Консультация для родителей на тему «Трудовое воспитание в семье»
Консультация для родителей на тему:
«Трудовое воспитание в семье»
Косенко А.Г., учителя трудового обучения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.Перми
В связи с серьезной перестройкой жизни нашего общества возрастает ответственность школы и семьи за детей. В основных направлениях реформы школы обращается внимание на то, что «следует усилить помощь семье и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения». Вместе с тем и школа, давая детям полноценные знания, «должна ориентировать молодежь на общественно-полезный труд и готовить ее к этому».
Особая роль в приобщении детей к труду принадлежит семье. Семья, родители — это первый коллектив, где ребенок впервые получает представление о жизни, о людях, их взаимоотношениях и об отношении к труду. В семье ребенок впервые сам начинает трудиться. Трудолюбие не воспитаешь словами, оно возникает как итог длительных систематических упражнений в трудовых усилиях. Однако есть немало примеров того, как в отдельных семьях не уделяется серьезного внимания трудовому воспитанию детей. Более того, бытуют вредные предрассудки о том, что дети успеют наработаться, когда вырастут, их всячески ограждают от серьезных трудовых обязанностей. Из таких семей и выходят белоручки, люди, не умеющие и не желающие трудиться; люди, у которых сформировалось потребительское отношение, к жизни, а на такой почве всегда процветают и другие отрицательные качества: эгоизм, черствость, бездушие, барское отношение к труду и людям.
Организуя трудовое воспитание детей, родителям следует продумать его содержание и предусмотреть такие его виды, как самообслуживание, учебный труд, семейный общественно-полезный труд, творческий и производительный труд.
Самообслуживание — это первый шаг на пути приобщения детей к труду и воспитания у них трудолюбия. Уже двухлетних детей родители, как правило, начинают обучать самообслуживанию: самостоятельно умываться, одеваться, содержать в порядке игрушки, быть опрятным, С возрастом круг обязанностей расширяется: дети принимают участие в уборке квартиры, уходе за цветами, помогают накрывать на стол, ухаживать за младшей сестрой или братом, работать в саду, на огороде.
С поступлением в школу учение становится главным видом деятельности ребенка, но самообслуживание и участие в общем труде семьи сохраняется. Это уже может быть труд по благоустройству дворовых площадок, участие в субботниках, организованных школой, шефская помощь ветеранам войны и труда, изготовление игрушек для детских садов.
К общественно-полезному труду тесно примыкает производительный труд, в котором уже могут принимать участие школьники с 3-го класса. Это - участие в обработке земли, выращивание и уход за овощами, фруктами, ягодами. Общественно-полезный производительный труд детей (особенно вне семьи) оказывает благотворное воздействие не только на физическое развитие, но и на нравственное развитие ребенка, укрепляет его волю, характер, воспитывает трудолюбие, добросовестное отношение к труду на общую пользу, формирует общественную активность, ведет к гармоническому развитию. Участие ребенка в таком труде способствует осознанию своей связи с коллективом, с обществом, успешно формирует умения и навыки совместной коллективной деятельности.
Родители должны всячески содействовать и помогать школе в организации такого труда, иначе в семье вырастет индивидуалист, которому нет дела до общественного, которому, кроме своего дома и личного благополучия, ничего не нужно.
Нельзя недооценивать и творческий труд детей для их гармонического развития. Младшие школьники обычно увлекаются творческими видами труда: конструированием, выпиливанием, выжиганием, лепкой, и т.п. Не следует препятствовать детям в таких увлечениях. Надо помочь им приобрести необходимые материалы, инструменты создать живой уголок, где могут быть черепаха, еж, рыбки. К сожалению, немало родителей, имеющих просторные благоустроенные квартиры, не разделяют увлечений своих детей и запрещают им заниматься любимым делом, смотрят на их занятия, как на пустое времяпрепровождение, от которого ничего, кроме мусора, нет. Невдомек таким родителям, что они сами, своими руками, задерживают развитие своих детей, глушат их способности, толкают к безделью. Помимо труда в его различных видах следует широко использовать игру. Хотя в младшем школьном возрасте ведущей, деятельностью становится учеба, однако игра в жизни ребенка продолжает занимать важное место.
Фактически игра детей — это упражнения в общественных способах поведения, и родители должны быть внимательны и к этой деятельности ребенка. Какие игры предпочитают дети, какие они в играх — всегда увидят внимательные родители и своевременно, тактично примут меры, помогающие устранить дефекты в нравственном развитии ребенка: появление жадности, нечестности, эгоизма, трусости.
Заботясь о трудовом воспитании детей, родители должны обязательно придерживаться определенных правил. Первое — целесообразность трудового задания. Для чего, зачем нужно выполнить ту или иную работу ребенку. Цель должна быть близка и понятна ему, так же как и необходимость, важность этой работы. Для этого надо как можно раньше включать детей в трудовую жизнь семьи, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал себя таким же членом семьи, как и другие. Это основной путь формирования личной ответственности и дисциплинированности у детей.
Трудовое задание должно быть посильным для ребенка. Дело в том, что неудачи вызывают отрицательные эмоции, которые будут перенесены на сам труд, поэтому воспитать любовь к труду у детей станет подчас невозможно. Чрезвычайно важно, чтобы предстоящий труд интересовал ребенка, вызывал у него положительные эмоции. Именно в этом случае он будет эффективен и в воспитательном отношении, и по своим конкретным результатам.
В трудовом воспитании важно и такое правило: начатое дело доводить до конца и выполнить его обязательно хорошо. Если ребенок не доводит работу до конца или выполняет ее небрежно, у него чрезвычайно быстро формируются отрицательные привычки, причем они приобретают настолько прочный характер, что остаются на всю жизнь. То, что усвоено в родительском доме, повторится с человеком в собственной семье. Поэтому всегда важно побудить ребенка закончить дело, за которое он взялся, и выполнить его как можно лучше.
В воспитании трудолюбия у детей важно заметить выполненную работу, дать ей оценку. И, конечно, положительную. Ребенок жаждет похвалы, она помогает ему расти, развиваться, обретать уверенность в своих силах. Но это не значит, что хвалить надо за любую выполненную работу. Ведь она может быть выполнена и небрежно, тогда уместно порицание, но обязательно тактичное. В воспитании любви к труду недопустимы грубость, крик, угрозы. Как только труд превратился в повинность, ничего, кроме отвращения, злости, он вызывать не будет. Из-под палки никто никогда хорошо не работает.
Вместе с тем недопустима и безудержная похвала ребенка. Она неизбежно приведет к тому, что у него сформируются негативные мотивы: делать ради похвалы; делать, чтобы тебя отметили, выделили. Такие мотивы — свидетельство меркантильности, бездушия и эгоизма. В связи с этим важно, чтобы родители, положительно оценивая выполненную работу, соблюдали чувство меры, чаще использовали коллективную форму оценки выполненной работы с позиции всей семьи, всячески поддерживали и развивали детскую инициативу.
Мы убеждены, что дети должны не только знать, что мама и папа работают, создают благополучие всем членам семьи, они должны с раннего возраста хорошо усвоить важность родительского труда для всего общества в целом. В этом отношении ничто не может заменить семью.
Список литературы
1. Воспитание школьников в труде/ под редакцией А.А. Шибанова : М.: Педагогика, 1976
2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
3. Концепция трудовой подготовки в системе непрерывного образования. - "Школа и производство", 1990, № 1 с.62
4. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений: - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
5. http://oddom.ru/semia/617653_Trudovoe_vospitanie_detey.html