Урок литературного чтения по теме «Константин Георгиевич Паустовский "Стальное колечко"» (3 класс)

5
0
Материал опубликован 24 March 2021









Урок литературного чтения по теме:

«Константин Георгиевич Паустовский «Стальное колечко»









Белова Ирина Борисовна,

учитель начальных классов,

квалификационная категория – І










Технологическая карта урока

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 3


Тема урока

Константин Георгиевич Паустовский «Стальное колечко»

Тип урока

Урок открытия нового знания

Метод обучения

Частично-поисковый (учитель помогает с помощью вопросов выйти на постановку учебной задачи и её решения).


Формы организации учебной деятельности

парная, групповая, фронтальная


Цели урока

Образовательная

Создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя, формирование собственного суждения и высказывания по теме.

Воспитательная

Создать условия для формирования умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

Развивающая

Создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения, развития умений и навыков работы с разными источниками информации (словарями), умения сравнивать и делать выводы.

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся

- научатся:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

оценивать правильность выполнения действий;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей;

основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;

осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Ресурсы

учебник, толковый словарь С.И. Ожегова, проектор, компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал.

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Мотивация к учебной деятельности

Цель:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;




-Проверим готовность к уроку.

- Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?

Нам предстоит интересная работа.

Помните,

Что глаза смотрят и видят,

Уши слушают и слышат,

Сначала думаю, потом говорю

Помню, что в классе я не один

Умею слушать мнения других.


Самоконтроль готовности.

Настрой на работу (чтобы на уроке у них все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение.)




Актуализация знаний

Цель: развивать учебно-познавательную активность детей

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.


Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.


Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других; уметь работать в паре


- Прочитайте, пожалуйста, слова на экране:

Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”.
К. Г. Паустовский

- Кто их автор?

- К чему призывает нас автор?

- Когда была напечатана первая книга Константина Георгиевича Паустовского?

- Знакомство с биографией автора.

- Паустовский никогда не считал себя детским писателем, хотя специально для детей им были написаны такие произведения:

- Викторина "Узнай произведение"

СОН ЙИЧУСРАБ

ЫПАЛ ИЬЧЯАЗ

АГЮРОВ - ТОК

ЙЕБОРОВ ЙЫННАПЁРТСАР

БЕЛХЙЫЛПЁТ










Рассказ биографии подготовленными обучающимися.





Работа в парах (самопроверка)

Постановка учебной задачи

Цель:

- организовать постановку цели урока учащимися.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей.

- А сегодня мы познакомимся с произведением Константина Георгиевича Паустовского «Стальное колечко».

- К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”? (самые разные ответы детей)

- Какую цель поставим перед собой?

-На какие же вопросы мы постараемся ответить в конце урока?

Мы определим:

жанр прочитанного текста,

познакомимся с героями,

откроем тайны незнакомых слов.












С помощью учителя ставят цель урока.

Введение новых знаний


1этап.

Работа с терминами.










2 этап.

Словарно-лексическая работа


3 этап.

Работа с текстом до чтения

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;


Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;


Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь работать в группе.

- Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?

Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.

Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.

- Вспомните отличительные особенности начала сказки и рассказа.

- Как называется начало в рассказе?

- Как называется начало в сказке?

- Послушайте начало сказки «Стальное колечко» и определите жанр произведения.


В тексте встретится много слов, значение которых не всем известно.

- Игра «Лото»


Прием ключевые слова.

-Попытаемся предсказать, о чем пойдет речь в тексте. Обсудите в парах, как эти слова могут быть объединены в произведении.

На доске даны словосочетания:

деревушка Моховое, дед Кузьма, девочка Варюша, два бойца, стальное колечко, болезнь, большая радость.


Проговаривают отличия жанров.











Пробуют определить жанр произведения



Работа с толковым словарём (в группах).

Учатся в группе работать с электронным толковым словарём. Самопроверка.



Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.



4 этап.

Работа с текстом во время чтения.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;


Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь определять главную мысль текста;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.


Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- уметь работать в парах.

Прослушивание аудиозаписи до слов «На платформе сидели два бойца…»

-Можно уже сказать, о ком пойдет речь?

-Где жила девочка и ее дедушка?

- Что заставило девочку пойти в соседнее село?

Самостоятельное чтение отрывка с.163-165, до слов «Сорвался ветер…» Распределение ролей. (работа в парах)

-Какую иллюстрацию можно взять к этой части текста?

С кем встретилась Варюша на станции?

Почему Варюша угостила бойцов махоркой?

Как бойцы отнеслись к девочке? Почему?

Почему стальное колечко боец называл чудесным?

Чтение по ролям 2-3 пары.

- Как вы предполагаете, что произойдет дальше?



Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту.

Ответы на вопросы.


Читают текст.





Анализируют текст.



Работают в парах. Оценивают своих товарищей.

Физкультминутка

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

«Колечко». Поочередно соединяем в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец сначала на правой руке, затем на левой, а затем на двух руках одновременно. Следим за тем, чтобы при выполнении упражнения пальцы, не образующие кольцо, были прямые.


Работа с текстом во время чтения.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;


Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;



Познавательные:

- уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

Чтение текста цепочкой по абзацу с.165-168 до слов «Однажды утром Варюша проснулась от того…»

Как случилось, что Варюша потеряла столь дорогой подарок?

Чему она больше всего огорчилась, когда потеряла колечко?

- Последите за сменой душевного состояния Вари. (Радость, испуг, растерянность, страдания, ужас, переживание, печаль, горе)

- Как дед отнесся к Варюшиному горю? Почему? (Житейская мудрость)

Что дед посоветовал Варюше?

Помог ли воробей Сидор Варюше в поиске колечка? Подтвердите свой ответ словами из текста.

-Как вы думаете, каким будет конец этой истории? Давайте пофантазируем над продолжением.





Отвечают на вопрос, объясняют.






5 этап.

Контролирую-щее задание


Регулятивные УУД

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.


Познавательные УУД

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Коммуникативные УУД

Уметь работать в группе.


t1616599534aa.pngt1616599534ab.pngСоздание образов (работа в группах).




- Опишите образы Варюши и деде Кузьмы с помощью прилагательных.

Слова для справок: трудолюбивый, доверчивый, добрый, счастливый, чуткий, наблюдательный, уверенный, рассудительный, добрый, любящий.







Учатся в группе работать






6 этап.

Рефлексия учебной деятельности на уроке


Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.


Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;


Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя













С каким произведением познакомились?

- Кто автор?

- Какие ещё произведения вы запомнили?

А каким по жанру является произведение «Стальное колечко»? (Это сказка.)

Подумайте и скажите, что в этом произведении сказочного, а что могло быть на самом деле.

- Скажите, была ли достигнута цель нашей работы?

Оцени себя!

t1616599534ac.gif

Ура! Мне на уроке было легко, комфортно, интересно!

t1616599534ad.png

У меня сегодня возникали трудности…


t1616599534ae.gif

Мне было скучно и не интересно.


-Какое домашнее задание вы хотели бы получить?




Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.








Домашнее задание

(творческое)

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

- Прочитать произведение до конца с.162-172

- Придумать продолжение «Прошло несколько лет».

- Посмотреть фильм «Стальное колечко» и найти разницу.


Восприятие и осмысление информации, запись домашнего задания.



10



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации