Консультация для педагогов «Организация и способы работы с детскими коллекциями»
Форма проведения: практикум
Цель: познакомить педагогов с одним из способов активизации познавательной деятельности через работу с коллекциями
Задачи:
Расширять и углублять познавательные интересы детей посредством коллекционирования.
Способствовать проявлению у них избирательных интересов, индивидуальности.
План консультации:
Роль исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста
Этапы коллекционирования (формы работы с детьми и родителями)
Практикум для педагогов (работа фокус-групп)
Ход консультации:
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Проводимая с детьми работа по коллекционированию способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.
Малыши-дошкольники, как правило, еще не способны коллекционировать что-либо целенаправленно. И задача взрослых не только увлечь детей идеей создания коллекции, но и всячески помогать им в этом.
Во-первых, собирая коллекцию, дети занимаются познавательно-исследовательской деятельностью, у них возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции.
Во-вторых, в процессе коллекционирования тренируется память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость.
В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, дети учатся общению.
Коллекционированием надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка.
Цель исследовательской деятельности взрослого с детьми в направлении «Коллекционирование» заключается, по мнению Н.М. Коротковой, в поиске
оснований для группировки, систематизации какого-либо множества однородных объектов (растений, животных, минералов). В связи с этим алгоритм деятельности может быть представлен определенным образом.
Алгоритм деятельности взрослого и детей по организации «Коллекционирования» /Н.М. Короткова/
1. Поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения-рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки.
2. Размещение материала в классификационной таблице (если материал реальный (образцы минералов) - размещение в емкости в виде коллекции, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов).
Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников.
Коллекционирование (от лат. collectio — собирание, сбор) — деятельность, в основе которой лежит собирание , то есть систематизированное собирание и изучение каких-либо объектов (как правило, однородных или объединённых общностью темы). Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми, а также позволяет решать ряд образовательных задач:
Развитие эмоционально – познавательного отношения к окружающему миру.
Развитие умения у детей наблюдать, сравнивать.
Развитие творческого потенциала воспитанников.
Пополнение предметно-развивающей среды материалами коллекционирования
Коллекционирование — это один из видов культурной практики ребенка, который направлен на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Коллекцию в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности:
познавательная:
развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация);
развитие математических представлений
временные представления,
счетные операции;
ознакомление с окружающим миром – расширение и систематизация
представлений детей по темам коллекций;
игровая – игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые
игры, театрализованные игры;
продуктивная – реализация различных детских проектов
(индивидуальных, групповых), опытно-экспериментальная деятельность,
оформление выставок коллекций;
коммуникативная
тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация, коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией;
трудовая – при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд.
Коллекционирование включает три этапа. На первом этапе происходит адаптация приема коллекционирования:
- накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;
- включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми
Формы работы с детьми и родителями:
-анкетирование родителей
- консультация для родителей, направленная на формирование положительного отношения родителей к коллекционированию
- встречи с интересными людьми (коллекционерами из числа родителей)
- посещение тематических выставок в художественном колледже и выставочном зале Художественного музея города.
На втором этапе создание условий для развития детского коллекционирования и реализации его развивающих функций:
организация «насыщенной» развивающей среды для решения познавательных задач и поддержанию интереса к процессу коллекционирования; побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;
Формы работы с детьми и родителями:
- организация мини лаборатории в группе
- чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий, просмотр видеофильмов
- индивидуальные беседы с детьми по интересам
На третьем этапе - организация собственных выставок и коллекций детей -привлечение родителей в процесс творческой деятельности детей
Формы работы с детьми и родителями:
-организация выставок коллекций детей и родителей в детском саду.
Коллекционирование как продуктивная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке), решая разнообразные задачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция может стать опорой для педагога в организации разных видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной, художественной и др.) и формах образовательного процесса. Детям свойственно постоянно что-то делать с собранным материалом в коллекцию. Если ребенок не имеет возможности взять предметы коллекции в руки, поменять местами и провести манипуляции, то коллекция перестает быть интересной.
Для работы с коллекциями разработан кейс заданий с коллекциями
Создание групповых коллекций способствует расширению кругозора у детей, обмену знаниями, стимулирует к поиску новой информации об объектах. Карточки-задания разработаны для нескольких видов групповых коллекций «Календари», «Ракушки», «Пуговицы», «Игрушки киндер-сюрприз» и другие. Каждое из заданий предполагает индивидуальную и подгрупповую формы работы. Все задания разнообразны: на формирование элементарных математических представлений (счет, классификация, обобщение), на развитие художественного вкуса, творческого потенциала.
