Конспект занятия курса внеурочной деятельности «Основы математической грамотности»
Ермолаева Марина Викторовна,
учитель математики,
МБОУ «Черемшанская СОШ №1 имени П.С. Курасанова»,
Черемшанского муниципального района Республики Татарстан.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Пояснительная записка
Предложенные задания разработаны мной для понимания обучающимися применения тем «Действия с натуральными числами», «Действия с десятичными дробями», «Проценты», «Округление», «Площади», «Работа по готовым чертежам». Использование таких заданий в учебном процессе позволяет ответить на вопросы обучающихся «Зачем нам нужна математика?», «Где нам это пригодится?», «Зачем мы это изучаем?».
В работе представлены разработанные мной задания, а также их характеристика и система оценивания заданий.
Класс: 5
Тип занятия: занятие применения знаний, умений и навыков
Тема занятия: «Работа на пришкольном участке»
Цель занятия: развитие умения обучающихся применять изученные знания по темам «Действия с натуральными числами», «Действия с десятичными дробями», «Проценты», «Округление», «Площади», «Работа по готовым чертежам» в повседневной жизни.
Задачи: Образовательные: Усиление прикладной направленности; Формирование функциональной грамотности; Обучающиеся должны уметь: Выработать умение применять математическую теорию в конкретных ситуациях; Воспитательные: Добиться понимания практической значимости умения решать задачи; Способствовать формированию у обучающихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, связанных с решением задач; Способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономичность, деловитость, толерантность, предприимчивость, самостоятельности в принятии решений через решение задач; Развивающие:Развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность обучающихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания;
Способствовать совершенствованию операций умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать и делать выводы, выделять существенные признаки.
Планируемые результаты
Предметные:
Обобщить изученный материал по темам «Действия с натуральными числами», «Действия с десятичными дробями», «Проценты», «Округление», «Площади», «Работа по готовым чертежам»;
Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки для решения практических задач;
Расширить представления о практическом применении математики.
Метапредметные:
Коммуникативные:
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
Развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли;
Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи.
Регулятивные:
Определять целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательности необходимых операций (алгоритм действий);
Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Познавательные:
Осуществлять смысловое чтение;
Использовать общие приёмы решения задач.
Личностные:
Формирование устойчивой мотивации к обучению;
Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
Ход занятия
Обучающиеся разбиваются на две команды. При подготовке к занятию обучающимся дается домашнее задание придумать названия командам, девиз и эмблему команд.
1 команда – «Умники», девиз команды:
«Мы умники, а это значит-
Нас ждет успех и ждет удача!
Вперед к победе – наш девиз,
А кто слабее – берегись!»
2 команда – «Эрудиты», девиз команды:
«Эрудиты – это ум,
Эрудиты – это мощно.
Не страшны нам тишь и шум,
Мы в победу верим точно!»
Обучающимся предлагается задача «Посадка огурцов», в которой необходимо собрать информацию о характеристиках разных сортов огурцов.
Решение задач можно осуществлять в процессе индивидуальной или групповой работы. Задания для внеурочного занятия сконструированы на основе заданий учебника «Математика-5» под редакцией Н.Я.Виленкина. Вниманию обучающихся предлагается геометрическая задача на готовых чертежах на нахождение площади участка, решение которой перетекает в работу с текстом «Посадка огурцов» и выполнению заданий по тексту.
Обучающимся предлагается жизненная ситуация, в которой необходимо выполнить задание, используя данные таблицы. В первом и втором заданиях общее описание ситуации дополняется таблицей с характеристикой разных сортов огурцов и выступает набором обязательных условий учебной задачи, приводящих к верному ответу.
Чтобы справиться с заданием, ученику потребуются следующие умения: извлекать и учитывать в ходе рассуждений информацию из разных частей задания (из общего описания ситуации, из уточняющих сведений), извлекать математическую информацию из таблицы, проводить арифметические вычисления, приводить решение или объяснение, подтверждающее полученный ответ, анализировать данные. В процессе формулирования проблемы на математическом языке учащиеся определяют, из какого раздела курса они могут извлечь необходимые математические знания, чтобы проанализировать, спланировать и решить проблему.
Уровень сложности – низкий.
Далее сюжетная линия развивается. Ученикам предлагается рассмотреть близкий к реальному случай выбора семян огурцов. В ходе выполнения задания ученики получают возможность продемонстрировать умение выдвинуть гипотезу и доказать ее истинность на основе данной в тексте информации и привлечения собственного жизненного опыта. От учеников требуется сопоставить информацию, представленную в разных заданиях (общего описания ситуации, уточняющего описания условий), выполнить действия с разноименными величинами, привести решение или объяснение, подтверждающее полученный ответ.
Уровень сложности – средний.
В данной работе представлено 1 внеурочное занятие, апробированное в 5 классе. Учащимся было интересно работать с данным материалом, задания в основном оказались несложными, но у учащихся возникли проблемы с решением заданий: № 2, 3 (предварительное нахождение наименьшей границы из заданного диапазона) и №4 (расчет дозы подкормки).
Значительная группа обучающихся дала верный ответ на первый вопрос, но привела неполное, не содержащее неверных утверждений решение или объяснение. Анализ работ школьников позволил диагностировать следующие недочеты:
извлечение и учёт не всех условий и данных учебной задачи,
неумение обосновать с помощью рассуждений или вычислений полученный ответ.
По результатам апробации четвертое задание оказалось трудным для большинства учащихся. Только половина учащихся полностью или частично справились с этим заданием, возникла сложность с составлением верных вопросов, также возникла сложность с вычитанием разноименных величин.
ЛИТЕРАТУРА:
Учебник «Математика. 5 класс» (авторы Н.Я.Виленкин, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, издательство «Мнемозина», 2022 год
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). Сайт ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.