12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
LyudmilUs24
Россия, Чукотский АО, г. Билибино
Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования»

v

Конспект занятия по робототехнике  на тему

 «Блокада Ленинграда. Дорога Жизни»

Паспорт занятия:

  1. Название: «Ладога. Дорога Жизни».
  2. Ведущий – педагог-организатор. Соведущий – педагог дополнительного образования обучающего направления «Робототехника»».
  3. Интеграция с учебным предметами: история, информатика, физика.
  4. Возраст участников: 12-14 лет.
  5. Состав групп: 2 команды по 4 человека, зрители и болельщики.
  6. Цель занятия: формирования гражданской идентичности у представителей подрастающего поколения путем сохранения исторической памяти.
  7. Задачи:

- Актуализировать историческую значимость мужества и самоотверженности жителей и героев-защитников блокадного Ленинграда.

- Привлечь внимание к героическому подвигу водителей, выполняющих рейсы по замёрзшему Ладожскому озеру с целью сохранения исторической памяти у подрастающего поколения посредством использования образовательной робототехники.

- Воспитывать чувства патриотизма, уважения к Родине, гордости за свой народ.

Необходимое оборудование: персональный компьютер (ноутбук), конструктор Lego Minstrom EV3 4 шт., планшетный компьютер 4 шт., экран, игровое поле с легообъектами.

Ход занятия:

Организационный момент – 5 минут

Основной момент – 50 минут.

Звучит музыка из песни «Дети войны»

Ведущий:

Против нас полки сосредоточив,

Враг напал на мирную страну.

Белой ночью, самой белой ночью

Начал эту страшную войну.         (М.Матусовский)

     На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия, перейдя границу, напала на Советский Союз. В четыре часа утра, когда мирные жители ещё спали, начался обстрел города Киева 

(слайд № 1 Брестская крепость). 

Первыми удар приняли воины Брестской крепости, которые в течение месяца с 22 июня по 23 июля 1941 года не сдавали крепость. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков.

Враг торопился. Его войска продвигались по 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник поставил цель: захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот.  Не только немецкие войска прорывались к Ленинграду, но и финские и их союзники.

С 29 июня 1941 г. из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы, и фабрики.

В сентябре 1941 года президент Финляндии Ристо Рюти прямо заявил германскому посланнику в Хельсинки:

– Если Петербург не будет больше существовать как крупный город, то Нева была бы лучшей границей на Карельском перешейке… Ленинград надо ликвидировать как крупный город.

   Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Понимая, что человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда, один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город от мала до велика. На защиту города поднялись ВСЕ его жители

- Ребята, посмотрите на карту!  (слайд №2)

     В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны.

Враг окружил город, Ленинград оказался в блокадном кольце.

 Вопрос - Ребята, как вы понимаете, что такое блокада? …(ответы)

Верно - Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине.  Все пути к нему на суше захвачены фашистами.

 Враги подошли слишком близко к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы: дороги, дома, мосты, выводя из строя водопровод. Рвались линии электропередач. (слайд № 3)

Вопрос детям - А что это значит для города, для людей? (ответы)

Конечно. Город остался без воды и света. У людей не осталось крова, тепла, не было достаточно еды.

Ударили сильные морозы. Таких морозов ленинградцы не помнили. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Всем нужна вода: заводам, больницам, людям. Город спасала река Нева.

(слайд 4 Вода из Невы)

Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики, старухи, женщины, дети. До самой весны ходили к проруби, пока весенний тонкий лёд не начинал проваливаться под ногами.


ХЛЕБ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

Звучит песня Дети войны 1 куплет

 Хлеб блокадного Ленинграда.       (слайд 5 хлеб)    

20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом.

     Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины. Он совсем не был похож на этот вкусный хлеб, который мы привыкли видеть у себя на столе каждый день.

Дети читают стихотворение

Ю.Воронов

Вместо супа – бурда из столярного клея,

Вместо чая – заварка сосновой хвои.

Это б всё ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

         Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,

         И глухие удары пойдут невпопад…

         Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.

         Не смолкай! Ведь на наших сердцах – Ленинград.

Бейся сердце! Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!

…Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оставалось ещё восемьсот.

  ДОРОГА ЖИЗНИ (слайд № 6)

Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога. В документах она значилась как военно-автомобильная дорога под номером 101, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни».  

