Консультация для родителей «Ребенок начал заикаться. Что делать?»
Консультация логопеда Груздевой Оксаны Валерьевны
«Ребенок начал заикаться. Что делать?»
Наиболее часто заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет. Это совпадает с периодом активного развития фразовой речи ребенка. Речь в этом возрасте является уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности.
В этот же период у ребенка могут возникать физиологические запинки — итерации, не требующие помощи специалистов, которые проходят самостоятельно. Словарный запас невелик, формы выражения мысли несовершенны, артикуляторные движения недостаточно четкие. Итерации встречаются у 80% детей.
Сравнительная характеристика
физиологических запинок (итераций) и заикания
Итерации | Заикание |
Виды запинок | |
Многократное повторение отдельных звуков, слогов, предложений Прерывание речи молчанием | Многократное повторение отдельных звуков или звукосочетаний Прерывание речи судорогой Напряженное произнесение отдельных звуков |
Причины | |
неравномерное развитие мышления и речевых возможностей ребенка задержка в психофизическом развитии общие недостатки речи неблагоприятное речевое окружение | Нарушение высшей нервной деятельности ребенка острая или хроническая психотравма От запинок несудорожного характера |
Место запинок | |
Определенного места не имеют Проявляются в сложных словах и фразах | В начале фраз, слов, а также на определенных звукахи сочетаниях: т, д, к, тр, пр, стр. |
Устранение | |
Консультации психолога, невропатолога Занятия с логопедом по коррекции речевых нарушений | Лечебно-педагогический комплекс мероприятий, предусматривющий воздействие на нервную систему и организм ребенка в целом Совместная работа невролога, логопеда, родителей, психолога, воспитателей |
Если у ребенок начал заикаться….
Не проявлять беспокойство при ребенке и не обсуждать возникшую проблему.
Жестко соблюдать режим дня.
Избегать ситуаций повышенного психоэмоционального напряжения.
Родителям следить за своей речью. Не перебивать ребенка и не помогать ему договаривать. Не наказывать за погрешности в речи.
Максимально сократить или полностью исключить просмотр телевизора, компьютера и др. гаджетов.
Не критиковать ребенка, не кричать на ребенка.
Чаще проводить с ребенком время.
На время сократить посещение дополнительных секций, кружков.
К ребенку проявлять единые воспитательные требования
С уважением относится к детским страхам и переживаниям. Если страхи выраженные - обратиться к психологу
Больше заниматься развитием общей и мелкой моторики, а также артикуляционной моторики
Ежедневно проводить дыхательную гимнастику
После болезней тщательно соблюдать щадящий общий и речевой режим.
Соблюдение этих правил способствует снижению проявлений физиологических запинок. Если запинки, спотыкания продолжаются необходимо обратиться к неврологу и логопеду.