младшего – по другую. Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата, говоря: – Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб. Но младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму старшего брата, говоря: – Один я на земле, куда бы ни забрел – легко найду пропитание. У брата же семья, ему больше моего нужно. Пусть это хлеб достанется ему. Так прожили они всю жизнь. Бог приумножал добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях. Вопрос: Почему Бог приумножил добро и старшего, и младшего брата? - Бог приумножил добро каждого из братьев, так как оба помогали друг другу. Каждый заботился не о себе, а о брате. (Появляется новый лепесток – «Братская любовь»). – Посмотрите, наше понятие «семья» обогатилось очень емкими словами. Прочитаем их еще раз. – Ребята, вот теперь наша ромашка представлена широко, ёмко. Посмотрите внимательно, сколько необходимо компонентов, чтобы Семья была счастлива, дружна, крепка. - Кто помнит, в какой христианской заповеди Божией говорится о почитании родителей? (5- ая заповедь: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе). - Бог считает таким важным послушание родителям, что поставил эту заповедь первой после заповедей о любви к Богу. - Что же такое почитание родителей? (ответы детей) Любить – значит слушаться во всем, не огорчать не только делом, но и словом: - в детстве – слушаться; - в молодости – советоваться; - в зрелом возрасте – заботиться о родителях. Постарайтесь же овладеть наукой «как не обижать своих родителей». К сожалению, ее не преподают в школе, но этому можно научиться самому, если только очень захотеть. Чтобы ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сестры были счастливы. Сегодня, когда придете домой, не забудьте их обнять и сказать, что вы их очень любите! Разве мы можем не любить того, кто добр к нам, каждую минуту готов прийти на помощь, вытирает наши слезы, кормит и одевает, кто учит быть справедливым и радостным. - Хочу рассказать вам притчу. Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках. - Что ты хочешь сделать? - спросил отец. - Деревянную кормушку, - ответил малыш. - Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту. Вопрос: о чём поведала вам притча? Какой вывод вы сделали? (ответы детей). - Родителей надо уважать и оберегать их старость. Счастливая старость наших родителей – это залог и вашей счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к старшим. - А теперь давайте проведем деловую игру «Акрослово». На доске выложено слово «СЕМЬЯ». Постарайтесь к каждой букве подобрать слово, обозначающее качества православного человека. С – сострадание Е – единство М - милосердие Ь - Я – ясность (ума, мыслей) Семью можно сравнить с садом, в котором растут такие цветы как добро, милосердие, сострадание, справедливость, любовь. И их нужно беречь и делиться с тем, кто в этом нуждается, и своими делами помогать ближним. |
|||||||||||||||
4Физкультминутка |
https://yadi.sk/d/UGOjzNwjuIFkng (Под спокойную музыку учитель читает текст). - Закройте глаза и представьте свою семью вместе. Вы и ваши родные стоят в кругу, улыбаются друг другу и крепко держатся за руки. Светит яркое солнышко. На душе радостно и светло. Великая сила и чувство безопасности и защищенности охватывает вас. Невидимые нити любви протянуты от вашего сердца к сердцам ваших родных. И что бы не происходило в вашей жизни, знайте, ваша семья — это та основа, которая всегда будет питать любовью и поддержкой ваше сердце. Храни вас Бог. |
|||||||||||||||
5. Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы урока. Творческая работа учащихся. |
- С чего начинается создание семьи? - Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Вступление в брак в православии называется венчание. Обряд венчания проходит в церкви, где двое любящих сердец соединяются перед богом. Существуют определенные правила венчания, этот обряд не проводят в определенные праздники и посты. Время для проведения венчания должно быть выбрано дневное, ни в коем случае не вечером. Перед венчанием в церкви молодые проходят обряд причащения и исповедь, и только затем проводится венчание. Сама процедура состоит из двух частей: обручение и венчание. Во время венчания жених и невеста обмениваются кольцами. Одевая друг другу на палец кольца, жених и невеста соглашаются быть верными друг другу до смерти в радости и в печали. Обручальное кольцо – знак вечности и неразрывности брачного союза. Кольцо не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе. В руках молодые держат венчальные свечи – символ любви. У молодых с собой должны быть 2 иконы, которые останутся с ними на всю жизнь. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы. Работа в группах. В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевают венки из полевых цветов. Попробуем «сплести» такой венок из добродетелей. Какие «цветы» вплести туда, чтобы брак был счастливым? (Приложение 1) Просмотр видео «Таинство венчания» https://yadi.sk/i/4GFWAJmGx8umlQ - В Русской Православной Церкви есть святые, которые помогали и покровительствовали любящим сердцам. Для наших предков примером большой, настоящей любви, образцом супружества являлись святые Пётр и Феврония. Выступление ученика «Святые Петр и Феврония» В 13 веке жил в Муроме князь по имени Пётр и завладела им тяжкая болезнь. Услышал он, что в земле Рязанской живёт девица, искусная во врачевании. Когда у неё спросили, какую награду она хочет за исцеление князя, она ответила: «Если я не стану супругой ему, то не подобает мне девице лечить его». Князь обещал жениться на ней после выздоровления. Но бояре были недовольны и потребовали, чтобы он отказался от своей жены или от княжения. Тогда князь и Феврония покинули город. Наутро к ним пришли вельможи и стали уговаривать вернуться, так как много бояр погибло в борьбе за власть. Благоверные князь Пётр и княгиня Феврония возвратились, и в любви и согласии дожили до глубокой старости. Через 300 лет после смерти они были причислены к лику святых. Их считают небесными покровителями семьи, брака, всех влюблённых. Это пример настоящей христианской семьи. 8 июля православные верующие чтят память этих святых. В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии. Просят о счастье, любви, благополучии. Просмотр видео «Петр и Феврония» https://yadi.sk/i/FrbKphrmkGzcTA - В каждой семье есть свои обычаи. Касаются они всего: как обустроить дом, распределить обязанности, воспитывать детей, что готовить для праздничного стола, где отдыхать... Основное назначение традиций — подсказывать нам, как вести себя в той или иной ситуации. Ритуал отхода ко сну: дети обожают пошептаться с мамой, послушать сказку или простенькую колыбельную. Воскресной традицией может стать экскурсия, кино, театр. Непременное условие: четкая повторяемость и элемент неожиданности. И ещё: это должно нравиться всем! Субботней традицией может стать семейное чаепитие с пирогом. - Ребята, расскажите, а какие традиции есть в ваших семьях. |
|||||||||||||||
6. Рефлексия деятельности |
В завершение нашего разговора я предлагаю вам снова поработать в группах и составить синквейн к слову «СЕМЬЯ». (На столе лежит план составления синквейна). Правила составления синквейна 1 строка. Тема - 1 слово (имя существительное) 2 строка. Описание темы - 2 слова (имя прилагательное) 3 строка. Описание действия - 3 слова (глагол). 4 строка. Отношение к теме - фраза из 4 слов (предложение, цитата, отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.) 5 строка. Суть темы - 1 слово (синоним). 1. Семья. 2. Дружная. Большая. 3. Радуется. Живёт. Богатеет. 4. Вся семья вместе – так и душа на месте. 5. Это семь «Я». - А теперь я предлагаю вам проанализировать свою деятельность на уроке при помощи листа самооценки.
|
|||||||||||||||
7. Домашнее задание. |
Приём «Водоворот мнений» - Я предлагаю Вам продолжить одну интересную сказку и от того, какое окончание будет в Вашей сказке, я пойму – удалась ли нам наша сегодняшняя встреча, смогли ли Вы из всего выше сказанного извлечь, каждый для себя, урок, и не будет ли для Вас проведённое здесь время потерянным (Сказка в распечатанном виде раздается каждому ребенку). В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши - мама, папа, бабушка и дедушка - были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным. Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа - как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зелёная 6абушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот... продолжите, пожалуйста, сказку. - Ребята, спасибо вам за урок! Хочу пожелать вам, вашим родителям и представителям старшего поколения здоровья, успехов в любых начинаниях. Пусть в ваших семьях чаще улыбаются, встречаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
13