12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панкратова Ольга Владимировна58
Россия, Челябинская обл., Чебаркуль
1

Консультация для педагогов на тему «Речевые игры по ознакомлению детей с профессиями»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25 «Солнышко» (МБДОУ д/с №25)

Российская Федерация, 456440 Челябинская область, г. Чебаркуль, ул. 9 Мая, 26,

тел.: 8(35168)55480, e-mail: detskiisad-solnyshko@mail.ru, сайт: http://solnyshko25.ucoz.ru  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов:

«Речевые игры по ознакомлению детей с профессиями»

 

 

Подготовила: Панкратова Ольга Владимировна,

учитель-логопед первой квалификационной

категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевые игры по ознакомлению детей с профессиями.

 

Ранняя дошкольная профориентация – это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребёнка, выявление его способности, наклонности, определённой потребности в той или иной деятельности. Ранняя профориентация преимущественно носит ознакомительно-информационный характер (общее знакомство с миром профессий).

Детство – это удивительный мир, где, будучи ребенком, можно стать мамой и папой, пожарным и врачом, можно полететь в космос, путешествовать по разным странам или помечтать о будущем. Мир профессий в обществе сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если еще несколько лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, врача, продавца, водителя и военного, то на текущем этапе этого недостаточно.

Современная действительность нам диктует новые требования. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.

Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для ранней профориентации.

Ознакомление детей с трудом взрослых относится к очень важным задачам дошкольного образования Важно вовремя создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для педагогического воздействия. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром уже происходит в дошкольном возрасте. Дети через сказки, телевидение, общение со сверстниками и взрослыми, узнают о разных профессиях. Подготовка заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы тем самым облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков ребенок приобретет в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Мне в этом помогает подборка дидактических игр по теме «Профессии». Так как речь детей с ТНР отличается бедностью словаря, слабым словестно-логическим мышлением, неумением устанавливать логические связи между предметами, этим детям необходимо многократное повторение материала с помощью разнообразных видов деятельности, в том числе игровой.

 

Важная задача логопеда – способствовать развитию высказывания, необходимо стимулировать речь ребёнка и добиваться полных развёрнутых ответов. Но без соответствующего уровня развития речевой системы невозможно сформировать представления о труде взрослых, т. к. речь является средством коммуникации в любой профессии.

На логопедических занятиях с элементами ранней профориентации применяются разнообразные упражнения и задания, направленные на развитие всех сторон речи, вот некоторые из них:

беседа о профессии;

отгадывание загадок;

объяснение пословиц и поговорок;

речь с движениями

раскрашивание орудий труда и инструментов;

разучивание стихотворений;

различные игры на словообразование и словоизменение;

пересказ рассказа о профессии;

составление описательного рассказа;

составление рассказа по сюжетной картине;

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

Игры дают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, о предметах труда, о трудовых действиях, результате труда, расширяют словарь, учат общению.

Предлагаю несколько интересных игр:

 

1. «Что для кого»

Я называю вам профессию, а вы быстро должны назвать, что для

человека этой профессии нужно.

Учителю - указка, учебник, мел, доска…

Повару - кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…

Водителю - автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…

Художнику - кисти, мольберт, глина, краски.

Продавцу - весы, товар, фартук, касса, деньги…

Врачу - халат, шапочка, медицинская карта, ручка…

Пожарному - каска, шланг, вода, огнетушитель.

Швее - ножницы, ткань, швейная машина, иголка.

Воспитателю - группа, прогулка, игра, книга.

Плотнику - топор, пила, гвозди, доска, рубанок.

Строителю - кирпичи, цемент, дверь, рама.

Парикмахеру - ножницы, фен, зеркало, расческа, заколки.

2.Пальчиковая гимнастика «Профессии»

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

3.Игра «Что будет, если…»

- Сейчас, когда мы живём в большом городе, требуется труд людей

разных профессий, для того, чтобы в городе было всё в порядке. Я буду

задавать вопрос, а вы должны постараться ответить правильно. Готовы?

Если бы не было строителей, то…

Если бы не было водителей, то…

Если бы не было парикмахеров, то…

Если бы не было дворников, то…

Если бы не было учителей, то…

Если бы не было милиционеров, то…

Если повара перестанут готовить пищу?

Если врачи перестанут лечить людей?

Если все водители откажутся сесть за руль?

Если дорожная служба перестанет следить за состоянием дорог?

- Значит, можно сделать вывод:

Все профессии нужны, все профессии важны!

4. Игра «Угадай, какая профессия у человека»

- Ножницы, ткань, швейная машина - … (портной) ;

- Доска, мел, учебник - … (учитель) ;

- Маленькие дети, прогулки, игры - … (воспитатель) ;

- Краски, кисти, побелка - … (маляр) ;

- Корабль, тельняшка, море - … (моряк) ;

- Небо, самолёт, аэродром - … (лётчик)

-Двор, метла, урна. (Дворник)

-Сумка, газета, письмо. (Почтальон.)

