Консультация для родителей 6–7 лет «Играем в математику»

2
0
Материал опубликован 10 October 2022 в группе

t1666334144aa.jpg



   Математика для детей довольно сложная наука, которая может вызвать трудности во время обучения в школе. Кроме того, далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам. Поэтому развитие у дошкольника интереса к математике значительно облегчит ему обучение в школе. Ведь современная школьная программа довольно насыщенна и далеко не проста. Овладение дошкольником навыками счета и основами математики дома, в игровой и занимательной форме поможет ему в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

   Сейчас имеется огромное количество дидактических пособий для занятий с детьми. Если вы будете заниматься с малышом по какой-нибудь книге, не старайтесь "пройти" её быстрее и обязательно время от времени возвращайтесь к пройденному материалу. Так как память дошкольников ещё очень не устойчива, повторение и тренировка помогут сформировать устойчивые математические представления.

Для занятий с ребенком математикой вам потребуется

- наглядный материал (карточки, картинки, игрушки)

- счетный материал (счетные палочки, орешки, камушки, пуговицы и т.п.)                                       
   Так же можно изготовить геометрические фигуры и силуэты цифр из толстого картона, пенопластовых лоточков, фоамирана, фетра и т.п.

                          t1666334144ab.gif                  t1666334144ac.gif


   Совместное изготовление материала для игр, так же усилит интерес ребенка к занятиям. Знакомить ребёнка с материалом необходимо заранее, чтобы во время занятия малыш не отвлекался на разглядывание новых для него вещей.

   В игры, которые не требуют какого-то специального оборудования или материалов, можно играть в любое время. Во время прогулки или похода в магазин, во время купания, когда вы едете с ребенком в транспорте можно загадывать малышу математические задачки, заниматься счетом или давать ему задания на определение пространственных отношений объектов.

   Маленькие дети значительно лучше усваивают эмоционально воспринятый материал. Поэтому используйте больше игр, считалок и стишков.

   Играть в математику можно и при выполнении повседневных дел.



ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

- Сколько ушей у трёх мышей?

- Сколько лап у двух медвежат?

- У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?

- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

- Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

- На что больше всего похожа половинка яблока?

- На столе лежало 2 яблока, 2 груши и 1 банан. Сколько всего овощей лежало на столе?

- Летели два крокодила. Один красный, другой синий. Кто быстрее долетит?

- Если три дня назад был день, предшествующий понедельнику, то какой день будет послезавтра?

- Когда сутки короче — летом или зимой?

- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (2. остальные сгорели)

- В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (отдать одно яблоко вместе с корзиной).

- На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? ( Нисколько - на берёзе яблоки не растут.)

- На одном берегу утята на другом - цыплята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова?

- Собачка Жучка сказала, что видела на горке Сашу, Петю, Катю. Сколько детей видела собачка?

- Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (вилка.)

- 8 ног, как 8 рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк! (паук.)

- Дети собрали в парке осенний букет. В нем было 5 кленовых, 4 березовых, 2 дубовых, 1 осиновый лист. Со скольких разных деревьев были листья в букете? (С 4 деревьев.)

- Веревку разрезали в 5 местах. Сколько частей получилось! (Получилось 6 частей.)

2 брата нарисовали по 2 рисунка в подарок дедушке. Сколько рисунков получил дедушка? (4 рисунка.)

- Сестра и брат получили по 4 яблока. Сестра съела 3 яблока, брат — 2 яблока. У кого яблок осталось больше? (У того, кто съел меньше.)

- Может ли дождь лить два дня подряд? (Нет, между ними — ночь)

- Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый из мальчиков? (2 часа)

- Сколько яблок поместится в пустую корзинку? (Одно, потом она уже не будет пустой)

- Чем больше из неё берёшь, тем больше становится… Что это? (Яма)

- Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг сахара? (Они равны)

- Мальчик идёт из школы домой 30 минут. За сколько минут эту же дорогу пройдут 3 мальчика? (за 30 минут)

- Мельник пошёл на мельницу и увидел в каждом углу по 3 кошки. Сколько ног на мельнице? (2, ведь у кошек лапы)



ЗАДАЧИ В СТИХАХ

Яблоки с ветки на землю упали.

Плакали, плакали, слезы роняли,

Таня в лукошко их собрала.

