Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной анимации «Пико и Привидение» в среде программирования «Scratch»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
(структурное подразделение «Дом творчества «Журавушка)
Конспект занятия на тему:
«Создание компьютерной анимации «Пико и Привидение» в среде программирования «Scratch»
Возраст обучающихся: 8-11 лет
Год обучения: второй
Разработал: педагог
дополнительного образования
Викторова Юлия Тенгизовна
Гатчина
2022 год
Пояснительная записка
Занятие на тему «Создание компьютерной анимации «Пико и Привидение»
в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная информатика». Его проведение имеет свою актуальность при наличии первичных знаний и умений у обучающихся по информатике. Занятие позволяет познакомить обучающихся с визуально-блочной средой программирования, созданной для детей и подростков, с целью создания игр и анимации. Изучение среды программирования Scratch способствует развитию логического мышления, раскрытию творческого потенциала. Занятие носит поисково-исследовательский характер и направлено на решение различных задач по программированию.
Содержание занятия предназначено для обучающихся 8-11 лет второго года обучения.
Адресность: конспект занятия предназначен для проведения занятия с детьми в системе дополнительного образования.
Методические рекомендации:
Обучающимся необходимо сообщить предстоящее задание: какие спрайты будут использованы и что они должны делать.
Также следует обращать внимание детей на то, что ненужные блоки нужно сразу убирать, перетаскивая их в ту часть окна, где находятся блоки программы. В ходе выполнения практической работы, обучающимся следует выполнять большую её часть самостоятельно, изредка прибегая к помощи педагога.
Если кто-то из ребят справится быстрее, можно предложить добавить третий персонаж в анимацию, придумать ему историю и запрограммировать его.
Дополнительно можно внести изменения в скрипты программ: размер персонажей, скорость, диалоговые фразы, время ожидания, фон, цветовое изменение спрайтов, координаты расположения, эффект прозрачности; последовательность сюжета и героев анимации.
Можно предложить ребятам сделать запись анимации с экрана компьютера посредством специальной программы, например, "Скриншотер". Сохранить полученное видео на личную флеш-карту и показать результат работы родителям.
В конце занятия можно предложить каждому обучающемуся высказать свое отношение к выполненному заданию, рассказать о ходе его выполнения. После каждого выполненного задания проверить вместе с детьми правильность его выполнения.
Предполагаемые результаты применения конспекта как методической продукции:
Данную методическую разработку можно использовать ежегодно при работе с детьми второго года обучения. Одним из главных результатов ее применения на занятии будет желание заниматься средой программирования Scratch на домашнем компьютере.
Тип занятия: развитие знаний, умений и навыков.
Форма занятия: практическое.
Форма организации работы: групповая.
Состав учебной группы: до 14 обучающихся в возрасте 8-11 лет второго года обучения.
Место занятия в ДОП: относится к самостоятельной теме занятия.
Степень сложности занятия: средний уровень сложности.
Цель: научить обучающихся создавать компьютерные программы в среде программирования Scratch.
Задачи:
- обучающие:
научить создавать различные компьютерные программы в среде программирования Scratch;
научить использованию встроенных библиотек персонажей;
актуализировать знания обучающихся по владению компьютером.
- развивающие:
развивать познавательные способности;
развивать мелкую моторику, память, внимание, образное мышление, умение слушать;
развивать логическое и пространственное мышление;
развивать словарный запас и навыки общения;
развивать умения работать индивидуально и в команде.
- воспитательные:
воспитать бережное отношение к оборудованию;
воспитывать ответственность за результат труда;
воспитывать уважительное отношение друг к другу;
повышать мотивацию обучающихся на занятии за счет интереса к теме занятия.
Планируемые результаты занятия:
- личностные:
формирование интереса к общей теме занятия;
развитие мотивации в необходимости овладения знаниями и навыками по овладению средой программирования Scratch;
понимания роли компьютера в жизни современного человека в качестве инструмента для решения задач моделирования процессов и явлений.
- метапредметные:
умение понять задание при создании компьютерных программ в среде программирования Scratch;
умение осуществлять самонаблюдение, самооценку, самоконтроль;
умение планировать последовательность и прогнозировать итоги действий и всей работы в целом, анализировать полученные результаты;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве для создания анимационных моделей;
развитие внимания, усидчивости, логики.
- предметные:
формирование представлений о программной среде Scratch, её интерфейсе;
умение использовать полученные знания при работе в среде программирования Scratch;
понимание задания и выполнение его при работе в среде программирования Scratch.
Методы обучения:
- практический (работа на компьютере).
Технологии:
- информационно-коммуникационные.
Дидактический материал:
- распечатанная инструкция «Создание компьютерной анимации «Пико и Привидение» в программе Scratch» (Приложение 1);
Материально-техническое оснащение занятия:
- учебный кабинет;
- компьютерные столы с персональными компьютерами (на каждого обучающегося) с установленной программной средой Scratch;
- компьютерные стулья с подлокотниками (на каждого обучающегося);
План занятия:
Организационная часть (5 мин).
Выполнение практического задания (20 мин).
Подведение итогов (5 мин).
Общая продолжительность занятия: 30 минут.
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Организационная часть | Приветствует ребят Сообщает тему занятия | Рассаживаются за компьютерные столы |
Выполнение практического задания | Раздаёт цветную распечатанную инструкцию каждому ребёнку. Координирует деятельность обучающихся. При необходимости помогает с выполнением заданий | Включают компьютеры. Запускают на компьютере среду программирования Scratch. Начинают выполнять задание по распечатанной инструкции. |
Подведение итогов | Отмечает положительные знания и умения обучающегося, дает необходимые рекомендации. В течение занятия проверяет правильность составления анимации | Каждый обучающийся запускает компьютерную анимацию. |
Список литературы
Мажед Маржи. «Scratch для детей. Самоучитель по программированию». Пер. с англ. М.Гескиной и С. Таскаевой – М: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 288 с.
https://scratch.mit.edu/download
Приложение 1
Создание анимации «Пико и Привидение»
Как-то раз Пико гулял в старом замке. Он, как обычно, слушал свой плеер и совсем не заметил, как появилось Привидение! «Мама!» - закричал Пико. Привидение улыбнулось, сказало: «Привет!» - и растаяло.
С прайты:
Скрипт для спрайта Пико
Скрипт для спрайта Привидение
Рассмотрим как работает скрипт. Сначала Пико немного уменьшит свой размер и перейдёт в правый нижний угол сцены, в точку с координатами (200; -100). Затем мы устанавливаем способ вращения влево-вправо и поворачиваем Пико лицом налево, ведь если такой стиль вращения не задать, то Пико перевернётся вверх ногами! Затем Пико 30 раз циклически повторяет несколько действий – смещается влево на 5 шагов, изменяет костюм для анимации ходьбы и немного ждёт.
После запуска программы Привидение спрячется, немного уменьшит размер, наденет злой костюм, перейдёт в левый нижний угол экрана и притаиться на 7 секунд. Когда терпение Привидения лопнет, оно появится, не спеша поплывёт навстречу Пико, переоденется в кричащий костюм и скажет: «Привет!», после чего растает, циклически изменив эффект призрака 10 раз на 10.
Добавляем фон