План работы «Формирование правильного произношения звуков "Х" и "Ф"»
Звук Х
Артикуляционный профиль:
а) губы находятся в положении следующего за Х гласного:
б) расстояние между резцами зависит от следующего за Х гласного;
в) при сочетании Х с гласными а,о,у,ы кончик языка опущен и слегка оттянут от нижних резцов, спинка языка, прилегая к мягкому нёбу, оставляет посередине щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;
г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;
д) голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
Дыхательное упражнение: «Ветрянная мельница»
Бумажная или игрушечная мельница. Ребенок должен глубже вдыхать и с силой выдыхать воздух при увелечении расстояния, с которого ученик должен привести во вращение мельницу.
Голосовое упражнение:
Слитное и раздельное произношение слогов:
Артикуляционная гимнастика: «Горка»
Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.
Фонетическая ритмика:
Положить руки на область диафрагмы,слегка наклонить корпус вперед,одновременно произнести слоги х_____а, х_________а
Развитие мелкой моторики:
Слоги:
х_________
ха ах аха хаха хахаха
хо ох ахо хохо хохохо
ху ух аху хуху хухуху
хи их ахи хихи хихихи
хахохухи ха хо ху хи
хохухиха хо ху хи ха
хухихахо ху хи ха хо
хохухиха хо ху хи ха
Развивающее упражнение: «Назови игрушки»
Прочитай слова. Раздели на слоги.
хлеб халат
ухо сахар
муха пароход
петух орех
Составь словосочетания:
Белый
петух
Чёрный
хлеб
Драчливый
Предложения:
В хлебнице лежит хлеб, а в сахарнице сахар.
На холме стоит дом.
Мальчик собрал хворост.
Звук Ф
Артикуляционный профиль:
а) нижняя губа прижата к краям верхних резцов, посередине остаётся узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята.
б) верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;
в) язык принимает положение следующего гласного звука;
г) мягкле нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;
д) голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
Дыхательное упражнение:
Учить делать вдох носом, выдох ртом. Приготовить маленькую надувную игрушку, которую можно надуть за 3-4 раза.
Голосовое упражнение: «Волки воют»
У__________громко
у __________тихо.
Артикуляционная гимнастика: «Чьи зубы чище?»
Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы с внутренней стороны (при улыбке у ребенка видны верхние и нижние зубы). Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась: работает только язык.
Фонетическая ритмика:
Поднять руки ко рту, сжатые в кулаки, быстро и резко разжать кулаки, слегка вытянув при этом руки вперёд, одновременно произнося Ф_____
Развитие мелкой моторики:
Слоги:
Ф________
фа аф афа фафа фафафа
фо оф афо фофо фофофо
фу уф афу фуфу фуфуфу
фи иф афи фифи фифифи
фафофуфи фа фо фу фи
фофуфифа фо фу фи фа
фуфифафо фу фи фа фо
фифафофу фи фа фо фу
Развивающая игра: «Подбери и назови картинку»
Прочитай слова.Раздели на слоги.
форма
кофе
кофта ТУФЛИ
футбол
портфель
конфета микрофон
Прочитай cловосочетания:
Школьная форма
Вкусный кофе
Тёплая кофта
Предложения:
У Вали новые туфли.
Папа пьет кофе.
У Феди синий шарф.
Литература:
Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. Москва «Учебная литература»1997.
Волкова Л.С. Логопедия М.: Просвещение, 1989
Волкова К. А., Казанская В. Л., Денисова О.А. Методика обучения глухих детей произношению.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем речь.