Предварительный просмотр презентации
«Безобидные фразы, которые воспитатель НЕ ДОЛЖЕН ГОВОРИТЬ ДЕТЯМ!» Подготовила: воспитатель - Муравьёва Мария Геннадиевна. Рыбинск, 2020г. МДОУ детский сад № 51
Фразы, в которых скрыты психологическая ИЗОЛЯЦИЯ и ОТВЕРЖЕНИЕ ребенка со стороны взрослого или сверстника.
«Отойдите от него все, пусть один сидит»; «Я смотреть на тебя даже не хочу»
Задача воспитателя – научить детей совместной деятельности. Поэтому педагогическое воздействие следует направлять на построение детского коллектива, а не изоляцию: «Давай поможем Ане».
Фразы, которые предполагают пространственное ОТЧУЖДЕНИЕ (изгнание)
«Будешь баловаться, в другую группу отведу»; «Если не перестанешь, отправишься в кабинет заведующей»
Ведущие и наиболее уязвимые в дошкольном возрасте базовые потребности – это потребности ребенка в безопасности и принятии. В детском саду они уже нарушены из-за разлуки с родителями. Чтобы не усугубить ситуацию, воспитателям следует исключить фразы данной группы из общения с детьми.
Фразы, которые ЗАНИЖАЮТ самооценку и УНИЖАЮТ личность ребенка
«Посмотри, на кого ты похож…»; «С таким мальчиком никто не будет дружить»; «Не занимаешься – будешь глупым»; «В младшую группу отведу – ты себя ведешь, как маленький»
Чтобы сформировать у ребенка критичность и способность адекватно оценивать свои действия, следует избегать НЕГАТИВНЫХ высказываний обобщенного и ультимативного характера. В дошкольном возрасте нормативная, здоровая самооценка у детей ЗАВЫШЕНА, поэтому воспитатель должен разбирать вместе с ребенком его поведение в каждой конкретной ситуации.
Фразы, которые формируют НЕГАТИВНУЮ модель будущего, негативный образ себя в будущем
«Если так будешь себя вести, не понятно, в кого ты превратишься!»; «Еще раз сделаешь так, тебя выгонят из садика»; «Плохо ешь – будешь маленьким, слабеньким»
Педагог должен наполнять жизнь детей позитивом, укреплять их самооценку, помогать осознать маленькие достижения и компетентности: «Ты уже научился делать…»; «У тебя получается…»
Фразы, которые содержат гендерные ОГРАНИЧЕНИЯ или полоролевые НАРУШЕНИЯ.
«Ты ведешь себя как мальчишка/девчонка» (для девочки/мальчика); «Будешь такой вредной, никто замуж не возьмет. Кому такая нужна?»; «Настоящие мальчики не плачут»
Воспитатель должен создать условия, в которых дети будут черпать модели ПОЗИТИВНОГО полоролевого поведения. При этом особое значение имеют игровое ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ детей со сверстниками и образцы поведения окружающих и взрослых.
Фразы, которые ставят под СОМНЕНИЕ самовыражение и принципиальность ребенка.
«Все делают нормально, ты один ничего не можешь»; «Где ты видел такой дом? Это караул, а не дом!»; «Из какого места у тебя руки растут?»; «С чего ты решил, что тебе разрешат?»
Важно не ограничивать активность детей, а предложить адекватные формы ее реализации. Например, организовать игру, где каждый ребенок сможет предложить свою идею. Задача педагога - поддержать увлечение детей, сделать их возможными и результативными, поощрять самостоятельность: «Как интересно ты придумал!»
Фразы, которые ПУГАЮТ ребенка отвержением со стороны родителей.
«Мне маме рассказать, что произошло?»; «Ну что, будем папу расстраивать?»; «Будешь так себя вести, мама тебя домой не заберет!»
Воспитатель должен уметь решать любую ситуацию, которая возникла в группе, за счет СОБСТВЕННОГО АВТОРИТЕТА! При этом важно предоставить детям обратную связь, обсуждать с ними проблему сразу, а не ждать, когда придет МАМА.
Фразы, в которых используются ПУГАЮЩИЕ персонажи.
«Не перестанешь кричать, вызову милиционера (чаще, чем полицейского)»; «Останешься ночевать в группе вместе со сторожем!»; «Дед Мороз все видит и таким плохим детям ничего не принесет»
Воспитателю следует исключить из своего профессионального лексикона фразы с пугающими персонажами и использовать альтернативные методы педагогического воздействия. Например, совместно разработать правила группы и напоминать о них, когда кто-то из детей не слушается. В таком случае не придется запугивать детей, чтобы организовать дисциплину в группе.
Фразы, которые ОГРАНИЧИВАЮТ двигательную активность детей и ЗАПРЕЩАЮТ движение
«Стой на месте»; «Замри!»; «Перестань крутиться».
Чтобы ОСТАНОВИТЬ или ЗАТОРМОЗИТЬ чрезмерную, хаотичную активность ребенка, воспитатель должен направить ее на конструктивное движение: «Давайте все дружно отжиматься» или «Давайте возьмемся за руки и будем водить хоровод с песнями»