Консультация для воспитателей «Принципы организации оздоровительно - развивающей работы с ослабленными детьми»
Консультация для воспитателей «Принципы организации оздоровительно - развивающей работы с ослабленными детьми».
Гудинова Елизавета Владимировна инструктор по физической культуре ГБДОУ №17 кировского района Санкт-Петербург
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить : забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера свои силы».
В. А. Сухомлинский
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения . Основой являются еженедельные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, партнёрская совместная деятельность работы в ДОУ.
Оздоровительные занятия способствуют решению следующих задач:
Сохранению и укреплению здоровья детей;
Формированию потребности в двигательной активности;
Развитию сенсорных и моторных функций;
Профилактика нарушений опорно – двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
Приобретению навыка правильного дыхания;
Привитию навыков элементарного самомассажа;
Развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);
Развитию эмоционально – волевой сферы игровой деятельности;
Ознакомление детей с важнейшими анатомо – физиологическими понятиями (строение человеческого тела, первоначальные представления о строении человека и функциях органов);
Содействие становлению форм естественного поведения – соблюдение правил личной гигиены и общественной в повседневной жизни детей.
Методика проведения всех видов массажа, гимнастика для глаз, упражнений на развитие дыхания соответствует существующим научно – обоснованным оздоровительным системам. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от перифирии к центру (от кистей рук к плечу). При массаже пальцев рук можно использовать следующие приёмы:
Вытягивание каждого пальца и надавливание на него
Растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.
Дыхательная гимнастика по методике Б. С. Толкачёва особенно рекомендуется часто болеющим детям. Желательно использовать в каждодневной практике упражнения с озвученным выдохом: «Р-р-р», «П-ф-ф-ф», «Тик-так» и т.д.
Надо помнить, что положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании возможности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.
Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора и т.д.) Это увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Приучать ребёнка к постоянному контролю за положением своего тела необходимо как можно раньше. Самое действенное средство устранения дефектов осанки – физические упражнения.
Методика составления комплексов, как и обычное физкультурное занятие, состоит из 3 частей. В подготовительную часть включают несложные общеразвивающие и корректирующие упражнения, соответствующие нарушениям осанки. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний. Дозировка 6-8 повторений. В основную часть входят упражнения из положения лёжа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки как при держании тела в положении стоя и сидя. Дозировка упражнений зависит от самочувствия в среднем 8-16 раз. Все упражнения обязательно исполняются в обе стороны. Заключительная часть строится из упражнений на расслабление, (релаксация), выполняемых в и.п. лёжа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки. Конечно же, эмоциональная разгрузка – игры. В дополнение дети могут проконтролировать друг друга. Провести коррекцию частей своего тела. Перед зеркалом, а также можно использовать шутливые стишки и присказки, которые дети говорят сами:
Проверочка осаночки
Хватит спинушку качать,
Надо лечь и отдыхать.
Я на коврике лежу,
Прямо в потолок гляжу.
Лежат ровно пяточки,
Плечики, лопаточки.
Спинка ровная, прямая.
А могла бы быть кривая.
При нарушении осанки.
1 Этап: Упражнения из положения стоя.
Принятие правильной осанки.
Корригирующая ходьба.
Удержание равновесия.
Удерживание предмета на голове.
Самовытяжение.
2 Этап: Упражнения из положения сидя на полу, стуле, скамейке.
Принятие правильной осанки.
С потягиванием.
С сопротивлением.
На коленях и четвереньках.
3 Этап: Упражнения из положения лёжа на животе, на спине.
Самовытяжение.
Сопротивление.
С предметами.
В парах.
Причины плоскостопия.
Причин плоскостопия много. Это и наследственная предрасположенность, порез или паралич подошвенных мышц стопы или мышцы голени, травмы костей стопы или лодыжек. Наиболее частая причина – общая слабость костно-мышечной системы в результате перенесённого рахита. Частых или длительных заболеваний.
