12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рита Бараева232

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр творческого развития и гуманитарного образования «Романтик»

Конспект учебного занятия

«СЕМЬЯ»

по программе эмоционального развития и социализации детей дошкольного возраста

«Злюка, Бука, Смешинка и другие»

Составитель: педагог-психолог дополнительного образования

Бараева Рита Владимировна

Московская область

г. Щелково

2013 год

Тема занятия «Семья»

Возраст детей: группа детей 6-7 лет (8-12 человек)

Цель: расширение общих представления ребенка о мире человеческих взаимоотношений (на примере знакомых детям отношений членов семьи)

Задачи: знакомство детей с понятием семьи, отношениями в семье, научение демонстрации детско-родительских отношений через рисунок и драматизацию

Демонстрационный и раздаточный материал:

- лист А4 с кружочками-трафаретами (приложение 1);

- тематический набор картинок по теме «Семья» (приложение 4);

- набор игрушек: животные, птицы (приложение 3);

- набор пиктограмм эмоциональных состояний человека (приложение 2);

- минимальный набор игрушечных бытовых и кухонных предметов, элементов одежды, приспособлений и мебели;

- цветные карандаши для всей группы;

- магнитофон с записями спокойной музыки;

- кинокамера или фотоаппарат.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Приветствие (ритуальный коммуникативный круг). Дети стоят в кругу, здороваются по очереди, обязательно называя другого ребенка по имени.

2. Основная часть
Новая тема «Поговорим о семье» (мини-лекция педагога, групповая дискуссия). Мини-лекция: понятие о семье; рассуждения детей по теме: определение семьи, кто является членом семьи с демонстрацией набора тематических картинок.
Продолжение групповых взаимодействий по теме (привлечение опыта детей, новые понятия, игровая пауза). Рассказы детей о своей семье, игра «Детеныши животных и птиц», пальчиковая считалка о семье.
Задание: нарисовать на листе портреты всех членов семьи в подготовленных кружочках (трафареты).
Пауза (пальчиковая гимнастика). Пальчиковая гимнастика со считалкой.
Задание по рисунку (диагностика отношений). Использование пиктограмм изученных ранее эмоций.
Организация пространства (медитативный круг). Настрой на следующее упражнение.
«Снимаем кино о семье…» (упражнение-драматизация). Мини-спектакль «Моя семья вечером…» Ребенок выбирает детей на роли членов своей семьи, режиссирует их взаимодействие, позы, характеры, диалоги.

3. Итог занятия

Рефлексия. Закрепление полученных знаний, проверка эмоционального состояния детей. Упражнение «Комплимент». По кругу соседу говорится доброе пожелание или комплимент.

Прощание (ритуальный коммуникативный круг). Дети стоят в кругу, взявшись за руки, прощаются с группой.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

1. 1 Приветствие (ритуальный коммуникативный круг)

Задачи упражнения: настрой, активизация совместной деятельности, сплочение детского коллектива, знакомство детей друг с другом.

Дети вместе с педагогом стоят в кругу, здороваются по очереди, обязательно называя другого ребенка по имени. Начинает педагог: «Здравствуй, Вова!», ребенок здоровается с педагогом, продолжает по кругу: «Здравствуй, Юля!». В конце все вместе хором говорят «Здравствуйте!» и садятся на стулья.

2. Основная часть

2.1. Новая тема «Поговорим о семье» (мини-лекция педагога о семье, затем групповая дискуссия). Введение нового понятия, прояснение смысла новой темы.

Педагог: «Сегодня на занятии мы будем говорить о семье. Вам знакомо это слово? А что оно означает?»

Следуют ответы и рассуждения детей по теме: определение семьи.

Педагог: «Замечательно. Семьи у вас разные, большие и маленькие. Посмотрите, у меня есть картинки» (демонстрируется материал по семье). А можем ли мы считать членами семьи животных, птиц, рыбок?»

Следуют ответы и рассуждения детей по теме: кто является членом семьи.

Педагог: «Итак, мы решили, что семья – это живущие вместе, любящие друг друга не только люди, но и животные, птицы, рыбки».

2.2. Продолжение групповых взаимодействий по теме (привлечение опыта детей, новые понятия, игровая пауза)

Задачи упражнения: обратная связь, умение определять эмоциональный настрой человека, речевые навыки, наработка умения слушать других

Педагог: «Расскажите, пожалуйста, коротко о своей семье: с кем вы живете, какой у ваших членов семьи характер, что они любят…»

Рассказы детей по очереди о своей семье (2-5 человек).

Задачи игры-упражнения: развитие памяти, логики, проявление наблюдательности, аудиальной активности

Педагог: «А сейчас - игра «Семья животных и птиц», я говорю начало, а вы – заканчиваете хором… В семьях у многих людей есть бабушка, дедушка, папа, мама и ребенок. А как это будет звучать у животных? Итак, у мамы – ребенок, у кошки – котенок, у гусыни - …» Демонстрируются приготовленные игрушки. (5-7 предложений).

Задачи упражнения: переключение, развитие мелкой моторики, развитие внимания, настрой руки для дальнейшей работы

Педагог: «Вы знаете считалки? Я могу научить вас новой считалке. Мы это сделаем на пальчиках. Загибаем пальчики по очереди, и говорим одновременно: «Этот пальчик – дедушка, этот пальчик - бабушка, этот пальчик – папа, этот пальчик – мама, этот пальчик – я, вот и вся моя семья!». Сначала попробуем сделать на одной руке. А теперь одновременно на двух руках.

