Презентация к занятию "Условные знаки"PPTX / 1.57 Мб
/data/files/j1698076621.pptx (Презентация к занятию "Условные знаки")М
Слайд-шоу "Старинные карты"PPTX / 2.76 Мб
/data/files/t1698076655.pptx (Слайд-шоу "Старинные карты")униципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
муниципального района «Ферзиковский район»
Конспект занятия
по теме «Условные знаки»
Подготовила:
Антипова Юлия Николаевна,
Педагог дополнительного образования МКОУ ДО «ЦДТ»
МР «Ферзиковский район»
2023г.
Занятие по теме «Условные знаки»
Педагог дополнительного образования: Антипова Ю.Н.
Дополнительная общеобразовательная программа «Мир вокруг нас».
Время занятия: 2 учебных занятия по 45 минут.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Занятие разработано специально для разновозрастной группы юнармейского отряда «Имени дважды Героя Советского Союза А.Т. Карпова» с возможностью, как изучить материал, так углубить, закрепить ранее полученные знания.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации и углубления имеющийся информации, применения знаний и умений, проверки уровня усвоения учебного материала средствами технологии проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологиями.
Задачи:
Образовательные:
сформировать знания об условных знаках и их видах;
научиться самостоятельно составлять план местности;
уметь рассуждать и делать выводы;
излагать и аргументировать свою точку зрения;
Развивающие:
развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение;
продолжить формирование умений чтения карт, плана местности;
развивать коммуникативные умения и навыки.
Воспитательные:
воспитывать географическую культуру и восприятие географических объектов через литературные произведения.
продолжить работу по формированию научного мировоззрения.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД:
установление связи между учебной деятельностью и мотивом.
Регулятивные УУД:
учить планировать, строить алгоритм деятельности, делать прогнозирование;
учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;
учить работать по образцу, по алгоритму.
Коммуникативные УУД:
развивать внимание учащихся;
обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика;
учить постановке вопроса.
Познавательные УУД:
Работать над формированием логических умений:
анализ синтеза;
сравнение;
обобщения и классификации;
доказательства;
выдвижение гипотез и их обоснование;
построение цепочек рассуждения.
Тип занятия (урока): урок получения новых знаний, углубление ранее полученных и закрепления материала.
Единицы содержания:
условные знаки;
легенда карты;
виды условных знаков: площадные, точечные, линейные;
пояснительные подписи.
Занятие имеет несколько уровней:
Базовый уровень:
определять понятия «условные знаки», «легенда карты»;
распознавать условные знаки планов местности и карт;
находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи.
Повышенный уровень:
наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты;
читать планы и карты.
Углубленный уровень:
описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения.
Средства обучения:
Паромов, В. В. Картография с основами топографии. Часть 2. Картография : учебно-методическое пособие / В. В. Паромов. − Томск :Изд-во ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университ», 2010. − 132 с. (для углубленного уровня)
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 6 класс (5-6 класс). Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007 (2012), с.10-11;
География. Планета Земля. Атлас. 5-6 класс. - М.: Просвещение, 2012, с.2-3;
География. Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс. - М.: Просвещение, 2012, с.3 № 3-5;
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер. 5-6 класс. - М.: Просвещение, 2012, с.18 № 4;
Медиаресурсы: Электронное приложение к учебнику А.А.Лобжанидзе. География. Планета Земля. 6 класс. – М.: Просвещение, 2007. Тема «Изображения земной поверхности и их использование»;
настенные физические карты: мира, полушарий;
набор учебных топографических карт;
раздаточный материал;
компьютер;
мультимедиа-проектор;
экран.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная
Результаты:
Предметные:
формирование понятий «условные знаки», «легенда карты»;
работа с картографическими источниками (способы изображения водных объектов на примере карты полушарий);
умение читать карту полушарий;
умение читать топографическую карту;
умение описывать маршрут по топографической карте с помощью условных знаков;
умение анализировать карты атласа;
умение моделировать в контурных картах под руководством учителя;
умение наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты.
Метапредметные:
поиск ответов на вопросы;
поиск определения понятий;
умение формулировать выводы; анализировать схемы;
умение сравнивать условные знаки географических карт и топографических;
умение осуществлять самопроверку при выполнении тренировочных упражнений;
умение осуществлять саморефлексию;
Личностные:
воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;
развитие эмоционально-ценностного отношения к природе.
Приложение №1
Прочитав стихотворение, нарисуй условные знаки указанных объектов (10 топографических знаков).
