Конспект урока «Христианская семья» (4 класс)
Тема урока: Христианская семья
Тип урока: изучение нового материала.
Класс: 4 «Б»
Учитель: Терешкина Регина Артуровна
Цель урока:
Создать условия для ответа на вопрос «Как построить счастливую семью»
Задачи урока:
Образовательные: раскрытие понятий «православная семья», «венчание»
Воспитательные: воспитание любви к своим родителям, чувства ответственности членов семьи друг за друга.
Развивающие: развитие навыков ответственного поведения в семье.
Ключевые понятия урока: семья, любовь, ответственность.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, семейные фотографии учащихся, видео и аудиоматериалы, учебник « Основы православной культуры» автор Кураев А. В.
В конце урока дети должны:
Отличать понятия «христианская семья»», «венчание», сказать о тех ценностях, на которых зиждется настоящая христианская семья, рассказать, что должен делать каждый член семьи, чтобы в семье был мир и лад.
Примерный план урока:
Этап урока | Приёмы и методы | Время | |
1 | Организационный момент | Приветствие друг друга и гостей урока | 1 мин. |
2 | Ввод в тему урока | Слушание стихотворения | 1мин. |
3 | Сообщение темы урока | Наводящие вопросы учителя | 2 мин. |
4 | Беседа по теме | Понятие семьи из словаря, из учебника | 3 мин. |
5. | Погружение в тему урока Рассуждения: Для чего люди создают семью? С чего начинается семья? | Рассуждения «С чего начинается семья» Рассуждения « Для чего люди создают семью»? | 5мин. |
6. | Новое. Что такое венчание? | Работа с учебником | 4мин. |
7 | Проблема урока. Вступление в брак – начало рождения семьи. Какой она будет: счастливой или нет? От чего это зависит? | Просмотр видеофильма, обсуждение, предположения. Возникла проблема: от чего зависит, будет семья счастливой или нет? | 3мин. |
8. | Вторая проблема. Как построить счастливую семью? | Работа над решением проблемы. Работа в группах. Разыгрывание ситуаций из жизни. Объяснение слов Нового Завета « Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» Слушание колыбельной песни (дети укачивают куклу.) Рассказы детей о семейных традициях. Тактичность в семье. | 15 мин. |
9. | Петр и Феврония | Рассказ о празднике: День семьи, верности и любви. | 2мин. |
10. | Закрепление материала | Письмо родителям. | 4 мин. |
11. | Рефлексия | Рассматривание ситуаций, ответы на вопросы | 3 мин. |
12. | Итог. Домашнее задание. | Ответить на вопросы, поставленные в начале урока. Написать сочинение о будущем своей семьи. | 1мин. 1 мин. |
Этап урока | Деятельность учителя и учеников | |
1 | Организаци-онный момент | - Доброе утро! Давайте повернёмся и поздороваемся с нашими гостями! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Садитесь, пожалуйста! |
2 | Ввод в тему урока | -На сегодняшнем уроке мы с вами узнаем, что самое главное должно быть в жизни любого человека. -Послушайте стихотворение: Любили тебя без особых причин, за то, что ты – внук, за то, что ты сын. За то, что – малыш, за то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. -О чем это стихотворение? Что будет опорой всей твоей жизни? |
3 | Сообщение темы урока | - Только все вместе: родители и дети могут справиться с любыми невзгодами, преодолеть любые трудности, победить болезни. Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (Мне кажется, что тема нашего урока – семья). (слайд №1) |
4 | Беседа по теме | - Как вы понимаете слово семья? (Высказывания детей) -А вот так объясняет слово «семья» словарь. (Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной и правовой ответственностью. А в нашем учебнике написано: Семья – это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды. (слайды № 3,№ 4) -Объясните, как вы понимаете эти утверждения. |
5 6. 7. 8. 9. 10. . 11. 12. | Погружение в тему урока Новый материал Проблема: От чего зависит, будет семья счастливой или нет? Проблема. Как же построить счастливую семью? Решение проблемы. Отвечаем на вопросы: 1.Когда и где нужно учиться любить? 2.Что значит «носить бремена друг друга?»
3.Что нового в жизнь семьи вносит рождение ребенка? 4.Что помогает сохранить и укрепить семью? 5.Что такое тактичность в семье? Праздник Петра и Февронии Закрепление материала Рефлексия Итог урока.