Дети повторяют (1-2 раза).

2.3. Рисунок семьи (раздаются листы бумаги с трафаретами, цветные карандаши).

Задачи упражнения: визуализация, перенос на рисунок мысленного внутреннего плана, активизация умственных процессов

Педагог: «Вы готовы выполнять задание? Вспомните всех членов своей семьи. Чтобы вспомнить, можно даже ненадолго закрыть глаза. Вспомнили? Всех? Нарисуйте, пожалуйста, в каждом кружочке лицо одного члена вашей семьи. Постарайтесь рисовать так, чтобы было хотя бы немного похоже. А главное – никого не забудьте и обязательно нарисуйте себя».

2.4. Пауза (пальчиковая гимнастика)

Задачи упражнения: переключение, развитие мелкой моторики

Педагог: «Закончили выполнять задание. Сделаем гимнастику для пальчиков, вспомните считалку». Делается 2-3 раза.

2.5. Задание по рисунку (диагностика отношений)

Задачи упражнения: визуализация, перенос на рисунок мысленного внутреннего плана, самодиагностика внутрисемейных отношений, использование обозначения ранее изученных эмоций.

Педагог: «Следующее задание. Возьмите красный карандаш, обведите на вашем рисунке портрет того члена семьи, которого вы считаете самым (показывается пиктограмма «Радость») веселым, радостным.

Дети работают.

Педагог: «Хорошо. Теперь возьмите желтый карандаш и обведите на вашем рисунке портрет того члена семьи, которого вы считаете самым (показывается пиктограмма «Серьезность, спокойствие») спокойным и мудрым».

Дети выполняют.

Педагог: «Замечательно. Теперь возьмите зеленый карандаш и обведите на вашем рисунке портрет того члена семьи, которому вы можете доверить тайну».

Дети обводят.

Педагог: «Вы правильно задаете вопрос. У некоторых получилось так, что один портрет обвели дважды, разными цветами. Иногда так может быть».

2.6. Медитативный круг. Организация пространства

Задачи упражнения: переключение, медитативный настрой (под музыку), техническая организация пространства (перестановка мебели)

Педагог: «Встаньте, пожалуйста, в кружок, возьмитесь за руки, закройте глазки. Вспомните всех членов вашей семьи, представьте их мысленно, как они выглядят, что говорят, делают, улыбнитесь им… А теперь мы пересядем, словно мы находимся в кино».

2.7. «Снимаем кино о семье…» (упражнение-драматизация)

Задачи упражнения: умение через драматизацию выражать свое видение и понимание отношений, маркировка внутрисемейных ситуативных картинок, развитие воображения, лидерские навыки, речевые навыки

Педагог: «Сейчас мы попробуем снять фильм про свою семью. Каждый по очереди снимет свой фильм «Моя семья вечером…» Кто готов быть режиссером фильма? Я буду помогать и подсказывать».

Из числа детей выбирается желающий. Ребенок выбирает детей на роли членов своей семьи (в том числе и на свою роль), режиссирует их взаимодействие, позы, характеры, диалоги. Добавляется необходимый антураж: фрагменты костюмов, предметы обихода, расставляется мебель. Затем все участники взаимодействуют согласно заданному сценарию. Вносятся режиссерские коррективы. Ребенок работает с кинокамерой или фотоаппаратом (возможна имитация аппаратуры). Заканчивается упражнение по команде «режиссера», когда, по его мнению, все соответствует заданному сценарию. Снимается 2-3 «фильма».

Педагог: «Спасибо, фильм снят!»

3. Итог занятия:

3.1. Рефлексия, обратная связь

Задачи упражнения: закрепление полученных знаний, проверка

эмоционального состояния детей

Педагог: «Итак, о чем мы говорили на нашем занятии? Что узнали нового? Чему научились? Вам понравилось? Что вам понравилось больше всего?»

Дети отвечают.

3.2. Упражнение «Комплимент»

Задачи упражнения: снятие эмоционального напряжения, формирование позитивных внутригрупповых коммуникаций и личностных позиций

Педагог: «Мы хорошо поработали, все молодцы. И сейчас мы скажем друг другу добрые слова: хорошее пожелание или комплимент. Я начну, а вы продолжите. Обязательно скажите спасибо за сказанные вам хорошие слова. Я начинаю. Вова, ты очень добрый».

Дети говорят по кругу.

3.1. Прощание (ритуальный коммуникативный круг)

Задачи упражнения: ритуал, закрепление группового настроя

Дети вместе с педагогом стоят в кругу, взявшись за руки, прощаются группой «До свидания!»

В процессе занятия использована компиляционная технология личностного и творческого развития детей при групповом взаимодействии.

Применены следующие формы и методы обучения и развития:

- создание ситуации успеха для каждого ребенка (педагогика сотрудничества)

- ситуативное формирование коммуникативных навыков (тренинговые технологии)

- обучение в сотрудничестве (гуманно-личностный подход)

- диалогическое общение детей друг с другом и со взрослым;

- формирование внутреннего монолога, как предпосылки публичной речи;

- метод бесед;

- игровые моменты (игровая технология)

- развитие самостоятельности ребенка (личностно-ориентированное развивающее обучение)

- самодиагностика личностных отношений;

- развитие критического мышления (технология развивающего обучения)

- динамические паузы (здоровьесберегающие технологии)

- творческие задания из ЗБР (технология эвристического образования)

- рефлексия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Трафареты с кружочками для рисунка семьи

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Пиктограммы изученных эмоций

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Игрушки

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Иллюстративный тематический набор «Семья»

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.