Урок литературного чтения по теме «Константин Георгиевич Паустовский "Стальное колечко"» (3 класс)
Урок литературного чтения по теме:
«Константин Георгиевич Паустовский «Стальное колечко»
Белова Ирина Борисовна,
учитель начальных классов,
квалификационная категория – І
Технологическая карта урока
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 3
Тема урока | Константин Георгиевич Паустовский «Стальное колечко» | ||||||||
Тип урока | Урок открытия нового знания | ||||||||
Метод обучения | Частично-поисковый (учитель помогает с помощью вопросов выйти на постановку учебной задачи и её решения). | ||||||||
Формы организации учебной деятельности | парная, групповая, фронтальная | ||||||||
Цели урока | |||||||||
Образовательная | Создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя, формирование собственного суждения и высказывания по теме. | ||||||||
Воспитательная | Создать условия для формирования умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников. | ||||||||
Развивающая | Создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения, развития умений и навыков работы с разными источниками информации (словарями), умения сравнивать и делать выводы. | ||||||||
Планируемый результат обучения | В результате изучения темы обучающиеся - научатся: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей; основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов; осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи. | ||||||||
Ресурсы | учебник, толковый словарь С.И. Ожегова, проектор, компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал. | ||||||||
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | ||||||
Мотивация к учебной деятельности Цель: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; | -Проверим готовность к уроку. - Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока? Нам предстоит интересная работа. Помните, Что глаза смотрят и видят, Уши слушают и слышат, Сначала думаю, потом говорю Помню, что в классе я не один Умею слушать мнения других. | Самоконтроль готовности. Настрой на работу (чтобы на уроке у них все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение.) | ||||||
Актуализация знаний Цель: развивать учебно-познавательную активность детей | Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; уметь работать в паре | - Прочитайте, пожалуйста, слова на экране: “Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”. - Кто их автор? - К чему призывает нас автор? - Когда была напечатана первая книга Константина Георгиевича Паустовского? - Знакомство с биографией автора. - Паустовский никогда не считал себя детским писателем, хотя специально для детей им были написаны такие произведения: - Викторина "Узнай произведение" СОН ЙИЧУСРАБ ЫПАЛ ИЬЧЯАЗ АГЮРОВ - ТОК ЙЕБОРОВ ЙЫННАПЁРТСАР БЕЛХЙЫЛПЁТ | Рассказ биографии подготовленными обучающимися. Работа в парах (самопроверка) | ||||||
Постановка учебной задачи Цель: - организовать постановку цели урока учащимися. | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей. | - А сегодня мы познакомимся с произведением Константина Георгиевича Паустовского «Стальное колечко». - К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”? (самые разные ответы детей) - Какую цель поставим перед собой? -На какие же вопросы мы постараемся ответить в конце урока? Мы определим: жанр прочитанного текста, познакомимся с героями, откроем тайны незнакомых слов. | С помощью учителя ставят цель урока. | ||||||
Введение новых знаний 1этап. Работа с терминами. 2 этап. Словарно-лексическая работа 3 этап. Работа с текстом до чтения | Познавательные: - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь работать в группе. | - Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров? Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя. Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло. - Вспомните отличительные особенности начала сказки и рассказа. - Как называется начало в рассказе? - Как называется начало в сказке? - Послушайте начало сказки «Стальное колечко» и определите жанр произведения. В тексте встретится много слов, значение которых не всем известно. - Игра «Лото» Прием ключевые слова. -Попытаемся предсказать, о чем пойдет речь в тексте. Обсудите в парах, как эти слова могут быть объединены в произведении. На доске даны словосочетания: деревушка Моховое, дед Кузьма, девочка Варюша, два бойца, стальное колечко, болезнь, большая радость. | Проговаривают отличия жанров. Пробуют определить жанр произведения Работа с толковым словарём (в группах). Учатся в группе работать с электронным толковым словарём. Самопроверка. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста. | ||||||
4 этап. Работа с текстом во время чтения. | Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков; - уметь определять главную мысль текста; - уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы. Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - уметь работать в парах. | Прослушивание аудиозаписи до слов «На платформе сидели два бойца…» -Можно уже сказать, о ком пойдет речь? -Где жила девочка и ее дедушка? - Что заставило девочку пойти в соседнее село? Самостоятельное чтение отрывка с.163-165, до слов «Сорвался ветер…» Распределение ролей. (работа в парах) -Какую иллюстрацию можно взять к этой части текста? – С кем встретилась Варюша на станции? – Почему Варюша угостила бойцов махоркой? – Как бойцы отнеслись к девочке? Почему? – Почему стальное колечко боец называл чудесным? Чтение по ролям 2-3 пары. - Как вы предполагаете, что произойдет дальше? | Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Ответы на вопросы. Читают текст. Анализируют текст. Работают в парах. Оценивают своих товарищей. | ||||||
Физкультминутка | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья | «Колечко». Поочередно соединяем в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец сначала на правой руке, затем на левой, а затем на двух руках одновременно. Следим за тем, чтобы при выполнении упражнения пальцы, не образующие кольцо, были прямые. | | ||||||
Работа с текстом во время чтения. | Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; Познавательные: - уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; | Чтение текста цепочкой по абзацу с.165-168 до слов «Однажды утром Варюша проснулась от того…» – Как случилось, что Варюша потеряла столь дорогой подарок? – Чему она больше всего огорчилась, когда потеряла колечко? - Последите за сменой душевного состояния Вари. (Радость, испуг, растерянность, страдания, ужас, переживание, печаль, горе) - Как дед отнесся к Варюшиному горю? Почему? (Житейская мудрость) – Что дед посоветовал Варюше? – Помог ли воробей Сидор Варюше в поиске колечка? Подтвердите свой ответ словами из текста. -Как вы думаете, каким будет конец этой истории? Давайте пофантазируем над продолжением. | Отвечают на вопрос, объясняют. | ||||||
5 этап. Контролирую-щее задание | Регулятивные УУД Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую: Коммуникативные УУД Уметь работать в группе. | Создание образов (работа в группах).
- Опишите образы Варюши и деде Кузьмы с помощью прилагательных. Слова для справок: трудолюбивый, доверчивый, добрый, счастливый, чуткий, наблюдательный, уверенный, рассудительный, добрый, любящий. | Учатся в группе работать | ||||||
6 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя | – С каким произведением познакомились? - Кто автор? - Какие ещё произведения вы запомнили? – А каким по жанру является произведение «Стальное колечко»? (Это сказка.) – Подумайте и скажите, что в этом произведении сказочного, а что могло быть на самом деле. - Скажите, была ли достигнута цель нашей работы? Оцени себя!
-Какое домашнее задание вы хотели бы получить? | Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. | ||||||
Домашнее задание (творческое) | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; | - Прочитать произведение до конца с.162-172 - Придумать продолжение «Прошло несколько лет». - Посмотреть фильм «Стальное колечко» и найти разницу. | Восприятие и осмысление информации, запись домашнего задания. |
10