Домашнее задание | - А с чего начинается семья? Дети отвечают. Семью создают два человека, полюбивших друг друга. Семья начинается с любви. С готовности многое претерпеть ради любимого человека, вместе радоваться, вместе страдать. ( слайд №5) - А для чего люди создают семью? Семья основана на радости и создана ради нее. Люди вступают в брак, чтобы сделать счастливыми себя и любимого человека. Смысл брака – любить своего супруга (супругу) так, как его любит Бог. (слайд №6) - А как в православии называется венчание? - Прочитайте в учебнике с 86. Работа с учебником. Вступление в брак в православии называется венчанием. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они «князь» и «княгиня», самые почитаемые в округе люди. Венец – это и награда за решимость людей подарить себя друг другу. Но это еще и мученический венец. Когда молодоженов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву мученикам – людям, которые были когда – то убиты за свою верность Богу и Церкви. Выражение «мученический венец» напоминает о терновом венце Христа. По – настоящему любящие друг друга люди жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради создания семьи. (слайды №7, №8, №9,№10, №11) Многие сказки заканчиваются свадьбой героев, а в жизни со свадьбы, с венчания жизнь семьи только начинается. От чего зависит, будет счастливой семья или нет? Почему не все люди могут сохранить любовь, построить по – настоящему крепкую, дружную семью? (слайд№12), (слайды№№13-18) Дети высказывают предположения. Просмотр видеоролика о детском доме. (слайд№20) -Почему семья не стала прибежищем для этих детей? -Что вы чувствовали, просматривая этот фильм? (слайд№21) Дети делятся предположениями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях. - Как построить счастливую семью? Дети отвечают. Да, у нас мало знаний на эту тему. -Сегодня на уроке мы вместе попробуем ответить на этот сложный вопрос. (слайд №22) - Учиться любви надо в родительском доме, тогда любовь приживется и в ваших взрослых семьях. (слайд№23) - Какими ласковыми словами вас называет мама? - Как вы зовете свою мамочку? -Что говорит мама, отправляя вас в школу? Какими ласковыми словами вас называет? Дети рассказывают. Ласковые слова это хорошо, но и простая помощь по дому, поход в магазин, прогулка с братиком или сестричкой должны приносить радость. -В семье все вместе несут тяготы, делят заботы и тревоги, помогают в трудные минуты.( слайд №24) Давайте попробуем разыграть сложные жизненные ситуации. 1 группа. У мамы украли кошелек со всей зарплатой. Как жить семье? В семье: папа, мама, бабушка и двое детей. Как будет действовать каждый член семьи? Как быть, ведь мама обещала купить с зарплаты велосипед? Распределите роли и сыграйте сценку. ( Подготовка 3 минуты) 2 группа Мама заболела. Ей плохо, она лежит на диване и не может приготовить обед, убраться в квартире, а вам так хочется погулять во дворе с ребятами. Что будут делать члены семьи? В семье папа, бабушка, дедушка и дети. Распределите роли и сыграйте сценку. ( Подготовка 3 минуты) 3 группа В семье появились близнецы. Как изменится жизнь всех членов семьи. В семье: папа, мама, бабушка и двое детей. Распределите роли и сыграйте сценку. ( Подготовка 3 минуты) 4 группа Объясните слово «семья» с точки зрения утверждения: «Семейные тяготы нужно делить поровну». (Подготовка 3 минуты) Рождение ребенка наполняет семью новым светом, новым смыслом. Родители передают детям свои знания, свой опыт, наполняют жизнь ребенка любовью. (слайд №26) С первых дней жизни малыш слышит ласковую речь мамы, ее песни. Мама прижимает ребенка к груди, укачивает и поет колыбельную песню. Когда мама укачивает ребенка, она нежно – нежно прижимает его к себе, целует, бережно поддерживает головку. А с какой любовью мама смотрит на своего ребеночка, сколько любви в ее взгляде. Слушаем колыбельную песню, девочки берут кукол и пробуют укачать ее так нежно, будто качают ребенка. ( Звучит колыбельная песня в исполнении Анны Герман.) Для сохранения дружной семьи очень важно соблюдать семейные традиции. (слайд №28) - Какие семейные традиции есть в вашей семье? Дети рассказывают. Показывают рисунки. Очень важно заранее замечать, что может причинить боль любимому человеку, стараться не обижать близких людей. Такое умение называется тактичность. Тактичность – это чуткое и бережное внимание к душевному состоянию окружающих людей. Это умение указывать на ошибки окружающих таким образом, чтобы не задеть и не обидеть их, или не указывать совсем. Это чувство меры, которую необходимо соблюдать в разговоре, в личных отношениях. Умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов или действий начинается обида у человека, с которым мы общаемся. (слайд №29) Послушайте пример тактичности. В крестьянской семье выросли взрослые сыновья. Один из них, Семен, однажды во время полевых работ сварил для всех обед. Прошло полгода с того дня, и в какой – то праздник отец говорит Семену с мягкой улыбкой: « Сынок, ты помнишь, как в поле накормил меня свининой? А ведь был пост, ты знаешь, я ел ее как падаль». - « Что же ты не сказал тогда?» - « Я, сынок, не хотел тебя смутить» Потом Семен стал монахом. Он известен, как святой Силуан Афонский. Рассказывая этот случай, Силуан добавлял: « Вот каким должен быть отец. Подумайте, он полгода ждал удобной минуты, чтобы и поправить меня, и не смутить». Будьте, дети, тактичными в своей семье. Ведь легче всего обидеть близкого человека. Берегите родных людей. - Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье? (Ответы детей) Да, в России есть праздник «День семьи, любви и верности», который отмечается летом – 8 июля. В этот день в городах России проходят праздничные мероприятия, концерты, особенно чествуются пары, вступившие в брак именно 8 июля. А также в этот день особенно почитаются Святые Пётр и Феврония.(слайд№30) « Жили они долго и счастливо и умерли в один день» - хорошо знакомая нам по детским сказкам фраза. А ведь в ней нет ни капли выдумки. История жизни и любви благочестивой супружеской четы, жившей в Муроме почти 8 столетий назад, не только не затерялась в веках, но и положила начало светлому празднику. Согласно легенде князь Петр полюбил крестьянку Февронию, однако боярская знать была против их брака из-за низкого происхождения девушки. Петр и Феврония предпочли семейную жизнь княжескому престолу. (слайд №29) -Давайте рассмотрим предложенные ситуации и ответим на вопросы. (слайды №№№30,31, 32) -Ребята, перед вами лист бумаги. Напишите письма своим родителям о том, что вы узнали на уроке, что вас удивило, поразило. Что вы хотите рассказать своим родителям, что пожелать вашей семье. -Что нужно помнить, чтобы построить счастливую семью? -Какую семью можно назвать христианской? -Что означает обряд венчания? -На каких ценностях зиждется христианская семья? _ О чем должен помнить каждый член семьи, чтобы в семье царили мир и любовь? - Напишите сочинение о будущем вашей семьи. |