Упражнения на тему «Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек»
"Автоматизация с использованием мнемодорожек"
Учитель - логопед Акназарова З. Х.
В практике логопедической работе все чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта – общим недоразвитием речи на фоне дизартрии, когда нарушается не только артикуляционно - фонетическая, но и просодическая сторона речи. Поскольку этот дефект связан с органическим поражением центральной и периферической нервной системы, то период его устранения становится довольно продолжительным, особенно на этапе автоматизации поставленных звуков. Нередко процесс коррекционного логопедического воздействия при дизартрии затягивается из – за сопутствующей речевой патологии – ОНР. Когда нарушено формирование основных компонентов речевой системы (лексики, грамматики, фонетики) а также высших психических функций (восприятия памяти, мышления, внимания). Нарушенное внимание препятствует выполнению заданий на основе словесной инструкции. Отстают дети и в развитии мыслительных операций. Без специального обучения они с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, их суждения и умозаключения бедны, часто логически не связаны друг с другом.
Нарушения указанных психических процессов не только снижают эффективность коррекции лексико – грамматических компонентов речи при ОНР, но и замедляют процесс устранения дефектов звукопроизношения на этапе автоматизации при дизартрии.
Существуют разнообразные приемы работы, позволяющие добиться определенных успехов в коррекционной работе по этому направлению. Мнемотехника эффективный прием работы над звуками на этапе автоматизации и дифференциации звуков. Она облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования искусственной ассоциации. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Она не требует дословного запоминания текстовой информации. Ребенок, как и взрослый, воспроизводит текстовые сведения по припоминаемым картинкам. Когда мы слушаем или читаем рассказ, сказку, воссоздающее воображение автоматически переводит слова в зрительные образы и создает связи между зрительными образами.
У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциации, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники. Ведь именно символы и знаки составляют основу звукобуквенного анализа слов, математических представлений. Опора на визуальный образ важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Таким образом, прием символизации - наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации требующей дословного повторения, например в чистоговорках, стихах. При необходимости точного повторения, стихотворного текста, достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
Мнемотехника позволяет ускорять процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков и развивать память через приемы опосредованного запоминания.
Автоматизация свистящих звуков
в чистоговорках и стихах.
В лесу темно, Зайку бросила хозяйка. За-за-за-белая коза.
Все спят давно, Под дождем остался зайка. Зо-зо-зо-вот идет бизон.
Одна сова не спит, Со скамейки слезть не смог - Зу-зу-зу-мы ведем козу.
На суку сидит Весь до ниточки промок. Зы-зы-зы-молоко козы.
И на нас глядит.
Сосны. Цыпленок. Оса.
Ласковым солнцем согреты, Был у курицы птенец- Са-са-са-Прилетела к нам оса.
В острые иглы одеты, Бойкий желтый молодец. Сы-сы-сы-Есть полоски у осы
Сосны стоят у скалы, Он цветы клевал спросонок Сы-сы-сы-Хоботок есть у осы.
Светятся глазки смолы. И чирикал: «Я- цыпленок! Су-су-су-Попросили мы осу:
А когда придет пора, - Са-са-са-Улетай от нас, оса!
Стану я царем двора!»
Сорока. Зоопарк.
Ай да отец! Всем сорока сорок раз В зоопарке жил бизон,
В цирке и на улице Повторила свой рассказ, Зайцы, змеи, зубр и слон.
Весело с отцом, Как гнездо в лесу свила, Козы, резвые, как кони,
И улыбкой светится Как яйцо в гнездо снесла. Ели травку на газоне.
У него лицо. В клетке жили два дрозда
И фазаны без гнезда.
Автоматизация шипящих звуков
в чистоговорках и стихах.
Четыре в комнате угла, У бабушки нашей Кошка в окошке
Четыре ножки у стола Хватает забот: Подушку шьет,
И по четыре ножки Для Тани с Наташей А мышка в сапожках
У мышки и у кошки. И вяжет и шьет. Избушку метет.
Читает им книжки,
Поет перед сном,
Гулять ребятишек
Ведет вечерком.
Внучок Лягушатник.
- К бабушке приехал внучок. В нашей книжке пять лягушек
- Хочешь есть? – покушай супчик, Ни хвостов у них, ни ушек.
Вот огурчик, баклажанчик, Вот лягушка смотрит в книжку,
Видно, дал Господь умишка. Вот лягушка на подушке,
Апельсинчик и бананчик. Вот лягушка чешет брюшко.
Скушал все – наш милый мальчик А вот эти две лягушки-
И улегся на диванчик. Балерины и подружки.
Не шумите! И – молчок!
Отдыхает наш внучок!!!
Автоматизация сонорных звуков
в чистоговорках и стихах.
Вышли мышки как – то раз В небе гром, гроза. Шел баран
Посмотреть, который час. Закрывай глаза. По крутым горам,
- Раз – два – три – четыре! – Грома нет, трава блестит, Вырвал травку,
Мыши дернули за гири. В небе радуга горит. Положил на лавку.
Вдруг раздался страшный звон – Кто ее возьмет,
Убежали мыши вон! Тот и вон пойдет.
Если б дали березе расческу, Дятел на суку сидит, Кот на кресле полежал,
Изменила б береза прическу: Дятел дерево долбил - Уронил на пол журнал,
В речку, как в зеркало глядя, День долбил, два долбил - Съел колбаски полкило
Расчесала б кудрявые пряди, Клювом в небо угодил. И лакает молоко.
И вошло бы у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.
Ехал Грека чер Во дворе – трава, Раз бродил грибник с корзинкой
Видит Грека: в реке – рак. На траве – дрова. Заблудился в трех осинках.
Сунул Грека руку в реку, Дрова на траве, И тропинку потерял,
Рак за руку Греку – цап! Трава – во дворе. И внучка на помощь звал.