Особенно опасна на фоне слабости мышечно-связочного аппарата перегрузка стоп: длительное стояние, долгая непрерывная ходьба, избыточный вес ребёнка. Крайне неблагоприятно на состояние стоп сказывается наличие плохо подобранной обуви. Особенно часто плоскостопие развивается у детей с так называемой плоско-вальгустной установкой стоп, которая формируется в раннем возрасте.
1 Этап: Упражнения без предметов.
Движения пальцами ног.
Повороты.
Круги.
Перекаты.
Пружинящие движения с сопротивлением.
Ходьба и бег по ровной наклонной плоскости.
2 Этап: Упражнения с предметами.
Ходьба и бег по массирующим коврикам.
Захваты предметов, удержание их и бросание.
Перекатывание мячей разных размеров.
Упражнения на равновесие.
3 Этап: Упражнения на снарядах и приспособлениях.
Смена угла наклона лесенки, мостика, дорожки.
Ходьба по ребристым доскам.
Лазание по гимнастическим лесенкам.
Вход на возвышение и спрыгивание с него.
Ходьба по специальным дорожкам.
Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур. Закаливание предполагает не одну какую-либо закаливающую процедуру, а целый комплекс мероприятий, тесно связанных со всеми другими, составляющими режим дня. При этом необходимы:
Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении (температурная гигиена).
Рациональная, неперегревающая одежда детей.
Соблюдение режима прогулок во все времена года.
Гигиенические процедуры (умывание, обтирание шеи, обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипячённой водой комнатной температуры с добавлением лекарственных трав).
Наряду с этим необходимы и специальные меры закаливания:
Воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями и ходьбой по гальке.
Контрастные воздушные ванны (циклические беговые упражнения в условиях переменного воздушного режима – из холодной комнаты в тёплую и обратно с увеличением контраста температуры в комплексе с дыхательной гимнастикой и методами рефлексотерапии.
Обливание стоп (28-27 до 15-12 градусов).
Ножные ванны (от 30-28 до 18-15).
Контрастное обливание ног (36-26-36). В комплексе с профилактическим массажем стоп.
Обтирание (от 32-30 до 22-20).
Обливание туловища (от 30-20).
Контрастные водные процедуры (бассейн-душ-бассейн) с увеличением контраста температур.
Одной из сильных закаливающих процедур являются солнечные ванны. При их приёме следует строго выполнять следующие правила:
Солнечные ванны принимаются не позже, чем за 1 час до еды и не раньше, чем через 1,5 ч после еды. Нельзя принимать солнечные ванны натощак.
Оптимальное время с 8.00 до 11 ч.
После приёма солнечных ванн рекомендуется выкупаться или облить тело прохладной водой (20-25).
При приёме солнечных ванн необходим постоянный контроль за самочувствием детей.
Следует помнить, что чрезмерное превышение интенсивности закаливающих процедур может привести к срывам адаптации, проявляющимися в ухудшении состояния здоровья и самочувствия ребёнка. Поэтому при работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы и методы закаливания:
Проведение закаливающих процедур только при условии, что ребёнок здоров.
Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства).
Тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям.
Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания.
Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).
Комплексное использование все природных факторов.
Учёт климатических условий.
В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон. В связи с этим:
-обеспечить в момент подготовки детей ко сну спокойную обстановку, исключить шумные игры за 30 мин до сна.
-Первыми за обеденный стол сажать детей с ослабленным здоровьем, чтобы затем их первыми укладывать в постель.
-Проветривать спальное помещение перед сном со снижением температуры воздуха на 3-5 градусов.
-Для быстрого засыпания детей использовать элементы рефлексотерапии аутогенной тренировки.
После пробуждения:
-Потянуться, сделать несколько упражнений в постели.
-Встать на массажный коврик, помассировать стопы, ело с помощью ручного массажёра.
