12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Косенко Алёна Геннадьевна1277
Россия, Пермский край, Пермь

Консультация для родителей на тему:

«Трудовое воспитание в семье»

Косенко А.Г., учителя трудового обучения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.Перми

В связи с серьезной перестройкой жизни нашего общества возрастает ответственность школы и семьи за детей. В основных направлениях реформы школы обращается внимание на то, что «следует усилить помощь семье и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения». Вместе с тем и школа, да­вая детям полноценные знания, «должна ориентировать мо­лодежь на общественно-полезный труд и готовить ее к этому».

Особая роль в приобщении детей к труду принадлежит семье. Семья, родители — это первый коллектив, где ребенок впервые получает представление о жизни, о людях, их взаи­моотношениях и об отношении к труду. В семье ребенок впер­вые сам начинает трудиться. Трудолюбие не воспитаешь сло­вами, оно возникает как итог длительных систематических упражнений в трудовых усилиях. Однако есть немало примеров того, как в отдельных семь­ях не уделяется серьезного внимания трудовому воспитанию детей. Более того, бытуют вредные предрассудки о том, что дети успеют наработаться, когда вырастут, их всячески ог­раждают от серьезных трудовых обязанностей. Из таких се­мей и выходят белоручки, люди, не умеющие и не желающие трудиться; люди, у которых сформировалось потребительское отношение, к жизни, а на такой почве всегда процветают и другие отрицательные качества: эгоизм, черствость, бездушие, барское отношение к труду и людям.

Организуя трудовое воспитание детей, родителям следует продумать его содержание и предусмотреть такие его виды, как самообслуживание, учебный труд, семейный обществен­но-полезный труд, творческий и производительный труд.

Самообслуживание — это первый шаг на пути приобще­ния детей к труду и воспитания у них трудолюбия. Уже двухлетних детей родители, как правило, начинают обучать самообслуживанию: самостоятельно умываться, одеваться, со­держать в порядке игрушки, быть опрятным, С возрастом круг обязанностей расширяется: дети принимают участие в уборке квартиры, уходе за цветами, помогают накрывать на стол, ухаживать за младшей сестрой или братом, работать в саду, на огороде.

С поступлением в школу учение становится главным ви­дом деятельности ребенка, но самообслуживание и участие в общем труде семьи сохраняется. Это уже может быть труд по благоустройству дворовых площадок, участие в субботни­ках, организованных школой, шефская помощь ветеранам войны и труда, изготовление иг­рушек для детских садов.

К общественно-полезному труду тесно примыкает произ­водительный труд, в котором уже могут принимать участие школьники с 3-го класса. Это - участие в обработке земли, выращивание и уход за овощами, фруктами, ягодами. Общественно-полезный производительный труд детей (особенно вне семьи) оказыва­ет благотворное воздействие не только на физическое раз­витие, но и на нравственное развитие ребенка, укрепляет его волю, характер, воспитывает трудолюбие, добросовестное отношение к труду на общую пользу, формирует обществен­ную активность, ведет к гармоническому развитию. Участие ребенка в таком труде способствует осознанию своей связи с коллективом, с обществом, успешно формирует умения и навыки совместной коллективной деятельности.

Родители должны всячески содействовать и помогать шко­ле в организации такого труда, иначе в семье вырастет ин­дивидуалист, которому нет дела до общественного, которому, кроме своего дома и личного благополучия, ничего не нужно.

Нельзя недооценивать и творческий труд детей для их гармонического развития. Младшие школьники обычно увлекаются творческими видами труда: конструированием, выпили­ванием, выжиганием, лепкой, и т.п. Не следует препятствовать детям в таких увлечениях. Надо помочь им приобрести необходимые материалы, инструменты создать живой уголок, где могут быть черепаха, еж, рыбки. К сожа­лению, немало родителей, имеющих просторные благоустро­енные квартиры, не разделяют увлечений своих детей и за­прещают им заниматься любимым делом, смотрят на их за­нятия, как на пустое времяпрепровождение, от которого ни­чего, кроме мусора, нет. Невдомек таким родителям, что они сами, своими руками, задерживают развитие своих детей, глушат их способности, толкают к безделью. Помимо труда в его различных видах следует широко использовать игру. Хотя в младшем школьном возрасте ведущей, деятельностью становится учеба, однако игра в жизни ребенка продолжает занимать важное место.

