Конструктив образовательной ситуации художественно-эстетической направленности «Матушка – печка»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАРАБАШСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 1 «РЯБИНУШКА» БУГУЛЬМИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
КОНСТРУКТИВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«МАТУШКА – ПЕЧКА»
Разработала воспитатель:
Иванова Марина Николаевна
п.г.т. Карабаш, 2023 г.
Современное общество начинает все яснее осознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие народной культуры. Средством формирования у детей нравственно-патриотических чувств является приобщение детей к народной культуре. Познание самого себя, знание своего народа и умение ценить все народы земли, понимая, как много общего в культурах разных народов России и мира - главное сокровище человека.
Сегодня важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире преодолевая идеализацию западных стереотипов жизни, связанных с культом потребления и индивидуализма, и вспомнить о богатейшем
духовно-нравственном наследии, завещанном нам далекими предками. Их мудрость и духовная красота до наших дней сохранились в памятниках древнего зодчества, в сказках, былинах и песнях, в старинных предметах быта, костюмах, игрушках и многом другом.
Цель: приобщение воспитанников к истокам народной культуры.
Задачи:
Образовательные:
-- создать условия для закрепления знаний об элементах материальной культуры;
-- уточнить у детей представление о строении и назначении печи;
-- расширение и закрепление у воспитанников знаний по безопасному поведению с огнём.
-- способствовать развитию у дошкольников духовно-нравственных качеств;
-- прививать интерес к модельно-конструктивной деятельности;
-- развивать восприятие, мышление, креативные способности.
Воспитывающие:
-- содействовать воспитанию свободной и творческой личности, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном обществе.
Оснащение. Картинки с изображением огня (доброго и злого), картинка с изображением печки. У каждого ребенка и педагога набор строительного материала для постройки печи, тарелочка с бумажными салфетками красного и белого цвета, по 5 спичек без серы, проектор.
Связь с другими видами деятельности: Чтение и рассматривание иллюстраций к русским и татарским народным сказкам «Колобок», «Жихарка», «Гуси – лебеди», «Зимовье зверей», «По щучьему велению», «Три дочери»; А. Алиш «Глупый зайчонок»; разгадывание загадок о сказках; продуктивная деятельность: «Расписная печка», «Баранки – калачи»; дидактические игры: «Отгадай сказку», лото «Сказки»; подвижные игры: «Гуси - лебеди», «Так да не так».
Планируемые результаты освоения знаний по образовательной деятельности:
- самостоятельно, осмысленно, увлеченно конструирует и свободно обыгрывает постройку, анализируя конструкцию;
- уверенно владеет базовыми способами конструирования: размещает детали в пространстве таким образом, чтобы при их соединении получалась задуманная конструкция, свободно сочетает способы конструирования из разных деталей;
- свободно экспериментирует с различными деталями и материалами для конструирования;
- ребенок познает правила безопасного поведения и стремится их выполнять в повседневной жизни;
- ребенок способен рассказать о предмете, его назначении и особенностях, о том, как он был создан.
Ход образовательной ситуации.
1. Организационный момент – проблемная ситуация «Как помочь героям сказки «Зимовье».
-- Ребята, скажите, а любите ли вы сказки? (Да, любим.) Слышите, нам прислали письмо (воспитатель обращает внимание детей на звук, который оповещает, что пришло звуковое письмо).
-- А от кого это письмо мы узнаем, если отгадаем загадку:
Бык, петух, баран, гусь и свинья.
В лес отправились друзья,
Там и поселились.
Жили дружно, веселились
Не боялись никого
Даже волка самого. (Сказка «Зимовье зверей»)
-- Молодцы, правильно! К какой группе животных относятся бык, петух, баран, свинья, гусь? (Домашние животные.)
