12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кошеляева Елена Александровна736
Россия, Тамбовская обл., Тамбов
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ»

Тема

Христианская семья

Класс

4

Модуль

Основы православной культуры

Номер в тематическом планировании

27

Формы и виды деятельности

Беседа, работа в группе, поиск и анализ информации,

создание синквейна, работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге, самостоятельная работа, творческая работа.

Педагогическая цель

формирование осознанного отношения к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека.

Задачи урока

познакомить с составляющими компонентами (категориями), необходимыми для создания Семьи, ввести их наименования в активный словарный запас учащихся; познакомить с таинством венчания;

развивать коммуникативные способности, кругозор, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока;

воспитывать нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения.

Планируемые образовательные результаты

 

Личностные:

испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам родных людей;

осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.

Метапредметные:

Регулятивные:

выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

оценивать результат собственной деятельности.

Познавательные:

выделять существенную информацию из текста;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждение по теме урока;

проявлять творческие способности при выполнении исследовательской работы.

Коммуникативные:

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах;

формировать умение слушать партнёра и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

аргументировать свою позицию.

Предметные:

понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи;

понимать значения религиозной морали в выстраивании благоприятных отношений в семье.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ресурсы:

1.Основы православной культуры: учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений / А.В. Кураева. – М.: Просвещение, 2012

2.Интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация

3. Самостоятельная работа для каждой группы.

4. Толковый словарь Ожегова.

Литература

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. - М., 2009.

2.Асмолов А. Г. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М., 2010.

3.Забылин М. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Праздники, обряды и обычаи. М.: Изд-во Эксмо, 2005.

4.Моя родословная. СПб.: «Ленинградской издательство», 2008.

Технологии, применяемые на уроке

ИКТ.

Технология проблемного диалога.

Здоровьесберегающая технология.

Методы организации деятельности учителя и обучающихся

Коммуникативный метод обучения, включающий в себя проблемное изложение материала, ведение учебного диалога, самооценку.

Познавательный метод, нацеленный на восприятие, осмысление, запоминание нового материала.

Преобразовательный метод, формирующий навык применения умений и знаний на практике.

Контрольный метод с целью выявления качества усвоения знания и дальнейшей коррекции.

Анализ результатов урока

Урок способствует развитию предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

Задания направлены на активизацию мыслительной и практической деятельности обучающихся.

Групповая работа даёт возможность активной деятельности всех учащихся.

Выбранные формы деятельности позволяют включить в работу всех детей с разными каналами восприятия информации.

Рефлексия даёт возможность каждому ученику проанализировать результат своей деятельности.

 

ХОД УРОКА

Этапы урока

Содержание урока.

Деятельность учителя и учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональный настрой на урок «Круг радости».

- Ребята, а вы знаете, что многие люди на Земле - волшебники. И мы с вами тоже. Мы совершаем волшебство каждый день и делаем это не только для себя, но и для других людей, иной раз не задумываясь, мы дарим друг другу маленькое чудо. Мы говорим волшебные слова, дарим улыбку тем, кто встречается на нашем пути, помогаем друг другу, делаем признания. Я хочу начать наш урок с признания, которое будет адресовано вам: я верю в вас, в ваши знания, доброту, в ваше умение и желание приходить на помощь в трудную минуту. Я желаю вам успеха на уроке.

2.Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

- Друзья мои, чтобы узнать тему урока, отгадайте загадку.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

- Ребята, вы правильно отгадали загадку.

- Сформулируйте тему нашего урока? (Мы будем говорить о семье).

- Правильно. Наш сегодняшний урок посвящен Семье. У семьи давние корни. Сегодня на уроке мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что же оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья».

3. Включение в систему знаний

- Ребята, что возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово семья? (ответы детей)

Работа по группам.

- Давайте построим дом под названием «Семья».

Каждой группе я предлагаю на «кирпичиках», они лежат у вас на столе, написать слова, с которыми у вас ассоциируется это слово. Затем этот «кирпичик» мы разместим на доске.

- А сейчас обратимся к толковому словарю Ожегова. (Семья - группа живущих вместе близких родственников. Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Семья – это связь поколений.) https://yadi.sk/i/qcENhGKX9U-CAA

- Вокруг каждого из нас много родных: родители, сестры, братья, бабушки, дедушки, дяди и тети… Есть родные, которые моложе, есть и гораздо старше нас. И тот род силён, который предков помнит и чтит. Такой род можно сравнить с большим и крепким деревом, которое имеет глубокие и сильные корни. А если много таких крепких деревьев, то и буря им не страшна. И враг не пройдет сквозь такой лес. Воистину, крепка семья – крепка Держава!

- Скажите, а какая семья называется дружной?

- Послушайте легенду «О дружной семье».

В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная — 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда, не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово — «понимание». «Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!»- воскликнул правитель.

На доске появляется изображение сердцевины от ромашки, в котором написано «Дружная семья».

Работа в паре. Прием кластер.