Практикум для педагогов:
Работа в фокус-группах
Разработать карточки –задания для работы с коллекцией пуговиц
Разработать карточки-задания для работы с коллекцией ручек
Разработать карточки-задания для работы с коллекцией календарей.
Таким образом, работа с коллекциями позволяет решать многие задачи воспитания, а также являться опорой для педагога в организации разных видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной, художественной и др.) и формах образовательного процесса (самостоятельной детской деятельности, совместной деятельности ребенка и взрослого).
Приложение№1
Коллекция «Пуговицы» Задание №1 Подбери и выложи рисунок мишки и лягушки из пуговиц различного диаметра. | Коллекция «Пуговицы» Задание №2 Подбери и выложи по образцу бабочку и стрекозу из пуговиц различного размера.
|
Коллекция «Пуговицы» Задание №3 Подбери и выложи по образцу бабочку и стрекозу из пуговиц различного размера.
| Коллекция «Пуговицы» Задание №4 Подбери и выложи по образцу божью коровку и гусеницу из пуговиц различного размера.
|
Коллекция «Пуговицы» Задание №5 Подбери и выложи по образцу клоунов из пуговиц различного диаметра.
| Коллекция «Пуговицы» Задание №6 Из коллекции пуговиц выбери пуговицы одинакового размера и выложи свой цветок.
|
Коллекция «Пуговицы» Задание №7 Из коллекции пуговиц выбери пуговицы одинакового размера.
| Коллекция «Пуговицы» Задание №8
Из коллекции пуговиц выбери пуговицы одинаковой формы.
|
Коллекция «Пуговицы» Задание № 9 Из пуговиц одинакового размера собери бусы, чередуя цвет. | Коллекция «Пуговицы» Задание №10 Классифицируй пуговицы по способу пришивания (две дырочки, четыре дырочки, на ножке). |
Коллекция «Пуговицы» Задание №11 На данной таблице выложи количество пуговиц, соответствующее цифрам.
| Коллекция «Пуговицы» Задание №12
На данной таблице выложи количество пуговиц, соответствующее цифрам.
|
Коллекция «Пуговицы» Задание № 13 Из коллекции пуговиц выбери пуговицы данного цвета. | Коллекция «Пуговицы» Задание №14 Способом наложения собери из пуговиц машинку. |
Коллекция «Пуговицы» Задание №15 Способом наложения собери из пуговиц елочку.
| Коллекция «Пуговицы» Задание №16 Выложи на верху дерева сначала пуговицы маленького размера, затем среднего, затем большого. |
Коллекция «Пуговицы» Задание № 17 Классифицировать пуговицы по разным геометрическим формам (круглые, квадратные, прямоугольные) | Коллекция «Пуговицы» Задание №18 Классифицировать пуговицы по разному материалу (деревянные, стеклянные, металлические, пластмассовые). |
Коллекция «Пуговицы» Задание №19 Подбери из коллекции пуговиц пуговички черного цвета и необходимого размера. | Коллекция «Пуговицы» Задание №20 Выбери из коллекции пуговиц пуговицы необходимого цвета и формы.
|
Коллекция «Пуговицы» Задание № 29 Составь самую длинную дорожку из пуговиц таким образом, чтобы чередовались одновременно и цвет, и форма. | Коллекция «Пуговицы» Задание № 30 Придумай дизайн пуговицы круглой формы |
Коллекция «Пуговицы» Задание № 31 Выложи 10 пуговиц по возрастанию. | Коллекция «Пуговицы» Задание № 32 Выложи 10 пуговиц по убыванию. |
Коллекция «Ракушки» Задание № 1 Выбери из коллекции ракушек самые маленькие ракушки и выложи из них цифру 3. | Коллекция «Ракушки» Задание № 2 Выбери из коллекции ракушек самые маленькие ракушки и выложи из них букву А. |
Коллекция «Ракушки» Задание № 3 Выбери из коллекции ракушек самые маленькие ракушки и выложи из них геометрическую фигуру- | Коллекция «Ракушки» Задание № 4 Выложи бабочек мелкими ракушками по контуру картинки. |
Коллекция «Ракушки» Задание № 5 Пофантазируй и выложи из ракушек морское дно | Коллекция «Ракушки» Задание № 6 Расположи ракушки на листе бумаги следующим образом: правый верхний угол-ракушка маленького размера, белого цвета; левый верхний угол-ракушка маленького размера красного цвета; правый нижний угол-ракушка маленькая, желтая; левый нижний угол-маленькая, коричневая; в центре-ракушка большого размера, любого цвета. | |||||||||
Коллекция «Ракушки» Задание № 7 Разложи ракушки по размеру: слева -маленькие; справа-большие. | Коллекция «Ракушки» Задание № 8 Рассмотри ракушки в коллекции. Разложи их таким же образом в квадрате как предложено, какой не хватает?, что изменилось?
