Консультации для родителей: как помочь ребенку изучать английский язык в домашних условиях

2
0
Материал опубликован 5 August 2022

Сведения об авторе:

Артюх Ирина Владимировна

Учитель английского языка, высшая квалификационная категория

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Харцызская средняя школа №1»

ДНР, г. Харцызск,

 

Аннотация:

Может ли родитель помочь своему ребенку в изучении английского языка дома? Очень часто от родителей учеников можно услышать фразу: «Я не изучал английский язык и ничем не могу помочь своему ребенку!»

Давайте подумаем, на самом ли деле так уж беспомощны родители? Хотелось бы сразу отметить, что речь не идет о том, чтобы именно родители обучали своих детей всем видам речевой деятельности: (аудированию и чтению, говорению и письму, а также связанными с ними тремя аспектами языка – лексике, фонетике и грамматике).

Однако, узнать, как обстоят дела, и посодействовать овладению иностранным языком по силам любому взрослому. Вашему вниманию предлагаются следующие рекомендации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультации для родителей: как помочь ребенку изучать английский язык в домашних условиях

Кем бы ты ни был, ты - Божье дитя, и живя вполсилы, не служишь миру должным образом. Мы не придем к свету, съёживаясь и становясь ниже для того, чтобы другие не чувствовали себя неуютно рядом с нами. Мы все должны сиять светом - как дети. Каждый из нас. И когда мы даём своему свету светить в полную силу, мы тем самым - "зажигаем" остальных".

Р.Бернсон

Работа педагогического коллектива школ с родителями обучающихся осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. Практика показывает, что наиболее рациональными формами такой работы являются: общешкольные и классные родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семьи учащегося на дому.

Успех осуществления поставленных перед школой задач в большинстве случаев зависит от характера взаимоотношений, которые сложились между учителем и родителями. Основой таких взаимоотношений должно стать взаимное доверие.

Вовремя и правильно найденное слово, желание и умение помочь родителям поверить в свои силы, поддержать, дать уместный совет иногда гораздо больше сближает учителя с семьей и укрепляет его авторитет, нежели прочитанная лекция или квалифицированная консультация.

Создание доброжелательных контактов с родителями происходит легче, если учитель будет общаться целенаправленно, с учетом ситуации, заранее продумает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты.

В общении с родителями следует избегать поучительного тона и замечаний. Любовь и уважение родителей учитель заслуживает прежде всего усердным трудом, чутким отношением к ученикам.

Вдумчивый и серьезный педагог всегда найдет пути сближения с родителями, необходимые для совместного влияния на ребенка. Однако, обдумывая формы общения с семьей, педагог ни в коем случае не должен идти на поводу у родителей своих учеников. Не нужно бояться делать замечания, если это необходимо, категорично ставить условия, добиваться выполнения рекомендаций, которые дает школа относительно воспитания учащегося.

Многие учителя готовят разнообразные памятки для родителей. Хочу предложить вашему вниманию полезные советы родителям, чьи дети начинают изучать английский язык в школе.

Знание английского языка в наше время открывает двери в лучшие вузы страны, даёт возможность более свободно себя чувствовать в зарубежных путешествиях, позволяет специалистам претендовать на более высокий уровень зарплаты. Для детей самой лучшей мотивацией при изучении английского языка будет удовольствие от занятий. Кроме того, ребёнок или подросток, который знает английский язык, может получить большую отдачу от любимых компьютерных игр, понять инструкцию к современной технике, найти практически любую информацию в интернете.

Как с ребёнком учить слова?

Вот несколько советов. Карточки – просто и эффективно. Купите блок разноцветных одинаковых листочков (или нарежьте небольшие карточки из старых неиспользованных тетрадок). С одной стороны пишете английское слово (можно с транскрипцией), на другой стороне – перевод, а лучше рисунок. Карточки делайте вместе с детьми. Хранить карточки можно в специальных конвертах, конверты лучше подписывать по темам, например, «Цвета», «Цифры», «Эмоции (прилагательные)», «Животные» и так далее. Берите с собой эти конверты в транспорт, в очереди и играйте с ребёнком в карточки всегда, когда у вас образуется свободное время, которое бесполезно тратится. Вы даже не представляете себе, какой словарный запас можно приобрести за один год поездок в автобусе, например, в музыкальную школу!

Ещё один способ учить слова – это подписывать вещи в комнате ребёнка, т.е. наклеивать стикеры, которые не оставляют следов и довольно долго держатся на поверхностях. Подписать можно стол и лампу, стену и кровать, мяч и пианино – идея понятна. Вот ещё несколько советов:

-попросите ребёнка научить словам кого-нибудь из членов семьи;

-вместе с ребёнком создайте копилку слов, в которую помещайте карточки с пройденными словами;

Как научить ребёнка правильно произносить слова?

Прежде всего, нужно обязательно отметить, что постановка правильного произношения – это долгий процесс, который требует большого количества упражнений на развитие у ребёнка слуха, умения различать звуки своего и родного языка, умения эти звуки правильно произносить. Если вы сами не знаете английского, то лучшим способом помочь ребёнку освоить английское произношение – это слушать вместе с ним и пытаться повторять слова за обучающими дисками с песнями и рифмовками, которые были начитаны носителями языка, т.е. людьми из Великобритании, Америки, Австралии. Хорошим подспорьем для вас может стать аудио приложение к учебнику, которое вы можете скачать с сайта или у своего учителя.

Очень важно не отбить у детей желание заниматься английским языком, принцип «не навреди!» верен и по отношению к педагогике. Запаситесь терпением, подберите интересный учебный материал с учётом индивидуальных особенностей вашего ребёнка – и, глядишь, через несколько лет ваш малыш завоюет первое место на олимпиаде!

