12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Терешкина Регина Артуровна292
Учитель начальных классов. Стаж работы 34 года.
Россия, Ленинградская обл., Кириши

Тема урока: Христианская семья

Тип урока: изучение нового материала.

Класс: 4 «Б»

Учитель: Терешкина Регина Артуровна

Цель урока:

Создать условия для ответа на вопрос «Как построить счастливую семью»

Задачи урока:

Образовательные: раскрытие понятий «православная семья», «венчание»

Воспитательные: воспитание любви к своим родителям, чувства ответственности членов семьи друг за друга.

Развивающие: развитие навыков ответственного поведения в семье.

Ключевые понятия урока: семья, любовь, ответственность.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, семейные фотографии учащихся, видео и аудиоматериалы, учебник « Основы православной культуры» автор Кураев А. В.

В конце урока дети должны:

Отличать понятия «христианская семья»», «венчание», сказать о тех ценностях, на которых зиждется настоящая христианская семья, рассказать, что должен делать каждый член семьи, чтобы в семье был мир и лад.

Примерный план урока:

 

Этап урока

Приёмы и методы

Время

1

Организационный момент

Приветствие друг друга и гостей урока

1 мин.

2

Ввод в тему урока

Слушание стихотворения

1мин.

3

Сообщение темы урока

Наводящие вопросы учителя

2 мин.

4

Беседа по теме

Понятие семьи из словаря, из учебника

3 мин.

5.

Погружение в тему урока

Рассуждения: Для чего люди создают семью? С чего начинается семья?

Рассуждения «С чего начинается семья»

Рассуждения « Для чего люди создают семью»?

5мин.

6.

Новое. Что такое венчание?

Работа с учебником

4мин.

7

Проблема урока. Вступление в брак – начало рождения семьи. Какой она будет: счастливой или нет? От чего это зависит?

Просмотр видеофильма, обсуждение, предположения.

Возникла проблема: от чего зависит, будет семья счастливой или нет?

3мин.

8.

Вторая проблема. Как построить счастливую семью?

Работа над решением проблемы. Работа в группах. Разыгрывание ситуаций из жизни. Объяснение слов Нового Завета « Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов»

Слушание колыбельной песни (дети укачивают куклу.)

Рассказы детей о семейных традициях.

Тактичность в семье.

15 мин.

9.

Петр и Феврония

Рассказ о празднике: День семьи, верности и любви.

2мин.

10.

Закрепление материала

Письмо родителям.

4 мин.

11.

Рефлексия

Рассматривание ситуаций, ответы на вопросы

3 мин.

12.

Итог. Домашнее задание.

Ответить на вопросы, поставленные в начале урока.

Написать сочинение о будущем своей семьи.

1мин.

1 мин.


 

ХОД УРОКА:

 

Этап урока

Деятельность учителя и учеников

1

Организаци-онный момент

- Доброе утро! Давайте повернёмся и поздороваемся с нашими гостями! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Садитесь, пожалуйста!

2

Ввод в тему урока

-На сегодняшнем уроке мы с вами узнаем, что самое главное должно быть в жизни любого человека.

-Послушайте стихотворение:

Любили тебя без особых причин, за то, что ты – внук, за то, что ты сын.

За то, что – малыш, за то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

-О чем это стихотворение? Что будет опорой всей твоей жизни?

3

Сообщение темы урока

- Только все вместе: родители и дети могут справиться с любыми невзгодами, преодолеть любые трудности, победить болезни. Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (Мне кажется, что тема нашего урока – семья). (слайд №1)

4

Беседа по теме

- Как вы понимаете слово семья? (Высказывания детей)

-А вот так объясняет слово «семья» словарь.

(Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной и правовой ответственностью.

А в нашем учебнике написано:

Семья – это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды.

(слайды № 3,№ 4)

-Объясните, как вы понимаете эти утверждения.

5

6.

7.

8.

9.

10.

.

11.

12.

