Конспект занятия «Провожаем осень»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат № 22 Невского района Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«Провожаем осень»
Воспитатель: Феоктистова И.В.
Санкт-Петербург
2023-2024 уч.год
Тема: «Провожаем осень»
Цель: формировать знания и представление детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания о периодах осени и характерных явлениях осенней природы;
- закрепить ПДД (светофор);
- закрепить знания о деятельности человека осенью
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительно-пространственное восприятие, наблюдательность, память;
- развивать подвижность, общую моторику, мелкую моторику пальцев рук;
- развивать речевую активность, стимулировать эмоциональный и речевой отклик;
- снятие напряжения.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родной природе;
- воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе
- приучать детей к взаимодействию с воспитателем и одноклассниками, желание помогать другим.
Планируемые результаты:
Познавательные:
- знания о временах года, явлениях природы осенью;
- умение разгадывать загадки;
- знания о деятельности человека осенью.
Личностные:
- эмоционально-положительный отклик;
- восприятие красоты осенней природы;
Коммуникативные:
- взаимодействие обучающихся друг с другом и воспитателем при совместной игровой и учебной деятельности.
Оборудование: презентация, аудиозапись, макет светофора, коврик-светофор, учебные принадлежности, природный материал для поделок, ведерки, игрушки, бумажные листья, муляжи овощей.
Наглядные пособия: предметные карточки «Одежда», «Овощи».
Используемые образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные.
Ход занятия:
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников |
1. Организационный момент. Тема занятия. Воспитатель говорит: Сегодня мы поговорим про замечательное время года, которое приходит на смену лету и скоро заканчивается. Отгадайте загадку про это время года, и вы узнаете тему нашего занятия Слайд
| Дети слушают, смотрят, отгадывают: «Осень» |
2. Повторение ПДД. Воспитатель говорит: Прошло веселое лето, мы отдыхали на море, на даче, в деревне. А осенью вернулись в шумный город, где много дорог, машин. Вспомним правила перехода дороги. А поможет нам в этом что? У светофора 3 цвета, каждый имеет свое значение. Слайд
Воспитатель расстилает коврик-светофор. Встанем на этот коврик и вспомним, что обозначают эти цвета. Хорошо. Теперь мы будем внимательно смотреть на светофор и переходить улицу только на зеленый свет. | Дети отвечают: «Светофор» Дети перешагивают по коврику на нужный цвет и повторяют за воспитателем: Красный свет – дороги нет! Желтый – будь готов к пути. |
3. Осенние месяцы Воспитатель спрашивает: Какие же осенние месяцы мы знаем? Слайд
Сентябрь. В этот период осень называют ранней. Дни стоят ещё теплые, солнышко еще немного греет, но деревья меняют свою листву. Октябрь – это середина осени, люди собирают урожай, становится холоднее, листья облетают, птицы улетают на юг. Ноябрь – дует холодный ветер, идет дождь со снегом, это последний месяц осени, после него наступает зима. | Дети называют месяцы: Сентябрь Октябрь Ноябрь |
4. Сентябрь. 1 сентября – День знаний. Слайд
Воспитатель вывешивает табличку «Сентябрь» Сентябрь начинается с большого праздника – дети идут в школу. Чем же мы занимаемся в школе? Правильно. Поэтому нам нужны школьные принадлежности. Выкладывает на стол коробку с принадлежностями и игрушками, предлагает воспитаннику собрать ранец в школу Слайд
| Дети отвечают: В школе мы читаем, пишем, рисуем, лепим из пластилина Воспитанник выбирает принадлежности, называет их и складывает в ранец. |
5. Листопад. Воспитатель говорит: В сентябре природа меняется. Все вокруг становится желтым, оранжевым. Почему? Слайд
Воспитатель показывает листья разных деревьев. Вопрос детям: Какого цвета бывают листья? Воспитатель предлагает выбрать листья желтого цвета и определить, каким деревьям они принадлежат.