-Выполнять упражнения на полосе препятствий.
Этим обеспечивается плавный переход от сна к бодорствованию.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка.
В холодное время года и после занятий, на которых дети сидели, прогулка должна начинаться с пробежки, подвижной игры. В тёплое время года или после физкультурных занятий – с наблюдения, спокойных игр.
Применение психогигиенических и психопрофилактических средств.
Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. Но, помимо развития физических качеств дошкольников, не стоит забывать о развитии речи. С каждым годом число поздноговорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и просто общением. На занятиях физкультурой мы стараемся помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие и развитие речи.
На занятиях мы используем: стихотворное и музыкальное сопровождение упражнений и игр; речёвки; считалочки. Развиваем сенсорику, моторику, зрительное восприятие. Развитие речи вклчает в себя много различных этапов. Игры с мячом, можно использовать следующие приёмы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов, например: игра «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук».
Цель: закрепление навыков ловли и бросания мяча, развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
Народные игры – хорошее подспорье в развитии речи детей. На занятиях можно использовать фольклорный материал: потешки, прибаутки, загадки и скороговорки. Русские народные песни и пляски, игры с речетативом. В промежутках между повторением подвижных игр, дети, которых «осалили», не задумываясь о том, для чего они дела
задания предложенные им, развивает моторику: расстегивают-застёгивают пуговицы; шнуруют кармашки и т.д. Либо могут выполнять пальчиковую гимнастику.
После проведения занятия, мы с детьми «вспоминаем» о том, что делали сегодня, с каким оборудованием занимались. Какого цвета, формы оно было.
Проводим праздники, развлечения, где стараемся познакомить детей с традициями, играми, обрядами других народов.
Сегодня концепция дошкольного воспитания направлена на развитие личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной сфере. В этой связи актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективный средств совершенствования предметно-развивающей среды и развития детей дошкольного возраста на основе жизненной потребности ребенка быть сильным , смелым.
«Нельзя лишать ребенка естественной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий. Принуждение часто вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции».
Н.Н.Ефименко
Заботясь о физической нагрузке детей-дошкольников, педагог не должен забывать о любознательности и пытливости в этом возрасте. Поэтому, прежде чем приступать к физическим упражнениям, полезно поставить ребенка перед необходимостью решения какой-либо задачи.
А где может проявляться естественная активность ребенка? Конечно же, в самом естественном его виде деятельности-в игре (досуге, развлечении). Игры, развлечения, досуги являются одной из форм активного отдыха, это также и одна из форм работы по развитию двигательного творчества дошкольников.
Наблюдая за детьми во время игры , где естественные условия развития движений не ограничены правилами их выполнения, мы видим, как это позволяет детям раскрыть свой двигательный потенциал, заложенный природой. А это и есть творчество. В игре (досуге) ребенок раскрывает все личностные качества: смелость, настойчивость, волю, выручку, терпимость, сопереживание. Потому что только в игре, при взаимодействии со сверстниками, а часто и в одной «связке» с ними, это качества наиболее ярко проявляются. Нам достаточно только их подкорректировать в дальнейшем.
Играя с детьми, мы можем кроме традиционных задач физического воспитания: оздоровительных, образовательных, развивающих, воспитательных – по ходу решать и сопутствующие общеразвивающие, решение которых сделает наших детей умнее, человечнее, разностороннее. Вот некоторые из них:
Формирование посредством движений пространственных, временных и энергетических представлений: длинный – короткий, тонкий – толстый, медленный – быстрый, сильный – слабый и т.д.
Изучение в процессе двигательной деятельности физических свойств, фактуры предметов по типу: тяжелый – легкий, гладкий – шершавый, плотный – пористый , мягкий – твердый, мокрый – сухой и т.д.
Ознакомление с назначением различных типов предметов и формирование на этой основе элементов «орудийной» логики (для чего и как применяется тот или иной предмет).