В подарок друзьям своим принесла.

Два Сережке, три Антошке,

Катерине и Марине,

Оле, Свете и Оксане,

Самое большое - маме.

Говори давай скорей,

Сколько Таниных друзей? 


С неба звездочка упала,

В гости к детям забежала.

Две кричат во след за ней:

«Не за будь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало?


Внуку Шуре добрый дед

Дал вчера семь штук конфет.

Съел одну конфету внук.

Сколько же осталось штук?


Решила старушка ватрушки испечь.

Поставила тесто, да печь затопила.

Решила старушка ватрушки испечь,

А сколько их надо — совсем позабыла.

Две штучки — для внучки,

Две штучки — для деда,

Две штучки — для Тани,

Дочурки соседа...

Считала, считала, да сбилась,

А печь-то совсем протопилась!

Помоги старушке сосчитать ватрушки.


В рыбьем царстве к осетру

Приплывают по утру

Три молоденькие щучки,

Чтоб ему почистить щечки,

А четыре чебака

Моют брюхо и бока.

Посчитай-ка, детвора,

Сколько слуг у осетра?

В.Кудрявцева

Жили-были у жилета

Три петли и два манжета.

Если вместе их считать

Три да два, конечно, пять!

Только знаешь, в чём секрет?

У жилета нет манжет!

Г.Новицкая

Шесть орешков мама-свинка

Для детей несла в корзинке.

Свинку ёжик повстречал

И ещё четыре дал.

Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке?


Четыре спелых груши

На веточке качалось.

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось?


К серой цапле на урок

Прилетело семь сорок.

И из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей-сорок

Прилетело на урок?



МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РЕБУСЫt1666334144ad.jpg                                  t1666334144af.jpg

t1666334144ae.jpg

 t1666334144ag.jpg

t1666334144ah.jpg



ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЦИФР.

   Часто дети прекрасно считают, но не могут самостоятельно найти цифру, изображенную на картинке. Графический образ - это сложное абстрактное понятие. Развитие абстрактного мышление не простой процесс, как считают детские психологи. И без помощи взрослых здесь не обойтись. Очень часто малыши путают цифры, немного похожие друг на друга, например 6 и 9, 8 и 3, 4 и 7. И эту проблему ни в коем случае нельзя упускать. Крохе нужно помочь разобраться в таких сложных, для его восприятия, графических образах. Малышу будет гораздо легче запомнить цифру, если он сможет найти её сходство с каким-нибудь предметом или животным: 2-лебедь, 8-очки. Если подобрать интересные стихотворения о цифрах, то процесс запоминания будет еще более легким

На что похожа цифра”

Взрослый спрашивает у ребенка, на какую цифру похож тот или иной предмет, а он должен показать соответствующую цифру (очки – 8, неваляшка – 8, крендель – 6 или 9 и т.п.).

"Угадай, что за цифра"

Взрослый читает стихотворение, ребенок должен назвать цифру, о которой шла речь в стихотворении, а затем найти её и показать.

По воде скользит едва,

Словно лебедь, цифра два.

Шею выгнула дугой,

Гонит волны за собой.


Цифра с виду как игрушка -

Неваляшка-погремушка.

Не удариться ей оземь.

Всем понятно - это...


На косу она похожа,

Но косить траву не может –

Не наточена совсем

И не косит цифра…


Что за вишенка, дружок,

Кверху загнут стебелек?

Ты ее попробуй съесть,

Эта вишня - цифра …


На обычный старый стул

Я смотрю в квартире.

Взял его, перевернул, —

Получил …


Циферка на крюк похожа,

Что на автокране.

И на двоечку похожа,

Если вверх ногами.

Картонные цифры”

Для этой игры нужны вырезанные из картона цифры. Малыш закрывает глаза, берет одну картонную цифру и на ощупь угадывает, что же это за цифра.

"Потерянные цифры"

На картоне печатаются цифры от 1 до 9. Затем каждая из них разрезается на две части. Малыш должен их восстановить. Если для него это задание слишком легкое, его можно усложнить, разрезав цифры на 3, 4 или 6 частей.

Что там на спинке”

Ребенок ложится на живот, а взрослый рисует у него на спинке пальчиком цифру. Кроха должен угадать, что же это за цифра.



ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СЧЕТА

«Найди столько же»

Для игры понадобятся счетные карточки с картинками и карточки с цифрами, фишки. Разложите счетные карточки картинками вверх, а карточки с цифрами в стопку. По очереди берите карточки с цифрами. Задача ребенка - найти карточку, с соответствующим цифре количеством предметов.

t1666334144ai.gif

«Угадай-ка»

Для этой игры можно использовать коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку. В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать, под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой 5. Игрок спрашивает: "Под второй?". - "Нет, больше".

«У кого больше?»

В эту игру можно играть вдвоем и втроем. Для игры понадобится кубик с точками. В качестве счетного материала можно использовать пуговицы, шишки, орехи т.д. Положите в вазу или коробку пуговицы (орехи). Теперь по очереди бросайте кубик. Какое число выпадет, столько и берут из вазы предметов. Когда ваза опустеет - подсчитайте, у кого больше.

«Отложи столько же предметов» (счет на слух)

Взрослый ритмично хлопает в ладоши, ребенок закрывает глаза и считает хлопки на слух, затем откладывает столько же предметов.

Вопрос: Сколько предметов ты отложил? Почему?

Усложнение: Отсчитай предметов на 1 больше или на 1 меньше, чем услышишь хлопков.

«Какой цифры не стало?»

Перед ребенком цифровой ряд от 1 до 10. Ребенок закрывает глаза или отворачивается, взрослый убирает одну или две цифры. Открыв глаза, ребенок определяет, какой цифры нет.

«Убираем цифры»

Перед ребенком лежат цифры первого десятка (в начале по порядку, в усложнении вперемешку). Взрослый дает задания о цифрах. Ребенок, догадавшись, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру.

Задания могут быть самые разнообразные

- убрать цифру, которая стоит после цифры 6 (пред цифрой 4);

- убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7;

- убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши;

- убрать цифру, которая встречается в названии сказки о Белоснежке, и т.д.



ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ И НА ПЛОСКОСТИ

«Самолеты на посадку»

Перед ребенком лист бумаги и маленький самолетик (из картона или игрушки) в центре листа.

Задания: Самолет летит в правый верхний угол. Где самолет?

      Самолет полетел в центр листа. Где самолет?

      Самолет пролетел через нижний левый угол и приземлился в правом нижнем углу.

      И т. д.

«Куда пойдешь и что найдешь?»

Для игры понадобятся любые игрушки. Взрослый раскладывает игрушки в разных местах комнаты: справа, слева, перед ребенком и позади ребенка и говорит:

      Вперед пойдешь – машину найдешь,

      Вправо пойдешь – мишку найдешь,

      Влево пойдешь – матрешку найдешь,

      Назад пойдешь – паровоз найдешь.

      Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?

После этого ребенок должен ответить, куда он хочет пойти и что при этом найти. Для усложнения игры игрушки можно спрятать под ковер или накрыть платком, спрятать в тумбочку.

«Где что?»

Играть можно как дома, так и на улице. Взрослый спрашивает ребенка, где находиться тот или иной объект (облако, красная машина, люстра, книга и т.п.). Ребенок отвечает, где этот объект находится (облако находится наверху/на небе, книга лежит справа от меня на столе)

«Найди игрушку!»

Ребенок выходит из комнаты, тем временем взрослый прячет игрушку. Когда ребенок возвращается, взрослый дает ему инструкцию для поиска игрушки (пройди прямо, поверни налево, посмотри наверх). Для ребенка будет интереснее играть, если поменяться ролями - ребенок - ведущий, а взрослый – игрок.

«Разведчики»

Для игры необходима схема помещения или площадки, где проводится игра. Взрослый прячет игрушку и отмечает на «карте» это место крестиком. Ребенок, опираясь на схему, должен определить, где спрятана игрушка. В следующий раз можно поменяться ролями.

Данная игра формирует у ребенка не только навык ориентирования в пространстве, но и умение работать со схемами, планами, развивает внимание и наблюдательность.

«Графический диктант»

Для игры нужен тетрадный листок в клетку и карандаш. Взрослый дает команды, в какую сторону вести линию (три клетки вверх, две клетки вправо, одна клетка вниз, две клетки влево). Ребенок, выполняя задания, в итоге получает графическое изображение предмета (флажок).

