Консультация для родителей «Мальчики и девочки — два разных мира»
Консультация для родителей
Мальчики и девочки – два разных мира.
Подготовила педагог-психолог Красильникова З.А.
Сегодня мы попытаемся взглянуть на ребенка с разных сторон, рассмотрим его как индивида: человека со своим, пусть даже маленьким, опытом, своими вкусами и пристрастиями, интересами, своим характером и темпераментом, который по-своему видит, слышит и чувствует. Ведь только познав и поняв, как развивается, растет, мыслит и чувствует ребенок, мы сможем помочь ему найти свое место в этом мире, развить все те прекрасные возможности, которые ему даны природой, компенсировать то, чем природа, увы, его не одарила. А это значит – сделать так, чтобы его детство было по-настоящему счастливым.
Мы с вами знаем, что все дети развиваются по-разному. По-разному идет развитие мальчиков и девочек. Когда мы говорим о девочках и мальчиках, мы – хотим этого или нет – постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Разница проявляется уже с детства. Уже в возрасте до 6 месяцев мальчики лучше реагируют на яркие краски, движущиеся или новые предметы, а девочки на ласковое приговаривание. Мы знаем, что мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, хотя обучаются ходьбе смелее, на 4-6 месяцев позже начинают говорить.
Итак, в любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними. Мальчиков, даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания. С первых лет жизни малыш слышит: «Не плачь, как девчонка!», а малышке твердят: «Не дерись – ты же не мальчик».
Мы с вами имеем представления об особенностях мальчиков и девочек. Для начала проведем небольшой тест и попытаемся ответить на вопросы:
Девочки послушнее мальчиков?
Мальчики агрессивнее девочек?
Девочки чаще защищают слабых?
У мальчиков более аналитический склад ума?
Девочки охотнее делятся своими переживаниями?
Мальчики амбициознее девочек?
Девочки болезненнее воспринимают чью-либо агрессивность?
Мальчики лучше ориентируются на местности?
У мальчиков лучше развивается зрительная память, а у девочек слуховая?
Наверное, каждый из вас, отвечая на предложенные вопросы, не всегда мог точно ответить – так ли это на самом деле? Для того чтобы расширить наши представления о том, какие они мальчики и девочки, мы ознакомимся с различными сторонами особенностей их развития:
Девочки и мальчики…
Мы сами лепим мальчиков и девочек – каждого по своим правилам, - следуя древнейшим традициям. Рождается младенец мужского пола, и мы сразу начинаем растить его мужчиной, отсекая все те проявления, которые нарушают образ мальчика. А если младенец женского пола – лелеем все то, что помогает создать притягательный женский облик. То есть с момента рождения начинается гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе. С самого раннего возраста мы готовим детей к разным психологическим ролям, ориентируем их на разные ценности и жизненные задачи. Отныне и навсегда социально-психологические, культурные, бытовые установки будут направлять мальчика и девочку по разным дорогам воспитания, к соответствующей мужской или женской роли, соответствующему половому самосознанию.
Мальчики |
Девочки |
1. Дальнее зрение 2. Большее пространство 3. Быстрый уход из-под контроля
4. Недолгая концентрация внимания 5. Развито пространственное воображение 6. Более агрессивны 7. Чем больше участников, тем лучше 8. Между собой чаще соревнуются _______________________________________ Азартны, настойчивы. Охотнее идут на контакт с незнакомыми людьми. Отстаивают право лидерства в коллективе. Конфликт предпочитают решать силой. К новеньким относятся с недоверием: сначала нужно завоевать авторитет. |
1. Ближнее зрение 2. Ограниченное пространство 3. Быстрая адаптация к разным условиям, готовность повторять за взрослым 4. Лучшая концентрация внимания 5. Мышление более конкретное и прагматичное 6. Более спокойны 7. Общение в группах из 2-3 подружек 8. Между собой чаще сотрудничают ______________________________________________ Более чувствительны к шуму, выше кожная чувствительность. Быстрее начинают разговаривать, словарный запас богаче. Обожают подражать мамам и бабушкам, любят играть во взрослую жизнь. |
На что же особенно Важно обратить внимание, воспитывая мальчиков и девочек:
Для мальчиков очень важно, ЧТО оценивается в их деятельности, а для девочек - КТО их оценивает и КАК.
Мальчикам нужно больше любви и признания в ответ на то, что они ДЕЛАЮТ. Девочкам нужно больше внимания в ответ на то, что они ЧУВСТВУЮТ.
Мальчики испытывают потребность в том, чтобы окружающих радовали их достижения. Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть.
Мальчикам требуется больше мотивации их деятельности. Девочкам требуется больше помощи.
Мальчик счастлив, если чувствует, что в нем нуждаются. Девочка счастлива, если чувствует, что может получить необходимую ей поддержку.
Мальчик приходит в уныние, когда чувствует, что не в силах выполнить поставленную перед ним задачу. Девочка приходит в уныние, когда чувствует, что помощи ей ждать неоткуда.
На заметку…или чему стоит научиться:
не сравнивать - «рекордные показатели» мальчиков и девочек неодинаковы;
помогать осознавать себя мальчиком или девочкой с гордостью, а не сожалением;
подавать и находить достойные примеры для подражания;
создавать среду для разностороннего гармоничного освоения «гендерной роли»;
пробуждать желание стать «благородным рыцарем» или «истинной леди».
Чего не стоит бояться:
если девочке труднее даются абстрактные понятия;
если мальчик - «плакса», а девочка - «разбойница» — это не навсегда;
если мальчик начинает говорить позже ровесниц-девочек или менее прилежен в обучении;
если ребенок интересуется игрушками «противоположного пола».
Проведя небольшой анализ психолого-педагогического развития мальчиков и девочек, мы пришли к выводу, что очень важно обращать внимание на половые различия в воспитании, обучении, восприятии.
Воспитывая мальчика по-мужски, а девочку в согласии с ее биологическим полом, мы дважды становимся родителями своих детей: по рождению, генетически, и воспитав их как личность, в соответствии с полом. Не станут личностью мальчик или девочка, чей темперамент, пол, другие врожденные индивидуальные особенности игнорируются, а то и подавляются, поскольку почему-то не устраивают родителей.
Истинная мужественность и истинная женственность воспитываются. Их формирование – не побочная, а важнейшая задача воспитания, ключ к будущему счастью наших детей. Только истинно мужественный мужчина и истинно женственная женщина в состоянии полноценно «найти себя» в жизни, способны создать крепкую семью, выполнить свой отцовский и материнский долг в воспитании детей.
Итак, мы с вами пришли к важному выводу: МАЛЬЧИК И ДЕВОЧКА – ЭТО ДВА РАЗНЫХ МИРА и их ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. И если вы уже растите славную дочку, а у вас родился сын, знайте, что во многом вам придется начинать с нуля.
Литература
1. Асмолова А.Т. Психология личности. М., 1983.
2. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 320 с.
3. Бреслов Г.М., Хасан Б.И. Пол и образование. Красноярск, 1995.
4. Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. МГУ, 2000.
5. Каган В.Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. Л., 1988.
6. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб, 1997.
7. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.
8. Мид М. Развитие ребенка. – М., 1968.
9. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 1996.