Консультация для родителей и педагогов на тему «Подвижные игры в жизни детей младшего дошкольного возраста»
Главной деятельность детей дошкольного возраста является игра. И конечно рассматривая развитие физической активности детей, необходимо обязательно включать игровые элементы в занятия. Подвижные игры являются самым лучшим способом повлиять на всестороннее развитие личности маленького человека, а также повышают показатели физической подготовки, качество движений в процессе занятий. Многие ученые считают подвижные игры основой для работы над физическим развитием ребенка.
По мнению В.В. Гориневского, Е.А. Аркина подвижная игра – незаменимое средство физического воспитания ребенка, пополнения его знания и представления об окружающем мире, развития мышления, ловкости, глазомера, быстроты реакции, подвижности, пластичности, формирования личностных морально-волевых качеств. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых физических и познавательных умений.
В играх у детей развивается интеллект, фантазия, воображение, память, речь. Сознательное выполнение правил игры формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется такие личностные качества, как, активность, честность, дисциплинированность, справедливость. В процессе игры происходит всестороннее гармоничное развитие ребенка.
Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе; в игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, метании, бросании, ловле. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, оказывает благотворное влияние на психическую деятельность
В чем польза подвижных игр для дошкольников?
В младшем дошкольном возрасте постепенно происходит усложнение моторики и координации движений. В повседневной жизни, дети развивают такие навыки как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание. Но подвижная игра значительно повышает уровень владения каждым из этих навыков, также заряжая детей положительными эмоциями. Таким образом, дети не теряют силы, а наоборот накапливают их, за счет положительного отклика.
В ходе подвижных игр дети развивают не только физические навыки, но и улучшают свой интеллект. Подвижная игра учит слушать, выполнять четкие правила, внимательности, согласованности движений с движениями других игроков, а также взаимоподдержке и дружбе.
Такие игры особенно показаны застенчивым деткам, для раскрепощения и возможности проявить себя, найти друзей. В игре малыш забывает о своем стеснении и просто наслаждается действием и успехом, когда все у него получается. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения у ребёнка знаний, и представлений об окружающем мире, развитие мышления и ценных морально – волевых качеств. При проведении подвижных игр можно использовать неограниченные возможности комплексных, разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка.
Варианты подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста: «Воробушкии автомобиль», «Поезд», «Самолёты», «Пузырь», «Солнышко и дождик», «Мой весёлый звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Птички летают», «Мыши и кот», «Лохматый пес», «Наседка и цыплята», «У медведя во бору» и многие другие.
Руководство воспитателя подвижной игрой состоит в распределении ролей в играх. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выбрать водящего и попросить затем объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; он может взять ведущую роль на себя или же выбрать того, кто желает быть водящим. В младших группах роль водящего выполняет вначале сам воспитатель. Он делает это эмоционально, образно. Постепенно ведущие роли поручаются детям.
Этапы развития подвижной игры:
-
- Разучивание игры.
- Повторение подвижной игры.
- Усложнение подвижной игры.
Любая игра начинается с ее разучивания. Воспитатель объясняет детям игровую цель, правила игры, содержание игры (ход игры), распределяет игровые роли. Разучивание игры с детьми младшего возраста дошкольного возраста отличается от разучивания игры с детьми старшего дошкольного возраста тем, что проводиться на основе сюжетного рассказа с использованием большего количества атрибутов для игры. Оно основано на эмоциональных образах героев игры, которые позволяет вызвать у ребенка непосредственный интерес. В процессе разучивания используется эффект подражания ребенка движениям взрослых.
Следующим этапом развития игры является ее повторение, закрепление. На этом этапе происходит упражнение в основных движениях, тренировка движений. Более, высшим уровнем развития игры считается усложнение правил, условий игры, игровых целей, а так же основных движений, используемых в игре. Игры с усложнением правил, целей и движений используются в основном с детьми старшего дошкольного возраста.
Важной характеристикой игры являются игровые правила. П.Ф. Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. Для этого создаются новые упражнения, условия, действия, т.е. вводятся варианты игр. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ребенку действия, с более, повышенными требованиями, способствует сохранению у него интереса к игре. В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребенком правил. Он тщательно анализирует причины их нарушения.