Фактически игра детей — это упражнения в обществен­ных способах поведения, и родители должны быть вниматель­ны и к этой деятельности ребенка. Какие игры предпочитают дети, какие они в играх — всегда увидят внимательные ро­дители и своевременно, тактично примут меры, помогающие устранить дефекты в нравственном развитии ребенка: появ­ление жадности, нечестности, эгоизма, трусости.

Заботясь о трудовом воспитании детей, родители должны обязательно придерживаться определенных правил. Первое — целесообразность трудового задания. Для чего, зачем нужно выполнить ту или иную работу ребенку. Цель должна быть близка и понятна ему, так же как и необходимость, важность этой работы. Для этого надо как можно раньше включать детей в трудовую жизнь семьи, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал себя таким же членом семьи, как и другие. Это основной путь формирования личной ответствен­ности и дисциплинированности у детей.

Трудовое задание должно быть посильным для ребенка. Дело в том, что неудачи вызывают отрицательные эмоции, которые будут перенесены на сам труд, поэтому воспитать любовь к труду у детей станет подчас невозможно. Чрезвычайно важно, чтобы предстоящий труд интересо­вал ребенка, вызывал у него положительные эмоции. Именно в этом случае он будет эффективен и в воспитательном отно­шении, и по своим конкретным результатам.

В трудовом воспитании важно и такое правило: начатое дело доводить до конца и выполнить его обязательно хорошо. Если ребенок не доводит работу до конца или выпол­няет ее небрежно, у него чрезвычайно быстро формируются отрицательные привычки, причем они приобретают настоль­ко прочный характер, что остаются на всю жизнь. То, что усвоено в родительском доме, повторится с человеком в соб­ственной семье. Поэтому всегда важно побудить ребенка за­кончить дело, за которое он взялся, и выполнить его как мож­но лучше.

В воспитании трудолюбия у детей важно заметить вы­полненную работу, дать ей оценку. И, конечно, положитель­ную. Ребенок жаждет похвалы, она помогает ему расти, раз­виваться, обретать уверенность в своих силах. Но это не зна­чит, что хвалить надо за любую выполненную работу. Ведь она может быть выполнена и небрежно, тогда уместно пори­цание, но обязательно тактичное. В воспитании любви к тру­ду недопустимы грубость, крик, угрозы. Как только труд превратился в повинность, ничего, кроме отвращения, злости, он вызывать не будет. Из-под палки никто никогда хорошо не работает.

Вместе с тем недопустима и безудержная похвала ребен­ка. Она неизбежно приведет к тому, что у него сформируются негативные мотивы: делать ради похвалы; делать, что­бы тебя отметили, выделили. Такие мотивы — свидетельство меркантильности, бездушия и эгоизма. В связи с этим важно, чтобы родители, положительно оценивая выполненную работу, соблюдали чувство меры, чаще использовали коллективную форму оценки выполненной работы с позиции всей семьи, всячески поддерживали и развивали детскую инициативу.

Мы убеждены, что дети должны не только знать, что мама и папа работают, создают благополучие всем членам семьи, они должны с раннего возраста хорошо усвоить важ­ность родительского труда для всего общества в целом. В этом отношении ничто не может заменить семью.

Список литературы

1. Воспитание школьников в труде/ под редакцией А.А. Шибанова : М.: Педагогика, 1976

2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

3. Концепция трудовой подготовки в системе непрерывного образования. - "Школа и производство", 1990, № 1 с.62

4. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений: - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

5. http://oddom.ru/semia/617653_Trudovoe_vospitanie_detey.html



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.