- На своих лепестках от ромашки напишите названия человеческих отношений, необходимых для крепкой и дружной семьи. Я не случайно выбрала этот цветок, ведь именно ромашка является символом семьи.

Это далеко не все компоненты мы с вами перечислили. Эту запись мы с вами сейчас продолжим.

- Прочитайте самостоятельно свои истории и подготовьте ответ на вопрос (устно).

1 вариант

Жил в одном селении гончар. Знаменитый он был мастер, приезжали к нему с заказами и важные господа. А среди соседей считалось делом чести держать в доме посуду, сделанную этим гончаром. Одним словом, изделия мастера всеми очень ценились.

Гончар сам лепил, сам расписывал, сам и обжигал. А в помощниках у него были сыновья да дочки, да жена – золотая душа. Поднимутся под солнышко, помолятся – и за дело. Кто печи топить, кто глину месить, а кто цветочков да петушков рисовать. Работают да поют, поют да работают.

Если крутятся колеса у телеги – это дело,

Запрягай коня в телегу и езжай по делу смело,

Э-ге-гей, не ленись,

Э-ге-гей, улыбнись!

Если крутятся колеса, то не стоит горевать,

Если трудная работа, нужно дружно напевать,

Э-ге-гей, не ленись,

Э-ге-гей, улыбнись!

Вопрос: Молитва, песня объединяла всех членов семьи гончара. Подумайте, что еще является связующим звеном для всех в этой семье?

- В семье гончара, кроме молитвы и песни связующим звеном является труд. Трудился каждый в семье, даже маленькие дети. (Появляется новый лепесток – «Труд»)

2 вариант

Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был холост. Братья не захотели жить вместе и поделили все, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону мельницы, у младшего – по другую. Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата, говоря:

Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб.

Но младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму старшего брата, говоря:

Один я на земле, куда бы ни забрел – легко найду пропитание. У брата же семья, ему больше моего нужно. Пусть это хлеб достанется ему.

Так прожили они всю жизнь. Бог приумножал добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях.

Вопрос: Почему Бог приумножил добро и старшего, и младшего брата?

- Бог приумножил добро каждого из братьев, так как оба помогали друг другу. Каждый заботился не о себе, а о брате. (Появляется новый лепесток – «Братская любовь»).

Посмотрите, наше понятие «семья» обогатилось очень емкими словами. Прочитаем их еще раз.

Ребята, вот теперь наша ромашка представлена широко, ёмко. Посмотрите внимательно, сколько необходимо компонентов, чтобы Семья была счастлива, дружна, крепка.

- Кто помнит, в какой христианской заповеди Божией говорится о почитании родителей? (5- ая заповедь: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе).

- Бог считает таким важным послушание родителям, что поставил эту заповедь первой после заповедей о любви к Богу.

- Что же такое почитание родителей? (ответы детей)

Любить – значит слушаться во всем, не огорчать не только делом, но и словом:

- в детстве – слушаться;

- в молодости – советоваться;

- в зрелом возрасте – заботиться о родителях.

Постарайтесь же овладеть наукой «как не обижать своих родителей». К сожалению, ее не преподают в школе, но этому можно научиться самому, если только очень захотеть. Чтобы ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сестры были счастливы. Сегодня, когда придете домой, не забудьте их обнять и сказать, что вы их очень любите! Разве мы можем не любить того, кто добр к нам, каждую минуту готов прийти на помощь, вытирает наши слезы, кормит и одевает, кто учит быть справедливым и радостным.

- Хочу рассказать вам притчу.

Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску.

Теперь он должен был есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.

- Что ты хочешь сделать? - спросил отец.

- Деревянную кормушку, - ответил малыш. - Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.

Вопрос: о чём поведала вам притча? Какой вывод вы сделали? (ответы детей).

- Родителей надо уважать и оберегать их старость. Счастливая старость наших родителей – это залог и вашей счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к старшим.

- А теперь давайте проведем деловую игру «Акрослово». На доске выложено слово «СЕМЬЯ». Постарайтесь к каждой букве подобрать слово, обозначающее качества православного человека.

С – сострадание

Е – единство

М - милосердие

Ь -

Я – ясность (ума, мыслей)

Семью можно сравнить с садом, в котором растут такие цветы как добро, милосердие, сострадание, справедливость, любовь. И их нужно беречь и делиться с тем, кто в этом нуждается, и своими делами помогать ближним.

4Физкультминутка

https://yadi.sk/d/UGOjzNwjuIFkng

(Под спокойную музыку учитель читает текст).

- Закройте глаза и представьте свою семью вместе. Вы и ваши родные стоят в кругу, улыбаются друг другу и крепко держатся за руки. Светит яркое солнышко. На душе радостно и светло. Великая сила и чувство безопасности и защищенности охватывает вас. Невидимые нити любви протянуты от вашего сердца к сердцам ваших родных. И что бы не происходило в вашей жизни, знайте, ваша семья — это та основа, которая всегда будет питать любовью и поддержкой ваше сердце. Храни вас Бог.

5. Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы урока. Творческая работа учащихся.

- С чего начинается создание семьи?

- Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Вступление в брак в православии называется венчание. Обряд венчания проходит в церкви, где двое любящих сердец соединяются перед богом. Существуют определенные правила венчания, этот обряд не проводят в определенные праздники и посты. Время для проведения венчания должно быть выбрано дневное, ни в коем случае не вечером. Перед венчанием в церкви молодые проходят обряд причащения и исповедь, и только затем проводится венчание. Сама процедура состоит из двух частей: обручение и венчание.

Во время венчания жених и невеста обмениваются кольцами. Одевая друг другу на палец кольца, жених и невеста соглашаются быть верными друг другу до смерти в радости и в печали. Обручальное кольцо – знак вечности и неразрывности брачного союза. Кольцо не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе.

В руках молодые держат венчальные свечи – символ любви.

У молодых с собой должны быть 2 иконы, которые останутся с ними на всю жизнь.

На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы.

Работа в группах.

В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевают венки из полевых цветов. Попробуем «сплести» такой венок из добродетелей. Какие «цветы» вплести туда, чтобы брак был счастливым? (Приложение 1)

Просмотр видео «Таинство венчания» https://yadi.sk/i/4GFWAJmGx8umlQ

- В Русской Православной Церкви есть святые, которые помогали и покровительствовали любящим сердцам. Для наших предков примером большой, настоящей любви, образцом супружества являлись святые Пётр и Феврония.

Выступление ученика «Святые Петр и Феврония»

В 13 веке жил в Муроме князь по имени Пётр и завладела им тяжкая болезнь. Услышал он, что в земле Рязанской живёт девица, искусная во врачевании. Когда у неё спросили, какую награду она хочет за исцеление князя, она ответила: «Если я не стану супругой ему, то не подобает мне девице лечить его». Князь обещал жениться на ней после выздоровления. Но бояре были недовольны и потребовали, чтобы он отказался от своей жены или от княжения. Тогда князь и Феврония покинули город. Наутро к ним пришли вельможи и стали уговаривать вернуться, так как много бояр погибло в борьбе за власть.

Благоверные князь Пётр и княгиня Феврония возвратились, и в любви и согласии дожили до глубокой старости. Через 300 лет после смерти они были причислены к лику святых. Их считают небесными покровителями семьи, брака, всех влюблённых.

Это пример настоящей христианской семьи. 8 июля православные верующие чтят память этих святых. В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии. Просят о счастье, любви, благополучии.

Просмотр видео «Петр и Феврония» https://yadi.sk/i/FrbKphrmkGzcTA

- В каждой семье есть свои обычаи. Касаются они всего: как обустроить дом, распределить обязанности, воспитывать детей, что готовить для праздничного стола, где отдыхать... Основное назначение традиций — подсказывать нам, как вести себя в той или иной ситуации.

Ритуал отхода ко сну: дети обожают пошептаться с мамой, послушать сказку или простенькую колыбельную.

Воскресной традицией может стать экскурсия, кино, театр. Непременное условие: четкая повторяемость и элемент неожиданности. И ещё: это должно нравиться всем! Субботней традицией может стать семейное чаепитие с пирогом.

- Ребята, расскажите, а какие традиции есть в ваших семьях.

6. Рефлексия деятельности

В завершение нашего разговора я предлагаю вам снова поработать в группах и составить синквейн к слову «СЕМЬЯ». (На столе лежит план составления синквейна).

Правила составления синквейна

1 строка. Тема - 1 слово (имя существительное)

2 строка. Описание темы - 2 слова (имя прилагательное)

3 строка. Описание действия - 3 слова (глагол).

4 строка. Отношение к теме - фраза из 4 слов

(предложение, цитата, отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.)

5 строка. Суть темы - 1 слово (синоним).

1. Семья.

2. Дружная. Большая.

3. Радуется. Живёт. Богатеет.

4. Вся семья вместе – так и душа на месте.

5. Это семь «Я».

- А теперь я предлагаю вам проанализировать свою деятельность на уроке при помощи листа самооценки.

 

Вопрос

Оцени себя сам

1

Комфортно ли вам было на уроке?

 

2

Поняли ли вы тему урока?

 

3

Теперь я имею прочные знания по данной теме

 

4

Требовалась ли вам помощь на уроке:

а) учителя, б) соседа по парте?

 

7. Домашнее задание.

 

Приём «Водоворот мнений»

- Я предлагаю Вам продолжить одну интересную сказку и от того, какое окончание будет в Вашей сказке, я пойму – удалась ли нам наша сегодняшняя встреча, смогли ли Вы из всего выше сказанного извлечь, каждый для себя, урок, и не будет ли для Вас проведённое здесь время потерянным (Сказка в распечатанном виде раздается каждому ребенку).

В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши - мама, папа, бабушка и дедушка - были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным. Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа - как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зелёная 6абушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот... продолжите, пожалуйста, сказку.

- Ребята, спасибо вам за урок! Хочу пожелать вам, вашим родителям и представителям старшего поколения здоровья, успехов в любых начинаниях. Пусть в ваших семьях чаще улыбаются, встречаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

t1672930949ab.png

 

13

 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.