Как работать с новой лексикой?

Как учитель английского языка я настаиваю на ведении учащимися словарей. Учащиеся должны записывать и выучивать новые слова в процессе изучения каждой новой темы. Словарь имеет три колонки: иностранное слово, транскрипция, русский перевод. Учащимся предлагается писать диктанты с выученными словами. Родители могут интересоваться, как ведется словарь; спрашивать запоминаемые слова по-русски, так чтобы ребенок называл их по-английски (цель данного упражнения не в том, чтобы мама или папа проверяли произношение слов, а в том, чтобы ребенок тренировал свою память и запоминал лексику быстрее).

Как работать с грамматикой?

Сейчас ребята находятся на этапе усвоения новых грамматических явлений, а также систематизации полученных сведений. В помощь для изучения грамматики на уроках учащимся дается материал в форме таблиц и правил, памяток, который мы записываем в рабочую тетрадь или находим в грамматическом справочнике в учебнике.

Дома родители могут узнавать, какую тему прошли ребята на уроке, спрашивать правила употребления и образования грамматических явлений (Для снятия трудностей восприятия во время урока грамматический материал объясняется на русском языке).

Обучение чтению

На уроках иностранного языка учащиеся овладевают разными видами чтения (аналитическим, изучающим, просмотровым, поисковым, ознакомительным). Для эффективного чтения на английском языке мы стремимся сформировать следующие навыки:

-игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной

задачи;

-вычленять смысловую информацию;

-читать по ключевым словам;

-работать со словарем;

-интерпретировать и трансформировать текст.

Дома учащийся должен прочитать текст как минимум четыре раза (первый раз – ознакомительное чтение; второй раз – «просмотровое» чтение с выделением и переводом незнакомых слов со словарем; третий раз – изучающее чтение, при котором учащийся понимает смысл и детали текста; четвертый и последующие – работа над техникой чтения).

 

Изучение иностранного языка является именно тем исключением, где только «бесконечная зубрёжка» помогает и мобилизует весь потенциал мозга. Только заучивая и всё время повторяя текст, песни, стихи, можно создать именно тот необходимый словарный запас, который откладывается в памяти, и сработает в необходимой ситуации. Многие из вас поедут отдыхать в страны, где английский язык является средством общения. Всячески поощряйте любые контакты ребёнка с носителями языка. Ничто не заменит ребёнку живой практики.

Интересуйтесь тем, что нового узнал ваш ребёнок на уроке английского — это необходимо для поддержания интереса к изучению языка.

Помогайте детям готовиться к уроку: подбирайте вместе с ним картинки, игрушки, наклеивайте фотографии, рисуйте на заданную тему.

Проверяйте наличие домашнего задания в дневнике и записей на уроке;

Разделяйте домашнее задание на несколько «порций» и распределяйте их по дням; единоразовое выполнение домашнего задания неэффективно (например, один день – выучить новые слова из словаря; второй день – прописать буквы алфавита в рабочей тетради; третий день – выучить буквы алфавита; и т.д.);

Прослушивайте фонозаписи песен, стихов, рифмовок вместе с ребёнком дома. Обучение английскому языку во 2 классе осуществляется на устной основе, что позволяет сосредоточить внимание школьников на звуковой стороне нового для них языка, дает возможность быстро накапливать языковой и речевой материал. Слушая речь учителя и диски с записями диалогов, песен и рифмовок и повторяя за ними, ребенок постепенно осваивает и английское произношение.

Используйте компьютерные программы и аудиоприложения к учебникам, чтобы мотивировать процесс обучения и закрепить пройденный материал на уроке; нельзя отрицать явную пользу сочетания новейших образовательных методик и технологий компьютерного обучения. Сегодня существует большой выбор различных обучающих программ, интерактивных упражнений, которые помогают закрепить как лексический, так и грамматический материал.

Узнавайте домашнее задание по английскому языку в случае вынужденных пропусков занятий, например по болезни. Контролируйте и помогайте при выполнении письменных и устных домашних заданий.

Следите за состоянием тетрадей, словарей и учебников

Что делать, если ребёнок не хочет заниматься английским?

Прежде всего, нужно доброжелательно поговорить с ребёнком и выяснить, чем именно вызвано его нежелание. Основных причин две: 1) заниматься английским ребёнку неинтересно и 2) заниматься английским ему трудно.

Если у ребёнка нет интереса к английскому языку, постарайтесь заинтересовать его с помощью обучающих мультфильмов, компьютерных программ, специальных детских сайтов об изучении английского языка.

Если ребёнку трудно заниматься английским языком, обязательно посоветуйтесь со своим учителем английского языка. Именно учитель может подсказать вам, как лучше учить новые слова, выполнять домашние задания, объяснит грамматические тонкости. Хороший специалист может сделать очень многое для того, чтобы решить ваши проблемы.

Подводя итог вышесказанному, рекомендую:

- почаще проявляйте интерес к УСПЕХАМ ребёнка;

-поощряйте его желание спеть вам разученную на уроке песню или рассказать стих;

- почаще просите ребёнка рассказать вам / научить вас чему он сам научился на уроке;

-советуйтесь с учителем всякий раз, когда у вас появляются вопросы или сомнения;

- НЕ заставляйте ребёнка говорить по-английски, когда он этого не хочет;

- НЕ заставляйте ребёнка учить материал, ещё не пройденный в классе, - это лишит ребёнка чувства новизны, и ему будет скучно на уроке.

Кроме того, позволю себе дать несколько рекомендаций педагогу, стремящемуся развивать у детей исследовательские наклонности и умение самостоятельно получать знания:

-НЕ занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций, относительно, чем они должны заниматься.

-НЕ сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

-научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций.

-используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

-подходите ко всему творчески.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.