Консультация для родителей "В мире музыки"
Современный мир настолько сильно пронизан интернет- технологиями, что отрицательно сказывается на здоровье и психофизическом развитии ребенка. С каждым годом в детские сады, не говоря уже о школах, все больше и больше приходит детей гиперактивных, с психосоматическими заболеваниями. Дошкольные учреждения активно внедряют инновационные методы и формы оздоравливания. Наиболее эффективным методом здоровьесберегающей работы с детьми является музыкотерапия-метод, использующий музыкальное содержание для коррекции психоэмоциональной сферы ребенка.
Ребенок, оказывающийся наедине с музыкой, меньше переживает от чувства одиночества, меньше испытывает чувство страха и тревожных ситуаций. С помощью музыки можно проводить развивающий тренинг, способствующий улучшению общего состояния здоровья ребенка.
Еще древнекитайские врачи полагали, что музыкой можно вылечить любые болезни и порой выписывали музыкальные рецепты для воздействия на какой- либо орган. Многие целители использовали соответствие 5 музыкальных элементов пяти внутренним органам( сердцу, печени, почкам, легким и селезенке )для лечение болезни с помощью музыкотерапии. Музыка ,воздействуя на человека ,приводила его в состояние гармонии с природой. Одна из перспективных методик современной музыкотерапии разработана санкт-петербургскими ученым Р.Блаво. "Мозг- это наша биологическая аптека, он сам вырабатывает лекарственное вещество. Надо только ему помочь избавиться от негативной информации".
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка у нас в сердцах!
Что такое звуки?
За окном метель…
Что такое звуки?
По весне капель,
Это струны ливня, это первый гром!
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка живёт во всём.
Нет более благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство...Музыку, подобно речи, дети осваивают с самого раннего возраста. Поэтому, какую музыку слышат дети, к той привыкают и сами ее выражают. Раннее общение дошкольника с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, личностному и физическому развитию малышей. Реагируя на первые музыкальные звуки, ребенок приобретает начальный опыт эмоциональных переживаний, что способствует развитию сферы чувств и формирования мышления. . Многие психологи считают особенно ценным для этого этапа в жизни человека комплексный подход в изучении искусств. Для гармоничного развития необходимо приобщение к трём базовым видам искусства: музыке, живописи, литературе. Самый эмоциональный вид искусства – музыка. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетические чувства. Научившись различать настроения, характер и их смену в музыке, ребёнок пополняет свои представления о чувствах человека в реальной жизни.
Музыка помогает ребёнку осваивать мир человеческих эмоций, чувств, переживаний. Как же музыкой воздействовать на душу ребёнка? Воспитывать нравственную личность через музыкальное искусство нужно целенаправленно, через музыкальную игру. В совместном музыкально–игровом творчестве дети легко и быстро запоминают слова, мотив песни. Музыка раскрепощает их, помогает найти способы конструктивного взаимодействия друг с другом. Особое внимание необходимо уделять изучению и слушанию классической музыки, она благотворно влияет на физиологические процессы детского организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Ритмический рисунок классических произведений оказывает положительное влияние на работу сердечно–сосудистой системы, а значит, и на весь организм в целом. Ребёнок лучше засыпает под звуки классической музыки, а у детей, занимающихся продуктивными видами деятельности, улучшается работоспособность.
Общепризнано: семья или способствует музыкальному развитию ребёнка, или тормозит его. Это зависит от особенностей культуры каждой семьи. Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад – это первый внесемейный социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее музыкальное развитие дошкольника. Основная проблема во взаимодействии с семьёй – непонимание родителей значения музыкального воспитания детей.
К совместной музыкальной деятельности необходимо приобщать ребёнка с ранних лет, играть с ним, доставлять ему радость. Учите малыша слушать музыку и слышать ее внутренний голос, т.к. это основа музыкального воспитания.
Шумит океан, и мурлыкают кошки,
Гудят и летают по небу букашки,
Звенят колокольчики, чашки и ложки,
И слышится пение многоэтажки.