Методика проведения подвижной игры с детьми младшего дошкольного возраста. Для проведения игр с детьми младшего дошкольного возраста необходимо создание правильной предметно-пространственной среды.
Для младшей группы рекомендуются игры с текстом.
Важно научить ребенка действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Успех проведения игры в младшей группе зависит от воспитателя. Он должен заинтересовать детей, дать образцы движений. Ведущие роли в игре педагог выполняет сам или поручает наиболее активному ребенку, иногда готовит к этому кого-то из старших групп. Важно помнить, что водящий только делает вид, что ловит детей: этот педагогический прием используется для того, чтобы не испугать детей и чтобы у них не пропал интерес к игре.
Проведение подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста.
В работе с детьми используются игры рекомендованные программой, затем добавляю игры из других источников, либо из своего опыта. Часто преобразую игру, видоизменяю правила игры, усложняю их: увеличиваю расстояние для бега, метания, высоту прыжков. Выбираю игры, развивающие комплексно у детей, как психофизические качества и основные движения, так и познавательные процессы.
При подборе игр для детей младшего дошкольного возраста руководствуйтесь тем, что подвижные игры должны способствовать следующим задачам:
1.Развитию психофизических качеств детей: скоростных, силовых, гибкости, выносливости, моторных координаций.
2.Накоплению и обогащению двигательного опыта детей, овладению основными движениями.
3.Формированию у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Выводы:
- Подвижная игра имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка: физического, умственного, эмоционального, социального.
- Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
- В подборе игр необходимо опираться на требования и рекомендации основной образовательной программы, по которой работает ДОУ.
- В разучивании игры с детьми младшего дошкольного возраста
целесообразно опираться на сюжетные игровые образы, на образное мышление и воображение детей.
- При проведении подвижных игр нужно учитывать:
- возрастные и психолого-педагогические особенности детей;
- направленность на развитие основных движений и психофизиологических качеств дошкольников;
- сферу интересов и потребностей ребенка;
- постепенное поэтапное усложнение игровых целей, задач, правил и условий игры.
Главная задача для нас, взрослых - научить ребенка играть и поощрять игры, самим участвовать в детских забавах. Ребенок привык воспринимать родителей как серьезных людей, всегда занимающихся какими-то важными делами. А вы удивите его, собрав во дворе или дома его друзей и предложив сыграть в веселую игру. Вы сами, уважаемые родители, получите море удовольствия, не говоря уже о вашем ребенке. Именно участие в игре взрослого наравне с ребенком дает малышу возможность почувствовать, что мама и папа – рядом и им можно доверять.
Подбирайте игры, подходящие возрасту ребенка. Если игра слишком сложная, упростите ее правила. Усложняйте постепенно, старайтесь, чтобы у малыша был стимул стремиться к чему-то большему. Совсем не обязательно, чтобы ребенок все время выигрывал. Этим вы окажете малышу медвежью услугу. Пусть он научится спокойно относиться к поражению в кругу близких людей. Зато потом ему будет намного легче смириться с проигрышами, которые неизбежны в жизни.
В одну и ту же игру можно и нужно играть несколько раз подряд. Давая ребенку возможность вникнуть в суть игры, запомнить правила, и полюбить ее. Но не переиграйте, если ребенок будет играть без удовольствия и под давлением, то ничего хорошего не получится. Когда он узнает несколько игр, то предоставьте ему право выбирать игру. Общая продолжительность подвижных игр составляет примерно 10— 15 мин.
Родители - первые участники игр своих малышей. И чем активнее общение матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается. Родители не только организуют игры, но и сами включаются в детские забавы. Такое участие взрослых приносит двойную пользу: доставляет детям много радости и удовольствия, а папам и мамам дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать его друзьями. Не бойтесь проявлять фантазию, играя с малышом. Желаем успехов! Приятно и с пользой провести время со своими детьми!
Уважаемые родители! Играйте во дворе со своими детьми в подвижные игры и привлекайте в игру других детей. Большое удовольствие и пользу получите вы и ваши дети.
Желаю успехов! Приятно и с пользой провести время со своим малышом!
Список литературы
- Агапова И.А. Подвижные игры для дошкольников/И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: АРКТИ, 2008. – 124 с.
- Громова О.Е. Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
- Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет/Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2003. – 80 с.
Горбачёва Марина Юрьевна
Бойко Светлана Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна
Бойко Светлана Владимировна