  «Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили «Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.    (слайд № 7)

НОВЫЙ ГОД

Приближался Новый Год. Этот праздник всегда объединял людей. Также было и во время Великой Отечественной войны. Не зависимо от того, где находились люди в этот момент, они старались сотворить невозможное - праздник. Свой первый военный Новый год Ленинград встретил в блокаде. Несмотря на это, власти приняли решение организовать Новогодний праздник для детей в каждом районе. Предусматривалось заготовить 1000 ёлок и обеспечить детей подарками и обедами без вырезки талонов из продовольственных карточек.

Для учащихся 7-10 классов ёлки были устроены в помещениях театра драмы им.Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах. Там играли духовые оркестры, было включено освещение. Дети любовались наряженными ёлками, участвовали в розыгрышах и костюмированных сценках с участием Деда Мороза и получили своё вкусное угощение и подарки.

31 декабря 1941 года водитель Максим Емельянович Твердохлебов отправился по «Дороге Жизни» в блокадный Ленинград с необычным грузом. Ему было поручено доставить в город мандарины. Вражеские истребители атаковали машину. Как мог, Твердохлебов пытался уклониться от обстрела. С серьёзными ранениями он сумел доставить груз в пункт назначения. Позже, при осмотре, в машине насчитали 49 пробоин.

Вопрос детям – Как вы считаете 49 пробоин. Это много?

(Да, очень много. Это просто чудо, что машина вообще добралась до назначенного пункта).

Какой ценой попали к ребятам мандарины – они не знали, но волшебный запах счастья они запомнили на всю жизнь.

СНЯТИЕ БЛОКАДЫ

Гибли на Ладоге отважные воины, водители машин, спасая ленинградцев от голодной смерти. Но дорога работала. И уже 25 декабря 1942 года объявили о первой прибавке хлеба.

900 дней жил Ленинград в осаде. 900 дней и ночей шли на Ладоге смертельные бои. Войскам Ленинградского и Волховского фронта дан приказ: перейти в наступление, пробиваясь навстречу друг другу, разбить осаду города Ленина и соединиться.

После 7- дневных боёв войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда.

Блокада снята!!!

Великая победа одержана советскими войсками под Ленинградом!!!

27 января 1944 года – день полного освобождения Ленинграда от блокады.

ИГРА НА ИГРОВОМ ПОЛЕ

Соведущий: Ребята, обратите внимание на игровое поле.

Сегодня мы с вами попробуем представить себя в роли водителей автомобилей, которые везут в блокадный Ленинград продукты, мандарины к Новому году, а из города вывозят людей.

Обратите внимание на то, что дорога не обычная, ведь она проходит по льду, который может треснуть в любой момент. Поэтому необходимо держаться друг от друга на определённом расстоянии.

Вопрос детям - Кто из вас будет водителем?

 Нужны по два человека для вождения автомобилей.

Ещё по два для погрузки-разгрузки.

Остальные будут создавать препятствия движению, забрасывая автомобили имитированными бомбочками (бумажными шариками) сверху.

Все участники подходят к игровому полю, на котором представлены макеты разрушенных домов, фотографии «Дороги Жизни», управляемые робоавтомобили и т.д., сама дорога выполнена из синтепонового покрытия.

По два игрока, управляя автомобилями, проходят сложный путь по созданной дороге, перевозя грузы. Игроки на разгрузке-погрузке меняют содержимое в кузове автомобилей, другие игроки бросают шарики по движущемуся транспорту.

Часть автомобилей не доходит до пункта назначения. Происходит замена игроков.

Игра заканчивается, когда все грузы перевезены.

Вопрос участникам

 - Скажите, ребята, сложно было пройти путь до назначенного места? (ответы)

- Что на ваш взгляд было сложнее всего реальным водителям времён ВОВ? (ответы)

- А тем, кто двигался по Ладожскому озеру? (ответы)

- Что побуждало их выходить в рейсы? (ответы)


Ребята, наша встреча подошла к концу. Разрешите закончить её словами из стихотворения Вадима Шефнера  «Мой город»

Свой город, отстояв ценою бед,

Не сдали Ленинграда ленинградцы –

Да, в нём ключи чужих столиц хранятся, -

Ключей к нему в чужих столицах нет!


Всем большое спасибо!


Использованные материалы


https://historyrussia.org/sobytiya/8-sentyabrya-1941-goda-nachalas-blokada-leningrada.html

https://ren.tv/longread/1068866-den-sniatiia-blokady-leningrada-istoriia-osvobozhdeniia-i-vospominaniia

https://rur.hitmotop.com/song/617518

https://pismadljaliz.livejournal.com/4970019.html



Опубликовано в группе «Педагоги дополнительного образования»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.