12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Антипова Юлия Николаевна66
Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования»

Презентация к занятию "Условные знаки"PPTX / 1.57 Мб

/data/files/j1698076621.pptx (Презентация к занятию "Условные знаки")М


Слайд-шоу "Старинные карты"PPTX / 2.76 Мб

/data/files/t1698076655.pptx (Слайд-шоу "Старинные карты")униципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

муниципального района «Ферзиковский район»












Конспект занятия

по теме «Условные знаки»











Подготовила:

Антипова Юлия Николаевна,

Педагог дополнительного образования МКОУ ДО «ЦДТ»

МР «Ферзиковский район»










2023г.

Занятие по теме «Условные знаки»

Педагог дополнительного образования: Антипова Ю.Н.

Дополнительная общеобразовательная программа «Мир вокруг нас».

Время занятия: 2 учебных занятия по 45 минут.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

Занятие разработано специально для разновозрастной группы юнармейского отряда «Имени дважды Героя Советского Союза А.Т. Карпова» с возможностью, как изучить материал, так углубить, закрепить ранее полученные знания.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации и углубления имеющийся информации, применения знаний и умений, проверки уровня усвоения учебного материала средствами технологии проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологиями.

Задачи:

Образовательные:

сформировать знания об условных знаках и их видах;

научиться самостоятельно составлять план местности;

уметь рассуждать и делать выводы;

излагать и аргументировать свою точку зрения;

Развивающие:

развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение;

 продолжить формирование умений чтения карт, плана местности;

развивать коммуникативные умения и навыки.

Воспитательные:

воспитывать географическую культуру и восприятие географических объектов через литературные произведения.

продолжить работу по формированию научного мировоззрения.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

Личностные УУД:

установление связи между учебной деятельностью и мотивом.

Регулятивные УУД:

учить планировать, строить алгоритм деятельности, делать прогнозирование;

учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;

учить работать по образцу, по алгоритму.

Коммуникативные УУД:

развивать внимание учащихся;

обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика;

учить постановке вопроса.

Познавательные УУД:

Работать над формированием логических умений:

анализ синтеза;

сравнение;

обобщения и классификации;

доказательства;

выдвижение гипотез и их обоснование;

построение цепочек рассуждения.

Тип занятия (урока): урок получения новых знаний, углубление ранее полученных и закрепления материала.

Единицы содержания:

условные знаки;

легенда карты;

виды условных знаков: площадные, точечные, линейные;

пояснительные подписи.

Занятие имеет несколько уровней:

Базовый уровень:

определять понятия «условные знаки», «легенда карты»;

распознавать условные знаки планов местности и карт;

находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи.

Повышенный уровень:

наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты;

читать планы и карты.

Углубленный уровень:

описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения.

Средства обучения:

Паромов, В. В. Картография с основами топографии. Часть 2. Картография : учебно-методическое пособие / В. В. Паромов. − Томск :Изд-во ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университ», 2010. − 132 с. (для углубленного уровня)

Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 6 класс (5-6 класс). Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007 (2012), с.10-11;

География. Планета Земля. Атлас. 5-6 класс. - М.: Просвещение, 2012, с.2-3;

География. Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс. - М.: Просвещение, 2012, с.3 № 3-5;

Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер. 5-6 класс. - М.: Просвещение, 2012, с.18 4;

Медиаресурсы: Электронное приложение к учебнику А.А.Лобжанидзе. География. Планета Земля. 6 класс. М.: Просвещение, 2007. Тема «Изображения земной поверхности и их использование»;

настенные физические карты: мира, полушарий;

набор учебных топографических карт;

раздаточный материал;

компьютер;

мультимедиа-проектор;

экран.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная

Результаты:

Предметные:

формирование понятий «условные знаки», «легенда карты»;

работа с картографическими источниками (способы изображения водных объектов на примере карты полушарий);

умение читать карту полушарий;

умение читать топографическую карту;

умение описывать маршрут по топографической карте с помощью условных знаков;

умение анализировать карты атласа;

умение моделировать в контурных картах под руководством учителя;

умение наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты.

