Консультация для родителей на тему «Зачем логопед даёт домашнее задание?»
Консультация для родителей на тему «Зачем логопед даёт домашнее задание?»
Многие родители думают, что домашнее задание – это наказание им за какой-то серьезный проступок. Почему? Наступает долгожданная пятница, впереди желанные выходные, но что это в руке весело несет вам ребенок? Тетрадь с домашним заданием! Вы грустно вздыхаете, но на 90% уверены, что обязательно его выполните. Выходных то целых два! Половина родителей вспомнит про тетрадь только в понедельник утром, вторая половина будет помнить о домашнем задании все выходные, и в воскресенье вечером наконец найдет в себе силы и усадит, уже сонного от насыщенных выходных, ребенка за него, ответственно выполняя свой долг.
Зачем же логопед регулярно даёт домашнее задание? Давайте разбираться!
Логопедические задания направлены на закрепление в домашних условиях у детей тех знаний, умений и навыков, которые ребенок приобрел на занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи.
Особая роль родителей при коррекции речевых нарушений заключается в том, что при использовании материала, данного логопедом, они получают возможность закрепить полученные на занятиях речевые навыки и умения в свободном речевом общении.
Логопедическое домашнее задание – это важная часть коррекционного процесса сразу по нескольким причинам:
Помощь логопеду. Если дети на регулярной основе выполняют домашние задания, то они намного быстрее начинают пользоваться в своей повседневной речи поставленными звуками, а также сложными речевыми конструкциями.
Домашние задания играют важную роль в формировании у ребенка различных навыков и умений. В частности, ребенок учится без чьей-либо помощи мыслить, контролировать свои эмоции, быть усидчивым. У него формируется чувство ответственности, он начинает понимать, что выполнение заданий поможет ему начать красиво говорить.
Выполнение логопедических занятий будет полезным и детям, у которых нет проблем в речевом развитии. Занимаясь с ребенком, вы активизируете его лексический запас, совершенствуете грамматический строй и развиваете его связную речь.
Все домашние задания строятся на материале лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на занятиях.
Задания включают в себя основные разделы:
1. Артикуляционная гимнастика, в которую входят упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для постановки отсутствующих звуков, на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности. Гимнастика должна выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день перед зеркалом (чтобы ребенок мог себя контролировать). Нужно добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.
2. Задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко - слогового анализа и синтеза.
3. Лексико–грамматические задания ориентированы на обогащение пассивного словаря, на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, через различные упражнения: на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.
4. Задания по развитию связной речи: рассказы-описания по плану или схеме; по серии сюжетных картинок или по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей на разные темы; заучивание стихов.
5. Задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, прописывание элементов, заштриховывание, рисование, раскрашивание, графические диктанты.
Что необходимо знать и помнить родителям при выполнении задания с ребёнком:
Домашние задания лучше выполнять не в один приём. А разбивать на части (по10-15 минут).
Не следует выполнять задания вечером, особенно перед сном.
Все задания взрослый читает для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка.
Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (раскрашивает, прописывает и пр.) КАРАНДАШОМ под присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь всегда будет чистой и аккуратной.
Контроль за выполнением домашнего задания дает возможность поддерживать взаимосвязь между логопедом, воспитателем и родителями, общей целью которых является эффективная коррекция речи ребёнка и подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.