-- Ребята, давайте послушаем, что нам пишут животные: «Здравствуйте, ребята! Мы герои сказки «Зимовье» построили избушку и пожить в лесу решили. Наступила осень и на улице стало холодно, и в нашей избушке стало холодно. Мы замерзли и нам хочется скорее согреться. Бык собрал сухих веток и хочет разжечь огонь прямо посреди избы. Но мы сомневаемся, можно ли так поступить. Подскажите, как нам быть? Ждем вашего ответа».
2. Игра «Закончи предложение…».
-- Ребята, поможем героям сказки «Зимовье зверей». (Да, поможем.) Скажите, а можно огонь на полу в доме разжигать? (Нельзя, может загореться дом.)
Педагог начинает предложение, а воспитанники заканчивают его и показывают мимикой лица злой и добрый огонь.
-- Дети играли на ковре со спичками и (загорелся ковер, мебель…).
-- Огонь в печи, газовой плите помогает (разогреть, приготовить еду…).
-- Елку украсили горящими свечами и (загорелась елка).
-- В лесу туристы не потушили костер и (загорелся весь лес).
3. Музыкальная разминка «Человек и огонь».
-- Ребята, я вам расскажу легенду о том, как злой огонь стал добрым и стал помогать людям. (Воспитанники выполняют движения под музыку).
- В давние времена огонь был задиристым и злейшим врагом всего живого, гулял, где хотел, сжигал все на своем пути. | Руки подняты вверх, пальцы двигаются, изображая движение пламени. |
Огонь повстречал человека и говорит: | Ходьба на месте. |
- Человек, давай померимся силой. | Руки в стороны, кисти в кулак. Согнуть руки к плечам (показать силача).
|
Человек согласился и начался бой. | Кулаки обеих рук на уровне груди встречаются друг с другом. |
Человек заманил огонь к реке и прыгнул в воду, а огонь за ним. | Волнообразные движения кистями рук, показывая волны.
|
Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. | Правой рукой обхватить пальцы левой руки. |
Взмолился огонь: - Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить. | Сложить ладони вместе на уровне груди.
|
Человек пожалел огонь и построил для огня дом. | Погладить правой рукой левую, показать крышу дома. |
4. Дидактическая игра «Из какой сказки печка?».
-- Человек построил дом для огня. Ребята скажите, как он называется? (Печка.) Наши прабабушки и прадедушки считали печь самой главной в доме. Почему? (Печка согревает дом, помогает приготовить еду…)
-- Ребята, посмотрите на иллюстрации и назовите из какой сказки печка. («Гуси-лебеди», «Колобок», «Жихарка», «Глупый зайчонок», «Три дочери», «Волк и козлята»)
5. Рассматривание макета печи.
-- Ребята, посмотрите на макет печи. Настоящую печь кладут из кирпичей. Это свод, здесь разводят огонь, готовят пишу. Следующая часть печи – лежанка. Труба последняя часть печи, через неё на улицу выходит дым от огня.
Педагог предлагает воспитанникам нарисовать схему печи. Дети обсуждают свои рисунки и выбирают самую удачную схему печки.
6. Модельно-конструктивная деятельность «Печка».
Дети делятся на две группы. Первая группа строит печь и конструктора «Бабашки», вторая группа строит из конструктора «Лего». Воспитанники строят постройки дополняя их элементами бросового материала: дым – втулки и газета, огонь – красные бумажные салфетки или цветная бумага, дрова – палочки от мороженного. В конце образовательной деятельности все готовые постройки сфотографировать и отправить сказочным героям, чтобы они построили по образцу печь.
6. Рефлексия – инсценировка сказки «Колобок».
Воспитанники инсценируют сказку «Колобок»: топят печь, месят тесто, лепят и пекут Колобка, используя для работы солёное тесто.
Список используемой литературы:
1.Лыкова И.А. Парциальная программа интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Фанкластик: весь мир в руках твоих (Познаем, конструируем, играем)».
2.Народная художественная культура: Учебник / Под ред. Баклановой Т.И.,
Стрельцовой Е.Ю. -М.: МГУКИ, 2000 - 344 с.