Консультация для родителей на тему «Автоматизация звуков вместе с родителями»
Составитель:
учитель-логопед
Белова Е.Д.
Цель: знакомить родителей с приемами и методами автоматизации поставленных звуков после занятий.
Звукопроизношение детей, занимающихся с логопедом, часто носит характер «кабинетной речи». В присутствии логопеда звуки произносятся чётко, а выйдя из кабинета и попав в привычную домашнюю обстановку звуки в тех же словах ребёнок произносит нарушено, искажённо. Это обозначает, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.
Автоматизировать звук – ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. К данному этапу можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит поставленный звук четко и точно.
Автоматизация звука осуществляется по принципу от простого к сложному и проводится поэтапно:
автоматизация звука в слогах;
автоматизация звука в различных позициях слов (в начале слова, середине, конце);
автоматизация звука в предложениях;
автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
автоматизация звука в текстах;
автоматизация звука в разговорной речи.
Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
Автоматизация звуков – это выработка сложного навыка. Этот навык требует усилий, времени, строгое выполнение домашних заданий.
Нижеперечисленные игры и упражнения можно использовать в качестве домашних заданий или в дополнение к ним.
«Угадай, кто/что это?»
Материалы: картинки или игрушки, в названии которых присутствует закрепляемый звук. Например, при автоматизации звука [Л] можно подобрать картинный материал или такие предметы как лак, лупа, лыжи, лошадка, мыло, калач, булавка, чехол, пенал.
Ход игры:
Назови картинки/игрушки, выделяя знакомый тебе звук чётко и точно.
Послушай описание и догадайся о ком/чём я говорю.
Далее взрослый описывает картинки или игрушки, а ребенок должен узнать, о чём идет речь.
«Чего не стало?»
Материалы: картинки или игрушки, в названии которых присутствует закрепляемый звук (можно использовать те же, что и в предыдущей игре).
Ход игры:
Посмотри внимательно на картинки (предметы). Назови и постарайся запомнить как можно больше картинок (предметов). Закрой глаза, не подсматривай (в это время уберите одну картинку (один предмет)). Открой глаза, посмотри, чего не стало? Игру можно усложнить, убирая несколько картинок или предметов.
«4-ый лишний?»
Материалы: картинки, сгруппированные по разным признакам, темам. Группировать можно по цветам, размерам, лексическим темам (посуда, овощи, фрукты, обувь, одежда, грибы, ягоды и т.д.).
Ход игры:
Посмотри на картинки, и найди такой предмет, который не подходит к остальным. После того, как ребёнок назвал «Лишний» предмет, попросите объяснить свой выбор.
«Что вокруг?»
На мой взгляд, это самая простая и доступная игра, которая не требует никакого специального оборудования, материалов.
Ход игры:
Посмотри внимательно вокруг и назови предметы, в названии которых спрятался знакомый тебе звук.
Желаю успехов!