Консультация для педагогов «Организация и способы работы с детскими коллекциями»

7
2
Материал опубликован 9 February 2020

t1581263487aa.jpg


Форма проведения: практикум


Цель: познакомить педагогов с одним из способов активизации познавательной деятельности через работу с коллекциями

Задачи:

Расширять и углублять познавательные интересы детей посредством коллекционирования.

Способствовать проявлению у них избирательных интересов, индивидуальности.


План консультации:

Роль исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста

Этапы коллекционирования (формы работы с детьми и родителями)

Практикум для педагогов (работа фокус-групп)

Ход консультации:


Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Проводимая с детьми работа по коллекционированию способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.


Малыши-дошкольники, как правило, еще не способны коллекционировать что-либо целенаправленно. И задача взрослых не только увлечь детей идеей создания коллекции, но и всячески помогать им в этом.

Во-первых, собирая коллекцию, дети занимаются познавательно-исследовательской деятельностью, у них возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции.

Во-вторых, в процессе коллекционирования тренируется память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость.

В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, дети учатся общению.

Коллекционированием надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка.

Цель исследовательской деятельности взрослого с детьми в направлении «Коллекционирование» заключается, по мнению Н.М. Коротковой, в поиске

оснований для группировки, систематизации какого-либо множества однородных объектов (растений, животных, минералов). В связи с этим алгоритм деятельности может быть представлен определенным образом.

Алгоритм деятельности взрослого и детей по организации «Коллекционирования» /Н.М. Короткова/

1. Поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения-рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки.

2. Размещение материала в классификационной таблице (если материал реальный (образцы минералов) - размещение в емкости в виде коллекции, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов).

Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников.

Коллекционирование (от лат. collectio — собирание, сбор) — деятельность, в основе которой лежит собирание , то есть систематизированное собирание и изучение каких-либо объектов (как правило, однородных или объединённых общностью темы). Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми, а также позволяет решать ряд образовательных задач:

Развитие эмоционально – познавательного отношения к окружающему миру.

Развитие умения у детей наблюдать, сравнивать.

Развитие творческого потенциала воспитанников.

Пополнение предметно-развивающей среды материалами коллекционирования

Коллекционирование — это один из видов культурной практики ребенка, который направлен на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Коллекцию в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности:

познавательная:

развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация);

развитие математических представлений

временные представления,

счетные операции;

ознакомление с окружающим миром – расширение и систематизация

представлений детей по темам коллекций;

игровая – игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые

игры, театрализованные игры;

продуктивная – реализация различных детских проектов

(индивидуальных, групповых), опытно-экспериментальная деятельность,

оформление выставок коллекций;

коммуникативная

тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация, коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией;

трудовая – при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд.

Коллекционирование включает три этапа. На первом этапе происходит адаптация приема коллекционирования:

- накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;

- включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми

Формы работы с детьми и родителями:

-анкетирование родителей

- консультация для родителей, направленная на формирование положительного отношения родителей к коллекционированию

- встречи с интересными людьми (коллекционерами из числа родителей)

- посещение тематических выставок в художественном колледже и выставочном зале Художественного музея города.

На втором этапе создание условий для развития детского коллекционирования и реализации его развивающих функций:

организация «насыщенной» развивающей среды для решения познавательных задач и поддержанию интереса к процессу коллекционирования; побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;

Формы работы с детьми и родителями:

- организация мини лаборатории в группе

- чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий, просмотр видеофильмов

- индивидуальные беседы с детьми по интересам

На третьем этапе - организация собственных выставок и коллекций детей -привлечение родителей в процесс творческой деятельности детей

Формы работы с детьми и родителями:

-организация выставок коллекций детей и родителей в детском саду.

Коллекционирование как продуктивная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке), решая разнообразные задачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция может стать опорой для педагога в организации разных видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной, художественной и др.) и формах образовательного процесса. Детям свойственно постоянно что-то делать с собранным материалом в коллекцию. Если ребенок не имеет возможности взять предметы коллекции в руки, поменять местами и провести манипуляции, то коллекция перестает быть интересной.

Для работы с коллекциями разработан кейс заданий с коллекциями
Создание групповых коллекций способствует расширению кругозора у детей, обмену знаниями, стимулирует к поиску новой информации об объектах. Карточки-задания разработаны для нескольких видов групповых коллекций «Календари», «Ракушки», «Пуговицы», «Игрушки киндер-сюрприз» и другие. Каждое из заданий предполагает индивидуальную и подгрупповую формы работы. Все задания разнообразны: на формирование элементарных математических представлений (счет, классификация, обобщение), на развитие художественного вкуса, творческого потенциала.

Практикум для педагогов:

Работа в фокус-группах

Разработать карточки –задания для работы с коллекцией пуговиц

Разработать карточки-задания для работы с коллекцией ручек

Разработать карточки-задания для работы с коллекцией календарей.


Таким образом, работа с коллекциями позволяет решать многие задачи воспитания, а также являться опорой для педагога в организации разных видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной, художественной и др.) и формах образовательного процесса (самостоятельной детской деятельности, совместной деятельности ребенка и взрослого).





Приложение№1


t1581263487ab.jpgКоллекция «Пуговицы»

Задание №1

Подбери и выложи рисунок мишки и лягушки из пуговиц различного диаметра.


t1581263487ac.jpg





Коллекция «Пуговицы»

Задание №2

Подбери и выложи по образцу бабочку и стрекозу из пуговиц различного размера.

t1581263487ad.jpg

t1581263487ab.jpgКоллекция «Пуговицы»

Задание №3

Подбери и выложи по образцу бабочку и стрекозу из пуговиц различного размера.


t1581263487ad.jpg






t1581263487ab.jpgКоллекция «Пуговицы»

Задание №4

Подбери и выложи по образцу божью коровку и гусеницу из пуговиц различного размера.


t1581263487ad.jpg

t1581263487ab.jpg



t1581263487ab.jpg

Коллекция «Пуговицы»

Задание №5


Подбери и выложи по образцу клоунов из пуговиц различного диаметра.

t1581263487ae.jpg



t1581263487ab.jpg

Коллекция «Пуговицы»

Задание №6


Из коллекции пуговиц выбери пуговицы одинакового размера и выложи свой цветок.

t1581263487af.png

t1581263487ab.jpg

Коллекция «Пуговицы»


Задание №7



Из коллекции пуговиц выбери пуговицы одинакового размера.





t1581263487ab.jpg

Коллекция «Пуговицы»


Задание №8




Из коллекции пуговиц выбери пуговицы одинаковой формы.













t1581263487ab.jpg

Коллекция «Пуговицы»


Задание № 9

Из пуговиц одинакового размера собери бусы, чередуя цвет.

t1581263487ag.gif


t1581263487ab.jpg

Коллекция «Пуговицы»


Задание №10



Классифицируй пуговицы по способу пришивания (две дырочки, четыре дырочки, на ножке).

t1581263487ab.jpg

Коллекция «Пуговицы»


Задание №11


На данной таблице выложи количество пуговиц, соответствующее цифрам.


t1581263487ah.gif

t1581263487ab.jpg

Коллекция «Пуговицы»


Задание №12

На данной таблице выложи количество пуговиц, соответствующее цифрам.

t1581263487ai.gif








t1581263487ab.jpg

Коллекция «Пуговицы»


Задание № 13

Из коллекции пуговиц выбери пуговицы данного цвета.

t1581263487aj.gif





t1581263487ab.jpg

Коллекция «Пуговицы»


Задание №14


Способом наложения собери из пуговиц машинку.

t1581263487ak.jpg

t1581263487ab.jpg

Коллекция «Пуговицы»


Задание №15




Способом наложения собери из пуговиц елочку.

t1581263487al.gif

t1581263487ab.jpg

Коллекция «Пуговицы»


Задание №16

Выложи на верху дерева сначала пуговицы маленького размера, затем среднего, затем большого.


t1581263487am.jpg



t1581263487ab.jpg

Коллекция «Пуговицы»


Задание № 17



Классифицировать пуговицы по разным геометрическим формам (круглые, квадратные, прямоугольные)







t1581263487ab.jpg

Коллекция «Пуговицы»


Задание №18



Классифицировать пуговицы по разному материалу (деревянные, стеклянные, металлические, пластмассовые).

t1581263487ab.jpg

Коллекция «Пуговицы»


Задание №19


Подбери из коллекции пуговиц пуговички черного цвета и необходимого размера.



t1581263487an.jpg

t1581263487ab.jpg

Коллекция «Пуговицы»


Задание №20


Выбери из коллекции пуговиц пуговицы необходимого цвета и формы.


t1581263487ao.jpg



t1581263487ab.jpg

Коллекция «Пуговицы»


Задание № 21

Выложи пуговицы в определенной последовательности.

большая - маленькая, большая - маленькая и т.д.,

красная - синяя, красная - синяя и т.д.,

красная – синяя - зеленая, красная – синяя - зеленая,

одна красная - две желтые, одна красная - две желтые и т.п.



t1581263487ab.jpg

Коллекция «Пуговицы»


Задание № 22


Выложи из пуговиц три цветочка, которые будут отличаться друг от друга по цвету.

Выложи три цветочка: маленький – из маленьких пуговиц, средний – из средних, большой – из больших.


t1581263487ab.jpg

Коллекция «Пуговицы»


Задание № 23




Выложи на пластиковых тарелочках различные узоры, не используя каких-либо шаблонов.










t1581263487ab.jpg

Коллекция «Пуговицы»


Задание № 24




Нанизать на нитку все пуговицы таким образом, чтобы нитка проходила через все дырочки.

t1581263487ab.jpg

Коллекция «Пуговицы»


Задание № 25


Выбери из коллекции 7 пуговиц одинаковой формы, одинакового размера, одинаковых по способу пришивания, из одного материала.

t1581263487ab.jpg

Коллекция «Пуговицы»


Задание № 26


Распредели в коллекции пуговицы для верхней и повседневной одежды.

Объясни свой ответ.






t1581263487ab.jpg

Коллекция «Пуговицы»


Задание № 27




Выбери из коллекции пуговиц, пуговицы необычной формы.

Объясни свой выбор.













t1581263487ab.jpg

Коллекция «Пуговицы»


Задание № 28


Проведи исследование.

Выбери 5 друзей, посчитай у кого на одежде больше пуговиц. Результаты запиши в таблицу.

Проанализируй исследование.


Имя

Кол-во

Катя


Витя


Коля


Оля


Миша







t1581263487ab.jpg

Коллекция «Пуговицы»


Задание № 29


Составь самую длинную дорожку из пуговиц таким образом, чтобы чередовались одновременно и цвет, и форма.



t1581263487ap.gift1581263487aq.gift1581263487ar.gift1581263487as.gif




t1581263487ab.jpg

Коллекция «Пуговицы»


Задание № 30



Придумай дизайн пуговицы круглой формы


t1581263487at.gif

t1581263487ab.jpgКоллекция «Пуговицы»


Задание № 31




Выложи 10 пуговиц по возрастанию.













t1581263487ab.jpg

Коллекция «Пуговицы»


Задание № 32




Выложи 10 пуговиц по убыванию.




Коллекция «Ракушки»

t1581263487au.jpg

Задание № 1


Выбери из коллекции ракушек самые маленькие ракушки и выложи из них цифру 3.

t1581263487av.png


Коллекция «Ракушки»

t1581263487au.jpg

Задание № 2


Выбери из коллекции ракушек самые маленькие ракушки и выложи из них букву А.


t1581263487aw.png









Коллекция «Ракушки»

t1581263487au.jpg

Задание № 3



Выбери из коллекции ракушек самые маленькие ракушки и выложи из них геометрическую фигуру-


t1581263487ax.gif











Коллекция «Ракушки»

t1581263487au.jpg

Задание № 4


Выложи бабочек мелкими ракушками по контуру картинки.


t1581263487ay.jpg

t1581263487az.gift1581263487az.gif



Коллекция «Ракушки»

t1581263487au.jpg

Задание № 5





Пофантазируй и выложи из ракушек морское дно

Коллекция «Ракушки»

t1581263487au.jpg

Задание № 6


Расположи ракушки на листе бумаги следующим образом:

правый верхний угол-ракушка маленького размера, белого цвета;

левый верхний угол-ракушка маленького размера красного цвета;

правый нижний угол-ракушка маленькая, желтая;

левый нижний угол-маленькая, коричневая;

в центре-ракушка большого размера, любого цвета.

Коллекция «Ракушки»

t1581263487au.jpg

Задание № 7



Разложи ракушки по размеру:

слева -маленькие;

справа-большие.
















Коллекция «Ракушки»

t1581263487au.jpg

Задание № 8


Рассмотри ракушки в коллекции. Разложи их таким же образом в квадрате как предложено, какой не хватает?, что изменилось?










Коллекция «Ракушки»

t1581263487au.jpg

Задание № 9



Рассмотри коллекцию ракушек, выбери ракушки необходимого размера и преврати ракушку в черепаху.





Коллекция «Ракушки»

t1581263487au.jpg

Задание № 10




Рассмотри коллекцию ракушек, выбери ракушки необходимого размера и преврати ракушку в

кальмара.
















Коллекция «Ракушки»


Зt1581263487au.jpg адание № 11





Рассмотри коллекцию ракушек, выбери ракушки необходимого размера и преврати ракушку в

улитку.













Коллекция «Ракушки»

t1581263487au.jpg

Задание № 12



Рассмотри коллекцию ракушек, выбери ракушки необходимого размера и преврати ракушку в червяка.






Коллекция «Ракушки»

t1581263487au.jpg

Задание № 13


Рассмотри коллекцию. Выложи ракушки разной величины по образцу.


t1581263487ba.gif


Коллекция «Ракушки»

t1581263487au.jpg

Задание № 14


Раскрась ракушки.



t1581263487bb.jpg












Коллекция «Ракушки»

t1581263487au.jpg

Задание № 15



Выложи ракушки такое количество, которое соответствует цифре.


t1581263487bc.gif




Коллекция «Ракушки»

t1581263487au.jpg

Задание № 16


Выложи ракушек такое количество, которое соответствует цифре.


t1581263487ai.gif


Коллекция «Киндеры»

t1581263487bd.gif

Задание № 1




Назови сказки по сказочным героям.



Коллекция «Киндеры»

t1581263487be.gif

Задание № 2




Назови героев, в названиях которых есть звуки

[п], [с], [з], [р].













Коллекция «Киндеры»

t1581263487bf.gif

Задание № 3





Выбери героев и придумай сказку.















Коллекция «Киндеры»

t1581263487bf.gif

Задание № 4



Выбери героев сказок, название которых состоит из двух, трех, четырех слогов.







Коллекция «Ракушки»

t1581263487au.jpg

Задание № 17



Рассмотри коллекцию ракушек. Разложи в ряд ракушки от самой светлой до самой темной.

Коллекция «Ракушки»

t1581263487au.jpg

Задание № 18


Выложи ракушек на столе столько, сколько обозначено в задании:

Сколько у человека носов?

Сколько пальцев на одной руке? на двух?

Сколько ушей у собаки?

Сколько глаз у кошки?

Сколько крыльев у птицы?

Сколько ножек у стола?


Коллекция «Ракушки»

t1581263487au.jpg

Задание № 19











Коллекция «Ракушки»

t1581263487au.jpg

Задание № 20
























Коллекция «Киндеры»

t1581263487bf.gif

Задание № 5




Составь предложение со сказочными героями из двух, трех, четырех слов.


Коллекция «Киндеры»

t1581263487bf.gif

Задание № 6


Классифицируй киндеры:

сказочные герои

принцессы

тролли

лошадки

кошки

машинки





Коллекция «Киндеры»

t1581263487bf.gif

Задание № 7




Выбери из коллекции киндеров:

5 пар одинаковых фигурок.






Коллекция «Киндеры»

t1581263487bf.gif

Задание № 8


Рассмотри коллекцию киндеров, выбери из нее героев мультфильмов по выбранной

предложенной) карточке.


t1581263487bg.jpg






Коллекция «Киндеры»

t1581263487bf.gif

Задание № 9

Рассмотри коллекцию. По данной карточке найди такие же фигурки киндеров в коллекции. Назови из какого мультфильма.

t1581263487bh.jpg


Коллекция «Киндеры»

t1581263487bf.gif

Задание № 10


Построй для героя мультфильма (киндера) домик, гараж, кровать.

t1581263487bi.jpg





Коллекция «Киндеры»

t1581263487bf.gif

Задание № 11




Поиграй в игру «Мемори».





Коллекция «Киндеры»

t1581263487bf.gif

Задание № 1


Рассмотри коллекцию киндеров. Выбери героев мультфильма.


t1581263487bj.jpg


Коллекция «Машинки»

t1581263487bk.jpg

Задание № 1




Выберите все зеленые машинки.

Коллекция «Машинки»

t1581263487bl.jpg

Задание № 2




Выберите самую маленькую машинку.














Коллекция «Машинки»

t1581263487bm.jpg

Задание № 3





Найди синюю машинку.















Коллекция «Машинки»

t1581263487bn.jpg

Задание № 4



Найди самую большую машинку.












Коллекция «Машинки»

t1581263487bo.jpg


Задание № 5




Найди желтую машинку.


Коллекция «Машинки»

t1581263487bp.jpg


Задание № 6


Выбери из коллекции все мотоциклы.




















Коллекция «Календари»

t1581263487bq.jpg


Задание №1





Рассмотри коллекцию календарей, собери только календари с изображением животных.




Коллекция «Календари»

t1581263487bq.jpg

Задание №2



Рассмотри коллекцию календарей, собери только календари с изображением города.










Коллекция «Календари»

t1581263487bq.jpg


Задание № 3




Рассмотри коллекцию календарей, разложи их по годам.


Коллекция «Календари»

t1581263487bq.jpg


Задание № 4


Рассмотри коллекцию календарей, разложи их по временам года.


















Коллекция «Календари»

t1581263487bq.jpg


Задание №5





Рассмотри коллекцию календарей, собери только календари с изображением героев мультфильмов.




Коллекция «Календари»

t1581263487bq.jpg

Задание №6




Игра «Мемори».














Коллекция «Камни»

t1581263487br.jpg

Задание № 1




Рассмотри коллекцию и выбери все маленькие камешки зеленого цвета.

Коллекция «Камни»

t1581263487br.jpg

Задание № 2






Рассмотри коллекцию и выбери все желтые камешки.




















Коллекция «Камни»

t1581263487br.jpg



Задание № 3



Найди в коллекции все круглые камни.

















Коллекция «Камни»

t1581263487br.jpg


Задание № 4


Выбери из коллекции камешки-звездочки красного цвета.













Кt1581263487br.jpg оллекция «Камни»


Задание № 5

Рассмотри коллекцию и выбери самый тяжелый камень. Удерживая его пальчиками прокати

по лабиринту.

t1581263487bs.png


Коллекция «Камни»

t1581263487br.jpg

Задание № 6





Классифицируй камни:

гладкие, шершавые;

прозрачные, матовые;

маленькие, большие.






