Консультация для педагогов ДОУ «Экологическое воспитание в детском саду»

5
0
Материал опубликован 25 February 2021 в группе

v

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять родину»,

Так писал русский писатель М. М. Пришвин.

Проработав в детском саду 14 годаэкологическую проблему в деле воспитания дошкольников считаю очень актуальной, очень часто встает вопрос о необходимости экологического воспитания. Нужно ли именно в дошкольном возрасте начинать эту деятельность? В настоящее время очень остро встал вопрос о загрязнении окружающей среды. А следовательно все человечество должно позаботиться хотя бы о сохранении, не говоря уже о улучшении окружающей среды. И эта проблема всех людей, не зависимо от их возраста и профессии.

Именно дошкольный возраст является точкой отсчета экологического воспитания. А как же правильно ввести ребенка в этот мир природы, научить его наблюдать, заботится о природе.

Основной задачей экологического воспитания является создание у дошкольников, прежде всего, установки на здоровый образ жизни, привитие им элементов экологической культуры, формирование экологического сознания.

В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка

Только в деятельности ребенок приобретает необходимые знания, умения, навыки.

Формы и методы работы с детьми использую самые разнообразные это:

Основные направления деятельности:

Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет воспитатель.Это могут быть: экскурсии, беседы с воспитателем о природе, животных, растениях, чтение художественной литературы, рассказы об особенностях ухода за животными.

Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях.Сюда относятся: различные тематические игры, викторины, рисование и конструирование, наблюдение, ответы на вопросы детей, обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов, работа в живом уголке, подготовка экологических праздников и т. д.

Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции.

Экологическое воспитание начинается с заботы детей о растениях и животных

Дидактические и наглядные материалы для занятий по экологии Подготовка к занятиям по экологии в детском саду предусматривает широкое применение разнообразных дидактических и наглядных материалов.

Причём часть из них можно готовить совместно с детьми. Так, в подготовительной и старшей группах можно приготовить наглядные пособия для малышей. Например, на занятиях по конструированию в средней группе ребята могут сделать наглядный материал по теме «Огород». Только в начале занятия обязательно надо предупредить, что их поделки будут использоваться как наглядный материал для малышей. Это очень важно! Дети (да и вообще люди) любят, когда их труд нужен кому-то, а не пропадает даром.

Наглядное пособие по теме «Огород», изготовленное дошкольниками средней группы, порадует самых маленьких воспитанников ДОУ

В начале занятий можно просматривать диафильмы и мультфильмы («Рыжая кошка»«Паровозик из Ромашкова»«Клад»«Бабочка»«Сказка о белой льдинке»«На лесной тропе»«Шапокляк», а затем обсуждать просмотренное. Так, на примере мультфильма «Клад» можно обсудить значение и ценность обыкновенной питьевой воды, а после просмотра мультика «Паровозик из Ромашкова» — побеседовать о том, как важно время от времени останавливаться и наблюдать за природой, наслаждаться удивительным окружающим миром.

Рассматривание картинок и картин — один из приёмов, используемых на занятиях.

В первой и второй младших группах используются простые картинки, изображающие растения, животных, овощи, фрукты.

В средней, старшей и подготовительной группах можно рассматривать репродукции картин известных художников («Грачи прилетели» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Жук» И. Кабакова, «Золотая осень» И. Левитана) и просить ребят рассказать, что они видят на них.

Экологическое лото позволяет обощить представления детей о различных видах растений и животных

Игры также можно применять на занятиях по экологическому воспитанию, причём как настольные (например, различные лото, «Найди пару»«Где кто живёт»«Вершки и корешки», так и подвижные (например, «Спасительное дерево»«Гномики в лесу»«В зоопарке» .

В качестве дидактических материалов и пособий можно использовать плакаты, модели, схемы, календари природы, оформленные на экологические и живые уголки, выставки рисунков, комнаты природы.

Экологический уголок в ДОУ должен быть красочно оформлен и привлекать внимание детей

Особое внимание при формировании знаний у детей уделяла чтению художественной литературы. Знакомила детей с произведениями известных детских писателей – природоведов М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, Н. Сладкова, К. Паустовского, Г. Скребицкого. Разучивала с детьми стихи о природе А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина, Ф. Тютчева.

Экологическое воспитание детей необходимо начинать с уголка природы так в моей группе был создан уголок природы, где всего было не много цветов, но с помощью родителей их число возросло. Были собраны разнообразные виды растений, с разными листьями, цветами, что позволило разнообразить уход за растениями. Дети ежедневно соприкасаются с прекрасным миром растений, учились наблюдать, взаимодействовать с ним, ухаживать и заботиться, одни мы протирали тряпочкой, другие чистили зубной щёткой. Большое воспитательное значение имеет труд в уголке природы. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям, дети учатся бережному отношению к труду взрослых. В процессе ухода дети получали представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создать.

В группе, мы разбили огород на подоконнике. Дети с интересом наблюдали прорастание семян, их рост и развитие. Создавали альбомы с зарисовками и нашими наблюдениями.

Затем с помощью родителей мы собираем природный и бросовый материал, из которого мы создаем различные поделки.

На территории нашего детского сада созданы все условия для того что бы дети могли проводить опытно-исследовательскую деятельность, наблюдают за ростом различных растений и кустарников, наблюдают за погодой, делают выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе, выступают в роли исследователей. Для таких игр на участке имеем такое оборудование, песочницу, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Так же на прогулке я провожу подвижные игры природоведческого характера, связанные с подражанием повадкам животных, их образу жизни вызывают у детей особую радость и интерес. Дети с удовольствием выполняют упражнения и быстро запоминают необходимую информацию.

Важным аспектом в системе экологического образования явилась и работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс.

Большое место уделяла совместной деятельности детей и их родителей:

– проводила родительские собрания экологической направленности;

–родители принимали участие в совместной игровой деятельности;

–принимали участие в озеленении территории детского сада;

– принимали участие в тематических выставках поделок из природного материала, рисунков о природе (сделанных совместно с детьми).

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реального осуществления в семье проводилось анкетирование родителей, беседы. Результаты анкетирования выносились на родительские собрания для анализа, обсуждения и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми. Такая работа с семьей способствовала повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогла создать для детей более благоприятную обстановку в семье.

Таким образом, воспитывая экологические начала, дети будут более внимательными, любознательными, эмоционально – отзывчивыми, усвоят приёмы выращивания растений, ухода за животными. Ребята накопят много ярких конкретных фактов из жизни природы, научатся замечать связи и отношения между ними. Всё это способствует развитию их мышления, воспитанию любви и бережного отношения к природе.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.