Конспект занятия на тему «Изготовление бурятского женского украшения оберега»
Конспект занятия на тему:
«Изготовление бурятского женского украшения -оберега»
Педагог дополнительного образования:
Белькова Светлана Игнатьевна
Бохан -2020 г.
План-конспект открытого занятия по теме:
«Изготовление бурятского женского украшения-оберега»
Педагог дополнительного образования: Белькова Светлана Игнатьевна
Группа: 2 года обучения
Тип занятия: комбинированный.
Используемые технологии: личностно - ориентированного обучения; система диалога; практическая; ИКТ(информационно компьютерная технология, презентация).
Цель: Приобщение детей к истокам бурятской культуры, дать краткие сведения об украшениях бурятов; развить познавательный интерес к истории бурятского народа.
Задачи направленные на достижение
1.Личностных результатов
Формирование эстетических ценностей
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
наличие мотивации к творческому труду, работа на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
2.Метапредметных результатов
(Регулятивные УУД)
формировать умения принимать и сохранять цель и учебные задачи совместной деятельности;
формировать умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
(Познавательные УУД)
способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сопоставление, обобщение, делать необходимые выводы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;
(Коммуникативные УУД)
формировать умение работать в группах, распределять функции в условиях совместной деятельности;
формировать умения слушать и слышать собеседника.
3. Предметных результатов
формирование первоначальных представлений о роли оберегов, талисманов в жизни человека;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах декоративно творческой, художественной деятельности.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
получить практические навыки работы в изготовлении бурятского женского украшения- оберега, закрепить навыки работы с кожей и мехом.
Метапредметные:
Познавательные:
умение извлекать необходимую информацию из беседы, видеоматериалов , иллюстраций ;
умение работать по алгоритму.
Регулятивные:
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозировать предстоящую работу .
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
Развиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные:
умение провести самооценку на основании выработанных критериев.
Формы работы: индивидуальная, работа
Методы обучения:
Словесные (рассказ, объяснение, инструктаж, фронтальная беседа);
Наглядные (объяснительно-иллюстративный, демонстрация образца, электронная презентация, схема плетения);
Практические (практическая работа, игровой).
Материалы и оборудование:
- натуральная кожа
- ножницы,
- конский волос,
-шерстянная черная нить,
- деревянные бусины,
Наглядно-дидактический материал:
- готовые бурятские обереги ;
- презентация к занятию.
- мультимедийный проектор , экран.
Ход занятия
I.Орг. момент
Приветствие
-Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Создание благоприятного психологического настроя на работу.
-Ребята, а давайте мы с вами создадим «Клубочек добрых слов»
Педагог передает детям длинную нить и предлагает по очереди говорить добрые слова, при этом сматывать нить в клубочек и передавать друг другу.
Проверка организации рабочего места
Обучающиеся настраиваются на работу
Регулятивные УУД
Контроль
Саморегуляция
II. Сообщение темы и задач. Мотивация учебной деятельности.
Самоопределение цели занятия. Подготовка обучающихся к восприятию нового учебного материала. Включение обучающихся в учебную деятельность. Самоопределение цели занятия.
Педагог читает загадки
В ушках маминых сверкают,
Цветом радуги играют.
Серебрятся капли-крошки
Украшения …
***
Эти шарики на нити
Вы примерить не хотите ль?
На любые ваши вкусы
В маминой шкатулке…
***
У Алёнки под крылечко
Закатилось что?..
- Ребята, а как можно назвать эти отгадки одним словом?
-А теперь посмотрите, что изображено на слайде? (обереги)
- Теперь соедините эти два слова. Вот, что получилось «Украшение- оберег».
Педагог показывает надпись
- А что же такое оберег?
- Какие обереги, вы знаете?
- Ребята, а вы знаете от какого слова произошло слово «ОБЕРЕГ»?
- А что вы еще знаете об оберегах?
Дети зачитывают сообщения.
Сообщение об оберегах. (1 ребенок)
Сообщение о бурятских украшениях – оберегах. (2 ребенок)
- Итак, тема нашего занятия «Изготовление бурятские украшения-оберега»
Педагог обобщает ответы детей и направляет на формулирование цели и задач занятия.
Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы .
Познавательные УУД
Дети осознано отвечают на поставленные вопросы
Коммуникативные УУД
Обучающиеся соблюдают нормы речевого этикета, обосновывают свои ответы.
III. Изложение нового материала
Применение информационно-коммуникативных технологий
Презентация о Бурятских украшениях-оберегах
История оберега начинается с далёких времен. Человек стал инстинктивно искать способ как-то обезопасить себя от всего непонятного и загадочного, что его окружало. Первые амулеты, талисманы и обереги делались из клыков и когтей убитых животных, из черепов, рогов и костей. Обереги сделанные руками, охраняли и защищали самих людей, их жилища, домашних животных и поля с посевами, талисманы и амулеты приносили удачу, достаток, здоровье, помогали защититься от тёмных сил и врагов. Оберегами могли стать самые обычные предметы повседневного обихода, либо изготовленные специально, после того как над ними читались заговоры, заклинания а в дальнейшем и христианские молитвы. Так же обереги освящались и сегодня освящаются в церкви и дацанах. Но шаманские обереги считались самыми сильными. Из них еще более сильными оберегами считались те, которые делались из дерева . Потому как в древние времена люди относились к деревьям как к божествам и наделяли их необыкновенной силой, что подтверждают современные исследования.
Украшения у бурят призваны не просто украшать, но и оберегать Для кочевника украшения были еще и своего рода «банком», благо, что они не занимали много места. Их легко спрятать на «черный» день, чтобы продать или обменять. Серебро дороже золота Серебро считается национальным металлом у бурят.
Буряты мужчины носили на поясе утилитарные предметы, которые украшали костюм: расшитый кисет для табака , ножичек в кожаном футляре.
Ребята, вы уже знаете, что коренными жителями Иркутской области являются буряты, эвенки, тофалары. Каждый народ имеет свою историю, свои обычаи. Давайте сегодня подробнее познакомимся с жизнью бурят.
Основной вид деятельности бурят скотоводство, кроме этого они прекрасные охотники и рыбаки. Бурятские племена постоянно кочевали в поисках пастбищ для скота, удобных мест охоты и рыбной ловли. Передвигались буряты на лошадях. Лошадь давала мясо и молоко. Богатые семьи владели многочисленными конскими табунами.
IV Практическая работа
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний
- А сейчас мы приступаем к изготовлению «украшения-оберега»
Самостоятельное выполнение работы по заданному алгоритму
В середине занятия проводится физминутка
Предметные УУД
Получить практические навыки в изготовлении «украшения-оберега»;
Познавательные УУД
Самостоятельное решение проблем творческого характера;
Регулятивные УУД
Составление плана и последовательности действий;
V. Рефлексия
Выставка и оценивание
Оценка результатов своей работы и работы других ребят
- Наше занятие подходит к концу, важно помнить что оберег сделанный своими руками кому-то в подарок имеет большую силу, так как вы вложили в него положительную энергию, изготавливая его с душой.
- А теперь попробуем оценить свою работу на занятии. (Игровой момент с использованием цветных деревянных бусин)
- Понравилась ли вам ваша работа? Как вы оцениваете вашу работу? Какие трудности возникали у вас во время работы?