Родина | Поход |
Моя Родина любимая: Здесь и речка, и поля. За мостом сады фруктовые – Благодатная земля! Ты поила и кормила нас Из покон веков. И давала силы новые Из прохладных родников. На Руси так встарь заведено – За избушкой огород. И с зари до поздней ноченьки Дружно трудится народ. В каждом доме хлебосольные Люди добрые живут. Каравай, картошку с радостью Угощеньем подадут. Так живи, земля родимая, Еще много тысяч лет. Лес, колодец и кустарники – Ничего милее нет! Подрастем и будем с гордостью Дело дедов продолжать. Чтоб цвела земля российская, Чтобы дальше побеждать! | Однажды ранним утром Веселый наш отряд, Взяв котелок, палатки, Отправился гулять. Путь предстоял немалый От школьного двора С веселой звонкой песней Шагает детвора. Вот подошли к реке мы И дружно через мост Проходим по дощечкам Бесстрашно, в полный рост. За речкою – лесочек, Там домик лесника. Напьемся мы с дороги Водички родника. Кругом растут деревья, Кустарники цветут. Решили мы отрядом Разбить палатки тут. Зажжем костер поярче, Наварим вкусных щей И не забудем долго Походных этих дней. |
Приложение №2
С помощью условных знаков покажи: а) путь Аленушки и Иванушки домой; б) путь следования Колобка.
а) « Не усмотрела сестрица Аленушка своего братца Иванушку и унесли его гуси-лебеди за темные леса, за высокие холмы. Погоревала Аленушка, да делать нечего – надо идти братца из беды выручать. Путь был трудным. Помогла ей и яблонька дикая, и реченька быстрая. В темном лесу нашла она у злой Бабы-Яги братца Иванушку и побежали они домой: по дороге, мимо луга зеленого, мимо мельницы, по крутому оврагу. Напились они холодной водицы из родника и скорей домой к отцу, к матери».
б) « Жили-были дед да баба. Испекла баба Колобок да и положила его остывать на окошко. А Колобок прыг с окошка и покатился по дорожке. Катится он мимо огородов, садов яблоневых, мимо колодца да по мостику прямо в лес. Встретил он и зайца у куста тернового, и медведя у сосны высокой. Да повстречал у речки на беду свою лису рыжую. Тут сказка и закончилась».
Приложение №3
Замените условными знаками слова в приведенном рассказе.
Свой привал мы устроили на поляне. Рядом находился березовый лес. Гуляя по лесу, мы измерили его высоту – около 15м и расстояние между деревьями – примерно 3м. Днем мы купались в озере с берегами, заросшими камышом. Северный берег водоема был заболочен. После обеда мы пошли по проселочной дороге к железнодорожной станции. Путь наш лежал через металлический мост. Дорожный знак у моста показывал, что его грузоподъемность – 15т. Пройдя по мосту, мы измерили его длину – 7м. Наконец, мы вышли к насыпи одноколейной железной дороги. Уже стемнело, когда мы подошли к железнодорожной станции.
Приложение №4
Список литературыБахчиева О.А. География: планета Земля: 6 кл.: методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2008.
География: навигатор: материалы в помощь учителю: 6-9кл./ под ред. В.П.Дронова. – М.: Просвещение, 2008.
География. Планета Земля. Атлас. 6 класс. - М.: Просвещение, 2010.
География. Планета Земля. Контурные карты. 6 класс. - М.: Просвещение, 2010.
География. Планета Земля. 6 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Лобжанидзе. – М.: Просвещение, 2007.
Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии: 6 класс. – М.: Просвещение, 1991.
Дронов В.П. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы», 6-9 классы: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2008.
Ефимов В.Д., Ульянова М.А. Личностно-ориентированный подход к изучению географии. География в школе. -2009, №8.
Кощина Е.А. Топография в стихах и сказках. География для школьников. – 2009, №3.
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007.
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер. 6 класс. - М.: Просвещение, 2007.
Сайт интернет-поддержки проекта «Сферы» http://spheres.ru 13.Стрельникова Т.Д. Использование отдельных видов интерактивных
технологий на уроках географии. География в школе. -2009, №10.
14.Солодухина Н.Н. Использование интернет-ресурсов в проектной деятельности. География в школе. -2009, №7.