Метапредметные:

поиск ответов на вопросы;

поиск определения понятий;

умение формулировать выводы; анализировать схемы;

умение сравнивать условные знаки географических карт и топографических;

умение осуществлять самопроверку при выполнении тренировочных упражнений;

умение осуществлять саморефлексию;

Личностные:

воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;

развитие эмоционально-ценностного отношения к природе.



Приложение №1

Прочитав стихотворение, нарисуй условные знаки указанных объектов (10 топографических знаков).


Родина

Поход

Моя Родина любимая:

Здесь и речка, и поля.

За мостом сады фруктовые Благодатная земля!

Ты поила и кормила нас Из покон веков.

И давала силы новые

Из прохладных родников.

На Руси так встарь заведено – За избушкой огород.

И с зари до поздней ноченьки Дружно трудится народ.

В каждом доме хлебосольные Люди добрые живут.

Каравай, картошку с радостью Угощеньем подадут.

Так живи, земля родимая, Еще много тысяч лет.

Лес, колодец и кустарники Ничего милее нет!

Подрастем и будем с гордостью Дело дедов продолжать.

Чтоб цвела земля российская, Чтобы дальше побеждать!

Однажды ранним утром Веселый наш отряд, Взяв котелок, палатки, Отправился гулять.

Путь предстоял немалый От школьного двора

С веселой звонкой песней Шагает детвора.

Вот подошли к реке мы И дружно через мост Проходим по дощечкам

Бесстрашно, в полный рост. За речкою – лесочек, Там домик лесника. Напьемся мы с дороги Водички родника.

Кругом растут деревья, Кустарники цветут.

Решили мы отрядом Разбить палатки тут.

Зажжем костер поярче, Наварим вкусных щей И не забудем долго Походных этих дней.

Приложение №2

С помощью условных знаков покажи: а) путь Аленушки и Иванушки домой; б) путь следования Колобка.


а) « Не усмотрела сестрица Аленушка своего братца Иванушку и унесли его гуси-лебеди за темные леса, за высокие холмы. Погоревала Аленушка, да делать нечего – надо идти братца из беды выручать. Путь был трудным. Помогла ей и яблонька дикая, и реченька быстрая. В темном лесу нашла она у злой Бабы-Яги братца Иванушку и побежали они домой: по дороге, мимо луга зеленого, мимо мельницы, по крутому оврагу. Напились они холодной водицы из родника и скорей домой к отцу, к матери».

б) « Жили-были дед да баба. Испекла баба Колобок да и положила его остывать на окошко. А Колобок прыг с окошка и покатился по дорожке. Катится он мимо огородов, садов яблоневых, мимо колодца да по мостику прямо в лес. Встретил он и зайца у куста тернового, и медведя у сосны высокой. Да повстречал у речки на беду свою лису рыжую. Тут сказка и закончилась».




Приложение №3

Замените условными знаками слова в приведенном рассказе.


Свой привал мы устроили на поляне. Рядом находился березовый лес. Гуляя по лесу, мы измерили его высоту около 15м и расстояние между деревьями – примерно . Днем мы купались в озере с берегами, заросшими камышом. Северный берег водоема был заболочен. После обеда мы пошли по проселочной дороге к железнодорожной станции. Путь наш лежал через металлический мост. Дорожный знак у моста показывал, что его грузоподъемность – 15т. Пройдя по мосту, мы измерили его длину . Наконец, мы вышли к насыпи одноколейной железной дороги. Уже стемнело, когда мы подошли к железнодорожной станции.















Приложение №4

t1698076445aa.jpg

Список литературы


Бахчиева О.А. География: планета Земля: 6 кл.: методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2008.