|
Коллекция «Ракушки» Задание № 9 Рассмотри коллекцию ракушек, выбери ракушки необходимого размера и преврати ракушку в черепаху. | Коллекция «Ракушки» Задание № 10 Рассмотри коллекцию ракушек, выбери ракушки необходимого размера и преврати ракушку в кальмара. |
Коллекция «Ракушки» З адание № 11 Рассмотри коллекцию ракушек, выбери ракушки необходимого размера и преврати ракушку в улитку. | Коллекция «Ракушки» Задание № 12 Рассмотри коллекцию ракушек, выбери ракушки необходимого размера и преврати ракушку в червяка. |
Коллекция «Ракушки» Задание № 13 Рассмотри коллекцию. Выложи ракушки разной величины по образцу. | Коллекция «Ракушки» Задание № 14 Раскрась ракушки.
|
Коллекция «Ракушки» Задание № 15 Выложи ракушки такое количество, которое соответствует цифре. | Коллекция «Ракушки» Задание № 16 Выложи ракушек такое количество, которое соответствует цифре. |
Коллекция «Киндеры» Задание № 1 Назови сказки по сказочным героям. | Коллекция «Киндеры» Задание № 2 Назови героев, в названиях которых есть звуки [п], [с], [з], [р]. |
Коллекция «Киндеры» Задание № 3 Выбери героев и придумай сказку. | Коллекция «Киндеры» Задание № 4 Выбери героев сказок, название которых состоит из двух, трех, четырех слогов. |
Коллекция «Ракушки» Задание № 17 Рассмотри коллекцию ракушек. Разложи в ряд ракушки от самой светлой до самой темной. | Коллекция «Ракушки» Задание № 18 Выложи ракушек на столе столько, сколько обозначено в задании: Сколько у человека носов? Сколько пальцев на одной руке? на двух? Сколько ушей у собаки? Сколько глаз у кошки? Сколько крыльев у птицы? Сколько ножек у стола? |
Коллекция «Ракушки» Задание № 19 | Коллекция «Ракушки» Задание № 20 |
Коллекция «Киндеры» Задание № 5 Составь предложение со сказочными героями из двух, трех, четырех слов. | Коллекция «Киндеры» Задание № 6 Классифицируй киндеры: сказочные герои принцессы тролли лошадки кошки машинки |
Коллекция «Киндеры» Задание № 7 Выбери из коллекции киндеров: 5 пар одинаковых фигурок. | Коллекция «Киндеры» Задание № 8 Рассмотри коллекцию киндеров, выбери из нее героев мультфильмов по выбранной предложенной) карточке.
|
Коллекция «Киндеры» Задание № 9 Рассмотри коллекцию. По данной карточке найди такие же фигурки киндеров в коллекции. Назови из какого мультфильма.
| Коллекция «Киндеры» Задание № 10 Построй для героя мультфильма (киндера) домик, гараж, кровать.
|
Коллекция «Киндеры» Задание № 11 Поиграй в игру «Мемори». | Коллекция «Киндеры» Задание № 1 Рассмотри коллекцию киндеров. Выбери героев мультфильма.