Расширение и активизация глагольного запаса детей: ловить, бросать, катать, набивать, футболить, висеть, забрасывать, лазать, спрыгивать, опускаться.
Развитие посредством двигательных заданий, игр и эстафет математических представлений, а также психических процессов: логики, памяти, внимания, наблюдательности.
Воспитание необходимых эстетических норм: женственности, мягкости, аккуратности (у девочек), мужественности, лидерства, джентельменства (у мальчиков). Воспитание правил хорошего тона во взаимоотношениях друг с другом, педагогом, взрослым. Пробуждение у детей чувства прекрасного, гармонии (в действиях, языке, музыке, природе и т.д.)
Воспитание у детей необходимых личностных качеств: честности, смелости, сострадания, настойчивости, справедливости, целеноправленности.
Коррекция эмоционального состояния детей: формирование и закрепление положительных эмоций в процессе игры, выработка правильных эмоциональных реакций на те или иные двигательные (игровые) ситуации.
Чем разнообразнее информация поступает в мозг ребенка, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Играя, ребенок вживается в образ, знакомится с многообразием действительности, сознательно или бессознательно усваивает привычки, манеру поведения, отношение к окружающему миру. Не замечая того, ребенок в игре учится оздоравливаться, развивает физические качества, воспитывается, узнает много нового.
Крупнейший детский психолог А.В.Запорожец показал, что «двигательное воображение обеспечивает одушевление детских движений». Согласно его теории, движение, прежде чем превратиться в управляемое, должно стать ощущаемым, те есть осмысленным.
В игре ребенок не опасается выполнить движение не так, как все, а так, как он чувствует и представляет входя в образ какого – то животного, охотника, атлета, дикаря племени и т.д. Даже то, что он пробежал, прыгнул, прополз не так быстро, как другие, не огорчает его. В это время ребенок относится к движению как предмету игрового экспериментирования. Он не только передает знакомый
образ в движении, но и учится создавать новое движение, изменять и преобразовывать его структуру, то есть в процессе двигательного творчества ребенок получает возможность личностного самовыражения.
А все внимание педагога уделяется не обучению, а психо – эмоциональной сфере, положительному эмоциональному эффекту, способам, которые помогут донести до детей интеллектуальные и духовные знания, чтобы игра – спектакль получилась комплексно – насыщенной.
Для успешного проведения познавательно – оздоровительных игр – досугов у детей должен быть накоплен определенный двигательный опыт. Поэтому такие досуги целесообразно проводить с детьми старшего дошкольного возраста.
Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Ефименко, формулирует основные принципы своей системы так:
- «Играть нужно с первой минуты занятия до последней» ;
- «Там, где заканчивается игра, там заканчивается педагогика».
К этим заповедям можно добавить:
Играя – оздоравливать!
Играя – развивать!
Играя – воспитывать!
Играя – обучать!
«Развивающая педагогика оздоровления» поможет решить оздоровительные и развивающие задачи игр – досугов, которые носят ярко выраженный творческий характер и содержат комплексы дыхательной гимнастики, самомассажа, профилактики плоскостопия и укрепление осанки, игры – аттракционы, ряд подвижных игр народов мира, включены в творческую разработку.
В процессе комплексного досуга народных игр «Вокруг света», воспитание не сводится только к мускульной деятельности. А используются все возможности физического воспитания, укреплять их двигательный статус, расширять интеллектуальные возможности и формировать морально – этические основы человека будущего.
Досуг народных игр «Вокруг света» как раз и предусматривает этот момент. Все тематические занятия, проводимые в течение года со старшими дошкольниками, объединенные в одну тему, которая будет нести главную идею ее проведения.
Чтобы эти знания превратились в устойчивые и прочные, требуется система, которая позволит детям усвоить весь материал в последовательности проигрывания. Постановка главной цели игры и, что особенно важно, общей темы для всех физкультурных досугов, которые проводятся в течение года.