География: навигатор: материалы в помощь учителю: 6-9кл./ под ред. В.П.Дронова. – М.: Просвещение, 2008.

География. Планета Земля. Атлас. 6 класс. - М.: Просвещение, 2010.

География. Планета Земля. Контурные карты. 6 класс. - М.: Просвещение, 2010.

География. Планета Земля. 6 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Лобжанидзе. – М.: Просвещение, 2007.

Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии: 6 класс. – М.: Просвещение, 1991.

Дронов В.П. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы», 6-9 классы: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2008.

Ефимов В.Д., Ульянова М.А. Личностно-ориентированный подход к изучению географии. География в школе. -2009, №8.

Кощина Е.А. Топография в стихах и сказках. География для школьников. 2009, №3.

Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007.

Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер. 6 класс. - М.: Просвещение, 2007.

Сайт интернет-поддержки проекта «Сферы» http://spheres.ru 13.Стрельникова Т.Д. Использование отдельных видов интерактивных

технологий на уроках географии. География в школе. -2009, №10.

14.Солодухина Н.Н. Использование интернет-ресурсов в проектной деятельности. География в школе. -2009, №7.



Технологическая карта


Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Ресурсы (средства

обучения)

Оргмомент

Приветствует учащихся, создает благоприятную атмосферу для работы,

проверяет готовность учащихся.

Приветствуют педагога, настраиваются на работу на занятии.


Актуализация знаний

Задает репродуктивные вопросы на восстановление знакомой информации:

Назовите виды изображения земной поверхности?

Что такое карта и план местности?

Как делятся карты по охвату территории?

Отвечают фронтально на репродуктивные вопросы.

Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 6 класс (5-6 класс). Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007 (2012), с.10-11;


Мотивация

Введение в тему:

Представьте, что Вы идете в поход в 10 км от нашего села.

Откуда вы можете получить информацию о районе похода?

Какую карту нужно взять в поход?

Откуда вы можете получить информацию о районе похода?

Какую карту нужно взять в поход?

А если мы отправились в путешествие на автомобиле от нашего поселка до г. Калуга. Какие карты нам помогут добраться до г. Санкт-Петербург?

Людям каких профессий, для решения каких задач могут понадобиться изображения местности?


Отвечают на вопросы, формулируют вывод: умение читать карту и

применять ее в повседневной жизни чрезвычайно полезно.

Карты: физическая и топографическая

Целеполагапние

Задает подводящие вопросы:

Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?

А что нам нужно чтобы прочитать карту?

Значит, чему мы сегодня должны научиться?

А что знать?

Постановка целей:

давать определения понятий: «условные знаки», «легенда карты»;

распознавать условные знаки планов местности и карт;

читать планы местности и карты;

красиво оформлять свои мысли;

слушать друг друга и учителя;

смотреть и видеть.

Отвечают на вопросы и обобщая ответы, обозначают тему и цели урока.

Записывают тему занятия в тетрадь.


На доске прописываются цели и ресурсы урока.

Получение новых знаний и закрепление первичных способов деятельности

Вступительное слово:

Конечно, друзья, без знания букв нельзя прочитать книгу – без знания условных знаков нельзя понять изображение местности. Условные знаки – азбука карты.

Работа над определением понятия:

Что такое условные знаки?

Вспомнить общую схему определения понятия.

А вы знаете, что на древних картах знаки были рисованными.

Задание:

посмотреть слайд-шоу «Старинные карты»;

определить достоинства и недостатки рисованных знаков.

В настоящее время на планах и картах используют графические знаки.

Задание

- посмотреть настенные карты;

- посмотреть в раздаточный материал;

- определить главные требования к обозначению знаков;

- отметить разницу написания условных знаков и изображение из на карте.











5. Значение условных знаков показано в легенде карты.

Работа над определением понятия:

Что такое легенда карты?

Посмотреть в раздаточный материал «Легенды карты»;

сделать вывод о значении легенды.