|
Коллекция «Машинки» Задание № 1 Выберите все зеленые машинки. | Коллекция «Машинки» Задание № 2 Выберите самую маленькую машинку. |
Коллекция «Машинки» Задание № 3 Найди синюю машинку. | Коллекция «Машинки» Задание № 4 Найди самую большую машинку. |
Коллекция «Машинки» Задание № 5 Найди желтую машинку. | Коллекция «Машинки» Задание № 6 Выбери из коллекции все мотоциклы. |
Коллекция «Календари» Задание №1 Рассмотри коллекцию календарей, собери только календари с изображением животных. | Коллекция «Календари» Задание №2 Рассмотри коллекцию календарей, собери только календари с изображением города. |
Коллекция «Календари» Задание № 3 Рассмотри коллекцию календарей, разложи их по годам. | Коллекция «Календари» Задание № 4 Рассмотри коллекцию календарей, разложи их по временам года. |
Коллекция «Календари» Задание №5 Рассмотри коллекцию календарей, собери только календари с изображением героев мультфильмов. | Коллекция «Календари» Задание №6 Игра «Мемори». |
Коллекция «Камни» Задание № 1 Рассмотри коллекцию и выбери все маленькие камешки зеленого цвета. | Коллекция «Камни» Задание № 2 Рассмотри коллекцию и выбери все желтые камешки. |
Коллекция «Камни» Задание № 3 Найди в коллекции все круглые камни. | Коллекция «Камни» Задание № 4 Выбери из коллекции камешки-звездочки красного цвета. |
К оллекция «Камни» Задание № 5 Рассмотри коллекцию и выбери самый тяжелый камень. Удерживая его пальчиками прокати по лабиринту. | Коллекция «Камни» Задание № 6 Классифицируй камни: гладкие, шершавые; прозрачные, матовые; маленькие, большие. |
Коллекция «Камни» Задание № 7 Рассмотри коллекцию камней, выложи из камней узор. | Коллекция «Камни» Задание № 8 Выбери из коллекции камешки- звездочки синего цвета. |
Коллекция «Камни» Задание № 9 Разложи камни таким образом, чтобы чередовалась форма камней. | К оллекция «Камни» Задание № 10 Разложи камни таким образом, чтобы чередовался размер камней.
| |||||||||||||||
К оллекция «Камни» Задание №11 Рассмотри коллекцию. Выложи ряд из камней, сохраняя последовательность.
| К оллекция «Камни» Задание №12 Методом наложения узнай сколько поместится камней в данной фигуре. Подпиши количество.
|
К оллекция «Камни»
Задание № 13 М етодом наложения узнай сколько поместится камней в данной фигуре. Подпиши количество. | Коллекция «Камни» Задание №14 Рассмотри коллекцию и выбери все желтые камешки. |
Коллекция «Камни» Задание № 15 Рассмотри коллекцию камней. Выбери из нее тот камень, который описывает воспитатель. | К оллекция «Камни» Задание № 16 Из коллекции камней выбери камень, который необходим: «Если бы я был строителем, я бы построил дом из…»; «Если я был бы художником, я бы сделал украшение из…»; «Если бы я был кузнецом, я бы выковал меч из…»; «Если бы я был самолетостроителем, я бы построил самолет из..» и т. п. (дети показывают нужный камень). |
К оллекция «Камни»
Задание № 17 Подбери к камням карточки с изображением предметов, которые могут быть изготовлены из этого камня | Коллекция «Камни» Задание №18 Назови признаки, которыми характеризуется камень.(холодный, твердый, шершавый и т.д.) |
Коллекция «Камни» Задание № 19 | К оллекция «Камни» Задание № 20 |
Коллекция «Открытки» Задание № 1 Рассмотри коллекцию открыток, классифицируй их: праздник 1 мая, цветы, новый год, животные, времена года, | Коллекция «Открытки» Задание № 2 Рассмотри коллекцию открыток, составь свой рассказ по одной из открыток. |
Коллекция «Открытки» Задание № 3 Рассмотри коллекцию открыток. Классифицируй открытки: большие и маленькие в ширину и высоту | Коллекция «Открытки» Задание № 4 Рассмотри коллекцию открыток. Классифицируй открытки: открытки-фото нарисованные художником с маркой и без марки |
Коллекция «Магниты» Задание № 1 Рассмотри коллекцию магнитов, классифицируй магниты: по городам, по странам, фрукты, овощи. животные, памятники виды спорта. | Коллекция «Магниты» Задание № 2 Расположи магниты в порядке возрастания по размеру. |
Коллекция «Магниты» Задание № 3 Расположи магниты в порядке убывания по размеру. | Коллекция «Магниты» Задание № 4 |
Пролубщикова Наталья Владимировна
Янова Татьяна Викторовна