Консультация для родителей «Кризис трех лет»
Кризис трех лет. (консультация для родителей)
Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным периодом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным.
Кризис трёх лет — (греч. krisis - решение, поворотный пункт) - возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.
"Кризис трёх лет" - условное понятие в психологии, так как его временные границы не имеют четкости и определяются в период со второго полугодия 3-его до первого полугодия 4-го гг. жизни детей. Возрастной кризис является закономерным явлением в развитии психики ребёнка и в отличие от стабильных периодов длится недолго, примерно несколько месяцев, у разных детей протекает с разной степенью выраженности и интенсивности.
Л. С. Выготский назвал семь наиболее ярких особенностей поведения ребёнка в период кризиса трёх лет "семизвездием симптомов". Рассмотрим эти симптомы более подробно.
1 симптом - ярко выраженный негативизм - Вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Ребенок отказывается делать, то что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом.
При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию.
При непослушании он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого.
Главный мотив – сделать не так, как просят, а наоборот.
Негативизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей. С остальными он может быть послушным и покладистым.
2 симптом - упрямство (ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел).
Ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, то есть это реакция не на предложение, а на собственное решение.
При упрямстве ребенок противоречит только потому, что не хочет отступать от своего слова.
Ребенок делает наперекор другим потому, что это он так сказал, и это он не хочет менять своих решений.
3 симптом – строптивость - (капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый). Безлична и не направлена против человека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в его жизни до 3 лет.
4 симптом – своеволие - ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет.
Остальные три симптома встречаются реже:
5 симптом - Бунт против окружающих - (ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно). Поведение ребенка носит протестующий характер. Ребенок находится «в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». Выливается в частые ссоры с родителями.
6 симптом - Обесценивание ребенком личности близких - Обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. В речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное, негативное
7 симптом – деспотизм - Ребенок изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было на раннем детстве, когда исполнялись все его желания. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе.
Специалисты по детской психологии, описывающие симптомы этого кризиса, подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, за эмансипацию своего «Я». Ребенок все чаще произносит: «Я-сам», что говорит о стремлении к самостоятельности, автономности. В этот период происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка. Появляется «гордость за достижения», ребенку требуется одобрение, похвала взрослого. Признание окружающих меняет чувства ребенка- переживание успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого.
Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса. Это яркое проявление ребенка в самоутверждении. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманной, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.
Л. С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса "скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме". Положительными личностными приобретениями детей на данном этапе развития является становление нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие активности, волевых качеств, установление со взрослыми новых и более глубоких отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности, в которой велика значимость положительной оценки родителями личных достижений, успехов детей.
Однако иногда кризис трёх лет может протекать без каких-либо явных негативных проявлений. Мнение о том, что это может как-то негативно сказаться на психическом развитии или становлении личности, ошибочно. В кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Появление таких качеств, как воля, самостоятельность, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе.
Некоторые особенности проявления кризиса З-х лет
*Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
Как правило, фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
упрямства в более старшем возрасте- тоже вещь вполне нормальная.
*Пик упрямства приходится на 2.5-3 года жизни.
*Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
*Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
*В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у
детей по 5 раз в день. У некоторых- до 19 раз!
*Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться
и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном «
упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования
ребенком своими родителями.
*Еще не понятно, кто упрямее,- родители, весь день твердящие:
«Ты должен, ты обязан, тебе необходимо…», или ребенок,
упорно протестующий против «обязан», против «должен», хотя бы
в силу того, что это «должен» он просто еще не может выполнить.
Он не созрел для многих наших требований, он только маленький
росточек.
Как преодолеть капризы?
Сначала нужно понять причины капризов и упрямства. Ими могут быть:
Нарушения режима дня.
Обилие новых впечатлений.
Плохое самочувствие во время болезни.
Переутомление (физическое и психическое).
Преодолеть капризы можно, если:
Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку.
Будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя».
Научат ребенка хотеть, т. е. вырабатывать настойчивость в достижении цели.
Будут развивать у ребенка самостоятельность в совместной со взрослыми деятельности.
Что могут сделать родители:
Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.
Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно - взять его за руку и увести.
Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.
Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка.). «А что это там за окном ворона делает?» - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.»
Не считайте ребенка «избалованным» или «испорченным», помните, что это естественный этап его развития.
Как бы Вы поступили?
Если ребёнок не желает есть суп?
(Будете его упрашивать, Создайте игровую ситуацию и предложите покормить котёнка или куклу)
Мы рекомендуем к примеру, ваш ребёнок не хочет кушать, хотя голодный. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед.
Если ребёнок капризничает? мама с малышом в магазине игрушек Ребенок всеми силами пытается "уговорить" маму купить ему понравившуюся игрушку. Мама не планирует эту покупку.
(Будете переживать о том, что подумают окружающие. Вы проявите внимание к ребёнку, возьмите за руку и отведите в сторону, где обстановка спокойнее и постарайтесь переключить внимание: «Смотри, что у меня есть?»)
Вы с ребенком находитесь в переполненном транспорте, не имеете возможности посадить его, держите в руках тяжелую сумку, а в это время ваш малыш начинает кричать и плакать.
Вы моете посуду, ребенок упорно настаивает: «Я-сам», а вы заранее знаете, что он сделает это не качественно, да и вдобавок ко всему может ее разбить.
Войдя в комнату, вы видите, что все игрушки, которыми играл ребенок, разбросаны на полу, уговоры собрать - не действуют. Вы чувствуете, как усиливается ваше недовольство, напряжение.
Хочу напомнить Вам, что кризис - это явление временное. Я желаю Вам понимания и терпения в общении с Вашими любимыми малышами.
Любите своего ребенка таким какой он есть!