Коллекция «Камни»

t1581263487br.jpg



Задание № 7


Рассмотри коллекцию камней, выложи из камней узор.



t1581263487bt.jpg




Коллекция «Камни»

t1581263487br.jpg


Задание № 8


Выбери из коллекции камешки- звездочки синего цвета.













Коллекция «Камни»

t1581263487br.jpg

Задание № 9


Разложи камни таким образом, чтобы чередовалась форма камней.


t1581263487bu.jpg



Кt1581263487br.jpg оллекция «Камни»


Задание № 10

Разложи камни таким образом, чтобы чередовался размер камней.

t1581263487bv.jpg

Кt1581263487br.jpg оллекция «Камни»


Задание №11


Рассмотри коллекцию. Выложи ряд из камней, сохраняя последовательность.




t1581263487bw.jpg





Кt1581263487br.jpg оллекция «Камни»


Задание №12

Методом наложения узнай сколько поместится камней в данной фигуре. Подпиши количество.




















Кt1581263487br.jpg оллекция «Камни»

Задание № 13

Мt1581263487bx.gift1581263487by.gift1581263487bz.gift1581263487ca.gift1581263487cb.gift1581263487cc.gift1581263487cd.gift1581263487ce.gift1581263487cf.gif етодом наложения узнай сколько поместится камней в данной фигуре. Подпиши количество.


Коллекция «Камни»

t1581263487br.jpg

Задание №14





Рассмотри коллекцию и выбери все желтые камешки.













Коллекция «Камни»

t1581263487br.jpg



Задание № 15



Рассмотри коллекцию камней. Выбери из нее тот камень, который описывает

воспитатель.








Кt1581263487br.jpg оллекция «Камни»



Задание № 16


Из коллекции камней выбери камень, который необходим:

«Если бы я был строителем, я бы построил дом из…»;

«Если я был бы художником, я бы сделал украшение из…»;

«Если бы я был кузнецом, я бы выковал меч из…»;

«Если бы я был самолетостроителем, я бы построил самолет из..» и т. п. (дети показывают нужный камень).





Кt1581263487br.jpg оллекция «Камни»

Задание № 17


Подбери к камням карточки с изображением предметов, которые могут быть изготовлены из этого камня

t1581263487cg.jpg



Коллекция «Камни»

t1581263487br.jpg

Задание №18



Назови признаки, которыми характеризуется камень.(холодный, твердый, шершавый и т.д.)















Коллекция «Камни»

t1581263487br.jpg



Задание № 19















Кt1581263487br.jpg оллекция «Камни»



Задание № 20














Коллекция «Открытки»

t1581263487ch.jpg

Задание № 1



Рассмотри коллекцию открыток, классифицируй их:

праздник 1 мая,

цветы,

новый год,

животные,

времена года,





Коллекция «Открытки»

t1581263487ch.jpg

Задание № 2





Рассмотри коллекцию открыток, составь свой рассказ по одной из открыток.








Коллекция «Открытки»

t1581263487ch.jpg


Задание № 3



Рассмотри коллекцию открыток.

Классифицируй открытки:

большие и маленькие

в ширину и высоту










Коллекция «Открытки»

t1581263487ch.jpg

Задание № 4



Рассмотри коллекцию открыток.

Классифицируй открытки:

открытки-фото

нарисованные художником

с маркой и без марки









Коллекция «Магниты»

t1581263487ci.jpg

Задание № 1



Рассмотри коллекцию магнитов, классифицируй магниты:

по городам,

по странам,

фрукты, овощи.

животные,

памятники

виды спорта.



Коллекция «Магниты»

t1581263487cj.jpg

Задание № 2







Расположи магниты в порядке возрастания по размеру.




Коллекция «Магниты»

t1581263487ck.jpg



Задание № 3


Расположи магниты в порядке убывания по размеру.










Коллекция «Магниты»

t1581263487cl.jpg


Задание № 4













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересная работа!!!

9 February 2020

Отличный материал! Спасибо за интересные карточки –задания для работы с коллекциями!

9 February 2020