12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ермолаева Наталья Геннадьвна86
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение культуры

«Гимназия «Арт- Этюд» Дошкольное образование







План-конспект открытого комплексного занятия в младшей группе (с 3 до 4 лет) «Здравствуй, Матрёшка!»
















Воспитатель первой квалификационной категории

Ермолаева Наталья Геннадьевна.











Екатеринбург 2019

План-конспект открытого комплексного занятия во второй младшей группе

Тема занятия: «Здравствуй, матрешка!» Автор: Ермолаева Наталья Геннадьевна.

Участники: дети второй младшей группы (возраст детей 3-4 года), воспитатель.

Место проведения: группа.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Цель:        

- формирование представлений детей о русской народной игрушке – матрешке.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой;

- формировать умения подбирать слова-определения, описывая игрушку;

- расширять и обогащать словарный запас;

- учить различать предметы по величине, сравнивать, считать в пределах пяти;

- формировать коммуникативные навыки (использование в речи вежливых слов, умение слушать товарища);

- учить детей использовать ватные палочки при рисовании, совершенствовать изобразительную технику;

Развивающие:

- активизировать речь детей;

-  развивать эстетический вкус детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой русского сувенира;

- развивать творческие способности, внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику;

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательность, аккуратность, чувство прекрасного, эстетический вкус, интерес и любовь к народным игрушкам.

Планируемые результаты , целевые ориентиры дошкольного образования: ребенок эмоционально-заинтересованно отгадывает загадку, следит за развитием действий в игровой ситуации (встреча матрешки, разговор с ней), с желанием принимает участие в описании игрушки, активно отвечает на вопросы, повторяет за воспитателем стихотворение, считает, сравнивает матрешек, активен и заинтересован при украшении платочка, проявляет интерес к участию в подвижных играх, повторяет движения за воспитателем.

Оборудование: матрешка, конверт с матрешками –шаблонами, ватные палочки, краска гуашь.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная, изобразительная, музыкальная.


Методы:  словесные, наглядные, игровые, практические.


Приемы: сюрпризный момент (загадка, стихотворение, появление матрешки), активизация словаря (подбор слов определений, знакомство с новым словом, проговаривание хором, заучивание наизусть), рассматривание игрушки, художественное слово,  проблемная ситуация, физминутка, пальчиковая гимнастика, игра «Матрешка, ты где?», применение нетрадиционных техник рисования.


























Ход занятия:

Этапы занятия

ОО

Содержание: методы и формы организации детей

1.Оганизационный момент.

Цель: организация внимания детей.

Сюрпризный момент - красочный конверт.



Загадка.

Ц: развитие мышления.







Проблемный вопрос.

Ц: развитие воображения.




Художественное слово – стихотворение.

Цель: мотивация детей на занятие, формировать умения внимательно слушать стихотворение, выполнять действия коллективно.

ПР

К















К







Воспитатель:

-Дети, идите ко мне, посмотрите к нам в группу пришло письмо! Вам интересно от кого такое красочное письмо? (Да) Тогда отгадайте загадку:


Открывается игрушка,

А внутри сидят подружки.

Девчонки деревянные,

Нарядные, румяные.

Хлопают в ладошки

Веселые … (матрешки)


Воспитатель показывает конверт с другой стороны, там нарисована матрешка.


-Правильно, дети. А как вы думаете, что же нам пишет матрешка? (предположения детей)


-Сейчас прочитаем и узнаем.


Я веселая матрешка,

В гости к вам хочу прийти,

Но дорожку к вам, ребята,

Очень трудно мне найти.

Вы захлопайте в ладошки

И кричите все: «Матрешка!»

Я услышу и приду

Вам веселье принесу.


В: давайте похлопаем и дружно крикнем – Матрешка!


2. Вводная часть.

Игровая ситуация.

Цель: мотивация детей.


Этикетная ситуация.

Цель: продолжать формировать умения использовать в речи вежливые слова.

К




С

Стук в двери, воспитатель выходит и заносит матрешку.

В: Какая красавица к нам в гости пожаловала. Матрешка говорит:

-Здравствуйте , дети!

-Давайте с ней дружно поздороваемся.

Хором: Здравствуй. Матрешка!

В: Матрешка говорит, что очень рада тому, что пришла к таким милым и добрым детям в гости. Мы тоже очень рады видеть матрешку у нас в гостях, правда , дети? (да) Давайте скажем ей хором:

Добро пожаловать!

В: Матрешка говорит спасибо.


3. Основная часть.

Ц: формировать представления детей о русской народной игрушке.

-Дидактическая игра "Назови ласково»




Рассматривание игрушки.

Ц: активизация, расширение и обогащение словаря.




Проговаривание хором.










Гендерная направленность. Сначала девочки, затем мальчики гладят

матрешку.




