Консультация для педагогов на тему: «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»
Консультация для педагогов на тему:
«Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»
Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе работы над правильным звукопроизношением дошкольников.
Ход консультации
Нормативное произношение.
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе.
Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребёнку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.
Усвоение звуковой стороны языка детьми дошкольного возраста
Таблица 1.
Возраст | Звуки |
0-2 года | А О Э П Б М |
2-3 года | И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й |
3-4 года | С З Ц |
4-5 лет | Ш Ж Ч Щ |
5-6 лет | Л Р |
Для формирования правильного произношения звуков важно:
развивать артикуляционный аппарат;
речевое дыхание;
фонематический слух
Большое значение для правильного развития произношения имеет хорошо развитоеречевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование.
Например, некоторые дошкольники неправильно произносят звук [р] лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении [р]. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса.
Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.
Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т.д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, нарушения плавности речи и т.п. Для развития речевого дыхания используют такие приемы, как:
«Чей одуванчик раньше улетит?»;
«Чей паровоз лучше гудит»;
упражнения дыхательной гимнастики («Крылышки», «Поймаем бабочку», «Забей мяч в ворота»);
пропевание гласных звуков со сменой высоты голоса.
Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза - неотъемлемая часть работы по устранению недостатков звукопроизношения. Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова: мал-мял, рак-лак, том-дом. Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение.
Опираясь на слух, ребёнок контролирует свою артикуляцию и стремится приблизить, «подогнать» своё произношение к произношению окружающих. Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.
Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов, и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и, как следствие, недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. Важно развивать у детей подвижность языка с помощью артикуляционной гимнастики.
Поэтапное формирование звуковой культуры речи.
Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры можно распределить на III основных этапа.
I этап – до 3-х лет – проводится работа, направленная на уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков, на выработку четкого и внятного произнесения слов.
Используются методические приемы: повторение по речевому образцу, использование различного дидактического материала, игрушек.
Игры: «Как мычит корова, кричит петух, пищит мышка и т.д.», «Пароход гудит», «Капли капают», «Ветер», «Аукаем в лесу» и т.д., «Волшебный мешочек», использование различных потешек и т.д. Для развития слухового внимания используются игры: «Кто пришёл?» (волк, петух, паровоз, колокольчик).
II этап – от 3 до 5 лет (2 младшая и средняя группы).
Ведущие методические приемы – речевой образец, заучивание наизусть, беседы, дидактические игры и т.д.
I вид работы – игровые упражнения, способствующие выработки правильной артикуляции («Качели», «Горки», «Лошадки» и т.д.), воспитание плавного выдоха («Забей в ворота гол» и т.д.), развитие громкости голоса («Собака и щенок», «Ветер в лесу»)
II вид работы – уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха («Насос» - звук С, «Жуки летают» - звук Ж, «Поезд» - звук Ч и т.д.).
III вид работы – воспитание правильного произношения в словах и развитие фонематического слуха (Подвижные игры «Воробушки», игры с мячом, «Назови картинку», «Зина и изюм» и т.д.)
IV вид работы – воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха. Используется специально подобранный речевой материал: словесные игры, подвижные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, сказки и т.д. Проводится работа над темпом и интонационной выразительностью речи.
III этап – от 5 до 7 лет – работа по дифференциации звуков, четкой артикуляции звуков, над дикцией, темпом, интонационной выразительностью речи.
Методические приемы – речевой образец дидактические игры, пересказ, рассказывание, заучивание наизусть и др.
Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:
дидактические игры («Чей домик?»);
подвижные или хороводные игры с текстом («Каравай»);
дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.);
метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)
Педагогические приемы, влияющие на произносительную сторону речи детей.
К основным приемам относятся следующие:
образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;
краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;
утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);
образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, ква-ква-ква-квакает лягушка);
хоровые и индивидуальные повторения;
обоснование необходимости выполнить задание педагога;
индивидуальная мотивировка задания;
совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);
оценка ответа или действия и исправления;
показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.
Ведущим приемом является образец правильного произношения. Воспитатель должен подкреплять этот приём кратким или развёрнутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений артикуляционного аппарата: «Вы слышите, что я не просто говорю слово со звуком [р], но специально выделяю этот звук, произношу его долго, протяжно: а-[р-р-р]-буз.
При формировании фонематического слуха, звуко- и словопроизношения рекомендуется приём - утрированное (с подчёркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога).
В младших группах часто используется образное называние звука или звукосочетания ([ззз] - песенка комара, туп-туп-туп - топает козлёнок). Показ и объяснение артикуляции в этих группах часто включается в игровой сюжет («Сказка Весёлого Язычка»).
Активным приёмом является повторение. Именно этот приём обеспечивает тренировку речедвигательного аппарата, так важную в формировании звуковой культуры речи. Особенно полезны негромкие проговаривания звуков небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к ответам товарищей.
Повышает качество ответов такой приём, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Оно даётся или в эмоционально-шутливой форме: «Давай поучим индюка петь весёлую песенку!», или в деловой: «Надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово шофё-ё-ёр, шофёры, а иначе говорить просто неграмотно, некрасиво - кому же хочется попасть в смешное положение?»
Примыкает к этому и другой приём-мотивировка задания, указание перед ответом ребёнка: «Мне кажется, колыбельная может получится у тебя очень хорошо. Ведь ты умеешь быть ласковым, заботливым».
В случае ошибочных ответов возможны такие активные приёмы, основанные на имитации, как совместная (сопряжённая)речь ребёнка и воспитателя, а такжеотражённая речь (незамедлительное повторение ребёнком речи-образца). В свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, чётко.
Традиционны такие приёмы, как оценка ответа или действия и исправление. Но нельзя делать это слишком часто, назойливо, так как это нервирует ребёнка.
В процессе работы над звуковой культурой речи уместны и наглядные приёмы – показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. В играх и упражнениях часто фигурирует дополнительное оборудование - «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры речи.
Игры и игровые упражнения, помогающие автоматизировать звук.
Предложенные игры так же будут способствовать расширению словарного запаса, подготовят к усвоению грамоты, предупредят ошибки чтения и письма, научат правильно строить предложения, разовьют связную речь.
«Звук потерялся»
Называя слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросите ребёнка вернуть его на место, чтобы слово стало понятным.
Звук [Р] | Звук [Ж] | Звук [Ч] | |||
…ак | Рак | …ук | Жук | ..ай | Чай |
…оза | Роза | …асмин | Жасмин | …ашка | Чашка |
…учка | Ручка | …аба | Жаба | …улан | Чулан |
…ыба | Рыба | ...уть | Жуть | …инить | Чинить |
кома… | комаР | …елудь | Желудь | клю… | клюЧ |
кефи… | кефиР | …ивотное | Животное | кала… | калаЧ |
бисе… | бисеР | му…ичок | муЖичок | пе…ь | пеЧь |
мухомо… | мухомоР | во…и | воЖЖи | скрипа… | скрипаЧ |
«Назови маленький предмет»
Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите их изменить.
Звук [Л] | Звук [Ш] | |||
Лодка | Лодочка | Шар | Шарик | |
поЛка | поЛочка | коШка | коШечка | |
угоЛ | угоЛок | Шарф | Шарфик | |
Лошадь | Лошадка | Шуба | Шубка | |
Лужа | Лужица | меШок | меШочек |
«Назови ласково»
Звук [Р] | Звук [Щ] | |||
Рука | Ручка | Щенок | Щеночек | |
бРат | бРатик | Щетка | Щеточка | |
игРушка | игРушечка | плаЩ | плаЩик |
«Один – много»
Ребёнок учится изменять слова по числам одновременно с закреплением звука.
Звук [Р] | |
Роза | Розы |
ковёР | ковРы |
игРушка | игРушки |
Рот | Рты |
«Скажи, чего много».
Предложите назвать много предметов, употребляя слово «много».
Звук [Р] | |
дРуг | много дРузей |
игРушка | много игРушек |
каРандаш | много каРандашей |
гРузовик | много гРузовиков |
«Угадай, какое слово я задумал: ра… (кета, дио, кушка, стение и т.д.), чу… (до, жой, кча, лан).
Если ребёнок умеет читать, можно написать слово и закрыть его, пока оно не будет угадано, а затем предложить прочитать. В начале загадывайте хорошо знакомые ребёнку слова, после чего подумайте вместе, какие ещё слова начинаются с данного слога.
При закреплении звука в речи важно, чтобы ребёнок не столько повторял за вами слова и предложения (хотя это тоже нужно на начальном этапе), сколько чтобы он самостоятельно употреблял то или иное слово. Для этой цели хорошо подходят загадки, которые позволяют развить мыслительные процессы. Как вы уже догадались, отгадка должна содержать закрепляемый звук. Желательно, чтобы и сам текст загадки был насыщен нужным звуком. Например,
Я землю копала, ничуть не устала,
А кто мной копал, тот и устал.
Тогда ребёнок, выучив загадку, сам сможет загадать её кому-то, правильно проговаривая звук.
Заключение.
Таким образом, работа по воспитанию звукопроизношения представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно изжить.
Литература
Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у дошкольников: практическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2015 – 141 с.
Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с.
Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ,2016. – 216 с.
Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Т. Дмитриевна, 2015. – 160 с.
Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 109 с.
Интернет-источник - https://nuzhen-logoped.ru/assets/download/pedagog/consult/Коррекционные%20возможности%20режимных%20моментов%20ДОУ.docx
Молькова Наталия
Полянская Оксана Николаевна
Молькова Наталия
Молькова Наталия