6. Работа со схемой «Виды условных знаков», схема на раздаточном материале демонстрирует точечных (одиночные), линейных, площадных знаков.

Беседа по вопросам:

Когда используют точечные (одиночные) знаки?

Что изображают линейные знаки?

Что отражают площадные знаки?

Что кроме знаков можно еще увидеть на картах?

Найти на картах пояснительные подписи: географические названия и цифры, характеризующие количественные показатели географических объектов.





7. Практическая работа «Способы изображения водных объектов на примере карты полушарий».

Цель: умение читать карту полушарий.


Условные знаки географической карты отличаются от знаков топографической карты (плана местности). Почему?

Тренировочные упражнения на закрепление знаний условных знаков:

Прочитайте рассказ, заменив условные знаки словами.

Прочитав стихотворение, нарисуй условные знаки указанных объектов (10 топографических знаков).

С помощью условных знаков покажи: а) путь Аленушки и Иванушки домой; б) путь следования Колобка.

Необходимо расшифровать послание

Замените условными знаками слова в

приведенном рассказе (усложненный).

5) Моделирование в контурной карте

Цель: умение наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты;

описывать маршрут по топографической карте с помощью условных знаков.






Вспоминают схему: понятие = что такое? (родовое слово) + существенные признаки.

Дают определение: Условные знаки – это символы, обозначающие разные объекты.


Смотрят слайд-шоу. Отмечают достоинства: (красота, наглядность, выразительность) и недостатки: (трудность вырисовывания)



Смотрят настенные карты.

Смотрят в раздаточный материал. Отмечают требования к изображению: (простота, непохожесть друг на друга, изображенные знаки напоминают сами предметы). Выстраивают совместно с учителем закономерность: реальный объект – изображение

чтение; местность – изображение на плане, карте – чтение плана местности, карты.


Дают определение: Легенда карты – изображение знаков с объяснением их значений.

Анализируют легенды на раздаточном материале «Легенды карты». Делают вывод: легенда помогает читать карту, т.е понять ее содержание.




Работают со схемой, отвечают на вопросы, анализируют карты атласа.


Смотрят в раздаточный материал. Отмечают требования к изображению: (простота, непохожесть друг на друга, изображенные знаки напоминают сами предметы). Выстраивают совместно с учителем закономерность: реальный объект – изображение

чтение; местность – изображение на плане, карте – чтение плана местности, карты.


Выполняют практическую работу.






Сравнивают знаки, дают ответ на вопрос.




Выполняют тренировочные упражнения. Осуществляют самопроверку.









Моделируют в контурных картах под руководством учителя














Слайд-шоу





Настенные карты, раздаточный материал













Раздаточный материал, презентация к уроку «Условные знаки»







Раздаточный материал (схема), карты атласа


Раздаточный материал, презентация к уроку «Условные знаки»










Презентация к уроку «Условные знаки»





Карты атласа, в дополнение к выполнению слайд 7 слайд-шоу «Старинные карты»


Текст индивидуально для каждого в двух вариантах (Приложение №1)

(Приложение №2) (Приложение №3)

(Приложение №4)






Контурные карты

Домашнее задание

Предложить ребятам сочинить сказку, в которой необходимо использовать условные знаки.

Найти несколько русских сказок, где слова можно заметить на условные знаки.



Предметная рефлексия

Предлагает вернуться к целям урока, прописанным на доске.

Выбрать из списка – чему научился каждый из вас?

Осуществляют саморефлексию


Личная рефлексия

Предлагает оценить личное, эмоциональное восприятия занятия.


Оценивание себя по пятибалльной шкале.













Раздаточный материал к выполнению заданий.



t1698076445ab.jpg


t1698076445ac.gif

t1698076445ad.png


t1698076445ae.jpg



t1698076445af.jpgt1698076445ag.jpg


t1698076445ah.jpg

t1698076445ai.gif

2



Опубликовано в группе «Педагоги дополнительного образования»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.