ПР

С

К








РР

К























В: матрешка – это русская народная игрушка. Много- много лет назад появилась первая такая куколка и мастер, который ее сделал назвал ее Матрена.


-А как ласково можно назвать? (Матренушка, Матрешечка, Матреша)

-А в народе называют эту игрушку Матрешка.


Воспитатель предлагает детям присесть на стулья и рассмотреть матрешку.

В: какая матрешка? (красивая, яркая, нарядная, и тд.) Воспитатель задает наводящие вопросы.

- как вы думаете из чего ее сделал мастер? (из дерева)

- Значит какая она? (деревянная)

Скажем хором: деревянная.

-мастер вырезал ее из дерева и раскрасил.

-Раскрасил по-другому сказать- расписал, можно еще сказать, что матрешка расписная. Скажем хором.

-Во что одета матрешка? (на голове платочек, на туловище сарафан и фартук)

-Какими узорами расписал мастер одежду?

(цветами, листьями, завитками, ягодками)


Воспитатель: потрогайте матрешку, погладьте, прижмите к щеке, проведите пальчиком по бокам, какая матрешка? (дети комментируют свои ощущения - гладкая, овальная, прохладная). Воспитатель обобщает ответы детей. Индивидуальная оценка ответов.


Физминутка под музыку.

Ц: формировать умения

повторять движения за воспитателем, ритмично, развивать музыкальный слух.


















Проблемный вопрос.

Ц: развитие воображения.


Этикетная ситуация.

Ц: формировать навык вежливого обращения с просьбой.





Проговаривание и заучивание стихотворения.

Ц: совершенствовать интонационную сторону речи, развивать память, внимание, речь.




Цель: формировать умения сравнивать матрешек по величине, считать их.









Обогащение словаря

новыми словами.







Ц: развивать связную монологическую речь, формировать умение внимательно слушать друг друга.






Проговаривание хором.







Игра «Матрешка, где ты?»

Цель: формировать умение затормозить свое действие или же наоборот, начать действие по речевому сигналу, формировать умения выполнять задание в паре, согласованно, развивать координацию движений.










Проблемная ситуация.

Ц: активизация мыслительной деятельности детей.


Сюрпризный момент.

Ц: мотивация детей.






Продуктивная деятельность с перспективой на дальнейшее художественное творчество.




Инструктаж воспитателя.

Предоставление возможности детям выбирать цвет краски из предложенных для украшения платочка.




Гимнастика для пальчиков.

Ц: развитие мелкой

моторики, координа-

ция движений руки.










Самостоятельная творческая деятельность детей.








Выставка работ, их анализ, оценка.





4.Итог занятия.

Рефлексия.

Открытый конец занятия(с построением перспективы на свободную самостоятельную деятельность, сохранение позитивных эмоциональных ощущений)

ФР

ХТ























К




С








РР










ПР












ПР

К







РР

С

К








РР







ФР





















С

ПР











ХТ



















ФР














ХТ











К





С

К

В: Матрешка говорит , что очень любит петь и танцевать, мы тоже любим, правда дети? Давайте ее посадим на стул в центр круга , а сами потанцуем, пусть она нами полюбуется, а мы ей.

Воспитатель поет под музыку.

Матрешка кукла ладная, (за руку идем по кругу)

Красивая, нарядная.

Хлопает в ладошки-хлоп, хлоп, хлоп.

Топает ножкой – топ, топ, топ.

Вправо, влево наклонись,

Всем знакомым поклонись,

Повернись вокруг себя,

Вправо-влево, раз и два.

Девчонка озорная, (палец к щеке, наклоны головы)

Матрешка расписная,

В сарафане ярком, пестром (хлопаем)

Замечательная гостья!

-Молодцы, матрешка хвалит детей.

Давайте продолжим знакомство с матрешкой, пойдемте к столу.


В: А вы знаете дети, что у матрешки есть секрет, как вы думаете какой? ( в ней еще есть матрешки)

-А вы хотите их увидеть? (Да)

Ну тогда надо попросить матрешку показать своих дочек. Кто из вас попросит об этом? Воспитатель спрашивает двух детей, обращает внимание на вежливое слово-пожалуйста и на обращение по имени.


Давайте скажем такие слова:


Ты матрешечка –матрешка

Я возьму тебя в ладошки,

Покажи мне тех девчат,

что внутри тебя сидят!


Проговаривание по строчке, дети хором повторяют, затем по две строчки затем все четверостишее целиком. Добавить в конце слово –пожалуйста, индивидуально двух человек спросить.

Воспитатель спрашивает у матрешки – ты согласна показать нам своих дочек? Матрешка соглашается. Дети раскрывают матрешек, ставят их на стол (воспитатель с радостью встречает каждую матрешку, обратить внимание на совмещение узора).