Примечания: Для начала лучше брать листок в крупную клетку, потом можно перейти на обычную клетку.

На первых этапах игры лучше заранее поставить точку или звездочку в том месте, откуда нужно начинать выполнять рисунок. Так ребенку будет легче сориентироваться и рисунок не выйдет за пределы листа.

t1666334144aj.gif



ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ МЕТОДОМ ИСКЛЮЧЕНИЯ.

Для таких задач можно использовать нарисованные картинки, чтобы ребенку было легче понять. Позже, когда он научится представлять, о чем идет речь, можно решать задачки без наглядности.

Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери?

Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка - не в квадратном, и не в круглом аквариуме. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?

Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут?

У Миши три тележки разного цвета: Красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку. В желтой - не юлу и не неваляшку. Что повезет Мишка в каждой из тележек?

Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок?

Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)

Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На каком этаже живет каждый из мальчиков?

Ане, Юле и Оле мама купила ткань на платья. Ане не зеленую и не красную ткань. Юле - не зеленую и не желтую ткань. Оле - не желтую и не красную ткань. Какая ткань, для какой из девочек?

В трех тарелках лежат разные фрукты. Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке. Апельсины не в синей и в розовой тарелке. В какой тарелке лежат сливы? А бананы и апельсины?

Под елкой цветок не растет, Под березой не растет грибок. Что растет под елкой, А что под березой?

Антон и Денис решили поиграть. Один с кубиками, а другой машинками. Антон машинку не взял. Чем играли Антон и Денис?

Вика и Катя решили рисовать. Одна девочка рисовала красками, а другая карандашами. Чем стала рисовать Катя?

Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и шаром. Рыжий клоун выступал не с мячиком, А черный клоун выступал не с шариком. С какими предметами выступали Рыжий и Черный клоуны?

Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды. Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя?

Две машины ехали по широкой и узкой дорогам. Грузовая машина ехала не по узкой дороге. По какой дороге ехала легковая машина? А грузовая?



ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПО ЧАСАМ

Для этого можно сделать муляж часов. Сначала можно сделать обычный циферблат со шкалой. Но цифрами обозначить только часы и оставить только часовую стрелку.

Определять время как

- час,

- чуть больше часа,

- половина второго (или час с половиной),

- около двух,

- два,

- чуть больше двух

- и так далее.

Когда ребенок научится ориентироваться по часовой стрелке совершенно уверенно, можно переходить к работе с минутной стрелкой в пределах одного часа (60 минут), но это можно вести и параллельно.

                           t1666334144ak.gif    t1666334144al.gif

«Во сколько?»

Взрослый задает вопрос «Во сколько мы встаем?» (обедаем, ужинаем, идем в детский сад, ложимся спать и т.п.). Ребенок должен выставить стрелку на часах, обозначив нужное время.

«Определи!»

Для игры нужны часы и карточки со временем (6:00, 8:30, 11.30, и т.п.). Взрослый показывает карточку с обозначением времени, а ребенок ставит часовую стрелку в соответствии карточке.

«Найди правильные часы»

Для игры нужно несколько циферблатов (нарисованных, картонных, настоящих), которые показывают разное время. Взрослый задает ребенку время. Ребенок должен выбрать циферблат, показывающий это время.

«Какое время показывают часы?»

Взрослый выставляет время на часах (на муляже, на настоящих или нарисованных часах). Задача ребенка определить и назвать время, которое показывают часы.

«Распорядок дня»

Для игры нужны карточки с обозначением времени (6:00, 6:30, 7:00, 7:30 и т.д.). Ребенку нужно определить свой распорядок дня и обозначить время, выложив карточки в правильной последовательности.







ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:

https://azbyka.ru/deti/zanimatelnaya-matematika-dlya-doshkolnikov

https://multi-mama.ru/zagadki-na-logiku-dlya-detei/

https://akademiarechi.ru/didakticheskie-igry/chasy/

https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-po-matematike-soberi-kruzhki-k-leksicheskoi-teme-narodnaja-kultura-i-tradici.html

https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-chasiki.html

https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-chasy-i-vremja.html

https://mobilelords.ru/kak-svyazat/kavajnye-risunki-po-kletochkam.html

https://ped-kopilka.ru/photos/photo8782.html














в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.