Давайте поиграем. «У кого березы лист, с ним ты тихо покружись. Если с дуба листок, слышен ножек топоток. У кого же листик клена – тот встречает всех поклоном». | Дети отвечают: Потому что опадают листья. Дети отвечают: желтые, зеленые, оранжевые, коричневые. Дети показывают соответствующий листок, повторяют названия деревьев: клен, дуб, береза. Дети выполняют повороты, поклоны, топают. |
6. Октябрь. Сбор урожая Воспитатель говорит: вот и закончился сентябрь и на смену ему пришел следующий осенний месяц. Какой, назовите. Воспитатель вывешивает табличку «Октябрь» Слайд
В октябре мы собираем урожай. В садах и огородах поспевают овощи и фрукты. Давайте вспомним, какие овощи и фрукты бывают. Я показываю – вы называете | Дети слушают, смотрят, отгадывают: «Октябрь» Дети называют овощи и фрукты |
А теперь давайте выберем овощи для борща и фрукты для компота
Овощи и фрукты очень полезные, в них много витаминов, их нужно есть каждый день. Важно, перед едой их тщательно вымыть. Тогда они принесут организму много пользы. | Дети выбирают нужные муляжи и называют их |
7. Развить мелкую моторику пальцев рук. Слайд
Воспитатель: В парках и скверах осенью тоже много интересного. Там можно найти материалы для поделок. Это шишки, желуди, каштаны. Давайте возьмем ведерки и разложим их правильно. Включает аудиозапись. Хорошо, теперь у нас все материалы разложены по порядку и готовы к новым поделкам. | Дети раскладывают шишки, желуди и каштаны по ведеркам, помогают друг другу. |
8. Ноябрь. Предзимье. Воспитатель говорит: И вот наступил самый последний осенний месяц. Самый холодный. Эту пору часто называют предзимье. Какой, назовите. Воспитатель вывешивает табличку «Ноябрь» Слайд
А почему смолкли птичьи голоса, как вы думаете? Гуси, журавли, скворцы улетели в теплые края. Но весной они обязательно вернутся. Слайд
| Дети слушают, смотрят, отгадывают: «Ноябрь» Дети отвечают: Потому что птицы улетели на юг |
9. Развить двигательную активность, координацию движений. Воспитатель: А теперь давайте сделаем веселую гимнастику
Часть упражнений воспитатель выполняет вместе с детьми. | Дети повторяют за воспитателем движения: шагают, поднимают руки, машут и отгадывают загадку «Журавли» |
10. Учить разгадывать загадки про природные явления осенью. Воспитатель: я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать. Слайд
| Дети отгадывают: «Дождь. Лужи» |
11. Развить наблюдательность, мышление. Развить различные виды памяти, навыки связного высказывания. Воспитатель: На улице прохладно, но это не мешает нам интересно и полезно проводить время, потому что мы правильно одеты по сезону. Как называется наша верхняя одежда? Я буду показывать теплую верхнюю одежду – вы будете хлопать. Если я буду показывать легкую одежду – хлопать не будете. Слайд
| Дети хлопают при показе картинок: «Шапка, шарф, куртка, перчатка, штаны, ботинки» |
12. Закрепить знания. Подвести итог занятия. Воспитатель: Вот и закончились наши воспоминания про осень. Мы вспомнили три осенних месяца, поговорили про то, как менялась погода, поиграли, разгадывали загадки. И теперь можем сказать: «До свиданья, осень. Возвращайся через год!» Слайд
| Дети говорят: «До свиданья, осень. Возвращайся через год!» |
Использованная литература:
Адашкявичене Э.Й. Игры и упражнения в начальной школе. – М.: Просвещение, 2020.
Вавилова Е.Н. Времена года: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2013.
Доронова Е.В. Осенний калейдоскоп. – М.: Линка-Пресс, 2016.
Онишина В.В. Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения школьников – М.: ПАПО, 2016.
Фролов В.Г.Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 2017.
Интернет-ресурсы:
https://infourok.ru/