Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности
Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности
Тема: «Путешествие в страну Пиши-читай»
отрывок из мультфильма "Наш друг Пиши-читай"MP4 / 8.97 Мб
музыка к физкульминуткеMP3 / 2.05 Мб
презентация к занятиюPPT / 10.06 Мб
/data/files/y1701610421.ppt (презентация к занятию)Цель: Закрепление усвоенных детьми знаний, умений, навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закреплять знание о звуках и буквах.
Совершенствовать умение читать зашифрованные слова по первым звукам картинок
Учить удерживать в памяти ряд слов и составлять из них предложения.
Совершенствовать навык слогового чтения, умение из представленных слогов составить слова.
Закреплять и совершенствовать навыки звуко-слогового анализа.
Совершенствовать навыки составления предложений и схем.
Коррекционно-развивающие:
Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать навык чтения.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать мотивацию к обучению.
Воспитывать любовь к чтению и грамматике.
Воспитывать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность.
Воспитывать умение слушать ответы сверстников, не перебивая их речь.
Формировать навык совместной работы в паре.
Оборудование: мультимедийная презентация, отрывок из мультфильма «Наш друг Пиши-читай», бумажные комочки со слогами, листочки, карандаши, цветные фишки, буквы, задания «Найди спрятанные слова», «Расставь буквы по порядку», схемы предложений, воздушный шар.
Ход занятия:
Оргмомент.- Ребята, сегодня к нам на занятие пришло много гостей, давайте с ними поздороваемся. - А теперь предлагаю встать в «круг рукопожатий» и поздороваться: Здравствуй, друг! Здравствуй, друг! Здравствуй весь наш дружный круг! Я люблю свой детский сад, в нем полным-полно ребят. Может сто, а может двести. Хорошо, когда мы вместе. Все на месте, все ли тут? Оглянулись, повернулись и друг другу улыбнулись.
-Посмотрите на экран (просмотр отрывка из мультфильма «Наш друг Пиши-читай») (слайд 2)
Логопед: - Вы, наверное, поняли, что сегодня мы идем в страну Пиши -читай. Но чтобы туда попасть надо пройти сложное испытание.
«Зашифрованная пословица» (пословица «Грамоте учиться - всегда пригодиться»)
- Посмотрите на экран, нам нужно расшифровать, что здесь написано(слайд3) Прочитайте пословицу по первым буквам названий картинок. Называйте первые буквы картинок, я буду подставлять. Прочтите пословицу.
-Что значит быть грамотным? Игра «Хорошо-плохо» Грамотным быть хорошо, почему? Быть не грамотным плохо, почему?
Логопед: - Мы в стране Пиши-читай. (слайд4) Наш друг Пиши-читай приготовил нам задания, он хочет нас проверить готовы ли мы к школе. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (ответы детей) А нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе.
- Итак, первое задание «Кто внимательный»
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько гласных букв в алфавите? (10)
Сколько согласных букв? (21).
Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и сколько их? (2 буквы – Ъ, Ь)
Все предложения в русском языке состоят из…(слов).
Что ставится в конце предложения? (Точка)
Слова можно делить на …(слоги, части)
Звуки бывают …(гласные и согласные)
Какие звуки называют гласными? (звуки, которые можно петь, во рту при их произнесении нет никакой преграды)
А согласные звуки мы можем петь? Почему?
А что мы еще можем сказать про согласные? Они бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие. Твердые обозначаем фишкой какого цвета? Мягкие?
Логопед: - Ребята приготовили вам загадки, эти загадки о жителях этой страны:
-Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звуки).
-Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буквы).
Логопед: - Правильно, теперь садимся на свои места. Все расселись по местам, никому не тесно, по секрету скажу вам: Будет интересно! (Работа на листочках) - На листочках пишем слово звуки, высота буквы две клетки. Под буквами рисуем кружочки и проводим звуковой анализ. (Также проводится работа со словом буквы) (двое детей работают у доски: складывают из букв слова и проводят звуковой анализ)
Следующее задание «Найди все слова в цепочке» (слайд5)
Логопед: - Дети, посмотрите внимательно на цепочку, состоящую из букв. Если сложить все эти буквы, можно прочесть слова. (Дети находят все слова и читают их)
Логопед: - А теперь из этих слов составьте интересные предложения. (Составляют и называют свои предложения).
Физкультминутка. Пантомима «Живая буква» (дети изображают букву всем телом) (слайд 6)
Логопед: - На полу волшебные комочки, берете комочек, ищете комочки одинакового цвета. На каждом комочке записаны слоги, соединяя их, зачитываете слова. (Детям бросают в руки скомканные листы бумаги “волшебные комочки”. Нужно, прижимая бумажку к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым)
-Чтобы слово вам узнать
комочки нужно собирать.
Комочки собираются-
Слова на нём читаются
Логопед: - К получившим словам подберите слова-действия или слова-признаки (садимся на свои места)
Логопед: - Ребята, посмотрите на экран. (слайд7) На экране картина «Весна». Упражнение «Составь предложение по картине» А теперь предлагаю нарисовать схемы к предложениям. (слайд 8) (Составляют схемы предложений в тетрадях и на доске)
Логопед: - Молодцы и с этим заданием вы справились.
Логопед: - Наш друг Пиши-читай отправил магический шар. В этом шаре спрятана гласная буква. В русском языке на этот звук нельзя назвать ни один предмет. Назовите эту гласную букву (буква Ы) Лопнем шар и проверим!
Логопед: - Задания сложнее, но вы успешно справляетесь. Молодцы! А теперь предлагаю поработать парами, задание «Найди слова по картинкам»
Логопед: - Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями Пиши-читай! А нам пора возвращаться домой, в свой родной детский сад, но для этого необходимо выполнить последнее задание для выхода из волшебной страны. Задание «Расставь буквы по порядку» Вот мы и в группе.
Логопед:- Ребята, вам понравились задания Пиши-читай? Предлагаю сочинить для него маленький стишок (Составление синквейна)
-Что писали и читали? (буквы)
Они бывают какими, подберите два слова-признака (согласными, гласными) Что они делают? Подберите три слова - действия, (пишутся, читаются, печатаются)
Придумайте предложение со словом буква. (Дети выучили все буквы.)
Как мы можем другими словами назвать слово буквы? (алфавит, азбука) Прочитайте стихотворение. Я думаю, он будет рад такому стихотворению. Молодцы!