Погружение

в тему урока

Новый материал

Проблема: От чего зависит, будет семья счастливой или нет?

Проблема. Как же построить счастливую семью?

Решение проблемы.

Отвечаем на вопросы:

1.Когда и где нужно учиться любить?

2.Что значит «носить бремена друг друга?»

 

3.Что нового в жизнь семьи вносит рождение ребенка?

4.Что помогает сохранить и укрепить семью?

5.Что такое тактичность в семье?

Праздник Петра и Февронии

Закрепление материала

Рефлексия

Итог урока.

 

Домашнее задание

- А с чего начинается семья?

Дети отвечают.

Семью создают два человека, полюбивших друг друга. Семья начинается с любви. С готовности многое претерпеть ради любимого человека, вместе радоваться, вместе страдать.

( слайд №5)

- А для чего люди создают семью?

Семья основана на радости и создана ради нее.

Люди вступают в брак, чтобы сделать счастливыми себя и любимого человека. Смысл брака – любить своего супруга (супругу) так, как его любит Бог.

(слайд №6)

- А как в православии называется венчание?

- Прочитайте в учебнике с 86.

Работа с учебником.

Вступление в брак в православии называется венчанием. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они «князь» и «княгиня», самые почитаемые в округе люди. Венец – это и награда за решимость людей подарить себя друг другу. Но это еще и мученический венец. Когда молодоженов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву мученикам – людям, которые были когда – то убиты за свою верность Богу и Церкви.

Выражение «мученический венец» напоминает о терновом венце Христа.

По – настоящему любящие друг друга люди жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради создания семьи.

(слайды №7, №8, №9,№10, №11)

Многие сказки заканчиваются свадьбой героев, а в жизни со свадьбы, с венчания жизнь семьи только начинается. От чего зависит, будет счастливой семья или нет? Почему не все люди могут сохранить любовь, построить по – настоящему крепкую, дружную семью?

(слайд№12), (слайды№№13-18)

Дети высказывают предположения.

Просмотр видеоролика о детском доме.

(слайд№20)

-Почему семья не стала прибежищем для этих детей?

-Что вы чувствовали, просматривая этот фильм?

(слайд№21)

Дети делятся предположениями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях.

- Как построить счастливую семью?

Дети отвечают.

Да, у нас мало знаний на эту тему.

-Сегодня на уроке мы вместе попробуем ответить на этот сложный вопрос.

(слайд №22)

- Учиться любви надо в родительском доме, тогда любовь приживется и в ваших взрослых семьях.

(слайд№23)

- Какими ласковыми словами вас называет мама?

- Как вы зовете свою мамочку?

-Что говорит мама, отправляя вас в школу? Какими ласковыми словами вас называет?

Дети рассказывают.

Ласковые слова это хорошо, но и простая помощь по дому, поход в магазин, прогулка с братиком или сестричкой должны приносить радость.

-В семье все вместе несут тяготы, делят заботы и тревоги, помогают в трудные минуты.( слайд №24)

Давайте попробуем разыграть сложные жизненные ситуации.

1 группа.

У мамы украли кошелек со всей зарплатой. Как жить семье? В семье: папа, мама, бабушка и двое детей. Как будет действовать каждый член семьи? Как быть, ведь мама обещала купить с зарплаты велосипед?

Распределите роли и сыграйте сценку. ( Подготовка 3 минуты)

2 группа

Мама заболела. Ей плохо, она лежит на диване и не может приготовить обед, убраться в квартире, а вам так хочется погулять во дворе с ребятами. Что будут делать члены семьи? В семье папа, бабушка, дедушка и дети.

Распределите роли и сыграйте сценку. ( Подготовка 3 минуты)

3 группа

В семье появились близнецы. Как изменится жизнь всех членов семьи. В семье: папа, мама, бабушка и двое детей.