Сравнение их по величине. Покажите самую маленькую? Самую большую? Построение матрешек по возрастающей величине. Сколько матрешек? Счет. Индивидуально и хором. (индивидуальная похвала)


Нашу традиционную игрушку – матрешку знают не только в нашей стране России, но и далеко за ее пределами. С матрешкой не только играют дети во всем мире, а так же люди дарят друг другу как сувенир. Знаете , что такое сувенир? - маленький подарок из России. Скажем хором –сувенир.

Воспитатель берет в руки большую матрешку и рассказывает о ней: «Мне очень понравилась эта матрешка. Она большая и красивая, нарядилась, как русская красавица. На сарафане нарисованы яркие цветочки». Затем обращается к детям:

-А вам какая матрешка больше нравится и почему? Рассказы детей.

Молодцы, ребята! Давайте скажем дружно: Матрешки всюду славятся. Они нам очень нравятся!

В: Ах, матрёшечка – матрёшка. Хороша не рассказать! Очень любят малы детки с тобой вместе поиграть! 

В: Давайте поиграем. Садитесь на стульчики, руки за спину и слушайте внимательно.

Воспитатель мерным шагом обходит вокруг стульев позади детей. Матрешку держит в руке и приговаривает:

  Хожу, брожу, матрешку в руках держу

  Разберу пополам, деткам в ручки дам

Незаметно вкладывает по половинке матрешки в руки детям и шепчет:

-Ты тихонечко сиди, ничего не говори

Да и сам не смотри, только в ручке держи.

Вдруг говорит:

-Матрешка, ты где? Покажись? Дети, у которых в руке оказалась матрешка(половинка), выходят и соединяют обе половинки так, чтобы совпал рисунок и отдают воспитателю. Игра повторяется несколько раз (первый раз – одна матрешка,

затем усложняется -две, потом-три)

-Спасибо всем за игру.

Воспитатель: «Матрешка расшалилась. Можем мы позволить ей прыгнуть на пол? Искупаться в воде? Почему? (ответы детей)

В: Матрешка говорит, что в письме, которое мы получили для вас есть подарочки, давайте посмотрим что там.

Воспитатель достает из конверта шаблоны матрешек из цветного картона.

Вот каких матрешек вам принесла наша гостья. Посмотрите на них, нравятся? А чтобы они стали еще наряднее, что нужно сделать? (украсить платочек и фартук)

-Что для этого нам понадобится? (краска и кисть)

В: Вместо кисточки мы будем использовать ватные палочки. Сегодня мы украсим платочек, а в другой раз возьмем кисточки и раскрасим фартук.

Воспитатель показывает весь ход работы, объясняя как держать палочку, набирать краску и примакивать. Объясняет детям, что украшать платочек можно по-разному, используя краску на выбор (уточнить цвет краски – зеленая и красная) У кого то платочек будет зеленый, у кого то красный, а кото то может захочет сделать его разноцветным. Для каждой краски своя палочка.

Прежде чем приступить к работе. Давайте сделаем гимнастику для пальчиков, чтобы их разогреть:

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Один, два, три, четыре, пять (загибают поочередно пальчики)

Начинаем рисовать!


-Приступаем к работе, будьте аккуратны и за контур платочка не переходите. Кто закончит, палочку положите на салфетку.

-Дети рисуют, воспитатель с матрешкой –гостьей оказывают индивидуальную помощь.

По окончании работы устраивается выставка матрешек, анализ работ детей.

-Давайте матрешек поставим в хоровод и полюбуемся ими. Все постарались. Молодцы! Матрешка хвалит детей поименно и говорит, что фартук раскрасят они в другой раз и матрешка будет еще нарядней.

Дети, матрешке у нас очень понравилось и она хотела бы у нас остаться. А вам понравилась наша гостья? Понравилось с ней играть? Матрешка не только игрушка, но и памятный подарок, который как называется? (сувенир) Давайте найдем матрешке место в группе, где ей понравится. Дети размещают матрешек в игровом кукольном уголке. Как нужно относится к матрешкам? (бережно, не ронять) Как можно с ними играть? (покачать, покормить, уложить спать, потанцевать с ней) -показ действий.

(Обозначение аббревиатур: ОО- образовательные области, ПР-познавательное развитие, С-социализация, К-коммуникация, РР-речевое развитие, ХТ-художественное творчество, ФР-физическое развитие).

Список литературы:

Алябьева Е. А. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи.

Гризик Т. И. Методическое пособие «Познавательное развитие детей 2- 7 лет»

Гризик Т. И. «Говорим правильно. Слушаем и беседуем». Пособие для детей 3-4 лет».

Соловьева Е. В. «Я рисую». Пособие для детей 3-4 лет.

Шорохова О.А. Речевое развитие ребенка.
















































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.