И кружка, и мушка, травинка и колос
Имеют, имеют, имеют свой голос.
Хорошо, если у ребёнка есть любимая музыка, и он просит повторить её ещё и ещё, а также любимые музыкальные инструменты, на которых он с удовольствием играет. Интерес, внимание, любовь к музыке помогают развивать музыкальную память, слух, чувство ритма – основу музыкальности. Очень важно, чтобы ребёнок просил родителей спеть ему ту или иную песенку, повторить ту, которая ему больше всего нравится, подпевал взрослому, играл в игры, в которых звучит музыка. Взрослые порой сами лишают ребёнка радости слышать многие звуки природы, музыки, речи, вырабатывают привычку громко разговаривать, кричать. Крикливая речь и крикливое пение портят голосовой аппарат малышей. Ребёнок громко поёт, даже кричит, голос его дрожит, напряжён, а взрослые поощряют его, радостно хлопают. Похвалили, и малыш старается петь ещё громче, а песни-то уже нет, нет мелодии, он её перекричал и уже не слышит что поёт. Ребёнок не справился с песней не потому, что от природы не музыкален или ещё мал, это наша громкая речь, оглушительное звучание аудио– и видеотехники научили его механически подражать услышанному и не научили прислушиваться.
Что же происходит, если дома музыка звучит часами? И не только весёлая или грустная, а песни, исполняемые ансамблями, группами в стиле рок, рэп и т.д. – громкие, ритмичные, агрессивные и отнюдь не для детей. Ребёнок от такой музыки становится возбуждённым, раздражительным, агрессивным. Он плохо ест, хуже засыпает. Такое долгое, громкое звучание вырабатывает негативное отношение к музыке вообще, формирует рефлекс самозащиты – ребёнок учится не слышать музыку, не обращать на неё внимание и, как результат, не хочет вслушиваться, а следовательно и понимать «хорошую» музыку. Громкое, продолжительное звучание портит нервную систему малыша, его слух: ребёнок уже не слышит выразительные интонации и нюансы музыки.
Что такое музыка?
Это верный друг.
Музыка – это радость,
Звонкий смех вокруг,
Тысяча мелодий, голосов прибой…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка – всегда с тобой!
Наряду с музыкой, применяются и другие возможности, связанные с другими видами искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пластическая драматизация. Так для снятия внутренней напряженности детей надо научить их "мысленно летать" под музыку. Музыкотерапия помогает "шагнуть" из реальности в воображаемый мир причудливых загадочных образов, настроений. Именно в детстве , когда психика очень гибка и пластична, музыкотерапия корректирует возможные отклонения в личностном развитии ребенка, помогает быстро снять умственную усталость, улучшит настроение.
Включение звуков леса, моря, пение птиц, журчание ручья оказывает релаксирующее воздействие на слушателя. Работая с образами музыки, ребенок открывает в себе дремлющие творческие способности, формирует уверенность в себе. Прорабатываются многие психологические проблемы, которые иногда мешают детям общаться друг с другом. Пойте чаще, интонируйте чище, дышите глубже, выражайте эмоции и настроение! С музыкой жизнь более выразительна, эмоциональна и прекрасна! Творите вокруг себя гармонию и берегите музыкальный мир.
ВОЛШЕБНИЦА МУЗЫКА
У старика спросил поэт:
– Что музыка такое, дед?
– Воспоминание она.
В ней юность давняя слышна.
Был задан девочке вопрос,
Она ответила всерьез:
– Похожа музыка на луч,
Окно пробивший из-за туч.
А юноша ответил так:
– Без музыки нельзя никак.
Душа без музыки грустит,
В простор волшебный не летит.
А девушка, пожав плечом,
Сказала: «Музыка – наш дом,
В ней – все родное, все свое.
Во всем дыхание ее».
– Вы правы все, – сказал поэт,
Прекрасен каждый ваш ответ.
Одно хочу я повторить –
Нас учит музыка любить.
Грибанова Наиля Гадельжановна
ФЕДОРОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА