Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной анимации «Автомобиль с пятью скоростями» в среде программирования «Scratch»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
(структурное подразделение «Дом творчества «Журавушка)
Конспект занятия на тему:
«Создание компьютерной анимации
«Автомобиль с пятью скоростями»
в среде программирования «Scratch»
Возраст обучающихся: 8-11 лет
Год обучения: второй
Разработал: педагог
дополнительного образования
Викторова Юлия Тенгизовна
Гатчина
2023 год
Пояснительная записка
Занятие на тему «Создание компьютерной анимации «Автомобиль с пятью скоростями» в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная информатика». Его проведение имеет свою актуальность при наличии первичных знаний и умений у обучающихся по информатике. Занятие позволяет познакомить обучающихся с визуально-блочной средой программирования, созданной для детей и подростков, с целью создания игр и анимации, научить использованию спрайтов, фонов, звуков (мелодий). Изучение среды программирования Scratch способствует развитию логического мышления, раскрытию творческого потенциала. Занятие носит творческий характер и направлено на создание анимации с созданием целостной композиции.
Содержание занятия предназначено для обучающихся 8-11 лет второго года обучения.
Адресность: конспект занятия предназначен для проведения занятия с детьми в системе дополнительного образования.
Методические рекомендации:
Обучающимся необходимо сообщить предстоящее задание: с какой целью делается компьютерная анимация, как можно анимацию показать родителям, какие спрайты могут быть использованы и что они должны делать. В данном случае спрайты могут быть и творчески созданными или с внесёнными коррективами (цветы, надпись, стих и т.д). Можно внести изменения в количество костюмов в спрайтах, в зависимости от сложности создания анимации и придания цветовой и анимированной динамики.
В ходе выполнения практической работы, обучающимся следует выполнять большую её часть самостоятельно – по инструкции, изредка прибегая к помощи педагога. Если кто-то из ребят справится быстрее, можно предложить усложнить работу спрайта или добавить новый в анимацию, придумать ему аналогичный или чуть скорректированный скрипт и запрограммировать его.
Дополнительно можно внести изменения в скрипты программ: размер персонажа, скорость, надпись, стихи, фон, цветовое изменение спрайтов и линий, координаты расположения; последовательность спрайтов анимации. Также можно добавить базовые звуки в анимацию или скачать и вставить мелодию с сети Интернет.
Можно предложить ребятам сделать запись анимации с экрана компьютера посредством специальной программы, например, "Скриншотер". Сохранить полученное видео на личную флеш-карту и показать результат работы родителям.
В конце занятия можно предложить каждому обучающемуся высказать свое отношение к выполненной работе, рассказать о ходе его выполнения. После каждого выполненного задания проверить вместе с детьми правильность его выполнения.
Предполагаемые результаты применения конспекта как методической продукции:
Данную методическую разработку можно использовать ежегодно при работе с детьми второго года обучения. Одним из главных результатов ее применения на занятии будет желание заниматься средой программирования Scratch на домашнем компьютере.
Тип занятия: комбинированное.
Форма занятия: практическое.
Форма организации работы: индивидуально-групповая.
Состав учебной группы: до 14 обучающихся в возрасте 8-11 лет второго года обучения.
Место занятия в ДОП: раздел «Программно-образовательные комплексы».
Степень сложности занятия: средний уровень сложности.
Цель: создание компьютерной анимации в среде программирования Scratch.
Задачи:
- обучающие:
научить создавать различные компьютерные анимации в среде программирования Scratch;
научить использовать персонажи, фоны, вносить в них изменения;
актуализировать знания обучающихся по владению компьютером.
- развивающие:
развивать познавательные способности;
развивать мелкую моторику, память, внимание, образное мышление, умение слушать;
развивать логическое, пространственное и творческое мышление;
развивать словарный запас и навыки общения;
развивать умения работать индивидуально и в команде.
- воспитательные:
воспитать бережное отношение к оборудованию;
воспитывать ответственность за результат труда;
воспитывать уважительное отношение друг к другу;
повышать мотивацию обучающихся на занятии за счет интереса к теме занятия.
Планируемые результаты занятия:
- личностные:
формирование интереса к общей теме занятия;
развитие мотивации в необходимости овладения знаниями и навыками по овладению средой программирования Scratch;
понимания роли компьютера в жизни современного человека в качестве инструмента для решения задач моделирования процессов и явлений.
- метапредметные:
умение понять задание при создании компьютерных анимаций в среде программирования Scratch;
умение осуществлять самонаблюдение, самооценку, самоконтроль;
умение планировать последовательность и прогнозировать итоги действий и всей работы в целом, анализировать полученные результаты;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве для создания анимационных моделей;
развитие внимания, усидчивости, логики.
- предметные:
формирование представлений о программной среде Scratch, её интерфейсе;
умение использовать полученные знания при работе в среде программирования Scratch;
понимание задания и выполнение его при работе в среде программирования Scratch.
Методы обучения:
- информационно-рецептивный, репродуктивный.
Технологии:
- информационно-коммуникационные.
Дидактический материал:
- распечатанная цветная инструкция «Создание компьютерной анимации «Автомобиль с пятью скоростями» в программе Scratch» (Приложение 1);
Материально-техническое оснащение занятия:
- учебный кабинет;
- компьютерные столы с персональными компьютерами (на каждого обучающегося) с выходом в Интернет;
- компьютерные стулья с подлокотниками (на каждого обучающегося);
План занятия:
Организационная часть (5 мин).
Выполнение практического задания (35 мин).
Подведение итогов (5 мин).
Общая продолжительность занятия: 45 минут.
Ход учебного занятия
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Организационная часть | Приветствует ребят Сообщает тему занятия | Рассаживаются за компьютерные столы |
Выполнение практического задания | Раздаёт цветную распечатанную инструкцию каждому ребёнку. Координирует деятельность обучающихся. При необходимости помогает с выполнением заданий | Включают компьютеры. Запускают на компьютере среду программирования Scratch. Начинают выполнять задание по распечатанной инструкции. |
Подведение итогов | Отмечает положительные знания и умения обучающегося, дает необходимые рекомендации. В течение занятия проверяет правильность составления анимации | Каждый обучающийся запускает компьютерную анимацию. По желанию вносит изменения и коррективы в спрайты, скрипты, фон сцены. |
Список литературы
Голиков Д.В. «Scratch для юных программистов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2020. – 168 с.: ил.
Мажед Маржи. «Scratch для детей. Самоучитель по программированию». Пер. с англ. М.Гескиной и С. Таскаевой – М: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 288 с.
https://scratch.mit.edu/download
Приложение 1
Создание анимации «Автомобиль с пятью скоростями»
С прайты:
Скрипты для спрайта Автомобиль
Добавляем фон сцены
- добавьте автомобилю шестую скорость.
-добавьте в проект пешеходов.
- добавьте ещё один автомобиль с четырьмя скоростями.