Технологическая карта
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Ресурсы (средства обучения) |
Оргмомент | Приветствует учащихся, создает благоприятную атмосферу для работы, проверяет готовность учащихся. | Приветствуют педагога, настраиваются на работу на занятии. | |
Актуализация знаний | Задает репродуктивные вопросы на восстановление знакомой информации: Назовите виды изображения земной поверхности? Что такое карта и план местности? Как делятся карты по охвату территории? | Отвечают фронтально на репродуктивные вопросы. | Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 6 класс (5-6 класс). Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007 (2012), с.10-11; |
Мотивация | Введение в тему: Представьте, что Вы идете в поход в 10 км от нашего села. Откуда вы можете получить информацию о районе похода? Какую карту нужно взять в поход? Откуда вы можете получить информацию о районе похода? Какую карту нужно взять в поход? А если мы отправились в путешествие на автомобиле от нашего поселка до г. Калуга. Какие карты нам помогут добраться до г. Санкт-Петербург? Людям каких профессий, для решения каких задач могут понадобиться изображения местности? | Отвечают на вопросы, формулируют вывод: умение читать карту и применять ее в повседневной жизни чрезвычайно полезно. | Карты: физическая и топографическая |
Целеполагапние | Задает подводящие вопросы: Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня? А что нам нужно чтобы прочитать карту? Значит, чему мы сегодня должны научиться? А что знать? Постановка целей: давать определения понятий: «условные знаки», «легенда карты»; распознавать условные знаки планов местности и карт; читать планы местности и карты; красиво оформлять свои мысли; слушать друг друга и учителя; смотреть и видеть. | Отвечают на вопросы и обобщая ответы, обозначают тему и цели урока. Записывают тему занятия в тетрадь. | На доске прописываются цели и ресурсы урока. |
Получение новых знаний и закрепление первичных способов деятельности | Вступительное слово: Конечно, друзья, без знания букв нельзя прочитать книгу – без знания условных знаков нельзя понять изображение местности. Условные знаки – азбука карты. Работа над определением понятия: Что такое условные знаки? Вспомнить общую схему определения понятия. А вы знаете, что на древних картах знаки были рисованными. Задание: посмотреть слайд-шоу «Старинные карты»; определить достоинства и недостатки рисованных знаков. В настоящее время на планах и картах используют графические знаки. Задание - посмотреть настенные карты; - посмотреть в раздаточный материал; - определить главные требования к обозначению знаков; - отметить разницу написания условных знаков и изображение из на карте. 5. Значение условных знаков показано в легенде карты. Работа над определением понятия: Что такое легенда карты? Посмотреть в раздаточный материал «Легенды карты»; сделать вывод о значении легенды. 6. Работа со схемой «Виды условных знаков», схема на раздаточном материале демонстрирует точечных (одиночные), линейных, площадных знаков. Беседа по вопросам: Когда используют точечные (одиночные) знаки? Что изображают линейные знаки? Что отражают площадные знаки? Что кроме знаков можно еще увидеть на картах? Найти на картах пояснительные подписи: географические названия и цифры, характеризующие количественные показатели географических объектов. 7. Практическая работа «Способы изображения водных объектов на примере карты полушарий». Цель: умение читать карту полушарий. Условные знаки географической карты отличаются от знаков топографической карты (плана местности). Почему? Тренировочные упражнения на закрепление знаний условных знаков: Прочитайте рассказ, заменив условные знаки словами. Прочитав стихотворение, нарисуй условные знаки указанных объектов (10 топографических знаков). С помощью условных знаков покажи: а) путь Аленушки и Иванушки домой; б) путь следования Колобка. Необходимо расшифровать послание Замените условными знаками слова в приведенном рассказе (усложненный). 5) Моделирование в контурной карте Цель: умение наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты; описывать маршрут по топографической карте с помощью условных знаков. | Вспоминают схему: понятие = что такое? (родовое слово) + существенные признаки. Дают определение: Условные знаки – это символы, обозначающие разные объекты. Смотрят слайд-шоу. Отмечают достоинства: (красота, наглядность, выразительность) и недостатки: (трудность вырисовывания) Смотрят настенные карты. Смотрят в раздаточный материал. Отмечают требования к изображению: (простота, непохожесть друг на друга, изображенные знаки напоминают сами предметы). Выстраивают совместно с учителем закономерность: реальный объект – изображение – чтение; местность – изображение на плане, карте – чтение плана местности, карты. Дают определение: Легенда карты – изображение знаков с объяснением их значений. Анализируют легенды на раздаточном материале «Легенды карты». Делают вывод: легенда помогает читать карту, т.е понять ее содержание. Работают со схемой, отвечают на вопросы, анализируют карты атласа. Смотрят в раздаточный материал. Отмечают требования к изображению: (простота, непохожесть друг на друга, изображенные знаки напоминают сами предметы). Выстраивают совместно с учителем закономерность: реальный объект – изображение – чтение; местность – изображение на плане, карте – чтение плана местности, карты. Выполняют практическую работу. Сравнивают знаки, дают ответ на вопрос. Выполняют тренировочные упражнения. Осуществляют самопроверку. Моделируют в контурных картах под руководством учителя | Слайд-шоу Настенные карты, раздаточный материал Раздаточный материал, презентация к уроку «Условные знаки» Раздаточный материал (схема), карты атласа Раздаточный материал, презентация к уроку «Условные знаки» Презентация к уроку «Условные знаки» Карты атласа, в дополнение к выполнению слайд 7 слайд-шоу «Старинные карты» Текст индивидуально для каждого в двух вариантах (Приложение №1) (Приложение №2) (Приложение №3) (Приложение №4) Контурные карты |
Домашнее задание | Предложить ребятам сочинить сказку, в которой необходимо использовать условные знаки. Найти несколько русских сказок, где слова можно заметить на условные знаки. | ||
Предметная рефлексия | Предлагает вернуться к целям урока, прописанным на доске. Выбрать из списка – чему научился каждый из вас? | Осуществляют саморефлексию | |
Личная рефлексия | Предлагает оценить личное, эмоциональное восприятия занятия. | Оценивание себя по пятибалльной шкале. |
Раздаточный материал к выполнению заданий.
2