Распределите роли и сыграйте сценку. ( Подготовка 3 минуты)

4 группа

Объясните слово «семья» с точки зрения утверждения: «Семейные тяготы нужно делить поровну».

(Подготовка 3 минуты)

Рождение ребенка наполняет семью новым светом, новым смыслом. Родители передают детям свои знания, свой опыт, наполняют жизнь ребенка любовью.

(слайд №26)

С первых дней жизни малыш слышит ласковую речь мамы, ее песни.

Мама прижимает ребенка к груди, укачивает и поет колыбельную песню.

Когда мама укачивает ребенка, она нежно – нежно прижимает его к себе, целует, бережно поддерживает головку.

А с какой любовью мама смотрит на своего ребеночка, сколько любви в ее взгляде.

Слушаем колыбельную песню, девочки берут кукол и пробуют укачать ее так нежно, будто качают ребенка.

( Звучит колыбельная песня в исполнении Анны Герман.)

Для сохранения дружной семьи очень важно соблюдать семейные традиции.

(слайд №28)

- Какие семейные традиции есть в вашей семье?

Дети рассказывают. Показывают рисунки.

Очень важно заранее замечать, что может причинить боль любимому человеку, стараться не обижать близких людей. Такое умение называется тактичность. Тактичность – это чуткое и бережное внимание к душевному состоянию окружающих людей. Это умение указывать на ошибки окружающих таким образом, чтобы не задеть и не обидеть их, или не указывать совсем. Это чувство меры, которую необходимо соблюдать в разговоре, в личных отношениях. Умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов или действий начинается обида у человека, с которым мы общаемся.

(слайд №29)

Послушайте пример тактичности.

В крестьянской семье выросли взрослые сыновья. Один из них, Семен, однажды во время полевых работ сварил для всех обед. Прошло полгода с того дня, и в какой – то праздник отец говорит Семену с мягкой улыбкой: « Сынок, ты помнишь, как в поле накормил меня свининой? А ведь был пост, ты знаешь, я ел ее как падаль».

- « Что же ты не сказал тогда?»

- « Я, сынок, не хотел тебя смутить»

Потом Семен стал монахом. Он известен, как святой Силуан Афонский. Рассказывая этот случай, Силуан добавлял: « Вот каким должен быть отец. Подумайте, он полгода ждал удобной минуты, чтобы и поправить меня, и не смутить».

Будьте, дети, тактичными в своей семье. Ведь легче всего обидеть близкого человека. Берегите родных людей.

- Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье? (Ответы детей)

Да, в России есть праздник «День семьи, любви и верности», который отмечается летом – 8 июля. В этот день в городах России проходят праздничные мероприятия, концерты, особенно чествуются пары, вступившие в брак именно 8 июля. А также в этот день особенно почитаются Святые Пётр и Феврония.(слайд№30)

« Жили они долго и счастливо и умерли в один день» - хорошо знакомая нам по детским сказкам фраза. А ведь в ней нет ни капли выдумки. История жизни и любви благочестивой супружеской четы, жившей в Муроме почти 8 столетий назад, не только не затерялась в веках, но и положила начало светлому празднику.

Согласно легенде князь Петр полюбил крестьянку Февронию, однако боярская знать была против их брака из-за низкого происхождения девушки. Петр и Феврония предпочли семейную жизнь княжескому престолу.

(слайд №29)

-Давайте рассмотрим предложенные ситуации и ответим на вопросы.

(слайды №№№30,31, 32)

-Ребята, перед вами лист бумаги. Напишите письма своим родителям о том, что вы узнали на уроке, что вас удивило, поразило. Что вы хотите рассказать своим родителям, что пожелать вашей семье.

-Что нужно помнить, чтобы построить счастливую семью?

-Какую семью можно назвать христианской?

-Что означает обряд венчания?

-На каких ценностях зиждется христианская семья?

_ О чем должен помнить каждый член семьи, чтобы в семье царили мир и любовь?

- Напишите сочинение о будущем вашей семьи.


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.