-Фотоаппарат, плёнка, квитанция. (Фотограф.)

-Дом, кирпич, цемент. (Строитель.)

-Автобус, деньги, билет. (Кондуктор.)

-Книга, библиотека, читатель. (Библиотекарь.)

Грамматические игры:

1. Подбери действия: Швея (что делает?) – … Милиционер (что

делает?) — …

2. Один – много (множественное число): водитель – водители врач —

учитель — … рабочий — … пожарный — … летчик — … геолог — …

медсестра — … буровик — … повар — … воспитатели — … швея — …

3. Посчитай: Одина швея, две …, три …, четыре …, пять… Один

продавец, два …, три …, четыре …, пять … и т.д.

4. Продолжи предложения: В магазине работают продавцы, кассиры,

В больнице работают …, …, … . На стройке работают …, …, … . В детском

саду работают …, …, … .

«Кто работает на машинах?»

(формирование навыка словообразования)

На тракторе работает ... тракторист.

На поезде работает ...

На машине работает ...

На корабле работает ...

На самолете работает ...

На экскаваторе работает ...

На трамвае работает ...

На кране работает ...

На ракете работает ...

Составить рассказ о любой профессии.

Чтобы составить рассказ, вам предлагается план.

Что это за профессия?

Носят ли люди данной профессии форменную одежду?

Если да, то какую?

Без каких предметов человек этой профессии не сможет работать?

Где работают?

Что дела ют?

Дети (составляют рассказ).

Игра «Верно или нет?»

В:. Садовник — это тот, кто работает в детском саду.

Дети. Неверно. Садовник — это тот, кто ухаживает за деревьями и

кустарниками в саду.

В:. Уборщица — это та, кто делает головные уборы.

Дети. Неверно. Уборщица — это та, кто убирает мусор, подметает и моет

полы.

В:. Столяр — это тот, кто делает столы.

Дети. Неверно. Столяр — это тот, кто изготавливает пред меты из дерева.

В:. Плотник — это тот, кто делает плоты.

Дети. Неверно. Плотник — это тот, кто строит здания из дерева.

В:. Водитель — это тот, кто водит на экскурсии.

Дети. Неверно. Водитель — это тот, кто водит машину.

Дидактическая игра «Назови женские профессии»

(словообразование):

ткач — ткачиха, повар — ..., воспитатель — ..., учитель — ..., художник

..., продавец — ..., певец — ..., летчик — ..., пианист — ..., скрипач — ... .

Дидактическая игра «Почему так названы?» (сложные слова):

рыболов — ловит рыбу, пчеловод — ..., землекоп — ..., лесоруб — ...,

трубочист — ....

Дидактическая игра «Назови действия»:

лопатой — копают, иголкой — ..., пилой — ..., топором — ..., граблями

..., кистями — ..., ножницами — ....

Дидактическая игра «Ответь на вопрос»

Куда пойдет мама, если нужен врач? Куда ты пойдешь, если нужно

сшить платье? Куда нужно пойти, чтобы купить лекарство? хлеб?

Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Дровосеки рубят бор — есть у каждого ... (топор). Папе гвоздь забить

помог деревянный ... (молоток). Пыль на полу — подайте ... (метлу). Возле

школы все ребята убирают снег ... (лопатой).

«Кто что делает?»

Врач... — лечит детей.

Логопед... — учит детей правильно говорить.

Воспитатель... — воспитывает детей.

Швея... — шьет одежду.

Продавец... — продает игрушки, посуду, продукты

Почтальон... — разносит газеты, журналы, письма.

Каменщик... — возводит стены из кирпича.

Маляр... — красит окна, двери, стены.

Шофер... — водит машину, автобус.

Летчик... — управляет самолетом.

Побеседуйте с ребенком о профессиях людей, работающих в детском

саду. Это заведующий детским садом, воспитатель, логопед, психолог, врач,

медсестра, повар, прачка, заведующий хозяйством, помощник воспитателя,

музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания.

Побеседуйте о том, чем занимается каждый из этих людей:

заведующий, руководит детским садом,

воспитатель учит и воспитывает детей,

- логопед учит детей правильно и красиво говорить,

психолог развивает детей,

- врач следит за здоровьем детей,

медсестра помогает врачу,

повар готовит для детей вкусную еду,

прачка стирает белье,

заведующий хозяйством закупает все необходимое для детского

сада,

помощник воспитателя следит за чистотой, музыкальный

руководитель поет и танцует с детьми,

руководитель физвоспитания учит детей быть ловкими и сильными

Спасибо за внимание!


 


 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.